Адаптированная программа по марийскому (государственному) языку и ИКН в 8 классе
рабочая программа (8 класс)

Антропова Роза Геннадиевна

Адаптированная программа по марийскому (государственному) языку и ИКН для учащихся с ОВЗ в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_aop_po_mariyskomu_yazyku_v_8_klasse.docx336.49 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Работа\Ирина\завуч\аттестация\img064.jpg                                                                               

                                                                                                  Пояснительная записка

       Одним из принципов интеграции учебных предметов является системный подход. Относительно самостоятельные темы в каждом из учебных предметов при интеграции рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода способствуют реализации содержания разных учебных предметов в их единстве с учетом общего и отличительного. Общим, во-первых, является следующее: лингвистическое, и культурно-историческое содержание в интегрированной программе имеет концентрическое распределение, т.е. из класса в класс обучающиеся, открывая новые знания, актуализируют ранее изученное, так как навыки говорения на изучаемом языке формируются через многократное повторение и использование в речи. Во-вторых, общим в соответствии с ФГОС является и то, что основным методическим и технологическим подходом в обучении марийскому (государственному) языку и истории и культуры Марий Эл является системно-деятельностный подход. Отличительным же является то, что лингвистический материал по содержанию и объему более компактный, а культурноисторический материал достаточно обширный. Все это выдвигает задачу отбора актуального, познавательного и достаточного для подросткового возраста историкокультурного материала, на основе которого будет осуществляться обучение говорению на марийском языке.

      Примерная программа интегрированного курса «Марийский язык и история и культура народов Марий Эл» предназанчена для обеспечения процесса овладения обучающимися марийским языком на базовом уровне. Примерная программа по интегрированному курсу «Марийский (государственный) язык и история и культура народов Марий Эл» является примером для составления рабочих программ для всех общеобразовательных учреждений, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – Стандарт). Программа интегрированного курса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) и определяет формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

  В основу разработки примерной программы интегрированного курса легли действующие в системе республиканского школьного образования примерные программы: В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева Программа по марийскому (государственному) языку: Ι – ХΙ класс. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. – 112 с.; История и культура народов Марий Эл: Примерная общеобразовательная программа для 1 – 11 классов / Сост. Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009. – 60 . Основополагающими при интеграции двух предметов являются темы по марийскому (государственному) языку. Программные темы по истории и культуре Марий Эл отобраны с учетом возможности осуществления интеграции.

  Цели и задачи интегрированного курса

Познавательная цель: изучение обучающимися марийского язык как государственного языка Республики Марий Эл и одного из языков финно-угорской языковой группы; формирование у обучающихся представлений о языке как о важной составляющей целостной научной картины мира; формирование знаково-символического и логического мышления обучающихся; ознакомление школьников с историческим и культурным прошлым марийского и других народов республики, духовно-нравственным опытом воспитания подрастающего поколения, формирование культурно-ценностных ориентиров младших школьников в соотнесении с общероссийскими и региональными ценностями.

Социокультурная цель: овладение речью на марийском и русском языках, формирование коммуникативной компетенции обучающихся; развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма; овладение обучающимися знаниями из истории возникновения и развития марийского края, о культурном разнообразии представителей разных этнических групп, о современном уровне развития национальной культуры народа мари. Для решения поставленных целей изучения интегрированного предмета в начальной школе необходимо решение следующих задач:

 - развитие речи на марийском языке на уровне понимания и говорения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- получение младшими школьниками пропедевтических знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка и углубление этих знаний на ступени основного общего образования;

 - овладение обучающимися умениями правильно писать, читать, составлять небольшие тексты, диалоги, тексты-описания в рамках требований программы;

- воспитание ценностного отношения к марийскому языку как к государственному, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение познавательного интереса к марийскому языку и стремления совершенствовать речь на марийском языке;

 - формирование у обучающихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем социуме;

- овладение пропедевтическими знаниями об истории родного края, о материальной и духовной культуре марийского народа и углубление этих знаний на ступени основного общего образования;

 - воспитание младших школьников в духе гуманизма, патриотизма, толерантности;

 - формирование у обучающихся умений применять полученные языковые, историкокультурные знания в жизни, в общении с другими людьми в поликультурном образовательном пространстве и полиэтническом обществе.

           Структура курса. 

