А.Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»
план-конспект урока (5 класс)

Неверова Любовь Николаевна

Урок по родной русской литературе в 5 классе при изучении творчества писателей, чьи имена связаны с Самарской областью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tehn._karta.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №1

Тема: 

А.Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

Количество часов на изучение темы

3 часа

Педагогическая цель: 

Познакомить с писателем А.Н. Толстым и его творчеством. Формировать умение выражать свое отношение к героям сказки А.Н Толстого «Приключения Буратино», анализировать их поступки.

Задачи урока:

  1. Изучить биографические данные писателя.
  2. Познакомиться с содержанием сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик».
  3. Учить анализировать поступки героев произведения, обобщить знания по произведению.
  4. Развивать у учащихся умение высказывать свое мнение, совершенствовать навыки чтения.
  5. Воспитывать любовь к чтению, гордость за свою малую родину.

Планируемые результаты: 

Предметные У УД:  

  1. Знать краткую биографию А.Н. Толстого.
  2. Продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение;
  3. Определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
  4. Совершенствовать навык выразительного чтения.
  5. Воспитывать у учащихся ценностное отношение к литературному чтению.

 

Личностные УУД: 

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 
  2. Управлять своей познавательной деятельностью.  
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

 

Метапредметные УУД:

* Регулятивные: 

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность.  
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач.  
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

 

* Коммуникативные: 

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.  
  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.  
  3. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

*Познавательные:         

  1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.  
  2. Устанавливать причинно-следственные связи.  

Типы уроков (3 часа)

 Урок изучения новой темы, уроки обобщения и систематизации знаний.

Организация пространства 

Групповая работа, индивидуальная работа.

Действия обучающихся 

  1. Учащиеся выдвигают задачи занятия, формулируют общую цель и задачи.  
  2. Поиск и обработка ресурсов.  
  3. Участие в обсуждении проблемы.  

Диагностика результатов урока (итог урока)

Осуществление рефлексии посредством фронтального опроса.

Домашнее задание: 

Прочитать сказку (1 урок), читать отрывок по ролям(2 урок), написать отзыв на сказку (3 урок).

УРОК №1

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Эмоциональный

Настрой

(1 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке родной русской литературы мы продолжаем говорить о творчестве писателей, чьи имена связаны с нашей родной Самарской областью и, конечно, читать их произведения.

Приветствуют учителя.

Знакомство с писателем и его творчеством.

(10 мин)

Проверка знаний

(3мин)

Актуализация знаний

(7 мин)

Прочитайте стихотворение, узнайте фамилию автора.

Далеко, далеко за синим морем,

    Стоит золотая стена.

    В стене той заветная дверца,

    За дверцей – большая страна.

    Ключом золотым открывают

    Заветную дверцу в стене,

    Но, где отыскать этот ключик

    Никто не рассказывал мне…

- Давайте попробуем определить цель нашего урока.

- Какие задачи будем решать?

- Как связано имя А.Н. Толстого с Самарой?

- Ознакомьтесь с информацией о Толстом, представленной на карточках. (Учащиеся читают тексты.)

- Используя схему на слайде, попробуйте рассказать, что отражено в ней.

- Какие произведения А.Толстого вам известны? (Если дети не могли назвать произведение, прочитать загадку):

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ...
                               
(Буратино)

Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» остаётся одной из самых любимых у детей и взрослых. Давайте узнаем историю написания сказки

Детская повесть, которая называлась “Приключения Пиноккио, история марионетки”, совершенно неожиданно для её автора – Карло Коллоди, получила всемирную известность.

В 1908 году произведение впервые было переведено на русский язык. Примерно в это же время, на другом конце земного шара жил русский мальчик – Алёша Толстой. Он очень любил читать книги, а одним из его любимейших произведений стала книга о Пиноккио. Прошли годы, мальчик стал известным писателем, автором прекрасных, талантливых произведений. Много произведений он написал и для детей, среди которых есть замечательная сказка о Буратино…

 Вот как об этом пишет сам Алексей Толстой: “Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку:  она  называлась  “Пиноккио,  или Похождения деревянной куклы” (деревянная кукла по-итальянски – Буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения о Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка”.

