Цикл уроков по повести Л.Кассиля "Дорогие мои мальчишки". Предмет родная литература.
план-конспект урока (6 класс)

Петрова Лилия Викторовна

Цикл уроков по повести Л.Кассиля "Дорогие мои мальчишки " поможет рассмотреть разные темы: сказка и сказочные персонажи в повести, реальные события , происходившие в годы Великой Отечественной войны в городе Затонске - Саратове. Уроки содержат познавательный краеведческий материал работу со словом и тестовые, проверочные задания 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1

Аркадий Петрович Гайдар  и Арсений Петрович Гай : что общего?

 Урок – сопоставление по книге Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»

Цель урока :

1.Организация усвоения нового материала. Знакомство с произведением  Л.А.Кассиля «Дорогие мои мальчишки», его сюжетом и героями

2. Закрепление  умения анализировать характер персонажа художественного произведения;

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся

3. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности : увлеченности, познавательного интереса

I.  Слово учителя о книге.

 Просмотр  вводной презентации, знакомство с повестью   Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»

II. Сообщение учащихся об А П Гайдаре. Просмотр презентаций, подготовленных учащимися..

Основные события жизни А.П.Гайдара

Родился в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детство провёл в Арзамасе.

В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда еще мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.

Активный участник Гражданской войны.

В 14 лет вступил в ряды Красной Армии. Окончил Киевские пехотные курсы. Был командиром взвода (в 15 лет), роты (в 16 лет). В феврале 1921 года Аркадий закончил Высшую стрелковую школу "Выстрел". Состоял в рядах ЧОН (Части особого назначения) Сибири. В 1924 году уволился из армии вследствие контузий, полученных на фронтах Гражданской войны.

В середине 1920-х годов Аркадий женился на 17-летней комсомолке из Пензы Рувелии Лазаревне Соломянской. В 1926 году в Архангельске у них родился сын Тимур. Спустя 5 лет жена с сыном ушли от него к другому мужчине.

Второй брак Гайдара произошёл в середине 1930-х годов. Он усыновил Женю - дочь своей второй супруги Доры Михайловны. Имена Тимура и Жени будут использованы в повести «Тимур и его команда»

Гайдар начал печататься в 1925 году. Произведение "Р.В.С." оказалось знаковым. Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе.

Литературный псевдоним "Гайдар" расшифровывается как "Голиков АркадиЙ Д'АРзамас" (по подражанию имени Д'Артаньяна из "Трёх мушкетёров" Дюма).

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка"… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты". После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе

Аркадий Гайдар был награжден орденом "Знак почёта" и орденом Отечественной войны I степени посмертно.

III.   Выделим основные части для сопоставления.  Заполним таблицу.

  1. Фамилия, имя, отчество
  2. Педагогическая деятельность – отношение к детям
  3. Участие в Великой Отечественной  войне
  4. Гибель.

Гайдар

Гай

1

Фамилия, имя, отчество

2

Педагогическая деятельность – отношение к детям

3

Участие в Великой Отечественной  войне

4

Гибель.

5

Как сохранилась память о герое

Арсений Петрович Гай – литературный герой в повести Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки». Он был учителем в городе Затонске и вместе с учениками — Капитоном Бутырёвым, Валерием Черепашкиным и Тимсоном — сочинил поучительную сказку о волшебной стране под названием Синегория, где живут преданные, добрые и отважные люди. Когда Арсений Гай ушёл на войну, ребята остались одни. Они организовали отряд «синегорцев» — оказывали помощь семьям фронтовиков, выполняли очень важные работы на военном заводе и всё это для того, чтобы претворить в жизнь девиз — «Отвага, Верность, Труд — Победа!».

Арсений Петрович Гай одним из самых первых ушёл на  фронт и защищал Ленинград.

Однажды, когда немцы с воздуха обстреливали блиндаж, Арсений Гай хотел снять термометр со станции, но в этот момент бомба попала в скалу и осколки её смертельно ранили его.

Ребята называют катер, починенный ими , именем своего учителя.

IV. Вывод..Аркадий Петрович Гайдар стал прообразом литературного героя Арсения Петровича Гая .

Цикл уроков по повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»

Подготовила  Л.В. Петрова, учитель  русского языка и литературы  МЭЛ, Энгельс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКАЗКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ВОЗМОЖНЫ ЛИ ВМЕСТЕ Презентацию по родной литературе для учащихся 6 класса подготовила учитель МОУ «Музыкально – эстетический лицей им. А.Г.Шнитке» Петрова Л.В.

Слайд 2

Узнаете ли вы это историческое место нашего города?

Слайд 3

Как вы думаете, чей музей, находящийся в нашем городе, изображен на слайде?

Слайд 4

Как имя этого человека связано с нашим городом?

Слайд 5

Что раньше находилось в этом здании и как оно связано с именем Л.А.Кассиля?

Слайд 6

КОГДА БЫЛА НАПИСАНА ЭТА КНИГА?

Слайд 7

Можно ли найти эту страну на карте? Что означал герб синегорцев ?

