Выступление "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС"
материал

Алтухова Ольга Ивановна

В выступлении говорится о методах и приемах, используемых в работе с детьми с нарушениями интеллекта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats._deyatelnost_word.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС»

                                                                                                             Подготовила:

учитель класса коррекции

Алтухова О.И.

2018 г

       С внедрением ФГОС второго поколения главной целью образования становится не передача знаний и опыта, а развитие личности ученика.

      Внедрение в систему новых образовательных стандартов стало необходимым в связи с развитием современного общества, появлением новых информационных технологий, развитием науки и техники, новых требований к личности на рынке труда.

      Образование должно ориентироваться на потребности современного общества, должно работать на опережение и видеть перспективу.

      «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», - писал Джон Дьюи.

       Наши дети – это люди нового поколения, следовательно, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Образование выходит на новую ступень. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

       Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал и разработать теоретические основы интеграции учебных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей.

       Создание востребованной и шагающей в ногу со временем школы, способной обучить, развить и воспитать из ребенка личность 21 века, требует обязательного внедрения в процесс обучения инновационной деятельности педагога. Данное требование отражено в федеральных государственных образовательных стандартах.

Так что же такое инновационная деятельность? В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности".

       Не смотря на множество литературы об инновационной деятельности, практически нигде не встречается описание этапов инновационного процесса. Практика показывает, что каждый идет своим путем, ориентируясь на нормативные документы, методические рекомендации, собственный опыт и интуицию.

        В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит и реформирование системы специального образования.

       В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

         В нашей школе обучаются разные категории детей, среди них и дети с нарушением интеллекта.

        Цели и задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

        Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

        Применение адекватных программ и методов, приемов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

        Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми я выбрала те, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

        Существует выражение: «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев».Эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

       Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.

        Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

        Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

        Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

       Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью. 

        Вот уже пятый год я работаю в классе, где обучаются дети с нарушением интеллекта. Будучи по диплому учителем начальных классов, мне приходится самой учиться на опыте других учителей. В сети Интернет можно найти много интересного и полезного для работы, в том числе методы и приемы, которые можно использовать на своих уроках.

        Сейчас я хочу представить следующие методы и приемы, которые наиболее часто использую в работе с моими детьми.

1.Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. 

         При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.

2.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие.

Это упражнение помогает развить гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию.

 3. Упражнение «Сортировка различных зерен».

Такое упражнение развивает у ребенкавнимание, усидчивость.

4. Упражнение «Сухой бассейн»

        Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает «Сухой бассейн». Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д. В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)

        Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.

         Кроме того, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.

5. Упражнение «Рисование песком (манкой)».

Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.

         6. Игровые технологии.

Работая с детьми с интеллектуальной нарушениями, я пришла к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.

       Мною используютсяметоды:

- аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например, «Покажи ромашку, одуванчик», «Покажи, как ходит лиса, медведь).

-театрализации, где учитель – режиссер, использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры провожув виде сказочных путешествий (например, «Путешествие по подводному царству», «Погуляем по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными (например, «Ко мне в гости пришёл ёжик»).

7.Здоровьесберегающие технологии (физ. минутка)

       Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

       Упражнения с макаронами развивают память и произвольное внимание, гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию. 

        Пальчиковая асинхронная гимнастика.

         Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи. Гармонизация работы правого и левого полушария

8. Упражнения на развитие познавательной сферы.

Эти упражнения с тактильными предметами, которые развивают память, внимание, мышление, логика, синтез, классификация.

9. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности.

         Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.

         Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, я сделала следующие выводы: эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность педагога как методический инструмент реализации ФГОС»

Об исследовательской деятельности обучающихся можно говорить долго, и это тема не одной встречи. Безусловно,  исследовательская деятельность являются   направлениями работы с одар...

Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...

Мастер – класс «Учим английский играючи» в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как одно из ключевых направлений реализации ФГОС».

Мастер - класс "Учим английский играючи" в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как ...

Педагогический совет "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС"

Педагогический совет по теме "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС"...

«Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС».

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга челов...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Инновационная деятельность учителя технологии как ключевая составляющая реализации ФГОС

Инновационная деятельность учителя технологии как ключевая составляющая реализации ФГОС...