Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Дорохова Ирина Вячеславна

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrya_6_35.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
_____________________________________________________________
143980, Московская область, город Балашиха, мкр Железнодорожный, улица Калинина, дом 7

 Телефон/факс (495)-527-52-76, 527-61-51, e-mail:  school10zd@mail.ru,  сайт: https://zdschool10.edumsko.ru/

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от______№_____

Руководитель ШМО

___________/____________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________/Костенкова О.Г./

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_________/А.А. Штанова/

Приказ от_________№_______

Рабочая программа 

по предмету

«Родной язык (русский)»

на 2020-2021 учебный год

(базовый уровень)

6 класс

Составитель: Дорохова И.В.

учитель русского языка и литературы

г.о.Балашиха

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса МБОУ СОШ №10 г.о.Балашиха разработана на основе примерной Программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература», и в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 урок в неделю).

Изучение русского родного языка в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Программа будет реализована при помощи учебно-методического комплекса по русскому родному языку О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С.И.Богданова и др. Издательство «Просвещение», 2020 г.

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

 в 6 классе

Раздел 1. Язык и культура (8 ч)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.

Раздел 2. Культура речи (15 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени, в краткой форме.Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

 - осознание эстетической ценности русского родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

     Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.  

  В конце второго года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.  

«Язык и культура»:

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи (в рамках изученного);

- приводить         примеры         национального         своеобразия,         богатства, выразительности русского родного языка (в рамках изученного);

- понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-- культурным компонентом; комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;    

- правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения;

- характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);

- целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках

изученного);  

- регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов.

  «Культура речи»:

- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного);  

- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;  

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;  

- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

- употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);  

анализировать и различать типичные речевые ошибки;  

- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

- редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;  

- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и   особенностей его употребления;  

- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

- использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

 «Речь. Речевая деятельность. Текст»:

- владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;  

- создавать тексты в жанре ответов разных видов;

- уместно         использовать         жанры         разговорной         речи         в         ситуациях неформального общения;

- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.

Календарно-тематическое планирование

тема урока

дата (план)

дата (факт)

способ коррекции программного материала

I. Язык и культура

1.

Краткая история русского литературного языка.

Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

01.09.2020 – 04.09.2020

2.

Диалекты как часть народной культуры.

07.09.2020 – 11.09.2020

3.

Диалекты как часть народной культуры.

14.09.2020 – 18.09.2020

4.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

21.09.2020 – 25.09.2020

5.

Защита проекта по теме «Роль заимствований в русском языке»

28.09.2020 – 02.10.2020

6.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

05.10.2020 – 09.10.2020

7.

Контрольная работа по теме «Неологизмы»

12.10.2020 – 16.10.2020

8.

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

19.10.2020– 23.10.2020

II Культура речи

9.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

26.10.2020 – 30.10.2020

10.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

09.11.2020 – 13.11.2020

11.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

16.11.2020 – 20.11.2020

12.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

23.11.2020 – 27.11.2020

13.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

30.11.2020 – 04.12.2020

14.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

07.12.2020 – 11.12.2020

15.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

14.12.2020 – 18.12.2020

16.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

21.12.2020 – 25.12.2020

17.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

11.01.2021 – 15.01.2021

18.

Контрольная работа по грамматике

18.01.2021 – 22.01.2021

19.

Национальные особенности речевого этикета.

25.01.2021  - 29.01.2021

20.

Национальные особенности речевого этикета.

01.02.2021 – 05.02.2021

21.

Национальные особенности речевого этикета.

08.02.2021 – 12.02.2021

22.

Национальные особенности речевого этикета.

15.02.2021– 19.02.2021

23.

Защита проекта по теме «Этика и речевой этикет».

22.02.2021 – 26.02.2021

III Речь. Речевая деятельность. Текст.

24.

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

01.03.2021 – 05.03.2021

25.

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

08.03.2021 – 12.03.2021

26.

Текст как единица языка и речи.

15.03.2021 – 19.03.2021

27.

Текст как единица языка и речи.

22.03.2021 – 26.03.2021

28.

Текст как единица языка и речи.

05.04.2021  - 09.04.2021

29.

Функциональные разновидности языка.

12.04.2021 – 16.04.2021

30.

Функциональные разновидности языка.

19.04.2021 – 23.04.2021

31.

Функциональные разновидности языка.

26.04.2021 – 30.04.2021

32.

Функциональные разновидности языка.

03.05.2021 – 07.05.2021

33.

Практическая работа по теме «Устное выступление».

10.05.2021 – 14.05.2021

34.

Создание и защита компьютерной презентации.

17.05.2021 – 21.05.2021

35.

Создание и защита компьютерной презентации.

24.05.2021-28.05.2021

Итого:

35 часов

Учебно-методическое обеспечение

Русский родной язык: 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2019.

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

     Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL:  http://gramota.ru/class/istiny  

Академический         орфографический         словарь.         URL:

http://gramota.ru/slovari/info/lop  

Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

Древнерусские берестяные грамоты. URL:  http://gramoty.ru  

Какие бывают словари. URL:  http://gramota.ru/slovari/types  

Кругосвет         –         универсальная         энциклопедия.         URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Лингвистика для школьников. URL:  http://www.lingling.ru    

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs  Образовательный портал Национального корпуса русского языка.

URL:  https://studiorum-ruscorpora.ru

Обучающий         корпус         русского         языка.         URL:

http://www.ruscorpora.ru/search-school.html  

Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru  

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL:  http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/  

Русский филологический портал. URL:  http://www.philology.ru  

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash  

Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su

Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL:

http://doc-style.ru

        Стихия:         классическая         русская/советская         поэзия.         URL:  

http://litera.ru/stixiya  

 Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL:  http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

 Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:

http://etymolog.ruslang.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...

рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...