Слайд 8

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ КНИГА Л.КАССИЛЯ «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ»ПОСВЯЩЕНА ПАМЯТИ АРКАДИЯ ПЕТРОВИЧА ГАЙДАРА ?

Слайд 9

ЭТО РАЙОН Г. САРАТОВА – ЗАТОН. КАКАЯ ТАЙНА БЫЛА У ЗАТОНСКИХ РЕБЯТ?

Слайд 10

Нужна ли сейчас ребятам придуманная страна? Какой девиз вы взяли бы себе?

Слайд 11

ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НУЖНО РАЗДЕЛИТЬСЯ НА ГРУППЫ: 1 - «Историки», 2 - «Фотографы», 3 - «Экскурсоводы, 4 - «Литераторы», 5 - «Художники ».

Слайд 12

ИСТОРИКИ Поход в музей Л.А.Кассиля г.Энгельса. Посещение Краеведческого музея г.Саратова. Работа по теме «Прототипы персонажей повести». Создание презентации

Слайд 13

ХУДОЖНИКИ Поиск материалов в Интернете по теме «Иллюстраторы произведений Л.А.Кассиля». Создание своего видения текста и его героев. Выставка своих работ.

Слайд 14

ФОТОГРАФЫ И ЭКСКУРСОВОДЫ Выполнение фотосессии

Слайд 15

ЛИТЕРАТОРЫ Определение границ текста, касающихся сказки и реальности. Определение соответствий в действиях сказочных персонажей и персонажей повествования (Презентация) Презентация по теме «Прототипы повести Л.А.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»

Слайд 16

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ОТЧЕТА Подумай и расскажи, почему ты выбрал этот вопрос проекта, а не другой? Расскажи, что ты сделал для получения результата? Чем результат работы похож и чем отличается от твоего желания? Какая информация для тебя была полезна? Тебе понравилось работать над этим вопросом проекта и проектом вообще? Что было трудным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аркадий Петрович Гайдар и Арсений Петрович Гай (22 (9) января 1904 - 26 октября 1941; настоящее имя Аркадий Петрович Голиков) Литературный герой

Слайд 2

Доказать: Аркадий Гайдар стал прообразом Арсения Гая.

Слайд 3

Ранние годы Аркадий Гайдар родился в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детство провёл в Арзамасе. В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда еще мальчишка, пытался добраться на фонт. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.

Слайд 4

Гражданская война В 14 лет вступил в ряды Красной Армии. Был командиром взвода (в 15 лет), роты (в 16 лет). В феврале 1921 года Аркадий закончил Высшую стрелковую школу "Выстрел". Состоял в рядах ЧОН (Части особого назначения) Сибири. В 1924 году уволился из армии вследствие контузий, полученных на фронтах Гражданской войны.

Слайд 5

Литературная деятельность Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе. Литературный псевдоним "Гайдар" расшифровывается как "Голиков АркадиЙ Д'АРзамас" (по подражанию имени Д'Артаньяна из "Трёх мушкетёров" Дюма). Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C.", "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Тимур и его команда", "Чук и Гек"… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира.

Слайд 7

Тимуровское движение Аркадий Гайдар своим произведением "Тимур и его команда" фактически положил начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольную помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. В годы Великой Отечественной войны насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. В 60-е г. поисковая работа Тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные Тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х г. создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала "Пионер".

Слайд 8

Арсений Гай Арсений Петрович Гай – литературный герой в повести Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки». Он был учителем в городе Затонске и вместе с учениками — Капитоном Бутырёвым, Валерием Черепашкиным и Тимсоном — сочинил поучительную сказку о волшебной стране под названием Синегория, где живут преданные, добрые и отважные люди. Когда Арсений Гай ушёл на войну, ребята остались одни. Они организовали отряд «синегорцев» — оказывали помощь семьям фронтовиков, выполняли очень важные работы на военном заводе и всё это для того, чтобы претворить в жизнь девиз — «Отвага, Верность, Труд — Победа!». Ребята называют катер, починенный ими самими, именем своего учителя.

Слайд 9

Великая Отечественная война

Слайд 10

Аркадий Гайдар Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". В сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе. Аркадий Гайдар был награжден орденом "Знак почёта" и орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Слайд 11

Арсений Гай Арсений Петрович Гай одним из самых первых ушёл на фронт и защищал Ленинград. Однажды, когда немцы с воздуха обстреливали блиндаж, Арсений Гай хотел снять термометр со станции, но в этот момент бомба попала в скалу и осколки её смертельно ранили его.

Слайд 12

Вывод Аркадий Петрович Гайдар стал прообразом Арсения Петровича Гая и в жизни и на войне .

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок №2

Амальгама и Мельхиора. Значение имен героев. История любви и верности.

1. Учить работать с текстом, образно мыслить, понимать авторскую позицию.

2. Развивать  умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

3.Воспитывать  эмоционального и образное восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;

1.Сопоставление реальных событий и сказочных, подготовленных учащимися дома по группам.

