Эссе
статья

Сычева Наталья Анатольевна

Я- педагог

У нашей профессии много названий: учитель, наставник, педагог. Даже вторая мама. Труд учителя – это непрерывный ежедневный поток дел, событий, мероприятий, планов и надежд. Надежд на то, что ученики и воспитанники вырастут настоящими людьми, которые сделают этот мир лучше.

Что для меня значит труд учителя, педагога? Вопрос сложный, а ответ неоднозначный. Попробую пояснить с помощью образов.

Учитель – это дорога. Путь, который начинается с маленькой руки ребенка, который готов довериться взрослому. На этом пути много событий, остановок, встреч и прощаний. Иногда весёлых и шумных событий, иногда трогательных или печальных историй. Но идти рука об руку,  направлять, подсказывать детям на нелегком пути учения и становления личности – вот, на мой взгляд, в этом и заключается миссия учителя.

Учитель – это дом. Дом, в котором есть порядок, тепло и уют, где каждому рады и готовы выслушать и помочь. Дети очень отзывчивы на доброту, они хорошо чувствуют отношение к себе. И, если ему рады, если готовы помочь и подсказать, результат не заставит себя ждать.

Учитель – это река. Иногда стремительная в своем потоке, иногда спокойная. Но всегда в движении. Движение – это самая необходимая в профессии функция. Если учитель не развивается сам, то и его ученики не смогут этого сделать.

Учитель – это Вселенная или даже Солнце. Он выбирает орбиту и траекторию движения для своих учеников. Всем знакомо понятие одаренности. Это наши звездочки. Важно рассмотреть их, не пропустить ни одного ребенка.

Сложно сказать, что именно позволяет человеку с гордостью нести флаг учительства. Возможно, это выпускники, достигшие каких-либо высот в выбранной профессии. Возможно, багаж знаний, накопленных за время работы. Но мне кажется, что самое главное – это не терять веру в себя, в свои силы, возможности. Не опускать руки, когда больно или страшно. А так бывает часто, ведь в наших руках судьбы детей, мы не имеем права на ошибку.

Войдите в класс. Вы увидите взгляды детей. Пристальные, настороженные, ожидающие. Этот момент самый сложный. От него зависит весь труд учителя, итог работы. И так повторяется изо дня в день.

Строить конструктивный диалог с учеником, понимать, в чем заключаются сложности ребенка при освоении предмета, корректировать межличностные отношения в коллективе – вот неполный  список умений, необходимых каждый день на любом уроке.

 

Когда говорят о педагогических компетенциях  и технологиях, имеют ввиду систему умений и навыков учителя, способную привести к определенному уровню знаний учащихся. Это современные подходы и способы подачи информации на уроке, которые я стараюсь освоить и использовать в своей работе. Ведь только идя в ногу со временем можно рассчитывать на успех в профессии.

Стараюсь на своих уроках использовать все модели обучения, методы и способы. Считаю, что очень важно научить ребенка учиться, потому что объем информации в мире растет с каждым годом. А для того, чтобы ученик в будущем стал успешным, получил престижную профессию и был полезным обществу, необходимо подготовить его.

Дело в том, что каждый новый класс, каждый ученик в классе нуждаются в особом подходе. Ведь давно ни для кого не секрет, что нет одинаковых людей, и, как следствие, нельзя использовать те наработки, что были. Даже если минул всего год. Растет ребенок – воспитанник, мелькает за годом год. И учителю приходится «расти», развиваться.

Пробовать новое – это, конечно, очень хорошо. Но от частой смены видов деятельности, методов и приемов работы ученик и учитель только теряют.

Поэтому для себя я взяла за основу такую педагогическую технологию, как технология критического мышления. На мой взгляд, она идеально подходит как для уроков русского языка, так для уроков литературы.

Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Среди педагогических технологий в современном образовании выделяют несколько ключевых: технология проектного обучения, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение и, наконец, технология развития критического мышления. Каждый учитель вправе выбрать, что взять за основу своей деятельности.

