УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.
план-конспект урока (5 класс)

Ахвердян Лусине Ашотовна
Конспекты уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim.vecher_pushkin.docx23.61 КБ
Файл krylov.docx19.88 КБ
Файл mify_dr._gretsii.docx18.17 КБ
Файл skazki.docx16.77 КБ
Файл sochinyaem_skazku.docx13.7 КБ
Файл tom_soyer.docx28.63 КБ
Файл Фрагмент урока17.53 КБ
Файл Фрагмент урока 212.66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А.С.              Пушкина «Зимний вечер».

Цели:

  • Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;
  • Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;
  • Уметь анализировать лирическое произведение.

Задачи:

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
  • Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер» по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.

Оборудования: мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал, видеоролик на стих А.С.Пушкина, романс О. Погудина, композитор М. Яковлев.

Форма урока: урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Ход урока

I. Организационный момент. (Класс разделен на2 группы)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворения «Зимний вечер». (Читают 1-2 ученика)

Учитель ставит оценки за чтение стихов наизусть в журнал.

III. Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихотворения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)

IV. Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика. (Отвечают по группам: сначала первая группа, потом вторая).

Примерный ответ учеников: «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель — ни зги не видно. В комнатушке тепло — потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».


V. Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

- Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).

А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? (Стихотворение — лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).

Работа по группам.

Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

5 вопрос. Определить природу поэтического высказывания в этом стихотворении(Показ конкретной картины - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своем настроении.)


6 вопрос. Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).


7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)


8 вопрос. Что такое композиция? ( 
В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части: В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней частиоптимистическое звучание).

9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого стихотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)


10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворение? 
(Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» написан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей).


11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?

А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

(Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).

-Найдем эпитеты. («вихри снежные», «ветхая лачужка», «путник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

-Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении?(Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной).

-Найдем сравнения. (Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком, то со спутником).

- А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?

(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).

-Найдем олицетворения. (буря кроет, завоет, заплачет)

Для чего они нужны в стихотворении?(Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

- А теперь найдем метафоры: жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)

2. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу А.П. Журавлева.

Слово учителя.

А теперь, ребята, я вас научу, как проводить анализ стихотворения другими методами. Вот, например, существует метод характеристики гласных звуков по их цвету. Автор этой методики - Журавлев. С помощью этого анализа мы сможем увидеть красоту произведения, его тайный смысл, научимся понимать и чувствовать настоящее произведение искусства.

- Записываем в тетрадь. Например, гласный а – обозначает красный цвет, е – темно-зеленый, и – голубой, о– желтый, у - черно-синий, ы – черный, ю – фиолетовый, я – розовый, э – бледно-зеленый.

- Наша задача: посчитать, сколько раз встречается одно и то же гласное.

(Чтобы сократить время, можно самому посчитать и показать классу, какие получились данные):

О – 33

Е – 30

А – 28

И – 15

У – 14

Ы – 4

Я – 4

Ю –2

- В данном стихотворении 81 светлых и 18 темных гласных звуков.

Это говорит о том, что стихотворение несет положительное настроение, оно наполнено добром, светлым смыслом, хотя есть и темные цвета, но это только из-за того, что автор тревожится, печалится и тоскует, а за окном еще и буря.

Преобладание звука «О» свидетельствует о том, что в стихотворении заложен глубокий смысл. Это подтверждается тем, что лирический герой, Пушкин, верит, надеется, что он сможет все преодолеть.

3. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу Б.Ярхо.

- Для этого мы должны с вами посчитать количество существительных, глаголов, прилагательных, т.е., ребята, в этом методе вы должны проявить знания в нахождении частей речи, которые вы изучаете на уроках русского языка. Как видите, русская литература очень тесно взаимосвязана с русским языком.

-Выписываем существительные: буря, мгла, небо, вихри, зверь, кровля, солома, путник, окошко, лачужка, старушка, окно, буря, жужжанье, веретено, подружка, юность, горе, кружка, сердце – всего 21 существительное;

глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит, приумолкла, дремлешь, выпьем, выпьем – всего 10 глаголов;

прилагательные: снежные, обветшалой, запоздалый, ветхая, печальна, темна, добрая, бедная, утомлена, веселей, – всего 10 прилагательных.

Вывод: Таким образом, все эти части речи, которые мы нашли, характеризуют:

  1. Внешний мир (в данном случае зимний вечер во время бури).
  2. Дом (здесь ветхую лачужку).
  3. Няню поэта Арину Родионовну.

Полученные данные показывают, что в стихотворении много существительных. Они…… Но глаголов по сравнению с ними в 10 раз меньше, действия есть, но не так уж много. Ведь автор находится в ссылке, и он ничего не может сделать, он ждет… И к тому же большинство глаголов совершенного вида. Это говорит о том, что действия непродолжительны, все обязательно закончится, придет время (в нашем стихотворении буря закончится, автор обязательно вернется из ссылки).

