Рабочая программа по родной литературе 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Волкова Елена Николаевна

Аннотация

рабочая программа по родной русской литературе  для 7 класса разработана 1 год  согласно учебному плану, соответствующему уровню основного  общего образования.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 5 классов в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

с учетом:

  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
  • «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
  • перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
  • Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, (М., «Просвещение», 2010 )
  • Основной  образовательной  программы основного общего образования МБОУ «Центр образования «Школа-сад №7»;
  • Программы  для общеобразовательных учреждений  « Литература » 5-11 классы (базовый уровень)  под редакцией Коровиной В.Я. и др.«Просвещение», 2012г.
  • Учебного  плана МБОУ «Центр образования «Школа-сад №7»»;

 

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его  функционирования, освоение базовых  понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Программа учебного предмета «Родная литература» в 7  классе  рассчитана на 35 часов (1 час  в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_klassrodnaya_literatura_.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Школа-сад №7»

Приложение № __

к основной образовательной программе

среднего общего образования

Утверждено:

Приказ № __ от _.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной русской литературе

на уровень основного общего образования

7 класс

Рабочую программу составили

 Волкова Е.Н., учитель русского языка и литературы

г. Ханты-Мансийск

2019-2020 учебный год

Аннотация

рабочая программа по родной русской литературе  для 7 класса разработана 1 год  согласно учебному плану, соответствующему уровню основного  общего образования.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 5 классов в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

с учетом:

  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
  • «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
  • перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
  • Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, (М., «Просвещение», 2010 )
  • Основной  образовательной  программы основного общего образования МБОУ «Центр образования «Школа-сад №7»;
  • Программы  для общеобразовательных учреждений  « Литература » 5-11 классы (базовый уровень)  под редакцией Коровиной В.Я. и др.«Просвещение», 2012г.
  • Учебного  плана МБОУ «Центр образования «Школа-сад №7»»;

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его  функционирования, освоение базовых  понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Программа учебного предмета «Родная литература» в 7  классе  рассчитана на 35 часов (1 час  в неделю).


Содержание курса

Русский фольклор (3ч)

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе 

Древнерусская литература ( 2ч)

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции  древнерусской литературы. 

"Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века (2ч)

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

И. И.  Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Литература XIX века (11ч)

Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести. Язык произведения, художественная деталь.

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

Афанасий Афанасьевич Фет. Усадьба в Воробьевке: Фет – поэт, Фет – барин. Исторические факты об усадьбе Воробьевка, хозяйственная деятельности Фета, его творчество в этот период. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

Николай Семёнович Лесков.  Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

А. П. Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор.

Литература XX

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

И. С. Шмелёв  Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Константин Дмитриевич Воробьёв Сложная судьба писателя и основные темы творчества.

Автобиографический рассказ « У кого поселяются аисты»,  Единство  всего живого на земле, Человек и природа. Доброта и отзывчивость. Истоки доброты. Образ автора в рассказе 

«Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным. Сострадание и милосердие в нечеловеческих условиях военного времени. Художественные особенности рассказа.

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. 

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

Тематическое планирование

№/п

Тема

Кол-во часов

Примечания

Введение  

1

Русский фольклор

3

Древнерусская литература

2

Литература XVIII века

2

. Литература XIX века  

11

Литература XX

15

Итоговое занятие. Что читать летом

1

Итого

35


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • Метапредметные результаты
  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».


СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УР

 ______________ /_____________

 «___» _________20__ г.

 _____________ подпись


Календарно-тематическое планирование

№/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

Введение  1ч

1.

Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа.

Русский фольклор 3ч

2

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

3

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

4

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.

Древнерусская литература ( 2ч)

5

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции  древнерусской литературы. 

"Поучение Владимира Мономаха".

6

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века (2ч)

7

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

8

И. И.  Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях Дмитриева.

«Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».

Литература XIX века  11ч

9

Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

10

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

11

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести.

12

Н. В. Гоголь «Нос». Язык произведения, художественная деталь.

13

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

14

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

15

Афанасий Афанасьевич Фет

16

«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

"Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, эта радость

17

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

18

Лесков.  Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

19

Юмористические рассказы А.П. Чехова. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор.

Литература XX

20

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист».

21

И. С. Шмелёв  Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.

22

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе».

23

В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

24

Константин Дмитриевич Воробьёв. Сложная судьба писателя и основные темы творчества.

25

Автобиографический рассказ Воробьёва  « У кого поселяются аисты»,  Единство  всего живого на земле,

26

«К. Д. Воробьёв Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным.

27

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

28

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

29

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества.

30

Е. И. Носов "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. 

31

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Главные герои повести.

32

В. К. Железняков «Чучело» Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

33

В. К. Железняков «Чучело» Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

34

Итоговое занятие.

35

Что читать летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...