Реальные события повести

Сказочные события повести

1

События происходят в годы Великой Отечественной войны

Автор не указывает точных дат, когда происходят события.

2

Место действия- город Затонск

Место действия – вымышленная страна Синегория

3

Борьба с немецко – фашистскими захватчиками

Борьба с Фанфароном, королем ветров

4

Три основных героя:

Капка Бутырев, Валерка Черепашкин, Тимка - Тимпсон.

Три основных героя:

Амальгама, Дрон Садовая голова,  Изобар.

5

Линия любви:Виктор Сташук – Римма Бутырева

Линия любви: Амальгама -Мельхиора

6

  • Что объединяет сказку и реальность?
  • Образ Арсения Петровича Гая (прототип –Аркадий Петрович Гайдар,  детский писатель)
  • Девиз синегорцев: «Отвага. Верность. Труд.  Победа», который раскрывается и в делах синегорцев, и в действиях мальчишек, героев реальных событий.

2.Значения имен  героев. Работа со словарем.

Амальгама –  тонкий сплав ртути и серебра, использовавшийся как покрытие внутренней (задней) поверхности зеркала.

Мельхиора  (мельхиор – похожий на серебро сплав меди с никелем,).

В основе каждого химического вещества – сплав, соединение каких –либо веществ. Это говорит о тесной связи героев, их верной любви друг к другу.

3.Расскажите историю любви Мельхиоры и Амальгамы.

 Работа с иллюстрациями.

Рассказ по подготовленной иллюстрации.

Какую роль играют в сказке зеркала?

4.Письменная работа.

Чем заканчивается сказка? Как герб страны Синегории помогает понять конец сказки?

Цикл уроков по повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»

Подготовила  Л.В. Петрова, учитель  русского языка и литературы  МЭЛ, Энгельс



Предварительный просмотр:

Урок 3

Сказка в повести . Образы ветров. Сатирическое звучание повести. Л.А.Кассиль «Дорогие мои мальчишки».

Цель урока:

1.Учить работать с текстом, образно мыслить, понимать авторскую позицию.

2.Развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения

3.Воспитывать эстетическое отношение к художественному слову; формировать интерес к изучению русской литературы.

Слово учителя. Я смотрела в окно. Погода разбушевалась – за окном сильный ветер так и норовил сломать деревья… Мне невольно вспомнилась страна Синегория, о которой написал Лев Абрамович Кассиль в своем произведении «Дорогие мои мальчишки». Наверное, вы спросите, почему же именно это произведение я вспомнила и как оно связано с ветрами?  Я отвечу.

Лев Кассиль рассказывал о стране Синегории как о маленьком особенном мире. И однажды на этот чудесный мир напали ветры.

Эти хитрые существа уговорили короля стать повелителем ветров. О чем доказывает цитата из текста: «Король Фанфарон был человек крайне легкомысленный. Он ходил расфранченный в пух и прах и в конце концов пустил все свое состояние по ветру. И в народе стали говорить, что король продулся, у короля ветер в голове, король болтун и что ни скажет - всё на ветер. И это было справедливо. Поэтому ветры всего света решили, что Фанфарон - самый подходящий для них, самый ветреный в мире король»

Приемы создания образов. В произведении «Дорогие мои мальчишки»  ветры напоминают злых, беспощадных и коварных  людей. Кассиль использует говорящие имена и фамилии, фразеологизмы, олицнтворение.

  1. Говорящие имена

Что означает слово «фанфарон»? «Фанфарон» - это человек, выставляющий напоказ свои мнимые достоинства или пороки, хвастун, бахвал.

  1. Использование фразеологизмов.

Какие фразеологизмы вы услышали? Что они означают?

Пустить состояние на ветер –

В пух и прах -

Продувная бестия-

Кассиль упоминает в произведении «коварного» и «хитрого» ветра Жилдабыл. Он пронырливый, подозрительный и неприятный. Автор называет этого ветродуя «продувная бестия». Нетрудно догадаться, какое значение у этого фразеологизма – плут, хитрец, пройдоха.

На что похож ветер ?

Почему такой образ ветра? Потому что ветер может пробраться в любой уголок. Чем-то ветер похож на змею – внешне не страшное, но очень опасное, верткое, беспощадное существо.

 Ветер может разным. И сильной стихией, и кротким приятным дуновением…

  • Ветер олицетворяет легкомыслие, беспечность и наивность.
  • Человека, умеющего так менять свои обличья называют «хамелеон».
  • В слово «ветер» Лев Абрамович Кассиль вложил все образы и личины, которые принимает не только ветер, но и человек.
  • «Дорогие мои мальчишки» - наглядный пример того, что сказка и быль могут существовать вместе.
  • Значение простого знакомого для нас слова «ветер» может содержать в себе сказку, нужно лишь немного фантазии. А у Льва Абрамовича фантазии было не занимать.

Как называется памятник Л.Кассилю, установленный в г Энгельсе? Кто его автор?

