Исследовательская работа «Судьбы его простое полотно»
презентация к уроку (8 класс)

Ачмиз Мулиет Заурбечевна

  Актуальность моего исследования в том, что  оно посвящено человеку, внесшему  посильный вклад в борьбу с общим врагом-фашизмом. Это мой прадедушка, Тимох Хатит, который совершил, на мой взгляд, подвиг.

        Цель исследования: показать величие подвига человека, настоящие черты которого  раскрылись  исключительно в период тяжелых испытаний.

         Задачи исследования:

1).Изучить материалы  о Великой Отечественной войне;

2).Взять  интервью у родных и близких  Хатит  Т;

3).Систематизировать  материал и оформить  исследовательскую работу.

Методы исследования:

1.Анализ.

2. Синтез.

3. Историзм.

4. Ретроспективы.

  Объекты исследования: жизнь Хатит Тимоха.

Источники.

    1.Письменные

В книгах о Великой Отечественной войне я почерпнула знания о том, как жили люди в тылу врага.

    2.Устные

Интервью  родных и близких  помогли лучше узнать  о жизни Хатита Т, о его родных.

3.Иллюстративные

-фотографии  из семейного архива Хатита Т.

Новизна работы заключается в том, что о Хатит  Т нет никаких письменных  свидетельств, и работа состоит  только  из воспоминаний  родных и близких Хатита Тимоха .

Мой личный вклад в работу  заключается в том, что мною создана исследовательская работа, основанная на эксклюзивном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа18.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                                                                  Номинация: Великая  Отечественная война

Исследовательская работа:

«Судьбы его

простое полотно»

Учитель адыгейского языка

МБОУ «СШ№9» п. Отрадный:

Ачмиз Мулиет Заурбечевна,

 

                                                          п.Отрадный

2020г.

                                                           

                                                         

                                                    Людей неинтересных в мире нет

                                                            Их судьбы, как истории планет

                                                            У всех у них особое, своё,

                                                             И нет планет похожих на неё.

                                                                   

                                                                                               Б. Пастернак.

                                   

                           

Оглавление.

Введение  -------------------------------------------------------------------- стр.3

гл.1. Через две эпохи  ------------------------------------------------------ стр.4

гл.2.Через все муки ада ---------------------------------------------------- стр.5

Заключение ------------------------------------------------------------------- стр.8

Список использованной литературы------------------------------------- стр.9                                                                      

Приложения-------------------------------------------------------------------- стр.-10.                                                                  

                               

                                                                   Введение

        В 2020 году, наш народ будет отмечать 75-летие Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками.

        Война являлась  самым серьёзным  испытанием  для всех народов, входящих в состав СССР. И они выдержали  это испытание, одержали всемирно-историческую победу.

        Наша победа  всеобщая, она складывается  из того, что внес каждый человек, каждая семья, каждый населенный пункт, каждый район страны.

        Актуальность моего исследования в том, что  оно посвящено человеку, внесшему  посильный вклад в борьбу с общим врагом-фашизмом. Это мой прадедушка, Тимох Хатит, который совершил, на мой взгляд, подвиг.

        Цель исследования: показать величие подвига человека, настоящие черты которого  раскрылись  исключительно в период тяжелых испытаний.

         Задачи исследования:

1).Изучить материалы  о Великой Отечественной войне;

2).Взять  интервью у родных и близких  Хатит  Т;

3).Систематизировать  материал и оформить  исследовательскую работу.

Методы исследования:

1.Анализ.

2. Синтез.

3. Историзм.

4. Ретроспективы.

  Объекты исследования: жизнь Хатит Тимоха.

Источники. 

    1.Письменные

В книгах о Великой Отечественной войне я почерпнула знания о том, как жили люди в тылу врага.

    2.Устные

Интервью  родных и близких  помогли лучше узнать  о жизни Хатита Т, о его родных.

3.Иллюстративные

-фотографии  из семейного архива Хатита Т.

Новизна работы заключается в том, что о Хатит  Т нет никаких письменных  свидетельств, и работа состоит  только  из воспоминаний  родных и близких Хатита Тимоха .

Мой личный вклад в работу  заключается в том, что мною создана исследовательская работа, основанная на эксклюзивном материале.

Практическое применение исследования:  работу можно применять  как на уроках истории Отчества, в ходе изучения  темы «Великая Отечественная война», в 9-11х классах, так и во внеклассной работе при проведении уроков мужества в старшем звене средней школы.

Гл.1.Через две эпохи.

      Тимох Братович Хатит родился  в 1905 году в ауле Новобжегокай. В стране в ту пору набирала обороты первая  русская революция. В Петербурге и Москве строились баррикады, а в Тахтамукайском районе активизировала свою работу  подпольная  группа  революционеров во главе  с братьями  Заема и Люзием Тлеужем из Тахтамукая.

     Двенадцатилетним  подростком  встретил  Тимох две другие революции: февральскую и октябрьскую, которые перенесли его и весь российский народ из царской эпохи  в большевистскую.

