Диалектизмы Орловского края
план-конспект урока (6 класс)

Баранихина Наталия Николаевна

Конспект урока по родному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx49.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родного языка в 6 классе

Тема: «Диалектизмы Орловского края»

Вид урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с диалектизмами Орловского края на примере литературных произведений писателей-орловцев; формировать умение понимать специфику и структуру диалектных слов.

Планируемые результаты

Предметные:

-   организация деятельности учащихся по изучению диалектизмов на примере лингвистического анализа художественного текста;

- формирование умения находить в текстах диалектные слова, определять их роль;

- развитие умения понимать связь литературного произведения с эпохой его написания;

-  повторение теоретических сведений и знакомство с новыми.

Метапредметные:

-  умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);

 - формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные УУД);

- смысловое чтение, развитие навыка работы с таблицей, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные УУД).

Личностные:

-  обогащение словарного запаса учащихся;

- поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, уважительного отношения к родному языку, осознание эстетической ценности литературного произведения.

Ход урока:

I. Организационный этап.

- Здравствуйте. Садитесь. Я рада нашей новой встрече на уроке родного языка и готова вместе с вами к увлекательному путешествию в мир слов, где нас ждет много загадок и интересных открытий.

2. Мотивация.

-А любите ли вы «поломать голову» над интересной задачей? Одной из таких словесных задач является кроссворд. Знаете ли вы, почему так называется это головоломка?

Выступление с сообщением заранее подготовленного ученика.

Слово кроссворд пришло к нам из английского языка. Оно образовано путем сложения двух слов: cross « крест, перекрестие» и word « слово». Таким образом, слово буквально переводится «пересечение слов», что отражает структуру кроссворда.

 -Теперь нам ясно, почему в слове пишется удвоенная согласная. Как называются слова,  пришедшие к нам из других языков? Подберите синонимы к этому слову.

Запишем в тетрадь:

Кроссворд (cross + word) – головоломка, игра, задача.

3. Актуализация.

-Я предлагаю вспомнить изученный материал, разгадывая кроссворд.

Работа с кроссвордом.

  1. Как называется слово с похожим лексическим значением?
  2. Название раздела науки о языке, изучающего строение словосочетаний и предложений.
  3. Название раздела науки о языке, изучающего звуки речи.
  4. Какой раздела языка изучает слова как части речи?
  5. Как называется слово, употребляемое только жителями  определенной местности?
  6. Как называют весь словарный состав языка?
  7. Кто автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка»?

- Ребята, подумайте, о каком из этих слов К. Паустовский сказал: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно»?

4. Целеполагание. Постановка проблемы.

Предлагаю послушать, что о диалектизмах рассказал в своём стихотворении Н.А. Жданович.

Прослушивание стихотворения (читает подготовленный ученик)

Николай Александрович Жданович
Диалектизмы

Слова и словосочетания
В  отдельной местности рождённые,
Где говор и наречия народные, –
Диалектизмов суть и понимание.

Диалектные, местные слова,
Волею поэтов и писателей,
Ведут к обогащенью языка,
Как златоносная руда старателей.

Вопросы :

-Где рождаются диалектизмы?

-Кто создает диалектные слова? В чьей речи они рождаются?

-Кто использует в своих произведениях диалектизмы?

-Какова, по мнению Ждановича, роль диалектизмов в литературных произведениях?

-А знаете ли вы, какие бывают диалектизмы, на какие группы их можно разделить?

На прошлом занятии мы уже говорили о местных словах. Вспомните,  какие диалектные зоны можно выделить? Найдите на карте наш областной город. В какой диалектной зоне находится Орловский край?

-Важно ли нам изучать диалектные слова нашей местности?

Исходя из моих вопросов, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Диалектизмы Орловского края.

-Каких писателей, живших на Орловской земле, вы знаете?

Сегодня мы с вами понаблюдаем, какими особенностями  обладают диалектизмы нашей  местности, а помогут нам в этом литературные произведения писателей Орловского края.

Результаты наших открытий мы запишем в специальную таблицу(учитель раздает индивидуальные таблицы учащимся).

5. Изучение нового материала.

(Первоначальный вид таблицы)

Особые признаки диалектных слов    

Вид диалектизма

Примеры

У диалектизмов есть общеупотребительные  слова-синонимы с другим корнем. Известные предметы названы по-другому.

__________- крестьянская одежда вроде пальто.

_________- крутой поворот в овраге.

__________- глубокая яма с непересыхающей водой.

__________- беззаботный человек, не приспособленный к труду.

Диалектизмы отличаются от  общеупотребительных слов только в произношении отдельных звуков.

___________ -  ______________

____________-   _____________

___________   -  _____________

___________ -   _____________

Диалектизмы отличаются от слов литературного языка морфемным составом, т.е. образуется однокоренное слово с другими приставками или суффиксами

___________   -  ______________

___________   -    _______________

Диалектизмы и общеупотребительные слова отличаются некоторыми грамматическими признаками, свойственными определенным частям речи (диалектные слова склоняются или спрягаются по-другому).

