«Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС».
статья (5 класс)

Екатерина Азанова С.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калиниская основная общеобразовательная школа»

Мариинского района района Кемеровской области

Тема: «Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС».

        

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Азанова Е.С.

2021 г.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Основу личностного развития учащегося составляет умение учиться, познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Эта программа позволяет создать технологии, формирующие проектную культуру учащихся, максимально полно охватить детей различными образовательными услугами, оптимизировать интеллектуальную нагрузку, что, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие. Проектная деятельность позволяет воспитать важнейшие черты выпускника школы: нравственно и социально значимые качества, любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста особенности: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как деятельность по созданию, внедрению, распространению и использованию инноваций. Основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественной педагогической практики.
Причины возникновения инновационной деятельности: 
-подражание другим педагогам
-неудовлетворённость достигнутыми результатами
- стремление учителя повысить качество образования
- возрастающие запросы образования.

Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
               
                К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
             Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном  учреждении образования ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии начального общего образования и относятся к таким изменениям в работе учителя, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления педагога, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

            Введение инновационных проектов в  учреждениях образования помогает воспитывать и обучать детей в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих учащихся. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации.

Инновация - этот термин появился прежде всего в сфере экономики и производства. Это новшество, некий коммерческий "продукт"с новыми потребительскими свойствами, по способу производства более  эффективен, по сравнению с "продуктами" той же группы.
            Но не всякий конечный продукт человеческой деятельности можно назвать инновацией, а только тот, который качественно лучше аналогичных предыдущих, а его "производство" более эффективно.

Формирование инновационной среды в образовательном учреждении проходит через создание системы информационно-методического обеспечения и практического внедрения перспективных направлений начального общего образования в педагогическую практику, через создание условий для овладения педагогами здоровьесберегающими технологиями и механизмом их внедрения.

Для эффективного и планомерного использование сил, средств, времени для достижения оптимального результата должны быть созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью, а именно:
-социально-правовые – забота о здоровье всех участников инновационной деятельности, достаточная материальная и финансовая база учреждения, наличие времени для самообразования и инновационной методической работы;
-перспективно-целевые – наличие программ;
-потребностно-стимулирующие – взаимопонимание между участниками инновационной методической работы, взаимодоверие, демократичный стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование творческой деятельности педагогов;
-коммуникативно-информационные – наличие и доступность информации о современных формах и методах педагогической деятельности, педагогических технологиях в образовании детей школьного возраста; психологическое сопровождение инновационного процесса.

Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности:
-первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. 
-второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы.
               Что заставляет заниматься некоторых учителей инновационной деятельностью?
Любому учителю приходится сложно, творческому учителю – особенно. Потому что творческому учителю приходится не просто послушно следовать инструкциям, а самостоятельно переворачивать груды научной, методической, публицистической литературы, чтобы, перемешав эту информацию с собственным (и чужим) опытом, найти точные приёмы и технологии, которые эффективно сработают при педагогическом общении именно с данным классом, с данным ребёнком.
Инновации могут быть представлены в виде:
1. Абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов)
2. Относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику)
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть.

              Почему инновационный подход к обучению стал обязательной составляющей профессионализма современного учителя?
По очевидной причине: современные дети так быстро меняются, что учить их по-старому просто не получится. Повседневная школьная жизнь вынуждает искать и находить новые приёмы, технологии, методики, чтобы быть понятым и принятым современными школьниками. Учителю стало просто не выжить без участия в инновациях.

                Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему - именно этот процесс является инновацией. 
Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности:
-  желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым  активизировать обучение;
- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;
- расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и  самореализация, повышение разряда и т.д.

В целом деятельность человека всегда полимотивирована, то есть он руководствуется не каким-то одним, а несколькими мотивами. Лучшей мотивацией служит показ успешной деятельности коллег, работающих в инновационном режиме.
            Приходя на работу, педагоги уже имеют собственные мотивы, потребности, ожидания, представления о своей работе, способны ставить перед собой цели. Чтобы работа каждого учителя и всех вместе по обеспечению профессионального роста была успешной, необходимо, чтобы педагоги понимали, каких результатов и когда от них ожидают, а также были заинтересованы в их получении и испытывали удовлетворение от своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность педагога как методический инструмент реализации ФГОС»

Об исследовательской деятельности обучающихся можно говорить долго, и это тема не одной встречи. Безусловно,  исследовательская деятельность являются   направлениями работы с одар...

Педагогический совет "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС"

Педагогический совет по теме "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС"...

Инновационная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС. (Из опыта работы)

Инновационная деятельность учителя в современной школе становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Инновация - это что-то новое, какие- то обновления, это создание нов...

Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС НОО.

Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС НОО....

Выступление "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС"

В выступлении говорится о методах и приемах, используемых в работе с детьми с нарушениями интеллекта...

Инновационная деятельность учителя технологии как ключевая составляющая реализации ФГОС

Инновационная деятельность учителя технологии как ключевая составляющая реализации ФГОС...

«Инновационная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС»

В статье рассматривается инновационный педагогический опыт учителей предметников КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска Верхнекамского района по созданию критериальной модели оценки образовательных результат...