3.Работа с иллюстрациями.  Каким вы изобразили Фанфарона? Получилось ли  у вас нарисовать ветер? Расскажите об этом.

Просмотр презентации «Иллюстрации к повести «Дорогие мои мальчишки »

4.Вывод. Над чем смеется автор повести? Что он хочет нам сказать?

Враг совсем не страшен. Фанфарон это или фашисты...

 Отвага, Верность и Труд к Победе приведут.

Цикл уроков по повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»

Подготовила  Л.В. Петрова, учитель  русского языка и литературы  МЭЛ, Энгельс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение образа «ветров» и приемы их создания в повести Л.А.Кассиля «Дорогие мои мальчишки».

Слайд 2

Непогода Я смотрела в окно. Погода разбушевалась - сильный ветер, который так и норовит сломать деревья… Мне невольно вспомнилась страна Синегория, о которой написал Лев Абрамович Кассиль в своем произведении «Дорогие мои мальчишки». Наверное, вы спросите, почему же именно это произведение я вспомнила и как оно связано с ветрами? Я отвечу.

Слайд 3

Лев Кассиль рассказывал о стране Синегории как о маленьком особенном мире. И однажды на этот чудесный мир напали ветры.

Слайд 4

Фанфарон Эти хитрые существа уговорили короля стать повелителем ветров. О чем доказывает цитата из текста: «Король Фанфарон был человек крайне легкомысленный. Он ходил расфранченный в пух и прах и в конце концов пустил все свое состояние по ветру. И в народе стали говорить, что король продулся, у короля ветер в голове, король болтун и что ни скажет - всё на ветер. И это было справедливо. Поэтому ветры всего света решили, что Фанфарон - самый подходящий для них, самый ветреный в мире король».

Слайд 5

Удивительно, какую иронию использует Лев Кассиль – потому что «ветреный человек» - это крайне легкомысленный, глупый, непостоянный, ненадежный, опрометчивый человек. Но почему все-таки главных хитрых существ Лев Абрамович назвал ветрами? Наверное, потому что ветер – это бушующая стихия – неугомонная, алчная, жестокая, порывистая, быстрая. Но также ветер хитрый, ищущий выгоду.

Слайд 6

Звучные имена и фамилии В произведении «Дорогие мои мальчишки» ветры напоминают злых, беспощадных и коварных людей. Кассиль использует говорящие имена и фамилии. Например «Фанфарон» - это человек, выставляющий напоказ свои мнимые достоинства или пороки, хвастун, бахвал.

Слайд 7

Ветер Жилдабыл Кассиль упоминает в произведении «коварного» и «хитрого» ветра Жилдабыла. Жилдабыл пронырливый, подозрительный и неприятный. Автор называет этого ветродуя «продувная бестия». Не трудно догадаться, какое значение у этого фразеологизма – плут, хитрец, пройдоха.

Слайд 8

Почему такой образ ветра? Потому что ветер может пробраться в любой уголок. Чем-то ветер похож на змею – внешне не страшное, но очень опасное, верткое, беспощадное существо.

Слайд 9

Приемы создания образа Лев Кассиль очень ловко играет со словами «ветер», «раздуем», «дуть». И все они применены как в прямом, так и переносном лексическом значении. Этот каламбур делает произведение интереснее, свежее. Создается впечатление глубокой иронии. Например цитата из текста: «Хочешь, мы развеем все печальные мысли твои, о король, мы раздуем твою славу на весь свет? - Дуйте! – сказал король"

Слайд 10

Вывод: «Дорогие мои мальчишки» - наглядный пример того, что сказка и быль могут существовать вместе.

Слайд 11

Даже значение простого знакомого для нас слова «ветер» может содержать в себе сказку, нужно лишь немного фантазии. А Льву Абрамовичу фантазии было не занимать.

Слайд 12

Образы ветров:

Слайд 13

Спокойный, тихий ветерок

Слайд 14

Сильный, холодный ветер

Слайд 15

Теплое, легкое, приятное дуновение

Слайд 16

Бушующая, беспощадная стихия

Слайд 17

Итог: Ветер может быть разным. И сильной стихией, и кротким приятным дуновением… Ветер олицетворяет легкомыслие, беспечность и наивность. Человека, умеющего так менять свои обличья, называют «хамелеоном». В слово «ветер», используя прием олицетворение, Лев Абрамович Кассиль вложил все образы и личины, которые может принимать не только ветер, но и человек.

Слайд 18

Книга Л.А. Кассиля «Дорогие мои мальчишки». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. http://images.yandex.ru/ http://slovari.yandex.ru/ http://lib.rus.ec/

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок 4

Реальность Великой Отечественной войны в произведении. Л.А.Кассиля «Дорогие мои мальчишки».  Образы Капки, Валерки..  

Цель:

1.Научиться работать с текстом, устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями в произведении, уметь сопоставлять, делать выводы.

2. Развить умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации

3. Воспитать  интерес к истории родного края , любовь к родному городу., уважение к подвигу земляков.

I.Слово учителя. Введение в тему урока.