Почему я считаю этот вариант самым приемлемым? Потому что я начинала работать в условиях постсоветской школы, когда о таких понятиях как ФГОС или системно-деятельностный подход даже речи не было. Когда появились новые научные труды и возможность знакомиться с ними, я с увлечением окунулась в эту атмосферу. Курсы повышения квалификации , несомненно, стали основой получения знаний. А еще тесный контакт, общение с коллегами, их опыт работы и собственное желание действовать помогли мне освоить эту сложную науку.

А еще структура и принцип работы по технологии критического мышления был близок мне по духу. Есть два пути передачи знаний: выучить и научить находить и интерпретировать информацию. Оба они действенны и хорошо. И у каждого из них есть свои недостатки. И именно технология развития критического мышления позволяет соединить эти два пути, пересекаясь, они взаимно дополняют друг друга.

Стоит обратить внимание на структуру, которой подчиняется работа в русле этой технологии.

Когда мы говорим об этапах урока, то должны помнить о её трехступенчатой модели, трех стадиях работы над материалом.

Это стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия.

Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний.

Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  В этот момент учащиеся сознательно связывают новое с уже известным.

Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником. Эта стадия позволяет организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

Если внимательно изучить этот вид технологии, то становится очевидным, что он напоминает структуру традиционного урока. Но ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Стадия вызова – это введение в проблему, повторение уже имеющихся знаний, систематизация знаний учащихся.

Осмысление-  ничто иное, как  изучение нового материала.

А стадии рефлексии  в традиционном уроке соответствует закрепление новых знаний.

Мне кажется, что внедрять эту технологию будет легче именно благодаря тому, что можно делать это постепенно, незаметно для учащихся. Ведь сломать легко, а построить на руинах старого новое – это довольно сложная задача. Технология критического мышления позволяет совершить этот переход безболезненно. А еще в таком варианте развития событий можно отступить от новых технологий и вернуться к старому – заучиванию наизусть, если, конечно, в этом появится необходимость.

К счастью, я всё реже и реже возвращаюсь на своих уроках к такому способу изучения тем. Потому что все виды работ находят отклик в умах детей, им нравится чувствовать себя значимыми, а именно такой эффект возникает, когда ребенок получает задания, основанные на технологии критического мышления.

Разумеется, без опоры на уже имеющиеся знания такие задания давать нельзя. Если ученику предложить самостоятельно искать, к примеру, теоретические сведения, то он, скорее всего, просто потеряет интерес к предмету. Важно работать в системе, ничего не пропускать, связывать в единое целое те знания, которые должны иметь учащиеся.

Это теория. А что на практике?  Например, можно предложить учащимся текст – а это основа любого урока.

Предложите детям текст, в котором есть стилистическое ошибки. Предложения объединены общей темой, но информация подается с точки зрения разных видов речевой деятельности – есть элементы разговорной лексики, научные термины, а форма текста, предположим строится на основе официально-делового стиля.

Или, предположим,  составление кластера по теме. Кластер – это визуальная подача информации в виде схемы или рисунка, графическая организация материала.  Он помогает систематизировать знания, расположить имеющиеся данные в тесной связи друг с другом. Мне очень понравилась методика составления инфографики, которую я увидела на одном интернет ресурсе по подготовке детей к экзаменам.

Во-первых, небольшой формат, а это обычно лист А4, не позволяет детям переписывать всё, что касается темы, они должны выбрать только самое главное и важное.

 Во-вторых, информация подбирается в сжатом виде, такие листы можно использовать ни один год. Конечно, можно воспользоваться готовыми образцами, их много на просторах интернета. Но как здорово будет, если дети сами составят кластер или инфографику по теме. Еще лучше, если они будут работать, заранее зная, что их схема поможет освоить материал тем, кто слабее или медлительнее. 

Наши дети редко говорят на уроках, выражая свою точку зрения. А когда необходимо аргументировано её отстоять, они испытывают затруднение, нередко замыкаясь в себе, не в состоянии пояснить своё мнение или принять чужое. Технология критического мышления позволяет снять этот барьер, помогает детям научиться общаться со сверстниками, тем самым развивая свои коммуникативные навыки.

В заключении хочется сказать следующее. Я глубоко убеждена, что роль учителя в образовательном процессе велика. А важность его, как источника знаний, неоспорима. Ученик сможет с гордостью говорить: « Я это сделал сам» только в том случае, когда его направляла мудрая рука учителя.

