Рабочая программа по родной (русской) литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Кряжева Любовь Николаевна

Родная (русская) литература в 9 классе введена в школьную программу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnaya_russkaya_liter_9_kl.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Рассмотрено                                   « Согласовано»                                   «Утверждаю»

 на заседании                                 заместитель директора                        директор МАОУ «Байкаловская СОШ»

методического совета                  по учебно-воспитательной работе      _______Е.Д.Кугаевская

школы                                             ___________В.В.Буторина                «10 » августа 2020г.                                                                                                                                                                                                  

«10»августа 2020г.                        «10» августа 2020г                                Приказ №392 от «10» августа  2020г.

Рабочая программа

основного общего образования

учебного предмета «Родная русская литература»

для 9  класса

        

        

        Составил:  Кряжева Любовь Николаевна                                               учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории

2020 год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты                                                                                                                                    воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, ценностям народов России и народов мира;

        формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

        формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

        осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты  

                                                                                                                                                                               умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

        умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

        смысловое чтение;

        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

        смысловое чтение;

        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 

Предметные результаты                                                                                                                                        осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

         понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

         обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

        воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

        развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

         овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

(п. 11.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)

        понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

        понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

        умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

        формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

        понимание авторской позиции;

        восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение.

        Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

        Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.

Изучение предметной области "Родная литература" должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

(п. 11.2 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)

2. Содержание тем учебного предмета

   Древнерусская литература      

Особенности древнерусской литературы.  Жанровое своеобразие.

«Повесть временных лет»

Русская литература XIX века

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Пародия, приёмы пародирования. Пародии в творчестве А.С. Грибоедова

Комедия «Студент»

          А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).  Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Проза. Реализм (развитие понятия).

           «История села Горюхина», «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»

           М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Драматургия М.Ю. Лермонтова. Драма как род литературы (развитие понятия).

              Драма «Маскарад»

            Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир Н.В. Гоголя.

            Пьеса «Женитьба»

          А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). А.Н. Островский и русский театр.

 Пьесы.

          Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Психологизм литературы (развитие понятия).

          Повесть «Село Степанчиково и его обитатели»

    Русская литература XX века

      Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

    И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева»

Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

    М.А. Шолохов «Донские рассказы»

 Из русской поэзии XX века (обзор)

    Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

    Штрихи к портретам:

    Александр Александрович Блок. Образ родины в поэзии Блока.

    Сергей Александрович Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта.

    Владимир Владимирович Маяковский. Новаторство Маяковского-поэта.

    Марина Ивановна Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.

    Анна Андреевна Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

     Борис Леонидович Пастернак. Философская глубина лирики Б. Пастернака.

Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков  (обзор) Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

             А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание».

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,                                            отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема раздела /урока

Кол-во часов

1

Введение

1

Древнерусская литература    

2

Особенности древнерусской литературы.  Её жанровое своеобразие. «Повесть временных лет»      

1

Русская литература XIX века

3

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Пародии в творчестве А.С. Грибоедова

1

4

Теория. Пародия, приёмы пародирования.

1

5

А.С. Грибоедов. Комедия «Студент»

Инсценированное чтение

1

6

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).  Многообразие тем, жанров, мотивов лирики.

1

7

Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Теория. Проза. Реализм (развитие понятия).

1

8

А.С. Пушкин «История села Горюхина»

1

9

А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»

1

10

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Драматургия М.Ю. Лермонтова.

1

11

Теория. Драма как род литературы (развитие понятия). М.Ю. Лермонтов. Драма «Маскарад»

1

12

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

1

13

Художественный мир Н.В. Гоголя.

1

14

Н.В. Гоголь. Пьеса «Женитьба». Инсценированное чтение.

1

15

А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор).

1

16

А.Н. Островский и русский театр. Пьесы.

1

17

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор).

Теория. Психологизм литературы (развитие понятия).

1

18

Ф.М. Достоевский.  Повесть «Село Степанчиково и его обитатели»

1

    Русская литература XX века

19

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.                                                                                                         

1

20

И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева»

1

21

Теория. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

1

22

М.А. Шолохов «Донские рассказы»

1

23

Из русской поэзии XX века (обзор).  Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

1

24

Штрихи к портретам: А. А. Блок. Образ родины в поэзии Блока.

1

25

С. А. Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта.

1

26

 В.В. Маяковский. Новаторство Маяковского-поэта.

1

27

М.И. Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.

1

28

 А.А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

1

29

Б. Л. Пастернак. Философская глубина лирики Б. Пастернака.

1

30

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков  (обзор) Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

1

31

   А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»

1

32

В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»;

1

33

Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»;

1

34

А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...