Интегрированный курс «Марийский (государственный) язык и история и культура Республики Марий Эл» предназначен для обеспечения реализации в полном объеме действующих примерных программ по марийскому (государственному) языку (2011) и по «Истории и культуре народов Марий Эл» (2009) в образовательных рганизациях с 5- дневной учебной неделей и представляет комплекс образовательных программ: интегрированного курса «Марийский (государственный) язык и история и культура народов Марий Эл. При организации обучения на основе интегрированной программы необходимый лингвистический, культурно-исторический, литературный материал способствует формированию умений и навыков в четырех видах речевой деятельности:  аудировании, говорении, чтении, письме на марийском языке.

 Место интегрированного курса в основной общеобразовательной программе.

 Рабочая программа интегрированного курса «Марийский (государственный) язык и история и культура народов Марий Эл» -из расчета 1 учебный час в неделю.

Основные содержательные линии .

Учебный материал в примерной программе интегрированного курса представлен по принципу «от простого к сложному, от близкого к далекому». Для обучения говорению на марийском языке определены актуальные для младшего и подросткового возрастов темы из различных сфер общения. Из класса в класс они наполняются новым содержанием: как лингвистическим, так и культурноисторическим и литературным. Такой подход способствует реализации принципов коммуникативной технологии обучения: речевой направленности, функциональности, ситуативности, новизны, учета индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание интегрированного курса представлено в примерной программе следующими компонентами:

 коммуникативный, культурно-исторический, лингвистический, литературный.       Коммуникативный компонент определяет объем речевого материала, обеспечивающего сформированность речевых умений и навыков на марийском языке в рамках требований программы.

 Культурно-исторический компонент предполагает использование в процессе обучения лингво-краеведческого, историкокраеведческого материала.

Лингвистический компонент обеспечивает необходимым объемом языкового материала на ступени начального и основного общего образования.

Литературный компонент предполагает использование произведений и отрывков из них с целью формирования знаний о марийской литературе. Организация обучения марийскому (государственному) языку на основе лингвокраеведческого, историко-краеведческого материала способствует мотивации к изучению марийского языка и активизации познавательной деятельности обучающихся.

Требования к результатам освоения программы интегрированного курса.

 Важную роль в обучении марийскому (государственному) языку играет целенаправленная работа по развитию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной научной картины мира.

   Результаты изучения интегрированного курса.

Личностными результатами изучения интегрированного курса является формирование личностных УУД. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- самоопределение: формирование у обучающихся устойчивого мнения о необходимости изучения марийского языка как государственного языка Марий Эл и истории и культуры народов Марий Эл, его прошлого и настоящего, эмоционально положительного принятия своей этнической принадлежности; понимания важности сохранения своей национальной идентичности;

- смыслообразование: формирование понимания важности владения несколькими языками для общения, что является мотивом к изучению марийского (государственного) языка; осознание необходимости знания истории и культуры родного края в изучении истории страны;

 - ценностная и нравственно-этическая ориентация: формирование у обучающихся уважительного отношения к родным и близким, понимания друзей-одноклассников, любви и бережного отношения к родному краю, природе, к материальной и духовной культуре, а также толерантности в межличностном взаимодействии.

    Метапредметные результаты:

 - познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы):

подбор лексических и языковых средств, необходимых для составления собственных высказываний в рамках тем по классам;

 выполнение сравнения, обобщения при составлении текстов в рамках изучаемой темы; выполнение заданий по образцу и в соответствии с правилами марийского языка; понимание содержания несложного культурно-исторического текста;

 описание картины, рисунка по изучаемой теме; составление устных текстов в рамках обозначенных в программе тем; выражение своего отношения к предмету высказывания; владение умениями работать с учебной информацией в учебнике и других дополнительных источниках;

составление предложений по рисунку, картинкам; составление вопросов по тексту; дописывание недостающих букв в словах, слов в предложениях; чтение и понимание основного содержания небольших текстов;

умение давать характеристику главным героям текста; нахождение нужной информации в небольшом культурно-историческом тексте; решение творческих задач, представление результатов деятельности в виде сообщения, презентации, реферата, проекта и т.д.; -   регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности): целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. - коммуникативные: осуществление оценивания своей работы и результатов деятельности товарища по парте; соблюдение при говорении правил этикета на основе традиций марийского народа; организация беседы (диалога), небольшого монолога в ситуациях учебного и семейно-бытового общения; высказывание своей точки зрения на рассматриваемую ситуацию и проблему; использование слов, словосочетаний, предложений в новых ситуациях общения; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