Если учитель в полной мере использует свой потенциал, следует стандартам образования, способен меняться под действием быстро меняющегося общества и его запросов, выдавать результат, то его с уверенностью можно считать Мастером своего дела.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Я- педагог

У нашей профессии много названий: учитель, наставник, педагог. Даже вторая мама. Труд учителя – это непрерывный ежедневный поток дел, событий, мероприятий, планов и надежд. Надежд на то, что ученики и воспитанники вырастут настоящими людьми, которые сделают этот мир лучше.

Что для меня значит труд учителя, педагога? Вопрос сложный, а ответ неоднозначный. Попробую пояснить с помощью образов.

Учитель – это дорога. Путь, который начинается с маленькой руки ребенка, который готов довериться взрослому. На этом пути много событий, остановок, встреч и прощаний. Иногда весёлых и шумных событий, иногда трогательных или печальных историй. Но идти рука об руку,  направлять, подсказывать детям на нелегком пути учения и становления личности – вот, на мой взгляд, в этом и заключается миссия учителя.

Учитель – это дом. Дом, в котором есть порядок, тепло и уют, где каждому рады и готовы выслушать и помочь. Дети очень отзывчивы на доброту, они хорошо чувствуют отношение к себе. И, если ему рады, если готовы помочь и подсказать, результат не заставит себя ждать.

Учитель – это река. Иногда стремительная в своем потоке, иногда спокойная. Но всегда в движении. Движение – это самая необходимая в профессии функция. Если учитель не развивается сам, то и его ученики не смогут этого сделать.

Учитель – это Вселенная или даже Солнце. Он выбирает орбиту и траекторию движения для своих учеников. Всем знакомо понятие одаренности. Это наши звездочки. Важно рассмотреть их, не пропустить ни одного ребенка.

Сложно сказать, что именно позволяет человеку с гордостью нести флаг учительства. Возможно, это выпускники, достигшие каких-либо высот в выбранной профессии. Возможно, багаж знаний, накопленных за время работы. Но мне кажется, что самое главное – это не терять веру в себя, в свои силы, возможности. Не опускать руки, когда больно или страшно. А так бывает часто, ведь в наших руках судьбы детей, мы не имеем права на ошибку.

Войдите в класс. Вы увидите взгляды детей. Пристальные, настороженные, ожидающие. Этот момент самый сложный. От него зависит весь труд учителя, итог работы. И так повторяется изо дня в день.

Строить конструктивный диалог с учеником, понимать, в чем заключаются сложности ребенка при освоении предмета, корректировать межличностные отношения в коллективе – вот неполный  список умений, необходимых каждый день на любом уроке.

Когда говорят о педагогических компетенциях  и технологиях, имеют ввиду систему умений и навыков учителя, способную привести к определенному уровню знаний учащихся. Это современные подходы и способы подачи информации на уроке, которые я стараюсь освоить и использовать в своей работе. Ведь только идя в ногу со временем можно рассчитывать на успех в профессии.

Стараюсь на своих уроках использовать все модели обучения, методы и способы. Считаю, что очень важно научить ребенка учиться, потому что объем информации в мире растет с каждым годом. А для того, чтобы ученик в будущем стал успешным, получил престижную профессию и был полезным обществу, необходимо подготовить его.

Дело в том, что каждый новый класс, каждый ученик в классе нуждаются в особом подходе. Ведь давно ни для кого не секрет, что нет одинаковых людей, и, как следствие, нельзя использовать те наработки, что были. Даже если минул всего год. Растет ребенок – воспитанник, мелькает за годом год. И учителю приходится «расти», развиваться.

Пробовать новое – это, конечно, очень хорошо. Но от частой смены видов деятельности, методов и приемов работы ученик и учитель только теряют.

Поэтому для себя я взяла за основу такую педагогическую технологию, как технология критического мышления. На мой взгляд, она идеально подходит как для уроков русского языка, так для уроков литературы.

Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Среди педагогических технологий в современном образовании выделяют несколько ключевых: технология проектного обучения, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение и, наконец, технология развития критического мышления. Каждый учитель вправе выбрать, что взять за основу своей деятельности.