Прилагательных, как и глаголов 10, их наличие нам говорит о том, что в стихотворении есть описание, а именно описание бури, лачужки, старушки (няни).

Вывод: Таким образом, проанализировав стихотворение методом Ярхо, мы подтверждаем идею поэтического произведения: лирический герой, окруженный холодом, тоской, мечтает о светлом будущем, надеется и верит в него.

Итак, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя.

VI. Домашнее задание.

  1. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
  2. Проанализировать стихотворение по методам А.П. Журавлева, Б. Ярхо в тетрадь.

VI. Подведение итогов урока.

1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

2. Учитель подводит итоги работы групп.

VII. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие в басенный мир И. А.Крылова"

Цели:

1) обобщить знания учащихся о И. А.Крылове;

2) повторить сведения о жанровом своеобразии басни;

3) вырабатывать навык выразительного чтения басни, развивать творчество учащихся;

4)воспитывать любовь к басенному творчеству, развивать умение находить собственные недостатки и исправлять их.

Ход урока:

  1. Слово учителя:

Дети, у нас сегодня необычный урок. Необычность его заключается в том, что мы отправляемся в увлекательное путешествие: мы побываем в басенном мира И. А.Крылова. И. А.Крылов... Имя великого баснописца известно всему миру. Он был одним из первых русских писателей, чье имя узнала Европа. И. А.Крылов был не только баснописцем. Его перу принадлежат гениальные стихотворения, повести, сатирические произведения, немало он и переводил. И все-таки известен он стал прежде всего, благодаря басням. Однажды А. С.Пушкин воскликнул: «Крылов - самый народный поэт, превосходящий всех баснописцев». И как был прав гений. До сих пор так никто и не сумел превзойти Крылова в написании басен.

II. (обращение к портрету).

Перед нами портрет И. А. Крылова, выполненный пером Брюллова. Проницательный и прозорливый дедушка Крылов словно смотрит нам в душу, и его житейская мудрость как бы высвечивает все глубины и тайны нашего внутреннего мира, все наши недостатки, пороки русского человека. Н. В.Гоголь говорил: «В баснях Крылова - вся Русь, в них пахнет Русью». Итак, что же нас ждет сегодня во время путешествия? Мы побываем в литературном клубе, посетим картинную галерею, остановимся на театральной станции, заглянем в кинотеатр, побываем в творческой мастерской, и, возможно, нас ждет сюрприз.

III. Ну, что же, путешествие начинается. Итак, 1 станция - литературная. Мне очень хочется узнать, насколько хорошо вы знаете басни. Сейчас я буду зачитывать вам цитаты из басен, а вы постараетесь угадать их название. Готовы? Начинаем!

1) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней». («Квартет»)

2) «Кумушка, мне странно это, Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей»)

3) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...» («Лебедь, Щука и Рак»)

4) «Как счастье многие находят лишь тем, что на задних лапках ходят...» («Две собаки»)

5) «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»)

6) «Уж сколько раз твердили миру, что лесть глупа, вредна;но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)

7) «Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»

(«Свинья под дубом»)

8) «Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он».(«Слон на воеводстве»)

9) «Мартышка к старости слаба глазами стала…» («Мартышка и очки»)

10) «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум» («Волк на псарне»)

IV. А теперь попробуем усложнить задачу:

я буду начинать читать строку из басни, а вы ее должны будете продолжить.

1) «Чем кумушек считать трудиться…»

(«Не лучше ль на себя кума оборотиться»)

2) «Ай, Моська, знать она сильна…»

(«Что лает на слона»)

3) «Волк, ночью думая залезть в овчарню…»

(«Попал на псарню»)

4) «Свинья под дубом вековым…»

(«Наелась желудей, досыта, до отвала»)

5) "Соседушка, мой свет,

Пожалуйста, покушай ".-

( "Соседушка, я сыт по горло ")

6)«Ты всё пела? Это дело…»

(«Так пойди же, попляши!»)

7) «За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?»

(«За то, что хвалит он Кукушку.»)

8) «Кто виноват, кто прав - судить не нам…»

     

 



Предварительный просмотр:

Уже много лет современные ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие значительное и служащее примером для подражания. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнéе. Миф – не сказка. Миф отождествляет мечту с реальностью. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений. Обо всём этом в видеоуроке «Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки»…

Урок: Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки

1. Введение

Цель урока – понять, что такое миф, чем отличается миф от сказки и познакомиться с мифами Древней Греции о происхождении мира.

Есть на свете прекрасная страна Греция. Но так называем её только мы. У самих греков она зовётся Элладой. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые греки построили прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками  величайшей эллинской культуры. Но есть ещё одно наследие, пришедшее к нам от эллинов. Это мифы о богах и героях, о происхождении мира. Они открывают удивительные страницы жизни этого народа.

Рис. 1. Мифы Древней Греции. Герои Эллады

Что же такое миф?

Миф – произведение устного народного творчества, в котором рассказывается о происхождении мира, о деяниях богов и героев,  а также объясняются явления природы.

