Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.9 класс.
план-конспект урока (9 класс)

Власова Татьяна Александровна

Конспект первого урока родного (русского) языка за курс 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока32.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема урока: «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа»

   Тип урока: урок изучения нового материала.

     Цели: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить обучающимся, что русский язык – хранилище сведений об истории, материальной и духовной культуре русского народа; начать знакомство с понятиями «кумулятивный», «аккумулятивный», «безэквивалентный», «когнитивный», «коммуникативный».

Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

 Личностные: осознание культурной и исторической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

 Образовательные ресурсы:

  1. https://vk.com/public61593816
  2. https://www.youtube.com/watch?v=yeWGVY9mu3c
  3. http://gramota.ru/slovari/dic/?word=язык&all=x
  4. https://yandex.ru/video/preview/?text=ютуб%20говоры%20северных%20и%20южных%20народов%20репортаж&path=wizard&parent-reqid=1625680462831027-11754730978671903126-balancer-knoss-search-yp-sas-2-BAL-3806&wiz_type=vital&filmId=5749658388032424654
  5. https://edu.skysmart.ru/homework/new/909
  6. https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2019/11/26/konspekt-uroka-rodnogo-yazyka-russkogo-v-9
  7. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/06/03/russkiy-yazyk-v-risovannykh-kartinkakh

Оборудование урока: ПК с доступом в Интернет (для учеников + ПК учителя), проектор, экран, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

Этап 1. Ценностно-эмоциональный

Учитель читает стихотворение

Она у каждого своя -

Земля, что Родиной зовется.

Кому-то - домик у ручья,

Кому-то - за деревней солнце.

Кому-то - мамино "привет"

Или рукопожатье друга.

А для кого-то - синий цвет

И все вокруг до дна, до звука…

                                         А.Хватков

https://vk.com/public61593816

- «Она у каждого своя…» С чем у вас ассоциируется слово Родина? Составим кластер.

(на доске и в тетради)

 - Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

  • Сейчас вы попытаетесь определить тему нашего урока, просмотрев еще одну подсказку.

https://www.youtube.com/watch?v=yeWGVY9mu3c

с 1.11мин.по 3.00

-Каким словосочетанием мы можем охарактеризовать это видео?(русская культура)

       Тема урока, постановка целей.

 - Язык и культура – эти явления тесно связаны друг с другом. Сегодня  мы поговорим  о том, как в русском языке отражается культура и история русского народа.

(Ученики записывают в тетрадь тему урока «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа»)

- Давайте разберёмся с темой урока. Обратимся к словарю, пройдя по ссылке http://gramota.ru/slovari/dic/?word=язык&all=x

- Язык. Что это такое?

(3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей..)

- Культура- это..?

(1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни..)

- Как вы понимаете словосочетание «русская национальная культура»?

(Это совокупность духовных достижений русского народа.)

- Какие достижения мы относим к духовным?

(Нравственные и интеллектуальные)

Этап 2. Ценностно-познавательный

- Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ.(Работа с учебником. Упражнение 1.)

   Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. (Измаил Иванович Срезневский)

   Слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. (Василий Осипович Ключевский)

- Проанализируйте каждое высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух.

Работа в группах(парах) над высказыванием В.О. Ключевского о слове.

- Как вы понимаете смысл высказывания В.О. Ключевского о слове?

- Какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов «подснежник» или «ущелье»?

- Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина (1 вариант) и отечество (2 вариант)? При ответе используйте материалы рубрик «Из истории языка» и «Диалог культур».

- Язык – универсальное средство общения между людьми. Чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему выстраивать отношения с людьми.

 - Давайте опять обратимся к стихотворению. Выделите в нем синонимы

Суета, суета, и опять суета.

То на бой, то на пир, то в далекие дали.

Вот бы знать наперед, что судьба моя – та,

О которой большие поэты мечтали.

Нет, не бронзой звенеть. Мне оно ни к чему.

Пусть об этом мечтают, пожалуй, другие.

Я хочу свою жизнь посвятить одному –

Петь и петь о стране, что зовется Россией.

Кто-то скажет: «Зачем? Разве ладно живем?»

Будто, правда, когда-то мы здорово жили.

Потому мы, поэты, Отчизну поем,

Что без Родины вряд ли б когда-нибудь были.

Не родился бы тот, чей Онегин сразил,

Как стрелой купидона, сердца поколений.

Да и я бы, пожалуй, на свете не жил

Без России и связанных с ней откровений.

Суета, суета… Мне бы только успеть

Из того, что хочу, ну хоть малую малость:

Даже если не в прок, не щадя себя петь,

Чтоб Россия была, чтоб Россия осталась.

Ноябрь 2017 г.

- Правильно, это слова «родина» и «отчизна».

- Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отчизна? При ответе используйте материалы рубрик «Из истории языка» и «Диалог культур».

Посмотрим видео https://yandex.ru/video/preview/?text=ютуб%20говоры%20северных%20и%20южных%20народов%20репортаж&path=wizard&parent-reqid=1625680462831027-11754730978671903126-balancer-knoss-search-yp-sas-2-BAL-3806&wiz_type=vital&filmId=5749658388032424654

- Какие функции языка нашли отображение в данном сюжете?

( общения, познавательная, передача информации)

 - Познакомимся с теоретическим материалом на стр.6, введем в наш лексикон новые слова( коммуникативный,когнитивный,кумулятивный).

 - Проанализируем схему упр.2

 - Вернемся к просмотренному сюжету. Конечно же, вы не могли не заметить  особенности говоров героини, она виртуозно владеет ими на практике. Иностранец, услышавший некоторые из звучавших слов, просто не сможет их понять. Оказывается,  в русском языке есть слова, которые являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Такие слова называют безэквивалентными. Познакомимся с материалом «Лингвистические заметки» на стр.6.

 - Поработаем с упр.4 на стр.8. Но прежде повторим пройденный материал.

 - Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка?

(Лексика).

- Продолжите. Слова, имеющие одно значение, называют…, несколько - ….  

- Слова в словосочетаниях  русский язык - язык пламени  имеют …и …значения.

 - Язык, речь – это….

 - Разговорчивый – молчаливый -…

 - Язык - подвижный мышечный орган в полости рта;

язык - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и

грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена    мыслями и взаимного понимания людей в обществе -…

 - Восторг - авантюрист (фр.) -…

- Чело – кулак - ….

-Чем архаизмы отличаются от историзмов?

(На место архаизмов пришли синонимы, а историзмы вышли из речи.)

 - Компьютер, принтер, сканер - …

 - Расскажите, какие исторические факты отразились в значениях слов-историзмов.

 - Объясните, почему найденные вами слова относятся к безэквивалентной лексике.

(Потому что в них отражена история только  русского народа.)

 - В литературе история русского народа нашла отражение  в пословицах и поговорках.

Знакомство с материалом «Лингвистические заметки» на стр.9

Этап 3. Ценностно-рефлексивный

- Что из материала урока вам сегодня запомнилось?

- Что нового узнали?

 - С чем можно сравнить культуру и историю русского народа? Подберите образ-символ.

Домашнее задание.

Выполнить упр.7, второе задание упр.6. Из упр. 5 выберите три  пословицы, письменно объясните их значения(кратко) и приведите по одному-два примера из литературных произведений на их подтверждение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Элективный курс по русскому языку "По страницам истории русского языка"

,      Элективный курс «По страницам истории русского языка» предусмотрен для учащихся 10-11-х классов в рамках организации профильной подготовки учащихся. Данный курс рассчитан на...

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...