  На уроках по интегрированному курсу у обучающихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой и дополнительными источниками в поиске нужной учебно-познавательной информации. Предметными результатами изучения интегрированного курса в начальной и основной школе являются: овладение знаниями о нормах марийского литературного языка, о правилах речевого этикета; об истории и культуре Марий Эл, о материальной и духовной культуре народа мари; умение строить речевое высказывание на марийском языке в рамках изучаемой темы; понимание небольшого текста на слух, умение отвечать на вопросы; овладение лексическим материалом и использование их в речи; умение строить диалог и монолог в рамках изучаемой темы; знать все буквы марийского алфавита, уметь их читать и писать; уметь писать слова, словосочетания и предложения; уметь составлять предложения или текст на основе рисунка; иметь знания по грамматике марийского языка.

 Ценностные ориентиры содержания учебного курса. Изучение курса способствует формированию у обучающихся представлений о марийском языке как эффективном средстве общения в условиях полиэтничной образовательной среды.

Лингво-краеведческий, культурно-исторический и литературный материал программы способствует формированию позитивного эмоционально-ценостного отношения к марийскому языку как духовному богатству марийского народа, стимулирует желание его использовать в устной и письменной речи в соответствии с литературными нормами, правилами речевого этикета. В ходе обучения марийскому языку школьники учатся говорить в различных ситуациях общения, выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач, знакомятся с культурно-историческим материалом марийского края.

 Содержание интегрированного курса на ступени основного общего образования:

                       8 класс № темы Тема по марийскому(государственному) языку.

 Тема и содержание по истории и культуре народов Марий Эл .

1. Уржа-сорла пагыт. –

 2. Марий письменность. Марийский край в первой половине 19 века. А. Альбинский – автор «Черемисской грамматики».

3. Тунемме паша – тун паша. Деятельность первых просветителей. Первые сельские школы.

4. Пуртусым аралыза! –

5. Кызытсе Йошкар-Ола. Современные издания и публикации о столице Республики Марий Эл г. Йошкар-Оле.

 6. Чием дене вашлийыт. Праздничная одежда, обувь. Праздничный этикет.

 7. Морко кундем. –

 8. Ме Москвашке каена. –

9. Марий спортсмен-влак. –

 10. Искусство. Духовная культура и просвещение. Музыкальная культура.

11. Пуртус помыжалтеш. Изобразительное искусство: жанр пейзажа в творчестве марийских художников.

12. Каныме жап.

13. Иктешлыше урок. Урок-обобщение.

                 

В ходе изучения курса обучающийся должен овладеть  следующими умениями: 8кл.

 Тун этапым тунем пытарыше-влакын марий йылме дене шинчымашышт да моштымашышт тыгай лийшаш:

колыштын умылымаште: - 2-3 минут наре икшырымын йонгалтше текстым умылаш (текстыште 2-3% палыдыме мут лийын сена); - йонгалтше текст гыч тун информацийым налын керташ; - диалогын тун содержанийжым умылен мошташ.

кутырымаште:

 Диалог - темлыме ситуаций почеш, тыгак ужмо да колмо, лудмо нерген ямдылалтде мутланен мошташ; - диалогым чонымо годым кажне мутланыше 6-8 репликым кучылт кертшаш; мутланымашым туналын, йодышым шынден да вашмутым пуэн моштышаш; шке гыч информацийым налын кертшаш; шке шонымашым ушандарен каласен кертшаш; - марий илыш-йула дене кылдалтше этикет сынан диалогым чонен мошташ.

 Монолог - темлыме ситуаций почеш, тыгак ужмо-колмо, лудмо нерген шке шонымашым ямдылалтде, раш да чаткан каласен керташ; - турло сынан монологым кучылтын (описаний, рассуждений, повествований), текстын тун содержанийжым каласкален мошташ; - 10-12 ойлончан монологым чонен мошташ; - ончылгоч ямдылалтын, 2-3 минут йонгалтше текстым каласкален мошташ.