У каждого региона своя история войны. На территории Саратовской области не велись военные действия сухопутных армий. В период битвы на Волге она входила в зону оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного и Воронежского) фронта. С 9 сентября 1942 г. по конец 1943 г. область находилась на военном положении. Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом.

Сейчас мы перенесемся в те годы…

II . Просмотр презентации «Саратов в годы Великой Отечественной войны», которая создана на основе экскурсии в Саратовский Краеведческий музей г.Саратов

Слайд 1 Детали быта

Из громкоговорителя доносятся слова о вероломном нападении фашистской Германии, слышны звуки воздушных бомбардировок и залпы зениток. Это дает возможность в какой-то мере ощутить трагизм первого дня войны и последующих событий. Фотографии, документы и предметы, включенные в интерьеры, помогают передать атмосферу военной жизни наших земляков.

  • Слайд 2

Проводились эвакуации людей и промышленности из западных районов страны в Саратовскую область. Здесь разместилось около 100 эвакуированных предприятий, через эвакопункты Саратова проследовало 820 тысяч человек. После упразднения АССР НП и выселения поволжских немцев на восток ее территория заселялась эвакуированными. О тяжелейшем положении этих людей свидетельствуют представленные документы. Значительно ухудшились и условия жизни местного населения: многим пришлось разместить в своих домах семьи рабочих, прибывших с эвакуированными предприятиями. В сооружении оборонительных рубежей только осенью 1941 г. приняли участие 28 тысяч жителей Саратова.

  • Слайд 3 Вклад саратовцев в победу.

Саратовцы были среди зачинателей массового народного движения по сбору средств на закупку военной техники. Колхозниками артели «Сигнал революции» Ворошиловского (ныне Саратовского) района был приобретен первый именной самолет ЯК-1 для Сталинградского фронта.

  • Слайд 4 Саратов – госпитальная база.

Саратовская область в годы войны стала важнейшей госпитальной базой. Число госпиталей доходило до 77, из них 31 располагался в Саратове. Здесь работали талантливые специалисты–медики.

  • Слайд 5  Донорство

За годы войны жители области сдали 71 тыс. литров крови, 30 человек были награждены знаком «Почетный донор СССР».

  • Слайд 6  Интерьер городской квартиры военного времени.

О тяготах повседневной жизни людей в тылу рассказывает интерьер городской квартиры военного времени. На столе продуктовые карточки, колоб, коптилка, письмо-треугольник с фронта. В углу – печка-буржуйка, на стене – календарь 1942 г., репродуктор и фотографии ушедших на фронт близких. У входа – инвалидная тележка и вещи, использовавшиеся при строительстве оборонительных укреплений и работе на индивидуальных огородах: ватные фуфайки, тяжелые рабочие ботинки, ведро, лопата…

Проблемный вопрос « А в действительности подвергались ли бомбардировке Саратов и Энгельс?» Обратимся к 19 главе

Из повести Кассиля мы узнаем, что мать Капки погибла во время бомбежки возможно тогда, когда фашисты бомбили Саратов. А в 19 главе повести «Дорогие мои мальчишки» мы читаем: «Но в это время за окном послышался уже знакомый затонским пронзительный вой, от которого сразу начинало щемить сердце. Все выше и выше становился звук, дошел до какой-то исступленной ноты, сбежал вниз и снова пошел забирать наверх… Где-то далеко застучали зенитки. Заголосили пароходные гудки на Волге. Зенитки ударили ближе. Затрещали пулеметы у пристани…Но вот сквозь треск, сквозь разнобойный стук зениток проступил какой-то чужой, враждебный ноющий гул.

- Летит, - сказал мичман, прислушиваясь, и посмотрел на потолок. Шершавый вой пронесся над крышей, что-то со страшной силой грохнуло поблизости, домик тряхнуло, пол сместился под ногами, раздался звон стекла и плеск воды, сорвало ставни на одном окне».5

В этих строках рассказывается о  тревоге и затем о налете вражеских самолетов на город Затонск.

Сообщения учащихся. В книге «Весна Победа» в статье Евгения Сушинкина « Военные будни железнодорожного моста »  написано : «Уже в начале 1942 г. над территорией Сталинградской и Саратовской областей были отмечены первые разведывательные самолёты противника. Летом 1942 г. города на Нижней Волги стали регулярно подвергаться бомбовым ударам германской авиации. Первоначально ВВС фашистов в основном вели усиленную разведку и воздействовали на линии железных дорог и станций, бомбили речные станции. Всего за кампанию 1942 г. гитлеровцы поставили на Волге 342 неконтактные мины. В конце июня 1942 противник бомбил Саратов».. Это подтверждает  

Сообщения учащихся . В Энциклопедии Саратовского края можно  найти подтверждение написанному выше: «Тяжелая обстановка на фронтах войны привела к созданию по линии Волги системы оборонительных укреплений. Угрожаемое положение с воздуха Саратовским городским комитетом  обороны - было введено 14.11.1941 г., когда шли кровопролитные бои под Москвой.  Первые разведывательные полеты немецких самолетов над Саратовом фиксируются в феврале 1942 г., а первые бомбардировки города противник совершает 25 и 26 июня 1942 г. по цехам ГПЗ-З. В последующем воздушные удары, кроме Саратова, наносились  по железнодорожным линиям.  Фашисты неоднократно минировали Волгу, пытались прорваться к железнодорожному  мосту».. 

