Психология детского чтения
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Ольга Анатольевна Голубцова

 «Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (в условиях реализации ФГОС)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа

практико-теоретического содержания

слушателя курсов

 «Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (в условиях реализации ФГОС)»

Голубцовой Ольги Анатольевны,

учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»,

г. Сергиева Посада, Московской области

Психология детского чтения.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

  1. Введение.

"Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах". Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: "Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера".

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая "немодная" черта характера, "непопулярная". По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду "сладкой" наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

  1. Методика определения «Я концепции».

В связи с этим интересным представляется провести собственное исследование, чтобы выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности конкретной группы учащихся.

Для этого используется методика для изучения социализированности личности учащегося, разработанная М.И.Рожковым.

Учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

1.Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2.Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4.Я умею прощать людей.

5.Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9.Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.Мне нравится помогать другим.

13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.Если   мне   не   нравятся   люди,   то   я   не   буду  с   ними общаться.

15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.Переживаю неприятности других, как свои

17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Учащиеся против каждого номера суждения ставят оценку в бланке для анкетирования.

Обработка полученных данных.

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за  1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за  2,6,10,14,18 суждения.

Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения.

Оценка нравственности по оценкам за  4,8,12,16,20 суждения.

Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств.

Если коэффициент от двух до трех баллов - средний уровень.

Если коэффициент меньше двух баллов - низкий уровень.

Проведенное мной среди учащихся исследование показывает, что социальная активность и социальная автономность современной молодежи гораздо выше, чем их социальная адаптированность и нравственность. Хотя в то же время нельзя говорить и о том, что ребята имеют низкий уровень развития социальных качеств. На мой взгляд, этому во многом способствуют школьные уроки литературы.

  1. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились асоциальными членами общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут "всего и сразу от своих предков". Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. «Ничто, кроме литературы не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. "В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом", - писал он.

Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.

Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл ха преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с "плохо", ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем-то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Известный литератор Илья Иосифович Аркин в своей книге "Уроки литературы в 5-6 классах", предваряя уроки, обращается к учителю литературы с такими словами: "Разумеется, школа, учитель не всевластны. Но единственное, что в наших силах, - начинать всерьез, профессионально, а не дилетантски учить ребят, образовывать их сердце и ум, художественную интуицию и читательский вкус вовремя. А это значит с самого начала, пока они еще талантливы, пока их глазенки загораются в ответ на пушкинские строки, вести их в писательский мир".

В наше время, когда новомодные технические средства всё сильнее и сильнее вытесняют книгу, как источник знания, я пытаюсь убедить своих учеников, что книга - это не только кладезь мудрости, но и верный, надёжный друг.

Однако, прежде чем научить ребёнка чему-либо, "дать задание прочитать произведение", его нужно УДИВИТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, ЗАИНТРИГОВАТЬ. Только тогда он захочет открыть для себя новое, не побоится "толстой книжки", загорится желанием одолеть, прочитать и т.д.

Труднее заинтересовать старшеклассников. Оптимальным считаю давать опережающее задание (провести урок, как учитель, создать, весьма модную сегодня,   презентацию   по  творчеству  того   или   иного   поэта  или   писателя), провести урок-диспут по произведениям современных писателей, читаемых детьми, литературную гостиную по обсуждению современных зарубежных и отечественных, а также советских фильмов, снятых на материале произведений русской классики. (Например, «Война и мир», «Тихий Дон»). В процессе диалога весьма ненавязчиво могу посоветовать детям обратить свое внимание на то или иное литературное произведение, высказать свое мнение о прочитанном, предложить сравнить наши точки зрения после прочтения книги детьми.

К сожалению, уходит в прошлое некогда очень популярное учебное пособие «Вокруг тебя - Мир». Для меня это способ привлечь к активному(!) чтению не только детей, но и взрослых, потому что в обсуждение проблемы, поставленной на уроке, вовлекаются родители и другие члены семьи. Авторы пособия, выпущенного под эгидой Международного Красного Креста, обращают внимания на те произведения русской и зарубежной классической литературы, которым не уделено должного внимания в рамках школьной программы, но которые иногда совсем по иному позволяют нам взглянуть на творчество того или иного мастера художественного слова, способны затронуть лучшие струны человеческой души.