      В аулах и в целом районе  устанавливалась   Советская

власть, изгонялись   помещики  и фабриканты, национализировалась  собственность.

     Семья Тимоха Хатита жила бедно, поэтому забирать у них было нечего. Вскоре родители Тимоха вступили в колхоз, а он стал в колхозе ездовым (уж очень ему нравилось  обращаться с лошадьми).

     В 30-е годы умерли родители Тимоха. И чтобы как-то прокормиться, он переезжает  в поселок Отрадный, где в то время были хорошие заработки.

    Там он женился, работал в совхозе,  до  войны появилось у него двое детей: Касей и Харет.

     Жили дружно, пользовались уважением  среди жителей поселка. Построили дом в Натухае и стали жить там.

     Время было трудное, но каждый верил, что если преодолеть временные трудности, то наступит светлое  завтра и жизнь будет прекрасной.

    В это время был образован совхоз  «Отрадное», который занимался разведением племенных лошадей  и продажей их колхозам или кооперативным организациям. Это хозяйство имело 4 трактора, две паровые молотилки, одну двадцатирядную и две двенадцатирядные сеялки, 16 лошадей. В совхозе работало 125 человек.

   

  Тимох,  имея давнюю привязанность к лошадям, занимался их уходом за ними ¹.

Гл.2.Через все муки ада.

        22 июня  1941 года фашистская Германия  без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, вторглась в нашу страну. В этот же день рано утром по радио трудящегося района  услышали о начале войны. Они, как и по всей стране, неоднократно прослушивали это сообщение. У всех возникал один и тот же вопрос:

«Как могло такое случиться, ведь мы имели договор с Германией о ненападении сроком на десять лет, а наша страна была верна договору.» Люди были озабочены тем, что война началась внезапно, она унесет много человеческих жизней, многие отцы и  матери потеряют  в войне своих дочерей и сыновей, жены останутся без мужей, дети-без отцов. Они понимали, что война - это величайшее бедствие, горе, страдание, она все разрушает, она уничтожит значительную часть  материального и духовного богатства, созданного не одним поколением  людей, а ведь на это потрачено много сил и времени.

          В этот же день, т.е 22 июня  1941 года , Президиум Верховного Совета СССР издал  Указ о мобилизации в 13 военных округах , и что мобилизации  подлежат  мужчины , родившиеся с 1905 по 1918включительно.

          Тимох Братович вместе с сотнями мужчин района был призван в ряды Красной  Армии и отправлен на фронт.

          В битве под Москвой его тяжело ранили и после излечения в госпитали  признали негодным  для дальнейшего прохождения службы. Вернулся в Натухай, продолжил работу в совхозе, который на фронт отправил трактора и лошадей, оставив двух лошадей  для хозяйственных нужд .

_________________________________________________________________

  1. Информаторы:

                    - Хати М.Т., 1951 года рожденья,  а. Натухай.

                   - Хатит С.Р.,   1954 года рожденья,  а. Натухай.

   

 Не таков был Тимох Братович, что бысидеть сложа руки.

     Когда началась оккупация  района, и в аул Натухай вошли немецкие захватчики, он подговаривал  молодых парней, чтобы они продолжали наносить вред  оккупантам. Однажды натухайцы увидели табун фашистских лошадей, которые паслись возле аула. Они отогнали лошадей в другое место, а фашистским хозяевам  пришлось долго их искать. В конце сентября в 1942 года они подожгли подводу, груженную соломой, на которой ехал пьяный немец. Позже в декабре 1942 года  немцы  на подводах застряли в грязи недалеко от речки Бзиюк. Оккупанты отпрягли  лошадей, сели на них и ускакали ,оставив подводы с автоматами , пулеметами, одеялами  и другими упакованными вещами. Когда молодые подростки доложили  обо всем Тимоху, он дал команду уничтожить фашистское оружие  и вещи. Ребята взяли замки с пулеметов , магазинные коробки с автоматов, кипы связанных одеял  и других вещей и пустили под лед речки Бзиюк. Тимох одобрил действия молодежи.

