Недаром помнит вся Россия...
методическая разработка (5 класс)

Рябова Тамара Александровна

Урок в рамках ФГОС.Метапредметные связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы в рамках ФГОС20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа с.Поповка

        Хвалынского района Саратовской области

Методическая разработка

урока литературы в 5 классе

 по творчеству М.Ю. Лермонтова

на тему:

«Недаром помнит вся Россия...»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

 Рябова Тамара Александровна

2021 год

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: «Недаром помнит вся Россия...» М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Цель урока: определить значение произведения М.Ю. Лермонтова, помочь учащимся выяснить, в чём секрет долголетия стихотворения  М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся  со стихотворением   М.Ю.Лермонтова “Бородино” и показать его героический характер;
  2. совершенствовать умения и навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста;
  3. воспитывать уважение к великому прошлому России.

Оборудование урока: компьютер, проектор, портрет М.Ю.Лермонтова, историческая справка о Кутузове и Наполеоне, видеофильм «Ожившая история», презентация о героях Отечественной войны

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Что след в душе оставит нашей?
Ты – человек,
Твои дела в истории как вехи жизни.
Чем вспомнится твоя судьба:
Семьёй, богатством иль делами
Во благо главного – Отчизны.

2.Беседа

Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь? (Своими успехами в работе, семьёй, своими детьми, личные достижениями в чём-либо)

А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости целого народа? (История, участие народа в исторических событиях)

Чем памятен для нашей страны 1812 год?

Постарайтесь определить тему нашего разговора.

 Бородинское сражение, которому в 2022 году исполнится 210 лет, и произведение, запечатлевшее это событие – произведение  М.Ю.Лермонтова «Бородино».

3.Из истории  написания произведения. Рассказ учителя

 М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году, когда Отечественная война 1812 года уже закончилась, а русские войска были в Париже.

В раннем детстве маленький Миша живо интересовался историей: он лепил из цветного воска героев-воинов, придумывал их речи и диалоги и сам как будто переносился в их время. Когда Михаил узнал, что брат бабушки был участником Бородинского сражения, он ходил за ним по пятам, расспрашивая обо всём. Тогда бабушка сказала внуку, что там пол-России побывало, и он может спросить у местных крестьян, которые были в ополчении и участвовали в этом сражении.

Тогда-то Миша со многими поговорил, стараясь подробнее всех расспросить о сражении.

Позже Лермонтов узнал, что и его отец, Юрий Петрович, тоже воевал на той войне. Мальчик очень гордился этим.

Тема Отечественной войны 1812 года интересовала М.Ю.Лермонтова на протяжении всей его жизни. К этой теме поэт обращается не раз в своих произведениях.

Когда юному поэту исполнилось 15 лет, он написал стихотворение «Поле Бородина». Это стихотворение легло в основу «Бородино».

После этого стихотворения М.Ю.Лермонтов ещё раз обратился к теме Отечественной войны 1812 года в стихотворении «Два великана», написанного в сказочно-былинной манере.

Учитель читает  отрывок из стихотворения  «Два великана».

Кто же эти сказочные великаны? Почему поэт называет Кутузова и Наполеона великанами?

4.Работа по вопросам в паре:

1.Прочитайте историческую справку. Докажите, что Кутузов и Наполеон – две яркие фигуры всемирной истории 19 века.

2.Какими качествами должен обладать человек, которому доверили быть главнокомандующим, за которым пошла русская армия и одержала победу?

Историческая справка : В 2021 году исполнится  207-лет со дня  рождения М.Ю. Лермонтова, автора великого произведения о Бородинском сражении. Огромное событие для русского народа. Как же всё было в тот далёкий 1812 год, 210 лет назад?

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревней в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.  К началу сражения русская армия насчитывает: 120 тысяч человек, 640 орудий, французская армия насчитывает: 130–135 тысяч человек, 587 орудий.

Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанною кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…»

Потери русских составили 45,6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. И всё же не сбылось пророчество Наполеона: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…». Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».

Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую»

5.Просмотр видеофрагмента «Бородинское сражение».

6.Прослушивание стихотворения    М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

7.Беседа
Что изображает в стихотворении М.Лермонтов?
(Лермонтов изображает конкретное событие – Бородинское сражение, рассказывает об участниках этого сражения, а также выражает свои чувства и переживания.)
О каких событиях рассказывает произведение поэта?
(Отступление, недовольство в рядах русской армии, ожидание боя, утро первого дня сражения, гибель офицеров, ожидание самого грозного дня, атака врага, рукопашный бой, вечер после битвы, сдача Москвы.)
Почему диалог, с которого начинается повествование, переходит в монолог? Как вы себе представляете рассказчика? Где он был во время боя?  
(Рассказчик – участник сражения, он вспоминает своих однополчан.)
Докажите строчками из текста, что он рассказывает о своих однополчанах.
Итак, перед нами лиро-эпическое произведение, в основе которого сюжет, 13 строф, которые передают рассказ старого солдата.

8.Литературоведческие вопросы

Назовите элементы сюжета и найдите в стихотворении:

Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка

Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? («И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел»)
В каких словах звучат гордость и торжество?
О чём же рассказал старый воин, непосредственный участник событий? (Он рассказал о масштабе события, величии битвы).

 Своеобразие лермонтовской строфы заключается в том, что мы можем не только познакомиться с основными событиями, но и услышать, как это происходило. Услышать бой помогает использованный Лермонтовым подбор звуков, имеющий художественно-выразительное значение. В литературоведении этот приём называется «Звукопись» (запись термина  в тетрадь,  примеры из  стихотворения).

9. Работа с текстом и иллюстрацией.
«Что собой представляла русская армия в 1812 году?»  Найдите примеры в тексте (1группа- запись в тетрадь).

 Подберите строки к иллюстрации художника Ф.Рубо «Бородинская панорама»

(2 группа- выразительное чтение)

10.Словарная работа. Определите значение выделенных слов.
Кивер, лафет, редут, картечь, сеча,племя

11.Домашнее задание

-Выучить наизусть первые 9 строф стихотворения

-Составить кроссворд по тексту(по желанию)

12.Рефлексия
Почему и теперь нас волнуют чувства участников сражения?
Что в этом произведении заключено такого, что оно живёт, и будет жить?
Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата?
(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Недаром помнит вся Россия

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов, посвященное 200 -летию Бородинского сражения. Мероприятие знакомит учащихся с памятниками Бородинского поля....

конкурс "Недаром помнит вся Россия

Материал  для урока и внеурочного мероприятия по теме "Отечественная война 1812 года"...

Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"

Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года  «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия» Презентация « 1812 год – великая эпоха в жизни России».

Материал презентации можно использовать на уроках литературы  в 5 классе при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», на уроках истории, на классных часах, посвящённых Отечественно...