Помните: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком. Их в течение многих веков создавал перерабатывал великий художник – греческий народ.

Что же заставляло греческого человека создавать мифы?

Он жил в постоянном общении с природой, отовсюду древним людям грозила опасность: в лесу – звери, с небес – молния, которая грозила пожаром, продолжительные дожди и засухи губили урожай, грозя голодом. Человек пытался приручить стихии, а для этого их нужно было объяснить.  Он всегда хотел знать: почему день сменяется ночью, почему на смену теплу приходит холод, как появился огонь и почему человек смертен. Он пытался объяснить эти стихии, опираясь на свой жизненный опыт. Древний человек считал, что природа – это живое существо. Миф  - это объяснение картины мира на основе знаний и опыта. Миф имеет форму фантастического рассказа. Научная ценность мифа постепенно утрачивалась по мере того, как человек получал новые знания об этом мире. Но поэтическая сторона мифа до сих пор имеет свою прелесть. Мифология Древней Греции нам известна лучше, чем мифология других народов, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом, древнегреческим поэтом,  в поэме «Теогония. Родословная богов», а также в поэтическом цикле «Сказания о героях».

Как же древние греки объясняли происхождение всего живого на Земле? Послушайте.

Происхождение мира и богов. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

… Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи.

…Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, она не знает предела.

Мифология античности – это прежде всего Олимп – гора богов. Эллины поклонялись богам, они создавали их по образу и подобию человека, наделив их красотой, волшебной силой, умением принимать различные образы, а также, самое главное, бессмертием. Они были подобны людям: могли быть добрыми, милостивыми, милосердными, а также коварными, злыми и мстительными.

Рис. 2. Рождение Зевса.

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.

…Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, … прекрасное лицо Зевса….

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Рис. 3. Дж. Романо Олимпийские Боги. Роспись плафона в зале Гигантов .

В чём же сходство мифа и сказки?

Миф - (от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. (Энциклопедический словарь).

Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Энциклопедический словарь).

Вымысел - то, что создано, создается воображением, фантазией. (Энциклопедический словарь).

Миф и сказка – это произведения устного народного творчества, созданные фантазией народа.

В чём же отличие? (Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.)

Сказка это, прежде всего,  интересная история, волшебная или бытовая. А миф это системообразующий вымысел, который призван объяснить что-то глобальное - создание мира, происхождение народа, основы религии.

И главное,  в миф люди верили, а сказка для них всегда оставалась вымыслом.

Итак, мы познакомились определением мифа и сказки. Выяснили, чем отличается миф от сказки, а также познакомились с представлениями древних греков о происхождении мира.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Актуализация знаний

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

II группа. Задание: прочитать по ролям отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

1 группа

2 группа

3 группа

Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Информация о домашнем задании.

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Тема: Р/р В творческой мастерской : сочиняем сказку.

Цели деятельности учителя: совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыки пересказа; повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладеть навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

Алгоритм подготовки к написанию сказки.

Выберите сюжет для волшебной сказки. Не переживайте, если он будет перекликаться с уже известными историями. За счет нюансов, добавленных вами, сказка постепенно станет уникальной. В основу сюжета заложите историю о потере или нехватки чего-либо, что необходимо найти, преодолев некие препятствия. Придумай приключение.

Придумайте героев своей истории. Обязательны в волшебной сказке роли положительного героя, например Иван-Царевич, отрицательного (Змей Горыныч, Баба-Яга), а также помощники положительных и отрицательных персонажей. Также возможно включение в сюжет персонажа, который исправляется и меняется в процессе повествования (был плохим – стал хорошим, ленивый – трудолюбивым и пр.).

Хорошо пропишите характеры героев. Каждый из них должен обладать яркими чертами, определяющими их поведение. Если герои сказки – звери, подберите им соответствующие их внешности и возможностям достоинства и недостатки, наделите некоторыми человеческими чертами.

Перед написанием составьте план вашей сказки.

  1. Обобщение изученного.

СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство или недостача.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).

7. Появление противника.

8. Борьба.

9. Победа.

10. Возвращение героя.

11. Ложный герой.

12. Трудные испытания.

13. Узнавание героев.

14. Указание ложного героя. Наказание его.

15. Счастливый конец (свадьба).

Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.

Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.

  1. Написание сказки.
  2. Информация о д/з.

  1. Рефлексия.


Предварительный просмотр:

УРОК

Тема: Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь городка и приключений друзей. Их смелость, предприимчивость, верность дружбе.

Цель: вызвать интерес к чтению и обсуждению романа; дать понятие о портрете и его роли в художественном произведении; развивать навыки краткого пересказа, умение не упустить главного в пересказе; показать ученикам, что герои повести, отличаются живым воображением, любознательностью, инициативой, душевным благородством; воспитывать стремление уважать людей, видеть в человеке – человека, а не его социальный статус и, конечно же, уметь посмотреть на себя со стороны;

Оборудование: текст повести, портрет Марка Твена, иллюстрации к повести.