На мой взгляд, правильно построенная работа по внеклассному чтению учащихся помогает раскрыть все богатство мира художественной литературы. Большинство учащихся на сегодняшний день, к сожалению, практически не читают книги, ограничиваются изучением только произведений, входящих в школьную программу. Следовательно, задача учителя - расширить круг прочитанного, привить ребенку любовь к чтению.

В свете сформулированных проблем, на уроках внеклассного чтения я стараюсь обратить внимание учащихся на святочные рассказы. «Чудесный доктор» А.И.Куприна, «Ангелочек» Л.Андреева, «Про зеленую ёлку и золотой мандарин» О.Иваненко, «Даня» В.Белова и другие. Работу эту веду ненавязчиво, но системно. Вот примеры уроков внеклассного чтения.

Внеклассное чтение. Урок литературы, 6 класс.

Тема:  «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского как святочный рассказ.

Цели:

  • познакомить   учащихся   с   жанровыми   особенностями   святочного рассказа;
  • формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихся;        *
  • нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к наследию одного из самых сложных отечественных писателей;

-        глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.
Оборудование: запись на доске, иллюстрации к рассказу, портрет писателя.

Теория       литературы:       композиция,       элементы       сюжета, характеристика героя, деталь художественного текста.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

1.Беседа с учащимися.

Учитель:

-Близко ли вам слово «рождество»?

-Сравните его с однокоренным словом «рождение».

-С каким событием связано Рождество?

-Что вы ощущаете в преддверии Рождества и Нового года? Каково ваше настроение перед праздниками?

Учитель:

Рождество - это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время "милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди... свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами".

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все - от государя до простых смертных.

Рождество - праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.

-        Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают
любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью
соседствуют горе, нужда и одиночество.

В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа - рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

2. Анализ рассказа.

Учитель:

-        Сегодня мы впервые читаем Достоевского. Его считают самым
"трудным" русским писателем. Почему? Чем так труден Достоевский?

  • Он заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами жизни человека.
  • Труден жизненный путь этого писателя. В молодости он был осужден за революционную работу, приговорен к смертной казни, а потом смертную казнь заменили каторгой. Но тяжкие испытания не сломили Федора Михайловича.

- Сегодня мы с вами поведём разговор о рождественском рассказе Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке". Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, чем рождественский рассказ отличается от сказки и в чём его жанровые особенности.

  • Когда происходят события в рассказе "Мальчик у Христа на ёлке"?
  • Из скольких частей состоит рассказ? О чём каждая из частей?
  • Как изменился бы смысл рассказа, если бы автор не включил первую часть?
  • Какой литературный жанр он бы напомнил? Что изменилось бы - содержание или настроение?
  • А почему автору так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?
  • Как описывается в первой части мир, в котором живут мальчишки? Выделите ключевые слова. (Ключевые слова фиксируются на доске).
  • А как Ф.М.Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Какие образы, слова, характеризующие мир города, можно выделить? (Фиксируем на доске в другой столбик).
  • Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?

-        Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города?

  • Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города?
  • Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества?
  • Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?
  • Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами?
  • Какую ассоциацию вызывает это описание?
  • Как мальчик оказывается у Христа на ёлке? (Зачитывается эпизод со слов: "Пойдём ко мне на ёлку, мальчик..." до слов: "А внизу наутро   дворники   нашли   маленький   трупик   забежавшего   и   замёрзшего   за дровами мальчика...").
  • Сон это или явь?
  • Какие языковые средства использует автор для описания ёлки у Христа? Выделим ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.
  • Зачем автор вводит эпизод "Мальчик у Христа на ёлке"?
  • Что испытывает каждый из вас?
  • Почему рассказ получил такое название?
  • Чем заканчивается рассказ? Как? Каково настроение рассказа?

-        Как писатель помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

3.        Творческая работа учащихся.


Учитель:

Вы отметили, что концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда. Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу "Мальчик у Христа на ёлке".

(Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского "Январь. У камелька" из цикла "Времена года").

4.        Прослушивание написанных учащимися концовок рассказа.

«Сидя за дровами и плача, мальчик услышал шаги проходившей мимо старушки. Она шла по темной улице, сильно прихрамывая на одну ногу. В руках у нее была надломленная палка-опора. Мальчику стало жалко бабушку. Он незамедлительно подбежал к старушке, предложил проводить женщину до дома. Она очень обрадовалась нежданной помощи и согласилась, а когда они добрались до дома, предложила зайти к ней в дом, напоила мальчика чаем. Старушка расспросила замерзшего ребенка о том, что он делал на улице в позднее время один. Мальчик рассказал ей свою историю, а женщина предложила ему остаться. Они жили вместе долго и счастливо, заботясь друг о друге.»