Рассмотрим несколько отрывков, внимание на экран:

1)Наблюдение за первой группой диалектизмов.

«Идёт в чём был: …одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются…»  (Н.С. Лесков «Левша»)

«Шёл я из Каменной Гряды в Шашкино; … а потом лужком пошёл - знаешь, там, где он сугибелью выходит, там ведь есть бучило; знаешь, оно ещё всё камышом заросло…» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

«От него отказались, как от человека ни на какую работу не годного – «лядащего», как говорится у нас в Орле».  (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)

Обратим внимание на подчеркнутые слова в каждом отрывке. Известны вам значения этих слов? Впервой строке таблицы есть их объяснения. Попробуем определить значения и заполнить пропуски.

В первом примере легко догадаться, что речь идет об одежде, во втором – о природных объектах, а в третьем отрывке дана характеристика человека с пометкой: так говорят в Орле. Делаем вывод: у этих слов есть общеупотребительные синонимы. Какой раздел науки о языке изучает синонимы и значения слов? Какие же это будут виды диалектизмов? Запишем вывод в таблицу: лексические (учитель записывает термин на доске).

2)Наблюдение за второй группой диалектизмов.

- Прослушайте отрывки и найдите слова, которые отличаются своим произношением от привычных нам слов?

«Ступай, мол, Ермил, на пошту».  (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

«Тришка – эвто будет такой человек удивительный, который придёт… Все как крикнут: «Ой, Тришка идёт!»- да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворовую собаку так запужала, что та с цепи долой…» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

Найдём в таблице строчку для диалектизмов, которые отличаются произношением, выпишем примеры таких слов и их литературную норму. В чем заключается различие?

Эвто – вставка звука [ в];  пошта - замена звука и т.д.

 - Какой раздел языка изучает звуки? Как мы назовём такие диалектизмы? Запишем вывод в таблицу: фонетические.

Иван Бунин, ещё один известный писатель Орловщины, так сказал об одном из своих героев: «…говор старинный, косолапый, крупный. Он говорит: що, каго, яго, маяго, табе, сабе, таперь, но всё как-то так, что слушать его – большое удовольствие…»

Прислушаемся и мы к этому говору. Слышите, как в произношении отчетливо выделяются а и я. Эти явления характерны для южного говора, они получили названия – аканье и яканье, запишем их в таблицу. А как звучит «что» в речи бунинского героя? Происходит замена [ч] на мягкий [щ]. Такое произношение называется щоканье, запишите этот термин. И  еще одна яркая особенность живой речи, которая выдаёт жителей южной части страны – это особое произношение звука [г]!

Вы слышали в речи своих знакомых такое произношение (учитель произносит фрикативный звук): где, голубь, друг, нога? И герой Бунина говорит так же. В науке такое произношение называют фрикативное. Запишем в таблицу: фрикативный [г] - [друх].

(При технической возможности оснащения класса можно включить запись живой местной речи и предложить детям понаблюдать за фонетическими особенностями орловского говора.)

Такое произношение не является нормой русского языка, и в своей речи нужно стараться избегать такого говорения!

3)Наблюдение за третьей группой диалектизмов.

«А слышали вы, ребятки, - начал Илюша, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?»  (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

«Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал». (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

Обратите внимание на выделенные слова. Так ли мы употребляем их в речи? Как правильно сказать: намедни или намеднись; болезненный или болезный? Запишем эти пары слов в таблицу. Что в таблице сказано про особые признаки таких диалектизмов? Давайте рассмотрим их морфемный состав. Чем они отличаются?

-Как назвать вид таких диалектных слов, если расхождение связано с образованием слова? Запишем вид в таблицу: словообразовательные.

- Попробуйте самостоятельно найти подобные диалектные слова в отрывке:

«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки».  (Н.С. Лесков «Левша»)

-Назовите, какими морфемами отличаются диалектизмы от общеупотребительных слов?

4) Наблюдение за четвертой группой диалектизмов.

       «Этот Ваня …  кладе за пазуху краюшечкю и отправляется на этот самый караул..»   (И.А.Бунин «Сказки»)

  - Назовите слова, которые передают  действия Вани. Если глагол «отправляется» употреблён в привычной нам форме, то у глагола «кладе» изменилось окончание. Запишем в последнюю строку таблицы этот пример: кладе - кладет. Перед нами не просто фонетическое изменение слова. Окончание –ёт многое может рассказать о слове. Приведите примеры слов с таким окончанием.

- Слова какой части речи вы называете?

-В каком лице стоят названные вами глаголы?

- Какого они спряжения?

- Может ли окончание –е рассказать нам об этом?

Все эти признаки связаны с определением части речи. Заглянем в таблицу, что в ней сказано про особенности таких диалектизмов? Как мы назовём такие диалектизмы, если различия связаны с признаками частей речи? Запишем вывод: морфологические.

 В отрывке из рассказа Бунина есть еще одно диалектное слово. Какое? (Делаются выводы, что в слове наблюдается только мягкое произношение одного звука, значит, это фонетический диалектизм).