Герои книги живы по сей день, они благополучные и счастливые люди.

Марк Твен

Ход урока:

I.Организационный момент

  1. Объявление темы и цели урока

II.Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Инсценировка встречи Робина Гуда с Гисборном (глава 8).

Появляется Том босиком, «вооруженный с ног до головы»: у него деревянный меч, лук и жестяная труба. Он кричит: «Стойте, молодцы! Не показывайтесь из засады, пока я не протрублю!» Выходит Джо Гарпер, так же богато вооруженный. Школьники сразу узнают любимого героя книги М.Твена. После инсценировки ученик читает наизусть концовку главы (последний абзац).

  1. Проблемный вопрос:

Почему мальчики предпочитают быть разбойниками, чем, например, президентом своей страны?

(заслушиваются ответы учеников)

Учитель комментирует: сопоставление президента с разбойниками заключает в себе едкую сатиру. Том и его друзья стремятся ко всему яркому, красочному, чудесному. Их знания и впечатления от жизни невелики. Их окружает однообразная, скучная, серая жизнь горожан. Яркие впечатления дают только книги. Мальчики начитались о приключениях разбойников и играют в них. Том даже назвал себя Черным Мстителем Испанского моря, Гек – Кровавой рукой, Джо – Грозой морей.

III.Работа над темой урока

  1. Слово учителя.

Каждый человек когда-то был ребенком. И великие писатели тоже были детьми. И тоже, наверное, проказничали, гоняли голубей и боялись темноты. Но, вырастая, многие люди забывают о своем детстве, становятся скучными и ворчливыми взрослыми. И тогда детство навсегда уходит в прошлое, а жаль. Хорошо, что некоторые мудрые взрослые (чаще всего писатели) любят сочинять и писать книги. Ну, а мы, читая эти книги, можем хоть немножечко узнать, какою же была их страна далекого детства.

Жил на свете один интересный человек. У него была необычная биография, странное имя и причудливый дом. Но одну треть это был пароход, на другую треть – собор, а в остальном – часы с кукушкой. Любил он сидеть вечерами на «палубе». О чем же думалось ему?

- Ребята, вы уже догадались, что это был… Марк Твен.

И сегодня мы побываем в стране его далекого детства.

Дом у этого человека был необычный, сказочный. А что же необычного в его фамилии? Об этом мы сейчас узнаем.

Рассказывает подготовленный ученик.

Настоящее имя Марка Твена – Сэмюэл Клеменс. В молодости он был лоцман, сам водил большие пароходы по коварным водам изменчивой бурной реки. «Марк Твен! – кричал он, измеряя глубину фарватера, чтобы судно не село на мель. Эти слова в переводе с английского означают «мерка два». Впоследствии это выражение и стало псевдонимом писателя.

Сэмюэл Клеменс родился 30 ноября 1835 года в деревушке Флорида штата Миссури. Ребенок был совсем мал, когда его родители переехали в поселок, расположенный на реке Миссисипи. Там, в Ганнибале, и прошло его детство.

В жизни будещего писателя были и безмятежные дни на островке, который лежит неподалеку от Ганнибала, и озорная радость купания в Миссисипи, и недовольство унылой школой, где учитель так охотно пользовался розгой, и захватывающие приключения, и счастье близости к природе.

Возле Ганнибала находились таинственные пещеры, в которых можно было заблудиться, как заблудились Том и Бекки. Был там и свой индеец Джо. К десяти годам Сэм стал участником всех мальчишеских игр, сорванцом, которому нипочем было переплыть Миссисипи, удрать из школы.

Прелесть богатой и мягкой природы, едва-едва тронутой рукой человека, проникала в душу мальчика с самых ранних лет. Здесь останавливались пароходы, и тогда Ганнибал оживал – дети и взрослые бежали к пристани. И конечно, каждый мальчуган думал, что нет ничего лучше, чем пароходы, нет ничего почетнее работы лоцмана. С 12 лет Сэм начал свою трудовую деятельность. Он работал наборщиком, золотоискателем, репортером, лоцманом на реке Миссисипи. Одна из лучших его книг – роман «Приключения Тома Сойера».

  1. Беседа с учащимися:

- Какие приключения Тома Сойера вам запомнились?

Эпизод бегства мальчиков на остров Джексон.

- Почему мальчики бежали на остров Джексон?

( Мальчики посчитали себя несправедливо обиженными. Мать Джо обвинила его в том, что он выпил сливки, которых он и в глаза не видел. Том «говорил себе, что он одинок, всеми покинут, что никто в мире не любит его». Мальчики решили сделаться пиратами, и Гек охотно присоединился к ним.)

- Что привлекло мальчиков в путешествие на остров?

( Их привлекала таинственность. В своих ответах ученики используют цитаты: «В путь они отправились на плоту, в полночь. Минут 40 мальчики плыли в глубоком молчании… Городок мирно спал… пираты навеки прощались с родными местами». Увлекательным был ужин у костра. Они наслаждались полной свободой: не надо вставать рано утром, не надо ходить в школу, не надо умываться.