III  Как отражена реальность военных лет в повести?

Пересказ фрагментов.

  1. Будни Капки, работа на судоремонтном заводе
  2. Приезд курсантов морского училища. Встреча Риммы со Сташуком
  3. Ремонт баркаса – общее дело заводских ребят и курсантов, объединившее их.

IV.  Исследование  «Чем город Затонск похож на Саратов?»

 Действие повести Л.А.Кассиля «Дорогие мои мальчишки» происходит в городе Затонске. Вас  заинтересовало это название?

Капка Бутырёв, герой повести Кассиля «Дорогие мои мальчишки» работает на Судоремонтном заводе. Лев Кассиль писал «В первую осень войны Капка пошел в ремесленное училище. Теперь ему уже дали четвертый разряд - он работал фрезеровщиком на Судоремонтном заводе в Рыбачьем Затоне. Тут чинились небольшие волжские пароходы, нефтеналивные баржи, ледоколы, землечерпалки».11

         В этом есть одно совпадение:  название района, расположение на территории Судоремонтного завода -доказывает, что в книге Кассиля описан район города Саратова Затон.

1. Дело в том, что в городе Саратове есть район под названием Затон. В книге «Саратов 100 лет назад» есть карта старого Саратова с делением на полицейские участки, на которой хорошо видно район под названием Затон.

Как вы думаете, не этот ли  район города Саратова описан в повести Л.А.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»,  как город  Затонск .

Найдите подтверждение этому в тексте повести. Глава 22

«Далеко в Затоне залился громкий тревожный гудок Судоремонтного. Завод звал на помощь, завод трубил не умолкая, и Капка издали слышал голос своего завода. "Сейчас, сейчас! - твердил про себя Капка, увязая в мокром песке. - Сейчас... Погоди, поможем!"

Затон… Судоремонтный завод… Волга… Остров Зеленый… Все эти слова связаны между собой в повести Кассиля?

Сообщение учащегося.В книге «Саратов 100 лет назад» есть материал из истории района Затон: «Свое название Затон (часть Волжского района города Саратова) получил по старому речному термину: «Защищенный от ледохода и течения участок водного пространства на судоходной реке, служащий для отстоя и ремонта судов». Отсюда и участок берега и прилегающая местность называются Затоном.

История  Затона  уходит в прошлое. В Саратовской летописи отмечено, что в XVIII веке этот район уже служил пристанищем для судов и их зимовки. В Затоне, вспоминают старожилы, возвышался большой каменный дом, называемый в народе «Казарма для бурлаков». Одна из стен дома находилась вровень с обрывом крутого берега и возвышалась над Волгой как старинная крепость.»10

Из книги «100 страниц о  Саратове» можно  узнать, что в 1843 году началась постройка механического завода Кутина, перешедшего к Чирихиной, в Затоне на берегу Волги. Она привлекла в Затон не только парусные и весельные суда, но и пароходы. Со временем завод Чирихиной от ремонта перешел к строительству пароходов и построил два судна. К концу XIX века в Саратове зимовала и ремонтировалось около 15 пароходов и свыше 50 судов различных типов, большая часть которых находила себе прибежище в Затоне.

2.В книге «Поволжский край»  находим еще одно подтверждение тому, что город Затонск похож на Саратов: «Как только объявлялась воздушная тревога (это три луча прожектора, пересечённые в одной точке), зенитчики открывали огонь. У каждой батареи был свой квадрат обстрела. Заградительный огонь был очень плотным, так что к мосту для бомбометания самолёты подойти не могли, хотя не раз пытались, а вот магнитные мины с большой высоты иногда бросали. После налёта ходовые пролёты под мостом и фарватер Волги тралили.

Найдите подтверждение этому в тексте повести.

Баркас с деревянным корпусом на длинном-длинном буксире таскал за собой небольшую железобетонную баржу, загружённую железным ломом: она провоцировала взрыв магнитных мин и принимала удар на себя».8

Баркас с деревянным корпусом… Именно такой ремонтируют юнги и ребята с Судоремонтного завода.  Вот как говорится об этом в книге Кассиля:

«На берегу Затона ждало много народу. Тут был и сам товарищ Плотников, и начальник школы, и еще какие-то незнакомые военные. Высокий, загорелый дочерна, с тремя боевыми орденами на кителе, внимательно оглядел баркас:

-Каков ход?

- Ход небольшой, - отвечал начальник, - узлов девять даст - и хватит.

- Набор весь деревянный?.. Добро! А осадка? Ну что ж, я считаю, годится. Забираем.