И снова обратимся к строчке из рассказа Тургенева «Бежин луг». Понаблюдайте, написание какого слова противоречит грамматическим нормам русского языка? Можете первоначально обсудить свои выводы с соседом по парте:

«Но а говорят, прежде красавица была. Водяной её испортил… не ожидал, что её скоро вытащут». (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

Использование окончаний –ут/-ют вместо –ат/-ят – это тоже одна из особенностей местного диалекта.

6. Систематизация знаний. Выводы.

- Скажите, можем ли мы теперь ответить на вопрос, заданный в начале урока: какие бывают диалектизмы, на какие группы их можно разделить?

- Какими особенностями обладает каждый вид диалектных слов?

(Законченный вид таблицы)

Особые признаки диалектных слов    

Виды диалектизмов

Примеры

У диалектизмов есть общеупотребительные  слова-синонимы с другим корнем. Известные предметы названы по-другому.

Лексические

озямчик- крестьянская одежда вроде пальто.

сугибель- крутой поворот в овраге.

бучило - глубокая яма с непересыхающей водой.

лядащий - беззаботный человек, не приспособленный к труду.

Диалектизмы отличаются от  общеупотребительных слов только в произношении отдельных звуков.

Фонетические

Пошта-почта

Эвто-это

Куды-куда

Запужала-запугала

Аканье, яканье [а]

Щоканье (что-що)

фрикативный [г] - [друх]

Диалектизмы отличаются от слов литературного языка морфемным составом, т.е. образуется однокоренное слово с другими приставками или суффиксами

Словообразовательные

Намеднись-намедни

Болезный-болезненный

Диалектизмы и общеупотребительные слова отличаются некоторыми грамматическими признаками, свойственными определенным частям речи (диалектные слова склоняются или спрягаются по-другому).

Морфологические

Кладе-кладет

Вытащут-вытащат

- С отрывками из текстов каких писателей вы работали на уроке?

- Скажите, если  диалектизмы не соответствуют нормам родного языка, то зачем писатели используют такие слова в своих произведениях?

- Что помогают передать диалектизмы?

- Почему мы изучаем диалектные слова на уроках родного языка?

- Какие диалектизмы вам запомнились? Почему?

- Можем ли мы утверждать, что диалектизмы остались только на страницах произведений и они не встречаются нам в живой речи?

Писатели обращаются к диалектизмам, чтобы воспроизвести особенности речи и быта героев своих произведений.

Диалектные слова понемногу уходят из нашей речи, однако они не исчезли совсем. Диалектизмы в какой-то степени украшают нашу речь, потому что в них много метких слов, ярких выражений.

Изучая диалекты своей местности, мы бережно храним память о говоре наших предков, историю и культуру родного края.

Давайте сравним наши выводы с высказыванием доктора филологических наук Г.Г. Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».

-Согласны ли вы утверждением ученого?

-Как вы думаете, как ученые стараются сохранить эти «неоценимые сокровища живой народной речи»?          

Создаются словари диалектных слов определенной местности. Вспомните, началом какого словаря стало диалектное слово «замолаживать»?

7. Домашнее задание.

Я предлагаю и вам попробовать себя в роли ученых-исследователей. Выберите себе одно задание на дом:

  1. Найдите примеры диалектизмов в произведениях писателей-орловцев, запишите в тетрадь толкование слов.
  2. В Википедии или других научных источниках найдите не названные сегодня фонетические особенности южных диалектов.
  3. Понаблюдайте за речью своих бабушек, дедушек и других взрослых, постарайтесь отметить диалектные особенности в их языке.

8. Рефлексия. Оценивание.

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я понял… 
- Мне было трудно … 
- Мне понравилось… 
- Я доволен

- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Ребята, благодарю вас за работу на уроке! До новых встреч!

Использованная литература:

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. –М.: Просвещение, 1982.-191с.

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 /[В.П. Полухина, В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной.-5-е изд. – М.: Просвещение,2015.-303с.

Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык.- 3-е изд.Гл.ред. М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2002.-704с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории родного (Орловского) края

Данная программа предназначена для 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...

Адаптированные тексты по истории Орловского края для учащихся 10 класса с нарушением интеллекта

В ходе преподавания краеведения в школе VIII  вида я столкнулась с рядом проблем: во первых, малое количество литературы по истории Орловского края для составления программы, во вторых - отсутств...

Проект по теме "Диалектизмы и неологизмы Астраханского края " (через изучение речи обучающихся школы)

Проект ученика, выполненный на конкурс региональных проеков "Мир глазами детей"....

Краеведческая игра –викторина «Орловский край в годы Великой Отечественной войны»

План-конспект внеклассного мероприятия Краеведческая игра –викторина  «Орловский край в годы Великой Отечественной войны»...

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ "ОРЛОВСКИЙ РУБЕЖ"

Руководитель Председатель Коссов Александр Алексеевич 11 ноября 2020 года обучающиеся 5 «а» класса МБОУ г. Мценска «Лицей №5» посетили Музей военно-исторического клуба &la...

Диалектизмы Орловского края

Урок родного языка в 6 классе...