 лудмаште: - текст гыч турыс информацийым ик гана лудмо гычак налын мошташ (текстыште 3-5% палыдыме мут лийын сена); - текст гыч тун информацийым ик гана лудмо гычак налын мошташ (текстыште 2-3% палыдыме мут лийын сена); - лудмеке, текстын авторжо, содержанийже, колан возалтмыже да т.м. нерген каласен мошташ. возымаште: - тунемме теме почеш текстым шкегыч возен мошташ;- деловой кагазым (йодмашым, увертарымашым, автобиографийым, характеристикым, серышым, саламлымашым) возен мошташ; - сурет почеш текстым чонен мошташ; - текст почеш планым возен мошташ; - темлыме план почеш текстым чонен мошташ; - теме почеш каласкалаш ямдылалтме годым текст гыч кулеш информацийым возен луктын мошташ.

Календарно-тематическое планирование (34 часа)

№ №

Тема по марийскому(государственному) языку и ИКН.

  Сроки по плану

I. Тунемме паша – тун паша.

1. С новым учебным годом!

2. Хранительница мировой литературы.

3. Деятельность первых просветителей. Первые сельские школы.

II. Марий письменность.

1. Марийская письменность.

2. Первые марийские буквари.

3. Марийский край в первой половине 19 века. А. Альбинский – автор «Черемисской грамматики».

III. Уржа-сорла пагыт.

1. Жатва.

2. В. Мосолов - первый марийский академик.

3. Где готовят специалистов сельского хозяйства?

IV. Пуртусым аралыза!

1. Человек и природа.

2. Красота марийского края.

3. Заповедник "Большая Кокшага».

V. Кызытсе Йошкар-Ола.

1. Облик Йошкар- Олы сегодня.

2. Учебные заведения города Йошкар – Олы.

3. Каким быть городу в будущем? Интернет-публикации. Заочная экскурсия по Йошкар – Оле.

VI. Чием дене вашлийыт.

1. Как одеваться?

2. Как вести себя в общественных местах.

3. Марийский национальный костюм. Праздничная одежда, обувь.

VII. Морко кундем.

1. Красота и богатство Моркинского района.

2. Морки - родник талантов.

3. В. Колумб - талантливый поэт.

VIII. Ме Москвашке каена.

1. В зимние каникулы в Москву.

2. Красавица –Москва.

IX. Марий спортсмен-влак.

1. Спорт в жизни человека.

2. Валерий Исаев – лыжник.

3. Телепередача о спорте. Современные спортивные объекты.

                       X. Искусство.

1. Искусство в жизни человека.

2. Художник Зосим Лаврентьев.

3. Духовная культура и просвещение.

                XI. Пуртус помыжалтеш.

1. День национального героя.

2. 9 мая – День победы.

3. Изобразительное искусство: жанр пейзажа в творчестве марийских художников.

XII. Каныме жап.

1. Июнь – первый месяц лета. Где провести каникулы.

1 Обобщающий урок

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Марийский (государственный) язык». 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения:

 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

Учебно-методические комплекты для 8 класса.

 (Программа, учебные пособия, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы)

Печатные пособия.

 Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определѐнной в программе помарийскому языку. Марийско-русский, русско-марийский словари.

 Репродукции картин в соответствии с тематикой.

Технические средства обучения .

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

 Магнитофон. Компьютер. Мультимедийный проектор.

Фото, видеокамера.

Экранно-звуковые пособия .

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы.

Оборудование класса.

Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по марийскому (государственному) языку 5 класс

Рабочая программа по марийскому(государственному) языку 5 класс...

Рабочая программа по марийскому (государственному) языку 5 класс

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы «Программа по марийскому (государственному) я...

Программа по марийскому (государственному) языку для 8 класса (68 часов)

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В. Констан...

Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку для II - IV класса

Рабочая программа по  башкирскому (государственному) языку для  II - IV класса для русскоязычной школы. (Первый год обучения)...

Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку в 2-3 классах (ФГОС)

Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең 2-3 кластары өсөн башҡорт (дәүләт) теленән эш программаһы. Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең 2-3 кластары өсөн башҡорт теленән эш програм...

Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку в 1-4 классах (ФГОС)

Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең 1-4 – се кластары өсөн башҡорт теленән эш программаһы икенсе быуын башланғыс дөйөм белем биреүҙең Федераль дәүләт стандарттарында ҡуйылған талаптар,...

Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку для 5-7 классов

Рабочая программа составлена для 5-7 классов, состоит из пояснительной записки (общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане); личностные, метапредметные и предметные результ...