Кудряшов Максим 6 «К»

«Вдруг его лица коснулись чьи-то нежные руки. Когда мальчик открыл глаза, он увидел перед собой женщину лет 35, а сам он лежал на роскошной кровати, одетый в белоснежную рубаху. Женщина мальчику понравилась, она стала ему второй матерью.

Настоящую маму похоронили. Каждый день ходил ребенок на ее могилку.

У женщины, которая его спасла, были сын и две дочки, так что теперь мальчик никогда не был ни голоден, ни одинок».

Бутина Таня 6 «Д»

«Вдруг послышался лай собак, голоса людей. Это какая-то семья шла на городскую елку. Мальчика обнаружила собака этих людей. Он бы умер, если бы его не отвезли в больницу. Там мальчику оказали своевременную медицинскую помощь. А из больницы он попал в приемную семью, в ту самую, где видел куколок в окошке.

.. .Однако же и среди богатых есть добрые люди».

Уразбахтин Руслан, 6 «Д»

  1. Подведение итогов урока.

Учитель:

Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского (святочного) рассказа?

Писатели хотели напомнить людям о самом важном в жизни - о различении Добра и Зла, о милосердии, и при этом без скуки и назидательности.

- В чём особенность рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки?

Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.

Литература. 7 класс.

Тема: Истинные и ложные ценности в рассказе О.Генри «Дары волхвов».

Цель: Совершенствование умения анализировать эпический художественный текст.

Задачи:

1.Определить истинные и ложные ценности в жизни человека.

2. Прививать навыки исследовательской работы.

3.Предоставить возможность проявить творческие способности.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие. Проверка выполнения индивидуального домашнего задания.

Начать сегодняшний урок хотелось бы с такого вопроса:

- Как вы думаете, кому  ставят памятники?

- За что люди удостаиваются такой чести?

- А за что, на ваш взгляд, можно было бы поставить памятник книге?

Сообщение учащегося(с презентацией)

Этот необычный монумент стоит в городе Гринсборо (США): огромная двухметровая каменная книга раскрыта на знаменитом рассказе О.Генри "Дары волхвов". Будущий писатель родился в 1862 году на окраине этого города в Северной Каролине, а "Дары волхвов" - наиболее читаемое и в наше дни его произведение. Ежегодно под Рождество несколько журналов и газет в разных странах мира непременно перепечатывают этот рассказ. Остальное же наследие Уильяма Сидни Портера (таково настоящее имя писателя) на его родине почти забыто, и восемнадцатитомное полное собрание сочинений, включающее около 250 рассказов и один роман, редко снимается с

библиотечной полки.http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/90/89387/89387_html_51b1a92e.jpg

3. Объявление темы и постановка целей урока.

- Сегодня мы попытаемся понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов», поэтому тема нашего урока звучит так: «Истинные и ложные ценности в рассказе О.Генри «Дары волхвов».

- Постарайтесь теперь определить цели урока.

(В конце урока мы должны ответить на вопрос, какие ценности в жизни человека являются истинными, а какие ложными, по мнению писателя).

- В рассказе много необычного, начиная с самой истории его создания, о которой нам расскажет … (сообщение учащегося с презентацией)

Поздней осенью 1905 года О. Генри согласился написать для владельца газеты «Уорлд» Джозефа Пулитцера святочный рассказ. Обещанный срок прошел, а редактор не получил ничего, кроме извинений и отговорок. Наконец, художник, который должен был иллюстрировать произведение, явился в каморку писателя, чтобы ознакомиться с черновиком и понять, что же следует нарисовать. Оказалось, что еще не существует даже черновика. Несчастный иллюстратор попросил хотя бы сообщить ему основной замысел рассказа.

"Я скажу вам, что рисовать, дружище, - ответил писатель. - Нарисуйте бедно обставленную комнатку, типа меблированных комнат, какие сдаются в Вест-Сайде. В комнате один - два стула, комод с выдвижными ящиками, кровать и шкаф. На кровати бок о бок сидят мужчина и женщина. Они говорят о приближающемся Рождестве. Мужчина вертит в руках футлярчик от карманных часов. У женщины роскошные длинные волосы, ниспадающие на спину. Вот и все, что я пока вижу. Но рассказ скоро будет". Однако текста все не было.

