Русские Филемон и Бавкида, конспект урока с применение технологии РКМЧП (по повести Гоголя Н.В."Старосветские помещики")
методическая разработка (8 класс)

Марина Желудкова

На днях от коллеги, преподающей в 8-м классе, услышала: “Что-то не идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают и не принимают их ребята”. А действительно, что может стать близким для современных подростков в истории последних лет пожилой пары, жившей когда-то давным-давно в отдалённой деревне Малороссии? Что могут чувствовать старики, чем интересна их жизнь? Чем эта история интересна Гоголю? Почему Пушкин называл повесть любимой? Зададим вопрос: “А знаете ли вы случаи, когда люди, прожившие долгую совместную жизнь, продолжали любить друг друга?” Обязательно в классе найдётся хотя бы один человек, который расскажет о своих бабушке и дедушке. Значит, это бывает не только с Ромео и Джульеттой?...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_russkie_filemon_i_bavkida.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературы «Русские Филемон и Бавкида»

(урок по повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»

в 6 классе с применением   технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»).  

Цель: научиться пониманию приоритетности и ценности человеческих отношений, отражённых в классических произведениях русской и зарубежной литературы, как залогу человечности во все времена - от античности и до наших дней;

Задача: через текст русской повести и ироническое отношение автора к героям прийти к тексту начала XX века, убедившись в незыблемости отношений героев, сохранивших теплоту и трогательность чувств друг к другу; сформулировать своё читательское отношение к образу жизни пожилой людей.

I этап. Побуждение.

Рассмотрите репродукции на слайде и попытайтесь распределить надписи к ним.

– демонстрация репродукций П.П. Рубенса и Д. Боровского, Рубенса и В. Перова. «Эти добрые люди, можно сказать, жили для гостей. Все, что у них ни было лучшего, все это выносилось…» - «…они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит...».

«Почтенная старость» - всегда ли старики в преклонном возрасте окружены почётом? «Пожилая чета» - одинокие старики вызывают жалость, а пара – уважение…  Почему?

II этап.  Реализация.

- Какое отношение к повести Гоголя имеет репродукция П. П. Рубенса «Филемон и Бавкида»?

«Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна Товстогубиха, по выражению окружных мужиков, были те старики, о которых я начал рассказывать. Если бы я был живописец и хотел изобразить на полотне Филемона и Бавкиду, я бы никогда не избрал другого оригинала, кроме их.»  

 - Рассказ о мифологической основе сравнения (единственный гусь – гостеприимство ценой лишений – это и единодушие в поступках пожилой четы).

 - С какого авторского признания начинается повесть?

    - «Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими…». Давайте же попробуем найти приметы авторской любви разделить с ним это чувство…

 - чтение фрагмента А) (приложение №2)

     Здесь есть всё, что может быть в райском саду. Перед нами своеобразный Эдем. Предложим ученикам провести исследование — найти приметы гоголевского Эдема. Здесь и скромность, и уединение (“необыкновенное”), живописность, исполнение всех желаний (ведь ни одно из них не перелетает через частокол), сад, наполненный фруктовыми деревьями, а жизнь так тиха, так тиха… И в саду для отдыха разостлан ковёр, и избыток, изобилие всего, и мирное сосуществование людей и животных (длинношейный гусь с нежными, как пух, гусятами и лениво лежащий вол). А главное — сами владетели этого уголка, на лицах которых “всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие”! По их лицам можно “читать всю их жизнь, ясную, спокойную жизнь”. И даже дождь в этом саду “прекрасный”, он “роскошно” шумит, и радуга (а ведь это дорога на небо) “в виде свода… светит матовыми семью цветами”. Здесь нет “неспокойных порождений злого духа, возмущающих мир”. Откуда-то издалека, словно из космоса, смотрит рассказчик на этот райский сад, защищённый от внешнего мира. Словно волшебные заколдованные круги защищают его: “сфера”, частокол, деревенские избы, деревья, галерея, идущая вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём. Этот чудесный мир подобен “сфере”, в которую “на минуту” сходит наш повествователь (откуда и почему? Но об этом позже). Что же окружают (или вокруг какой оси располагаются) эти круги? На чём вращается этот мир? Это любовь двух скромных старосветских помещиков — Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Их гостеприимство позволяет рассказчику назвать их “русскими Филемоном и Бавкидой”. А теперь попробуйте найти  внедрённый в гоголевский текст чужой фрагмент. «Вдоль стены щербатой, где мост последней аркою круглится, —навес, скамья и стол» - все приметы городского пейзажа.

 - чтение фрагмента Б) – портреты русских Филемона и Бавкиды, демонстрация иллюстраций к повести П.Соколова и П. Боклевского.

  Чужие фразы: «старик с лицом поэта», «увядшая и тихая подруга», два старых сердца, спаянных навеки.

 - чтение фрагмента Б) - неспешная трапеза, поиск чужих фраз: «друг другу старики передают с изысканностью чинной то нож, то соль…»

 - О чём говорят старики во время обеда и почему так ничтожна тема их разговора?

Ответ найдём в новом тексте, который соберём из разрозненных фрагментов. Собирание фрагментов текста стихотворения Саши Чёрного «Собачий парикмахер».

  - ответ на вопрос: «…давно наговорились…».

      Мир старосветских помещиков наполнен чудесами, которых они сами не замечают (попросите найти эти чудеса). Здесь и неисчерпаемое изобилие, которое никак не могут растащить приказчик и войт или съесть свиньи, воробьи и вороны, и райский “ковёр перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц”, и чудесная комната Пульхерии Ивановны с сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками, и, конечно, замечательные поющие двери. Пока живы старички — вращается, держится мир. Умирают они — и мир рушится. Перечитаем финал повести. И конец последнего предложения — осталось только то, что “…не превышает всем оптом своим цены одного рубля”.

      Можно спросить, что общего видят ученики в двух этих произведениях. Внимательный читатель найдёт и обыденный мир (мутная река, щербатая стена), и героев-стариков, и рассказчика-наблюдателя со своим отношением к героям, и отсылку к Древней Греции (здесь и руно, и бочка Диогена), и размышления о человеческой судьбе, и печаль по ушедшему времени, и прямое обращение к гоголевской повести в самом центре композиции, и авторскую мягкую иронию.

III этап. Рефлексия.

     А чего же ищет в «сфере необыкновенно уединённой жизни» старосветских помещиков и в огромном городе “соглядатай тайный” (вот и образ писателя, поэта, не только Саши Чёрного)? Чуда в обыденной жизни — “глазам (читай — душе) усталым отдых”? Или пытается понять, почему нет “горечи” в глазах у старика? Или ищет тех, чьи “сердца спаяны навеки”? Или хочет найти “призвание, чудеснейшее в мире”? Как обычно, вопросов больше, чем ответов. Но правильно заданный вопрос — это половина ответа. Значит, можно продолжать думать и искать чудо в обыденной жизни. Итогом изучения повести может стать сочинение на тему «Я знаю(!) примеры таких отношений, как в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с применением технологии «Школа диалога культур»

конспект урока с применением технологии  «Школа диалога культур»...

Конспект урока с применением технологии развития критического мышления

Конспект урока с применениемтехнологии развития критического мышления...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Конспект урока с применением технологий системно-деятельностного подхода, ИКТ.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с применением технологий системно-деятельностного подхода, ИКТ....

Конспект урока с применением технологии "Деловая игра"

Конспект урока с применением технологии "Деловая игра" для 9 класса по теме: "Экономические системы"...