Ребята ушам своим не верили. Ничего не понимая, они вслушивались в разговор с начальником. Только Сташук жадными глазами, казалось, ел загорелого моряка. Тот подошел к мичману Пашкову.

- Здоров, Пашков. Твои орлы? - Он мотнул головой в сторону юнгов.

- Мои. А это местные.

- Ну добро, - сказал моряк. - Так вот что... придется вам на время распрощаться с этой посудинкой.

- Почему такое?

- А потому такое, что немцы Волгу минируют. На фарватере с воздуха ставят. У Песковатки вчера баржа подорвалась. Тралить надо, а тральщиков нет. Весь малый флот для этой надобности мобилизуем».9

Это еще одно важное совпадение, объясняющее факт, что на Волге для разминирования реки использовались деревянные баркасы.

3. А вот еще один очень важный момент. Прочитаем  текст Л.Кассиля.

«- Антон Федорович, - обратился к нему Сташук, - разрешите. Вот Капка все уже разведал.

- Капка? Это что за такой Капка?.. Ах, это ты будешь! Знакомый. Ты чего такое говоришь? Быстро!

- Они вон там, в овражке в том, за переездом. А пулемет у них на острове нашем, - заторопился Капка. - Товарищ командир, я вам чего скажу, слушайте... Тут можно за пригорком через кусточки на берег выйти, а оттуда незаметно совсем будет для немцев. А там как раз у прораны поворот делается. И мелко сейчас совсем. Я там каждое место знаю. Я покажу, где... Мы на остров и выберемся. У немцев сзаду... А немцы ведь думают, что это правда остров, они думают, к ним и не добраться, а там, в проране, мелко, я покажу».12

Речь идёт об острове Товарищества (так синегорцы назвали остров, находящийся напротив города), где находился штаб синегорцев. Там собираются для обсуждения важных вопросов Капка Бутырёв и его друзья: Валерка Черепашкин, Тимка Тимпсон. Из текста понятно, что Капка знает, как пройти на остров через узкий и мелкий проход.

 Зелёный остров, который находится напротив района Затон, скорее всего и является этим островом Товарищества, на который высаживается вражеский десант.

Капка Бутырёв проводит военных для обезвреживания десанта вброд  через самое узкое и мелкое место между городом Затонском и островом.

 А есть ли такое место между волжским берегом и островом Зеленый?

Сообщение учащегося. Обратимся к книге  «100 страниц о  Саратове».

« К концу XIX века ни от бурлацкой казармы, ни от сада вокруг нее ничего не осталось, частые оползни и обвалы Соколовой горы отложили отпечаток на формирование этой местности. Проток Волги Тарханка, проходивший между Беклемишевым островом и берегом Затона в конце XVIII века, был небольшим ручьем, который переходили даже дети. Но со временем течение воды прорыло себе путь вдоль самого берега, где оседал край Соколовой горы. Предполагают, что остров некогда соединился с берегом и песчаные отложения Беклемишева острова есть не что иное, как опустившаяся часть Соколовой горы»,- такое объяснение мы нашли в книге «100 страниц о  Саратове». И сейчас в горячее, засушливое лето (это хорошо знают жители района Затон) от  берега города Саратова до острова Зеленый можно дойти по мелководью. Об этом проходе мог знать только человек, живший на Волге. Именно поэтому Капка смог обезвредить пулеметчика, потому что немцы не знали о том, как соединен берег Волги с островом.

 И этот факт является еще одним доказательством того, что  город Затонск похож на Саратов или один из его районов под названием Затон.

В наши дни Затон располагает хорошей технической и материальной базой – здесь находится Саратовский судоремонтный завод, выполняющий заказы по ремонту и строительству небольших судов. Жилищный фонд в Затоне ждет своей реконструкции. Часть Затона по склонам Соколовой горы застраивается дачными домиками и занята садовыми товариществами. Берег Затона удобен для стоянок маломерного флота, оборудован специальными заправочными станциями.

Кто из героев произведения пишет историю своего города?

Вот и вы сейчс прикоснулись к страницам истории, этому важному действию : узнали, чем  город Затонск похож на Саратов.

Цикл уроков по повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»

Подготовила  Л.В. Петрова, учитель  русского языка и литературы  МЭЛ, Энгельс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Саратов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Слайд 2

У каждого региона своя история войны. На территории Саратовской области не велись военные действия сухопутных армий. В период битвы на Волге она входила в зону оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного и Воронежского) фронта. С 9 сентября 1942 г. по конец 1943 г. область находилась на военном положении. Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом.

Слайд 3

Сейчас мы перенесемся в те годы…

Слайд 4

Из громкоговорителя доносятся слова о вероломном нападении фашистской Германии, слышны звуки воздушных бомбардировок и залпы зениток. Это дает возможность в какой-то мере ощутить трагизм первого дня войны и последующих событий. Фотографии, документы и предметы, включенные в интерьеры, помогают передать атмосферу военной жизни наших земляков.

