Сценарий на день родного языка
материал (8 класс)

Новикова Айсылу Айсеевна

В данном документе предоставленны материалы к проведению открытого урока на День Родного Языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родной язык бесценен для каждого из нас. На родном языке мы говорим наши первые фразы и яснее всего высказываем свои мысли. Это та основа, на которой все люди строят свою личность с мгновения своего первого вздоха, и он то, что ориентирует нас на протяжении всей жизни. Он является способом, с помощью которого можно научить уважать себя, свою историю, свою культуру, и главное, других людей со всеми их особенностями.

21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник еще молодой. Он ведет свою историю с 2000 года, установлен ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Сколько в мире языков? Международная организация ЮНЕСКО насчитывает на планете около 6000 самостоятельных языков. Но эти цифры приблизительны, точное количество никому не известно.

Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

Дата праздника выбрана неслучайно, а в память о страшных событиях, которые произошли 21 февраля 1952 года в столице Бангладеш . В городе Дакке язык коренной народности не был призван официальным. Протестовавшие студенты вышли на городскую площадь в защиту своего родного языка бенгальского диалекта - языка урду, который они требовали признать одним из государственных языков страны. Тогда мирная акция закончилась беспорядками, пакистанская полиция для подавления восстания применила оружие, от пуль полицейских погибли студенты.

После гибели жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения увенчалась успехом.

Впоследствии по инициативе страны Бангладеш (признанной в 1971 году независимым государством) организация ЮНЕСКО провозгласила 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире.

Наша страна не исключение и празднует день языка, как и весь мир. Без сомнения, этот праздник отмечают люди, изучающие родной язык: преподаватели языков и литературы, ученые в области древней и современной письменности, работники библиотек, преподаватели факультетов филологии, студенты профильных вузов и просто люди, увлечённые лингвистикой.

День родного языка –  праздник, который начали отмечать не так давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Зумакулова 

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой  великий язык!

Пикулева

Наша сегодняшняя викторина «Сильное звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности:

«Сперва аз да буки, а потом другие науки»

«Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые, и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «Один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

1 тур: Отборочный

1) Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

2) Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

3) Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

4) Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)

5) В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

6) Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

7) Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).

8) Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

9) Сколько падежей в русском языке? (6)

10) На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

11) Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

12) Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

13) Сколько спряжений у глагола? (2)

14) Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

15) Назовите окончание существительных 1-го склонения? (ж. и м.р.- а, - я)

16) К какому жанру относится «Евгений Онегин»? повесть, роман, поэма.

17) Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

18) Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

19) Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).

20)  В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

21) Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

22) Кто напечатал 1-ю книгу на Руси ? (И. Федоров)

23) Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

24) Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

25) Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

26) Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола.

27) Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)

28) Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

29) На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

30) Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

31) Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

32) Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

33) Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

34) С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

35) Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )

36) Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко)

37) Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )

38) Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

39) Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)

40) Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

42) Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь

43) Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)

44) Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

45) От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

46) Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

47) Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)

48) Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)

49) К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

50) Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

2 тур. (6 участников)

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.

С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т.  Сейчас мы проверим, как вы знаете такие жанры УНТ, как пословицы, поговорки и загадки.

1) Продолжите пословицу: (каждому участнику задается по две пословицы)

- Не спеши языком, …      (торопись делом)

- Одежда лучше новая, ….  (а друзья старые)

- Под лежачий камень …       (вода не течет)

- Волков бояться, …           (так и в лес не ходить)

- Делу время, …                (а потехе час)

- Дерево смотри в плодах, а ….     (человека в делах)

- Человек без друзей, что …              (дерево без корней)

- Маленькое дело, …    (лучше большого безделья)

- Терпение и труд, ….  (всё перетрут)

- Родина-мать, …         (сумей за нее постоять)

- Труд человека кормит, …   (а лень портит)

- Не надобен клад, …     (коли в семье лад)

2) Объясните смысл поговорки (каждый участник должен объяснить две поговорки)

- Как кошка с собакой.

- Съесть вместе пуд соли.

- Дело в шляпе.

- Набрать в рот воды.

- Водить за нос.

- Переливать из пустого в порожнее.

- В час по чайной ложке.