  1. Чтение в лицах отрвыка из 8 главы

(от слов «Вдруг Гекльберри спросил: «А вообще что делают пираты? До слов: «Мало-помалу разговор оборвался, и у малентких беглецов начали слипаться глаза…»)

Нужно обязательно обратить внимание учеников на юмор автора. Слова Гека о том, что он не годится в пираты из-за несоответствующей одежды, вызываеют улыбку, потому что Гек серьезно считает это единственным препятствием к тому, чтобы стать пиратом.

Мальчики увлекаются пиратами, а писатель называет их «непоследовательными» пиратами. Почему?

  1. Чтение и комментирование конца 8 главы.

Приход «незваной гостьи – совести».

Учитель продолжает свой рассказ: с этими мыслями, счастливые пираты крепко заснули у потухающего костра. Утром Том был очарован красотой пробуждающейся природы.

Чтение описания природы из 14 главы.

  1. Продолжение беседы с учащимися:

- Как протекала жизнь мальчиков на острове? Как реагировали жители города на исчезновение мальчиков?

( Родные горько плакали, горожане были страшно взволнованы, все искали мальчиков.

Пираты увидели, что их ищут. «По середине реки… плыл… небольшой пароходик… Вокруг пароходика шныряло множество лодок».

Беглецы торжествовали: они герои дня… О них говорит целый город, им завидуют все мальчики… Они гордились той почетной известностью, которая выпала на их долю.)

- Долго ли наслаждались пираты своим безмятежным счастьем и торжеством?

( очень скоро в душу мальчиков закралось сомнение, хорошо ли они поступают по отношению к родным. Они начали тосковать по дому, храбрясь и скрывая это друг от друга. Том решил тайно от друзей навестить тетю Полли. Он увидел, как страдают тетя Полли и мать Джо, узнал, что их считают погибшими и в воскресенье в церкви «отслужат заупокойную службу». Сердце его было переполнено жалостью к тете Полли, и когда она уснула, Том тихо подошел к ней и нежно поцеловал ее в губы. В то же время он возгордился, узнав, что его так любят и хвалят)

- Какое впечатление на мальчиков произвел рассказ Тома о посещении им дома?

( Мальчики возгордились еще больше. Они почувствовали себя героями… НО их торжество длилось недолго. Тоска по дому и родным все нарастала… Джо Гарпер первый пал духом и открыто заявил, что он хочет домой. Гек поддержал его.)

- Как Тому удалось поднять настроение?

( Том предложил мальчикам вернуться в городок в воскресенье, направиться в церковь, чтобы присутствовать на своих похоронах. Эта мысль привела в восторг «пиратов». И в назначенный день и час мальчики, ко всеобщему удовольствию горожан, живы и невредимы явились в церковь на свои похороны.

Комментарий учителя: Именно сцена мнимых похорон мальчиков раскрывает ханжество и лицемерие духовенства. Все в городе знали Тома как первого сорванца, неуемного шалуна, живого и драчливого. Знал это, конечно, и Пастер. Однако в проповеди он изобразил Тома кротким, с привлекательными манерами и редким дарованием.

Мы конечно же улыбаемся когда читаем это строки, так как хорошо помним его поведение, тем более что несколькими строками выше его друзья вспоминают, как «здорово» Том дрался).

Оценка их поступка: Это слишком злая шутка, принесшая много горя и близким и доставившая немало тревог горожанам.

- Почему Том не взял с собой на остров своего брата Сида, предпочтя ему Гека?

( Сид – это пай-мальчик, ябеда и трус, который никак не мог быть другом Тома. Гек близок Тому и по своему благородству и потому, что он один из всех мальчиков пользовался неограниченной свободой и независимостью. Том, как и все мальчики, завидовал Геку, которого никто не заставлял ни умываться, нр одеваться во все чистое, ни ходить в школу и церковь).

  1. Чтение начало 6 главы.

Проснувшись поутру в понедельник, Том… еще тяжелее.

  1. Продолжение беседы:

- Почему Том чувствует себя несчастным при мысли о школе? Чем занимался он на уроках?

( Тому было очень скучно в школе. Уроки проходили неинтересно, и Том нередко опаздывал к началу занятий. Том искал всевозможных развлечений: он рисовал, разговаривал с Беки, вместе с приятелем Джо Гарпером муштровал клеща.

Вывод: Это был неразумный мальчишеский протест Тома.)

- Как реагирует учитель на поведение Тома?

( Педагог не старался вызвать в детях живой интерес к знаниям. Он безжалостно бил учеников за каждую провинность. Когда Том опоздал, сказав, что разговаривал с Геком, «рука учителя трудилась до полного изнеможения, пока не изломались все прутья».За разговоры с Бекки учитель больно схватил Тома за ухо, провел через весь класс на свое место. Когда Том и Джо муштровали клеща, «страшный удар обрушился на плечи Тома и Джо».