 За несколько часов до отправки рождественского номера в печать в жилище О. Генри ворвался редактор. Писатель попросил его прилечь на кушетку, а сам откупорил бутылку шотландского виски и сел к столу, отодвинув черновик другого рассказа. Через три часа рукопись "Дары волхвов" была закончена, а ночью ее набрали. История о молодом муже, продавшем свои часы, чтобы купить набор гребенок в подарок жене, которая продала свои волосы на парики, чтобы купить ему цепочку для часов, переведена чуть ли не на все языки мира.

4.Работа с ассоциациями и словарем.

- Давайте обратимся к названию рассказа. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «дар»? (добро, любовь, подарок, праздник)

- А в толковом словаре Ожегова говорится, что


ДАР, -а, мн. -ы, -ов, м.

1. Подарок, приношение, пожертвование (высок.).

2. Способность, талант.

А еще говорят, что дар есть благословение дающему. Посмотрите, как много значений у этого слова, и, безусловно, автор вкладывал в него свой, особый смысл.

- А кто такие волхвы? (сообщение учащегося)

(Волхвы – это мудрецы, Каспар, Балтазар и Мельхиор, которые принесли дары младенцу Иисусу: золото (знак земного владычества), ладан (знак божественного происхождения и небесной власти)  и смирну (в знак будущего распятия и грядущих мук)

- Кого автор называет волхвами в этом произведении? (Главных героев: Деллу и Джима)

5. Аналитическая беседа. Работа в парах.

- Давайте подробнее познакомимся с героями.

- На парте у вас «кирпичики», на каждом из которых перечислены составляющие жизни Джима и Деллы. У одних – признаки так называемой «прозы жизни», а у других – составляющие  «поэзии жизни».

- Теперь поработайте с текстом произведения и приведите примеры, доказывающие наличие той или иной составляющей в жизни героев, а потом расположите их на наших весах.

«Проза жизни»

- бедные люди: приходится торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником за каждую монетку в 1 цент; не то чтобы вопиющая нищета, но красноречиво молчащая бедность;

-доходы и расходы: меблированная квартирка за 8 долларов в неделю; 15 раз упоминаются суммы доходов и расходов; доходы Джима упали с 30 до 20 долларов в неделю;

-убогое жилище: квартира на верхнем этаже; кнопка звонка, который не работает; табличка на двери потускнела; ящик для писем, в щель которого не поместится ни одно письмо; трюмо с узкими створками, старенькая кушетка; ветхий ковёр;

-старая одежда: старенький коричневый жакет; старенькая коричневая шляпка; давно нужно было новое пальто; руки мёрзли без перчаток;

- унылое настроение: уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора; жизнь состоит из слёз, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают;

«Поэзия жизни»

- сокровища семьи: золотые часы Джима и волосы Деллы – сокровища, которым позавидовали бы царь Соломон и царица Савская;

- основные черты характера: скромность и достоинство; гордость;

 -яркие краски жизни: сколько радостных часов она провела, придумывая, что бы такое ему подарить; два часа пролетели на розовых крыльях;

- подарки: платиновая цепочка для карманных часов простого и строго рисунка, пленявшая истинными своими качествами, а не показным блеском; чудесные гребни, настоящие, черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками.

-любовь: когда Джим приходил домой, его неизменно встречал радостный возглас и нежные объятия; никакая причёска и стрижка не могут заставить меня разлюбить мою девочку; никто не мог бы измерить мою любовь к тебе; я не пережила бы, если бы мне нечего было подарить тебе к Рождеству;

- На каждой из чаш сейчас лежит одинаковое количество «кирпичиков». А у каждого из вас на столе «пустой» кирпичик. На нем я предлагаю вам написать название того, чего, на ваш взгляд, не хватает на той или другой чаше весов, и поместить сюда же, объяснив своё решение. Но прежде, чем вы его примете, я предлагаю вам послушать притчу, короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственную премудрость.

Притча о мудреце

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.
       Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.
       И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.
      "Теперь, - обратился мудрец к ученикам,-  я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

  (Учащиеся пишут  название той или иной составляющей, например Музыка необходима нам, потому что именно она учит нас видеть прекрасное, помогает пережить тяжелые моменты жизни, поднимая настроение).

