Презентация "Изобразительно-выразительные средства"
презентация к уроку (9 класс)

Презентация содержит информацию о тропах

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация225.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тропы и фигуры речи.

Слайд 2

Эпитет Сравнение Гипербола Метафора Метонимия Перифраз Ирония Синекдоха Оксюморон Олицетворение Литота Тропы простые сложные

Слайд 3

Тропы- слова или обороты речи в переносном, иносказательном, образном смысле. Слова могут употребляться как в собственном, так и в переносном значении. Например, в выражениях: острый нож, твердый камень, слова «острый» и «твёрдый» употреблены в собственном смысле; в выражениях же острый ум, твердый характер эти же самые слова употреблены в переносном значении.

Слайд 4

Эпитет- художественное определение,ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Отговорила роща золотая Березовым весёлым языком… С. Есенин Ночевала тучка золотая … М. Лермонтов

Слайд 5

Сравнения - слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова: как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д. И стоит, словно зеркало,пруд, отражая свои берега. (И.Бунин) Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана; И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана. (А.Пушкин)

Слайд 6

Метафора (от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Мы пьём из чаши бытия С закрытыми глазами, Златые омочив края Своими же слезами… М.Ю.Лермонтов … Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, закат пылает, стрелка часов…

Слайд 7

Олицетворение- присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Весёлый праздник именин. (А.Пушкин) Руки милой-пара лебедей- в золоте волос моих ныряют. ( С .Есенин)

Слайд 8

Метонимия (от греч. «переименование»)- поэтический троп , замена одного слова (понятия) другим словом (понятием),имеющим причинную связь с первым. С них отражал герой безумный, Один в толпе домашних слуг, Турецкой рати приступ шумный, И бросил шпагу под бунчук. (А.Пушкин) Не то на серебре-на золоте едал . (А.Грибоедов )

Слайд 9

Синекдоха (от греч. «соотнесение»)-разновидность метонимии, перенос значения по количеству – большее вместо меньшего или наоборот. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва спаленная пожаром Французу отдана? (М.Лермонтов) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

Слайд 10

Гипербола ( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления, негодования и т.п. У того- револьверы в четыре курка, сабля в семьдесят лезвий А у этого - рука и ещё рука Да и та за пояс ткнута (В. Маяковский) В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Слайд 11

Литота (от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для изобразительно-выразительных свойств речи. Тучи в клочики, В клочочки - клочишки (В.Маяковский) Мальчик-с-пальчик

Слайд 12

Перифраз (от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок . (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 13

Ирония (от греч. «притворство»)- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Ай, Моська, знать, она сильна, Что лает на слона. (И.Крылов) Откуда, умная, бредешь ты ,голова? (И.Крылов) Гротеск - искажение или смещение норм действительности. Образ Органчика из « Истории одного города» М.Салтыкова – Щедрина.

Слайд 14

Сарказм -злая ,горькая или гневная насмешка. «Размышление у парадного подъезда» (Н.Некрасов) Каланбур -звуковое сходство слов. Наш медик в рот больным без счету капли льет. Однако от того ни капли пользы нет. ( М. Херасков)

Слайд 15

Антитеза Повтор Инверсия Риторическое восклицание Риторическое обращение Риторический вопрос Градация Оксюморон Синтаксические фигуры

Слайд 16

Фигура - изменение «естественного» порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности.

Слайд 17

Антитеза (от греч. «противопоставление»)- сопоставления или противопоставления контрастных понятий и служит для усиления впечатления. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень.(А.Пушкин)

Слайд 18

Оксюморон (от греч. слова «остроумно-глупое»)-сочетает контрастные по значению слова. Свободные рабы, живой труп, оптимистическая трагедия. Таинственно шумит лесная тишина.( И. Бунин)

Слайд 19

Повтор - фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов, синтаксических конструкций и усиливающая выразительность высказывания. -звуковые повторы гласных звуков- ассонанс (красивая- неугасимая) ; неточная рифма с несовпадающими ударными гласными- диссонанс ( розовый – разовый) . -лексико-синтаксические повторы -повторение слова в начале строки – анафора ,в конце строки - эпифора, целого стиха - рефрен. Тороватому боярину слава! И красавице боярыне слава! (Некрасов)

Слайд 20

Градация (от лат. «постепенность»)-слова располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. (А.С.Пушкин) Анафора -повторение слов. Не напрасно дули ветры. Не напрасно шла гроза. ( С.Есенин) Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение предложений. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький)

Слайд 21

Риторический вопрос -фигура,в которой в форме вопроса содержится утверждение,не требующее ответа. Зачем семьи родной безвестный круг Я покидал? Всё сердце грело там… (М. Лермонов )

Слайд 22

Риторическое восклицание (от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит для усиления эмоционального восприятия. Звенит и буйствует природа. Я соучастник ей во всём! (А. Блок)

Слайд 23

Риторическое обращение- стилистическая фигура, состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу, негодование, жалобу, приветствие и пр., обращённых автором к людям , к природе или к самому себе. О Волга! После многих лет Я вновь принес тебе привет. ( Н.Некрасов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные средства защиты. Средства защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты

В доступной форме изложен материал по индивидуальным средствам защиты органов дыхания, кожи и медицинским СЗ....

Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы

Практическая работа: "Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы"...

Угадаешь? Знаешь? Тест Microsoft Excel Электронное контролирующее средство для проверки усвоения теоретического содержания программы «Основы вокального искусства» по итогам первого года обучения учащихся 11-12 лет (контролирующее средство

Данный тест является контролирующим средством для проверки усвоения теоретического содержания программы «Основы вокального искусства» по итогам первого года обучения учащихся 11-12 лет....

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПО СРЕДСТВАМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ.

Дистанционное образование детей-инвалидов в России набирает всё большие обороты, так как позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют инвалидам в получении образования: невозможность пер...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Средства и мимика как невербальные средства общения

Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...