Вывод: Порка была обычным явлением в жизни школы. Между учителем и учениками не было ни взаимного уважения, ни доверия, ни доброжелательности. Телесные наказания озлобляли детей).

- Как проводили дети воскресные дни?

( И в воскресные дни дети не имели полного отдыха: их заставляли заниматься в воскресной школе с 9 утра до половины 11. затем начиналось воскрестное богослужение.

…в школе заставляли механически заучивать библейские стихи, за знание которых награждали дешевой библией. Это заучивание лишь притупляло умственные способности детей.)

  1. Слово учителя:

Как же допускало государство существование таких школ? Государство в капиталистическом обществе насаждалось религиозностью, оно не стремилось дать всем хорошее образование, оно заботилось лишь о том, чтобы воспитать людей покорных.

Никто в голоде серьезно не занимался детьми, именно это и заставляет детей искать приключения. Мальчики восхищаются пиратами, о которых читали в книгах. Но вот жизнь столкнула их с настоящим злодеем.

Обратимся к происшествию на кладбище.

- Почему мальчики пошли ночью на кладбище? Свидетелями какой трагедии они оказались?

( Мальчики ночью отправляются на кладбище с целью вывести бородавки при помощи дохлой кошки и оказались свидетелями убийства доктора Робинсона.

Объяснение учителя: церковь внедряла суеверие. Духовенство мешало развитию науки, в частности медицины. Из-за нелепых религиозных предрассудков врачи были лишены возможности изучать анатомию человека на трупах. Это и привело к гибели доктора, оказавшегося ночью на кладбище)

- Почему мальчики молчали, когда в убийстве доктора обвинили Меффа Поттера?

( Они боялись мести индейца Джо и дали клятву никогда никому не рассказывать о том, что видели на кладбище).

- Что заставило Тома нарушить клятву?

( Том и Гек были по натуре честными и благородными. Они испытывали угрезения совести. Мальчики посещали Поттера в темнице. Когда же начался суд над Меффом, Том никак не мог допустить, чтобы осудили невиновного человека и, преодолев чувство страха, явился к адвокату домой и рассказал ему правду. В этом поступке Тома проявилась его душевная чистота, истинное мужество.)

- Как проявились благородство и доброта Тома в его отношении к Бекки?

( когда Беки разорвала страницу в книге учителя – Том взял вину на себя, оградив ее от жестокого наказания. Когда они заблудились в пещере, Том ободрял ее, уверяя, что их найдут, делился с нею последними крохами пирога; не желая волновать девочку, Том скрыл от нее свою встречу с индейцем Джо; он не поддавался отчаянию и все время искал выход из пещеры).

  1. Слово учителя:

М.Твен любит своих героев, понимает их детсткие интересы и рассказывает о них с добродушной улыбкой.

«В жизни каждого нормального мальчика, - писал автор, - наступает пора, когда его обуревает неистовое желание найти зарытый клад. В один прекрасный день такое желание напало и на Тома» (гл26)

  1. Чтение в лицах диалог из главы 26.

От слов: «А вдруг ты найдешь медный котелок…» до слов: «Я бы не хотел быть королем, раз у них даже фамилии нет»)

Комментарий учителя: Почему мы смеемся читая разговор героев книги?

Это смешно, потому что мальчики очень серьезно рассуждают, что делать с бриллиантами, которых у них нет и, конечно, нас смешат представления мальчиков о королях, пренебрежительность тона, с которой говорит Том о монархе.

  1. Продолжение беседы:

- К чему привели поиски клада?

( Мальчики оказались свидетелями того, как индеец Джо в старом заброшенном доме случайно нашел сундук с деньгами и унес его. Они решили узнать, куда Джо спрятал деньги, и стали следить за ним.

Преодолевая чувство страха, Гек, как он и условился с Томом, неотступно следил за индейцем Джо; случайно он узнал о готовящемся покушении Джо на вдову Дуглас. Гек немедленно побежал к дому валлийца сообщить о грозящей катастрофе. Валлиец вместе со своими сыновьями предотвратил кровавое злодеяние.)

- Как относились горожане к Геку до истории с вдовой Дуглас?

( Горожане пренебрежительно относились к бездомному мальчику и даже запрещали своим детям играть с беспризорным оборвышем. Один только Том считал его своим лучшим другом).

- Как изменилось отношение к Финну горожан после спасения вдовы?

( жители города с уважением стали относиться к Геку)

- Какое впечатление произвел на горожан найденный мальчиками клад?

( «многие горожане даже повредились в рассудке…» Почему это произошло? Такая реакция горожан объясняется тем, что для обывателей только деньги составляют смысл жизни. Жизнь горожан протекает скучно и однообразно. Они ничем не занимаются. Не видно, что кто-нибудь из них интересовался книгами, газетами. Это делает жителей города очень ограниченными.)

- Как отнесся Гек к богатству, к деньгам?

(они поделили деньги между собой поровну. Гека тяготит богатство.