Слайд 5

Проводились эвакуации людей и промышленности из западных районов страны в Саратовскую область. Здесь разместилось около 100 эвакуированных предприятий, через эвакопункты Саратова проследовало 820 тысяч человек. После упразднения АССР НП и выселения поволжских немцев на восток ее территория заселялась эвакуированными. О тяжелейшем положении этих людей свидетельствуют представленные документы. Значительно ухудшились и условия жизни местного населения: многим пришлось разместить в своих домах семьи рабочих, прибывших с эвакуированными предприятиями.В сооружении оборонительных рубежей только осенью 1941 г. приняли участие 28 тысяч жителей Саратова.

Слайд 6

Саратовцы были среди зачинателей массового народного движения по сбору средств на закупку военной техники. Колхозниками артели «Сигнал революции» Ворошиловского (ныне Саратовского) района был приобретен первый именной самолет ЯК-1 для Сталинградского фронта.

Слайд 7

Саратовская область в годы войны стала важнейшей госпитальной базой. Число госпиталей доходило до 77, из них 31 располагался в Саратове. Здесь работали талантливые специалисты–медики. За годы войны жители области сдали 71 тыс. литров крови, 30 человек были награждены знаком «Почетный донор СССР».

Слайд 8

О тяготах повседневной жизни людей в тылу рассказывает интерьер городской квартиры военного времени. На столе продуктовые карточки, колоб, коптилка, письмо-треугольник с фронта. В углу – печка-буржуйка, на стене – календарь 1942 г., репродуктор и фотографии ушедших на фронт близких. У входа – инвалидная тележка и вещи, использовавшиеся при строительстве оборонительных укреплений и работе на индивидуальных огородах: ватные фуфайки, тяжелые рабочие ботинки, ведро, лопата…

Слайд 9

Также в Саратове находились артиллерийские полки:

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕВ КАССИЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОВЕСТИ «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ» Работы учащихся МЭЛ им.А.Г Шнитке г.Энгельс Саратовская область

Слайд 2

НЕМНОГО О КНИГЕ… " Дорогие мои мальчишки" - знаменитое произведение классика отечественной литературы Льва Абрамовича Кассиля о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. Это история трудностей, опасностей и приключений - выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости - о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах. Обложки книги «Дорогие мои мальчишки»

Слайд 3

ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬХИОРА Пожалуй, самым прекрасным персонажем в стране Синегории была Мельхиора… Мельхиора, в тысячу раз более прекрасная, чем самая лучшая лилия.

Слайд 4

«Шло время, а прекрасная Мельхиора томилась в плену.» «Холодные, скользкие жабы прыгали на грудь Мельхиоре, голохвостые крысы кусали ее прекрасное лицо, мокрицы лазили по ее рукам, и вскоре на лице Мельхиоры не осталось и следа былой красоты….» … но не всегда она была прекрасной. В темнице красота Мельхиоры исчезла.

Слайд 5

Мельхиора в заточении

Слайд 6

Дрон Садовая голова Ещё одним положительным персонажем был Дрон Садовая Голова. Он был отцом прекрасной Мельхиоры. «Дрон Садовая Голова выращивал виноград, крупный, как яблоки, и яблоки, огромные и тяжелые, словно арбузы. В садах его цвели розы и лилии невиданной красоты. От аромата их люди веселели, как от самого крепкого вина.» Знаменитый садовник и плодовод, мудрый Дрон Садовая Голова!

Слайд 7

Король Фанфарон. Не бывает положительных персонажей без отрицательных. Главным из них был злой и глупый король Фанфарон . «Король Фанфарон был человек крайне легкомысленный. Он ходил расфранченный в пух и прах и в конце концов пустил все свое состояние по ветру. И в народе стали говорить, что король продулся, у короля ветер в голове, король болтун и что ни скажет - всё на ветер. И это было справедливо. » Фанфарон - самый ветреный в мире король.

Слайд 8

Пожалуй это все иллюстрации, которые мы можем вам представить. Понравились ли они вам? Если нет, то ждём от вас ваши собственные рисунки! Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Л.Н. Толстой. Повесть "Кавказский пленник" (материалы к урокам литературы в 5-м классе)

Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова...

Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...

Игра «Поле чудес» по «Повести о Петре и Февронии Муромских». Литература 7 класс.

Игра "Поле чудес" по "Повести о Петре и Февронии Муромских" проводится, чтобы проверить знания детей. Формировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, содействовать развитию зорк...


 

Комментарии

Очень интересный материал о творчестве Л.А. Кассиля и А.П. Гайдара, который можно использовать на уроках внеклассного чтения, родной литературы, а также для работы над проектами.

Петрова Лилия Викторовна

Спасибо , Ольга Николаевна, за отзыв,всегда важно, чтобы труд был сделан недаром, пригодился другим учителям

Материал к урокам по повести Л. Кассиля "Дорогие мои мальчишки" очень интересный и познавательный. Его можно использовать при проведении уроков литературы и внеклассных мероприятий, при подготовке проектов по литературному краеведению, классных часов, посвященных Великой Отечественной войне и творчеству Л. Кассиля.