         Сам он отправился в аул Новобжегокай, где его знали все местные жители, и стал рассказывать всем пригнанным фашистами на работу в колхозный двор , что наши войска героически сражаются  с фашистами, ведут упорные бои за освобождение станиц Калужской и Новодмитриевской. «Скоро они освободят все аулы , в том числе и ваш .Не работайте на этих проклятых захватчиков, расходитесь по домам.» Он был арестован , его обвинили в партизанщине , пригнали в станицу Афипскую, где находилась немецкая комендатура . Располагалась она в частном доме . Хатита Тимоха привели к старшему по званию фашисту и доложили, что поймали партизана. Старший приказал вывести его во двор  и расстрелять  сейчас же. Его повели на расстрел. Русская женщина, в доме которой  располагалась  комендатура, заметила, что  Тимоха ведут на расстрел, вышла во двор, бросилась перед конвоиром на колени и стала просить, чтобы его отпустили. Она говорила что Тимох - муж её сестры, что у них много детей, что он не партизан. Палачи не расстреляли его, но и не отпустили ,а угнали на работу в Германию. Так, благодаря совершенно незнакомой русской женщине,  Тимох остался жив. В Германии его продали в рабство: у одного немецкого бюргера по имени Курт Майдер, он ухаживал за лошадьми. Советская Армия освободила всех военнопленных и рабов  и в 1947 году Тимох возвратился в Натухай. Потом, со  слезами на глазах, он рассказывал, какие неимоверные трудности  перенес он, и какую чашу горя испил за время нахождения в Германии : хозяин был крутого нрава .Если что не по его, мог выбить зубы, загнать иголки под ногти и не разрешал даже застонать. Эти испытания  закалили волю и характер Тимоха. Он стал более сдержанным, терпеливым. В нем жил протест против насилия и эксплуатации человека человеком¹.

      Вернувшись в Натухай, Тимох продолжил работу в совхозе. Он решил разыскать женщину, которая спасла ему жизнь. Но поиски оказались тщетными. Соседи рассказали, что после того как ушли немцы, в феврале 1943 года, женщина уехала в неизвестном направлении. Видимо боялась прихода советских войск и разборок по поводу нахождения в её доме немецкой комендатуры.

Так и не встретились они больше, но Тимох помнил о ней и всегда благодарил за то, что благодаря  ей он остался жив.

      После войны  в семье Тимоха родилось еще пятеро детей: Заур, Сара, Юрий, Гисса, Махмуд. Остались живы: Харет, Шамсет, Махмуд

     Так что не зря Тимох Братович Хатит прожил свою жизнь. Его потомство трудится, учится, так, чтобы память  о своем дедушке, прадедушке, прапрадедушке Тимохем  не осквернить  недостойными делами.

     Думаю, что так и надо жить

  ________________________________________________________________

  1. Информатор  Челебий Х.Т., 1938 года рожденья, а. Натухай.                                

                                      Заключение

       Все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Все меньше ветеранов, участников войны остается с нами. Подрастают все новые поколения. Они не слышали грохота разорвавшихся снарядов, они не испытывали страха за жизнь родных  и близких, они не смотрели смерти в лицо.

       Но так важно чтобы сохранилась память о том героическом времени, память о тех, кто ковал победу, над фашисткой Германией, кто, пройдя через все муки ада, не отчаялся, не упал духом, не потерял веры и надежды  на лучшую жизнь, а засучив рукава всеми силами приближал  это светлое завтра  не для себя, но для будущих поколений.

      Мы должны ценить это, свято хранить о таких людях память и передавать все, что узнали о них,  потомкам. Что бы не прерывалась связь поколений.

      Это для нас, молодых, очень важно.

                   Список использованной литературы

1.Савв.Р.Х. Тахтамукайский район в годы Великой Отечественной войны(июнь1941-май1945)  ч.1.-Тахтамукай,1995

 2.Победители,т,3 - Майкоп,2010г

    Информаторы:

 1.Хатит С.Р. 1954г.рожд,аул Натухай, ул.Ленина,52.

 2.Челебий Х.Т,1938г.рожд,аул Натухай,ул.Ленина,54.

 3.Хатит М.Т,1951г.рождения,а Натухай,ул.Ленина,52.

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе "Судьба потомков Пушкина в судьбе России"

Презентация содержит иллюстративный материал (рисунки, портерты, фотодиаграммы)...

ПРОСТЫЕ ЧИСЛА (стартовая исследовательская работа по математике)

Предлагаю вашему вниманию статью из стартовой научно-исследовательской работы для учеников 5 класса на тему : "Простые числа". ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ - это давольно таки огромное поле для исследований, взяв опр...

Урок с элементами исследовательской деятельности "Металлы-простые вещества"

Урок позволяет сформировать знания учащихся о металлах в свободном состоянии, о характерных для них свойствах. Урок позволяет включить учащихся в активный познавательный процесс, заинтересовать пассив...

Научно-исследовательская работа История одной реликвии. «Простая рубаха с непростой отметиной»

Данная работа посвящена исследованию жизни и деятельности нижегородского купца Башкирова Матвея Емельяновича. Исследование актуально в наше время, поскольку в нем говорится о вечных, непреходящих духо...

Исследовательская работа "Судьба моей семьи в судьбе города"

Сегодня жизненно важно стало сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.Сохраняя традиции и преемственность п...

Исследовательская работа "Судьбы, опалённые войной..."

laquo;Жизнь прожить – не поле перейти», – гласит народная мудрость. И если эта жизнь станет примером для других, то про такого человека можно сказать: «Он оставил свой с...

Проектно - исследовательская работа "Судьба семьи Барановских в судьбе страны"

За время существования города Анжеро - Судженска сменилось не одно поколение людей, создававших его славу и историю. История страны отражается в истории семьи.  Её участники  и есть главные ...