Ничего хорошего в этом богатстве нет, - говорил он, - я не люблю, когда мне деньги даром достаются… не хочу я этого богатства).

- Как чувствует себя Гек у вдовы Дуглас, взявшей его к себе на воспитание?

(Гека тяготит и жизнь в доме Дуглас. Он чувствует себя связанным по рукам и ногам.

- Что больше всего любит Гек?

(Ему дорога свобода, поэтому после трехнедельных «страданий» он покидает дом вдовы Дуглас)

- Что же мы ценим в Томе и Геке?

(Том и Гек близки нам своей живостью, изобретательностью, своей любовью к свободе, к природе, презрением к богатству, своим благородством, честностью)

  1. Подведение итогов работы

Заключительное слово учителя:

Автор с большой симпатией теплотой и мягким юмором рисует своих юных героев. Ему нравится их живость, детские шалости, неистощимые выдумки. За этими детскими проказами писатель-гуманист видит отзывчивые добрые сердца, эти шаловливые мальчики способны на самоотверженные поступки.

Добродушно-иронически рассказывая, как мальчики увлекались поисками клада, писатель убеждает нас, что свобода и независимость выше денег и богатства.

Критика пороков американского образа жизни, осуждение ханжества, религиозных предрассудков не дают этому произведению стареть, вызывают живой интерес у современного читателя.

  1. Домашнее задание:

Написать отзыв о книге «Приключения Тома Сойера» или составить кроссворд по книге



Предварительный просмотр:

С того дня, как царевич Эврисфей появился на свет, он был окружен заботой и лаской. Правда ни ума, ни силы, ни храбрости природа ему не дала, но властью одарила не малой. Когда умер Сфенел, еще молодой Эврисфей унаследовал власть отца и стал царем всей Арголиды.

Окруженный толпой придворных, Эврисфей надменно принял Геракла. "Клятвою Зевса,— сказал он,— мне вручена власть над всей Арголидой и, прежде всего, над всеми потомками Персея, среди которых я по происхождению старший. Каждый служит мне, чем может. Тебе боги дали силу, ты будешь служить мне силой. В нашей земле есть славный храм Зевса в Немее. Но в последнее время паломники уже не посещают его с прежним усердием. Их пугает чудовищный лев, избравший себе местопребыванием немейскую рощу. Повелеваю тебе очистить от этого непрошеного гостя землю Немеи. Как изведешь ты это чудовище — твое дело. Но знай, что меч и копье тебе вряд ли помогут, ибо лев этот, порожденный Тифоном и Ехидной, слывет неуязвимым". Молча выслушал Геракл царя Эврисфея, только головой кивнул в знак согласия.

В тот же день, оставив Иолая в Микенах, Геракл пошел в Немею, чтобы свершить свой первый подвиг — убить Немейского льва.

Тишиной и запустением встретила Геракла земля Немеи: на полях росли одни сорняки, виноградники засохли. Так велик был страх перед чудовищным львом, что жители города боялись покидать свои жилища. Попробовал было Геракл узнать дорогу к логовищу льва, но слышал только один ответ: "Лев сам найдет тебя, как только ты войдешь в лес". Не верили люди, что смертный, каким бы могучим героем он ни был, сможет победить ужасного зверя.

Долго искал Геракл по лесистым склонам и глухим ущельям логово льва. Только к вечеру, услышав грозное рычание, исходившее из мрачной пещеры, понял Геракл: час поединка с чудовищем настал.

Медленно, злобно поводя глазами и с силой хлеща себя хвостом по бокам, из пещеры вышел огромных размеров лев. Тот час же три стрелы Геракла пропели в воздухе и отскочили от твердой, как бронзовый панцирь, шкуры чудовища. Лев присел, готовясь к смертельному прыжку, но сын Зевса успел опередить его: как молния мелькнула тяжелая дубинка Геракла и ее сокрушительный удар пришелся прямо в голову зверя. Лев упал, но тут же поднялся и бросился на грудь Геракла. Сомкнулись могучие руки Геракла на косматой львиной шее, сжали, и отпустили только тогда, когда лев уже был мертв.

Туша льва была так велика, что Геракл не захотел нести ее в Микены. Он содрал со льва шкуру вместе с головой, сбросил с плеч старую шкуру киферонского льва, которую он носил с ранней молодости, и надел новую — неуязвимую для копий и стрел шкуру льва Немейского.

С криком разбегались люди при виде Геракла с оскаленной львиной пастью на голове, а царь Эврисфей, забившись дальний угол тронного зала, кричал: "Уходи! Уходи! И впредь не смей приближаться к моему дворцу! Мои приказания тебе будет передавать глашатай!"

4822

Не долго пришлось отдыхать Гераклу после победы над Немейским львом. Уже утром следующего дня Копрей, глашатай Эврисфея, объявил Гераклу, что по приказу царя он должен отправиться к источнику у города Лерны, где в близлежащем болоте засело десятиголовое чудовище — Гидра.