- Почему автор назвал своего героя Буратино?

Детям и взрослым очень полюбился этот проказник. Создаются театральные постановки, мультфильмы, кинофильмы о Буратино. Благодарные читатели поставили памятники Пиноккио во Флоренции, Буратино в Киеве, Кишиневе, Воронеже и, конечно, памятник Буратино Самаре.

Отгадывают загадку.

Читают информацию на карточках.

Создают текст о Толстом по представленной схеме.

(Учащиеся читают тексты самостоятельно)

Первичное закрепление

(5 мин)

Кто-нибудь уже читал эту книгу? Давайте вспомним героев этой сказки.

- Кто главный герой сказки? ( Буратино)

 Карточка на парте, поможет нам разобраться, какой характер у Буратино.

Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом

Подчеркните отрицательные черты характера

Буратино

весёлый

жизнерадостный

добрый

невоспитанный

настоящий друг

не хочет учиться

смелый

решительный

оптимист

неряшливый

непослушный

- Назовите отрицательные качества. (Невоспитанный, неряшливый, не хочет учиться, непослушный)

- Назовите положительные черты Буратино. Какое главное положительное качество героя?  (Он – настоящий друг.)

- Каких качеств у Буратино больше? Какой вывод можно сделать? (Буратино бывает, груб, но в целом он добрый, жизнерадостный, решительный в опасных ситуациях. Он – настоящий друг.)

- Хотелось ли вам иметь такого друга?

- Поэтому Буратино – любимый герой многих поколений.  Достоин он места в мире добра? (Да.)

- Поможет ли нам разбор качеств Буратино  при чтении по ролям?Почему?

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

  1. Шарманщик Карло
  2. Буратино
  3. Говорящий сверчок
  4. Карабас Барабас
  5. Мальвина

Выполняют физминутку.

Творческое применение знаний

(2мин)

Чтение сказки и беседа (7 минут)

Вспомним  героев сказки по описанию автора

  1. «В широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб».

(Шарманщик Карло.)

  1. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу».

(Буратино.)

  1. «Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало:  «Крри-кри», глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками».

Откройте тексты сказки.  Прочитаем отрывок. (Читает учитель)

Беседа после прочтения: 

- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

Угадывают по описанию героя.

  1. Шарманщик Карло
  2. Буратино
  3. Говорящий сверчок

Читают по ролям отрывок.

Подведение итогов, рефлексия

(5 мин)

Подведем итоги нашего урока по такой схеме

  • Узнал…
  • Понравилось…
  • Вызвало затруднение…

– В заключение, послушаем песню о Буратино на слова Ю.Энтина, музыка А. Рыбникова. (1  куплет и 1 припев)

Анализируют свою работу на уроке.

Слушают песню.

Домашнее задание

Прочитать сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотой ключик или приключения Буратино" А.Толстой

Урок чтения в 4 классе завершает изучение сказки А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"...

Конспект совместной театрально-игровой деятельности детей логопедической подготовительной к школе группы по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Театральная деятельность является средством всестороннего развития личности ребенка, имеющего нарушения речи. В процессе творческой игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможнос...

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ А. ТОЛСТОГО "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО"

В РАЗРАБОТКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОИЗВЕДЕНИЮ А. ТОЛСТОГО, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИВИТЬ ДЕТЯМ ИНТЕРЕС К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ...

сценарий музыкального спектакля по мотивам сказки А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино"

сценарий предназначен для школьных конкурсов инсценированных сказок. может быть использован как внеклассное мероприятие в младшей школе....

Сценарий драматизации по сказке А. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Сценарий разработан для несовершеннолетних реабилитационного центра....

Сценарий спектакля "Приключения Буратино" по мотивам произведения А.Н.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Сценарий предназначен для школьников с интеллектуальными нарушениями. Использование мимики, жестов, интонаций необходимо для полного речевого развития. Игра в сказку позволяет детям примерять на себя ...