6.Рефлексия

-Посмотрите, какая чаша перевесила? («Поэзия жизни»)

-Как вы думаете, почему так получилось?  (Так получилось потому, что истинная любовь, забота о близком человеке, самопожертвование гораздо важнее, чем материальные ценности).

-Так о каком же истинном даре говорит автор? (О даре бескорыстного желания счастья для ближнего, о даре самопожертвования во имя ближнего).

- Вы абсолютно правы. Можно дарить что-то, даже не имея денег. Главное, делать это от всего сердца, с любовью; подарки ценятся не по дороговизне, а по тому, что в них вкладывает дарящий.

7.Творческая работа учащихся

- Давайте подумаем, что мы могли бы подарить своим близким, например, маме, не имея ни копейки денег. Ведь не стоимость определяет ценность подарка. Закончите, пожалуйста, одно из написанных на листочках предложений, а затем прикрепите к «дереву волхвов».

( Мамочка, я подарю тебе …, чтобы…; Мамочка, я подарю тебе…, потому что…)

(Мамочка, я  подарю тебе улыбку, чтобы ты никогда не грустила. Мамочка, я подарю тебе радугу, чтобы твоя жизнь была яркой и интересной.  Мамочка, я подарю тебе звездное небо, потому что, глядя на него, ты будешь мечтать о чем-то таком же красивом. Мамочка, я подарю тебе свою любовь, потому что ты самый дорогой для меня человек).

8.Подведение итогов урока.

Подводя итог нашим сегодняшним размышлениям об истинных и ложных ценностях, мне хотелось бы сказать вам: «Обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых людей, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок», - ведь именно так закончил свое поучение и мудрец.

9.Дифференцированное домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:

- «Может ли быть богатым бедный человек?»

- «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»

- «Напрасна или оправдана была жертва героев?»

- «Почему автор говорит о героях: «Они и есть волхвы»?»

10. Выставление оценок за урок.

IV.О системе вопросов и заданий.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий.

 В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме "Я нужен людям" (А. Платонов, 7 класс, "Юшка"). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.

  • Нравится ли вам главный герой? (Нет).
  • Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте автора? Почему?
  • Если бы вы такого человека встретили на улице, то:

а)        подали бы руку?

б)        прошли бы молча мимо?

в)        брезгливо усмехнулись бы?

г)        не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?
Картина получается безрадостная.

Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.

  • Что же за человек Юшка?
  • Почему вы "забыли" о его неопрятной внешности?
  • Какая черта его характера выходит на первый план?
  • Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)
  • За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).
  • Разве плохо быть не похожим на других? Почему?
  • А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?
  • Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?
  • Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?
  • Представьте, что он — ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?
  • Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:

Юшка –любит

        - уважает

        - прощает

        - жалеет

 Люди - издеваются

        - унижают

        - оскорбляют

        - ругают, бьют            

-        Можно ли быть таким? (Нет)

  • А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).
  • Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)
  • О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе? (Доброта, искренность, беззлобие).
  • Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро? (Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек - дочь, которая продолжит его дело).
  • Поняли ли люди свою ошибку?

- Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: "Прости нас, Юшка").

- Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?

(Идет беседа о духовной красоте).

  1. Выводы.

Система вопросов и заданий на уроке литературы должна быть рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке должны звучать различные доводы в защиту или обвинение того или героя, неизбежно будет происходить столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?

Работая над проблемой "Нравственное воспитание на уроках литературы", я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы?

Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология детского спорта

Методическое сопровождение при работе с детьми, на этапе ранней спортивной специализации....

Использование арттерапии в работе психолога детского дома

Арт-терапия показалась нам наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники детского дома....

Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий.

Приобщение детей к чтению в условиях современной школьной библиотеки....

Состояние и проблемы детского чтения. Некоторые приёмы приобщения детей к чтению и художественной литературе.

Чтение - один и зважнейших видов речевой деятельности. Как привить любовь к ккнигам? Делюсь некоторыми приёмами....

Учебное пособие: "Проблемы психологии детского развития дошкольный и младший школьный возраст"

Проблемы  психологии  детского  развития  дошкольный  и младший школьный возраст...

Психология детского рисунка

Каким цветом рисует ваш ребенок?...

Особенности работы педагога-психолога Детского телефона доверия

Статья  "Особенности работы педагога-психолога Детского телефона доверия" раскрывает специфику взаимодействия со слушателем детского телефона доверия и особенности оказания психологичес...