"На этот раз, надеюсь, ты возьмешь меня с собой,— сказал Гераклу Иолай.— Мы поедем туда на колеснице, и я буду твоим возницей".

"Согласен, но с условием: ты будешь только зрителем. Сражаться с Гидрой я буду один на один", — ответил ему Геракл.

Неподалеку от Аргоса выбивался из-под земли источник хрустально чистой воды. Но слабый ручеек не мог пробить себе дорогу к реке или морю и растекался вокруг в низине. Вода застаивалась, зарастала тростником, и долина превратилась в болото. Яркая зелень, всегда покрывавшая болото, манила к себе усталого путника, но едва он ступал на зеленую лужайку, с шипением и свистом выныривала из трясины десятиголовая гидра, обвивалась своими длинными скользкими шеями вокруг человека, затягивала его в болото и пожирала.

Гидра эта приходилась Немейскому льву родной сестрой, таким же чудовищным порождением Тифона и Ехидны. Вечером, когда гидра, насытившись, засыпала, ядовитое дыхание десяти ее пастей вставало над болотом и отравляло воздух. Тот, кто дышал этим воздухом, неминуемо заболевал, долго болел и умирал. Поэтому люди старались не приближаться к болоту, тем более селиться около этого страшного места.

В тот час, когда Геракл и Иолай добрались до Лернейского болота, Гидра была сыта и дремала. Чтобы выманить чудовище из трясины, Геракл стал пускать в середину болота горящие стрелы, зажигая их концы факелом, который держал Иолай. Раздразнив Гидру, он заставил выползти ее из болота. Холодным хвостом, покрытым зловонной жижей, Гидра обвила ногу Геракла и все десять голов разом зашипели вокруг него. Геракл поплотнее завернулся в львиную шкуру, надежную защитницу от ядовитых зубов и змеиных жал, вынул меч и стал рубить одну за одной страшные головы Гидры.

Но едва стекала из раны черная кровь, на месте отрубленной головы вырастали две новые, еще злее, еще ужаснее. Скоро Геракл был окружен словно живым кустом шипящими головами, и все они тянулись к нему, разевая брызжущие ядом пасти.

Геракл не мог сдвинуться с места — одна нога его была в кольце змеиного хвоста, другая увязла в болотной жиже. Его рука уже устала рубить все новые и новые головы Гидры. Вдруг Геракл почувствовал острую боль в правой ноге и, нагнувшись, увидел рака, который клешней впился ему в пятку. Засмеялся Геракл: "Двое против одного? Это не честно! Борьба не равна. Теперь и я имею право позвать друга на помощь! Помоги-ка мне, Иолай! Жги огнем рану, как только мой меч снесет голову этой твари!"

Иолай не заставил себя просить второй раз. Слетела голова Гидры — Иолай прижег факелом рану. И там, где огонь касался обезглавленной шеи, новая голова уже не вырастала. Скоро последняя голова Гидры упала в болото. Но она не хотела умирать. Ее отрубленные головы разевали пасти, поводили злыми глазами и плевались ядовитой черной кровью.

Туловище Гидры и множество ее отрубленных голов Геракл вынес из болота и зарыл глубоко в землю. Затем смочил наконечники своих стрел в черной крови Гидры, и они стали смертельными.

На обратном пути в Микены Иолай спросил своего могучего друга: "Не загордишься ли ты, Геракл, своими победами? Твой прадед Персей, победитель горгоны Медузы, говорил, что смертные гибнут не только от недостатка силы, но и от ее избытка". Геракл только рассмеялся в ответ.

6562



Предварительный просмотр:

Цель:

1) продолжить знакомить с мифами
2) развивать словарный запас, речь, технику чтения
3) учить работать с текстом
4) воспитывать смелость, отвагу, интерес к предмету

Ход урока


Что вы знаете о Геракле?

Первичное чтение текста. Геракл убивает Немейского льва.

Чтение текста про себя.

Понравился ли вам подвиг? Почему?

Словарная работа.

Толкование слов:

Немей — Немейская долина в Греции
Опустошен — разорён, запустение
Логовище — углубление в земле, являющееся жилищем зверя
Дубина — толстая тяжелая палка
Ощупью — исследование, без необходимой подготовки, вслепую
Микены — древний город в Агромеде (Южная Греция)

IV. Работа над содержанием

Чтение текста с остановками.

1. Почему жители Немея не могли спать спокойно?
2. Почему воин с мечом и щитом погибал?
3. Кто попросил Эврисфея заставить убить льва?
4. Почему люди не верили, что он может победить льва?
5. Как встретил лес героя?
6. Как встретил лев Геракла?
7. С чем сравнили стрелу?
8. Помогла ли дубина Гераклу?
9. Почему скрылся лев?
10. Как вошёл Геракл в пещеру?
11. Опишите бой в пещере.
12. Почему царь Эврисфей спрятался в дальний угол дворца?
13. Как он стал носить эту шкуру?
14. Чему вас научил этот подвиг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.

Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...