- Лететь на всех парусах.

- Сесть в калошу.

- Легок на помине

- За словом в карман не полезет

- Как снег на голову

3) Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете (за каждую загадку начисляется один балл)

Отвечает тот, кто первый поднимает руку.

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет. (девять)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, - каждый час (стрелки часов)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге ?(гриб)

3 тур (5 участников )

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.

– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?

– Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

Фразеологизмы имеют переносное значение. А теперь давайте посмотрим, что можно представить себе, если понимать фразеологизм в буквальном смысле.

Просмотр слайдов:

  1. Выйти из себя - разозлиться. Два сапога пара
  2. Тянуть кота за хвост
  3. Водить за нос. Море по колено
  4. Сесть в калошу. Щеки горят.

А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим.

Объяснить  значение фразеологизмов.

1.в час по чайной ложке (мало)

2.кривить душой (лгать)

3.себе на уме (хитрить)

4.кожа да кости( худой)

5.раз, два и обчелся (мало)

6. вставлять палки в колеса (мешать)

7.заячья душа (трус)

8.в двух словах ( коротко)

9.куры не клюют (много)

10.зарубить на носу (запомнить)

11.ушки на макушке (внимательно)

12.язык проглотить (молчать)

13.повесить голову (печалиться)

14. клевать носом (дремать)

15.рукой подать (близко)

16.гонять лодыря (бездельничать)

17.во все лопатки (быстро)

18.мастер на все руки (умелец)

19. витать в облаках (мечтать)

20. водить за нос (обманывать)

21. играть первую скрипку(быть главным)

22. идти в ногу (действовать согласованно)

23. стреляный воробей(опытный чел.)

24. бросать слова на ветер( говорить зря)

25. делать из мухи слона(преувеличивать)

26. говорить сквозь зубы (неохотно)

27. избушка на курьих ножках(старое что-то)

28. одна нога здесь, другая там (быстро)

29. спустя рукава (плохо)

30. засучив рукава (хорошо)

4 тур. (4 участника) Конкурс «Синонимы»

подобрать как можно больше синонимов:

идти (шагать, ползти, топать);

трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);

говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить);

красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный);

жилище (дом, хата, общежитие);

смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

5 тур. (3 участника) «Разбор слов по составу». 

Я выдам каждому карточки со словами, жюри проверяет.

1 карточка – про-беж-к-а, сер-ыми, ноч-ева-ть, верн-о, за-рос-ш-ий;

2 карточка – птич-к-а, молод-ых, брос-а-ет-ся, горяч-о, перед-ов-ая;

3 карточка – снеж-к-ом, ран-н-ий, стуч-а-ть-ся, умн-о, за-дум-а-вш-ая-ся;

6 тур. (2 участника)

Задание 1. «Плач предложения» (исправьте речевые ошибки в предложении)

Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над головой.

Писатель нам в своих произведениях показывает простой язык.

Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

      С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.

     Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

     Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

     В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.

     В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

Задание 2.

Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда. Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены данного предложения.

Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что слово дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача ещё маленький, отец привёл его на каток.

Заключительная часть

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туган тел бәйрәме (День родного языка)

21нче февраль- туган тел көне. Әлеге класстан тыш чара 7-8нче классларда үткәрелергә мөмкин....

сценарий "День родного языка"

мероприятие ко Дню  русского языка...

Сценарий праздника "День родной школы"

Вечер встреч выпускников проходит в каждой школе в начале февраля.   В сценарии представлены стихи, поздравления, сценки и конкурсы....

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля -  Международный День родного языка»«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ...

Конспект познавательного развлечения, посвященного Всемирному Дню родного языка "День родного языка"

Познавательное развлечение "День родного языка" предназначено для детей подготовительной к школе группе....

Сценарий праздника "День родного языка"

Сценарий праздничного мероприятия можно применить для проведения завершающего этапа Декады родного языка (Недели родного языка в школе). В сценарий можно добавить блок с награждением активных участник...

Сценарий "День родного языка" для учащихся 7-9 классов

Внеклассное мероприятие   «День  родного языка»  для учащихся 7-9 классов  Цель:познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного язык...