Почему я считаю этот вариант самым приемлемым? Потому что я начинала работать в условиях постсоветской школы, когда о таких понятиях как ФГОС или системно-деятельностный подход даже речи не было. Когда появились новые научные труды и возможность знакомиться с ними, я с увлечением окунулась в эту атмосферу. Курсы повышения квалификации , несомненно, стали основой получения знаний. А еще тесный контакт, общение с коллегами, их опыт работы и собственное желание действовать помогли мне освоить эту сложную науку.

А еще структура и принцип работы по технологии критического мышления был близок мне по духу. Есть два пути передачи знаний: выучить и научить находить и интерпретировать информацию. Оба они действенны и хорошо. И у каждого из них есть свои недостатки. И именно технология развития критического мышления позволяет соединить эти два пути, пересекаясь, они взаимно дополняют друг друга.

Стоит обратить внимание на структуру, которой подчиняется работа в русле этой технологии.

Когда мы говорим об этапах урока, то должны помнить о её трехступенчатой модели, трех стадиях работы над материалом.

Это стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия.

Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний.

Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  В этот момент учащиеся сознательно связывают новое с уже известным.

Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником. Эта стадия позволяет организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

Если внимательно изучить этот вид технологии, то становится очевидным, что он напоминает структуру традиционного урока. Но ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Стадия вызова – это введение в проблему, повторение уже имеющихся знаний, систематизация знаний учащихся.

Осмысление-  ничто иное, как  изучение нового материала.

А стадии рефлексии  в традиционном уроке соответствует закрепление новых знаний.

Мне кажется, что внедрять эту технологию будет легче именно благодаря тому, что можно делать это постепенно, незаметно для учащихся. Ведь сломать легко, а построить на руинах старого новое – это довольно сложная задача. Технология критического мышления позволяет совершить этот переход безболезненно. А еще в таком варианте развития событий можно отступить от новых технологий и вернуться к старому – заучиванию наизусть, если, конечно, в этом появится необходимость.

К счастью, я всё реже и реже возвращаюсь на своих уроках к такому способу изучения тем. Потому что все виды работ находят отклик в умах детей, им нравится чувствовать себя значимыми, а именно такой эффект возникает, когда ребенок получает задания, основанные на технологии критического мышления.

Разумеется, без опоры на уже имеющиеся знания такие задания давать нельзя. Если ученику предложить самостоятельно искать, к примеру, теоретические сведения, то он, скорее всего, просто потеряет интерес к предмету. Важно работать в системе, ничего не пропускать, связывать в единое целое те знания, которые должны иметь учащиеся.

Это теория. А что на практике?  Например, можно предложить учащимся текст – а это основа любого урока.

Предложите детям текст, в котором есть стилистическое ошибки. Предложения объединены общей темой, но информация подается с точки зрения разных видов речевой деятельности – есть элементы разговорной лексики, научные термины, а форма текста, предположим строится на основе официально-делового стиля.

Или, предположим,  составление кластера по теме. Кластер – это визуальная подача информации в виде схемы или рисунка, графическая организация материала.  Он помогает систематизировать знания, расположить имеющиеся данные в тесной связи друг с другом. Мне очень понравилась методика составления инфографики, которую я увидела на одном интернет ресурсе по подготовке детей к экзаменам.

Во-первых, небольшой формат, а это обычно лист А4, не позволяет детям переписывать всё, что касается темы, они должны выбрать только самое главное и важное.

 Во-вторых, информация подбирается в сжатом виде, такие листы можно использовать ни один год. Конечно, можно воспользоваться готовыми образцами, их много на просторах интернета. Но как здорово будет, если дети сами составят кластер или инфографику по теме. Еще лучше, если они будут работать, заранее зная, что их схема поможет освоить материал тем, кто слабее или медлительнее.  

Наши дети редко говорят на уроках, выражая свою точку зрения. А когда необходимо аргументировано её отстоять, они испытывают затруднение, нередко замыкаясь в себе, не в состоянии пояснить своё мнение или принять чужое. Технология критического мышления позволяет снять этот барьер, помогает детям научиться общаться со сверстниками, тем самым развивая свои коммуникативные навыки.

В заключении хочется сказать следующее. Я глубоко убеждена, что роль учителя в образовательном процессе велика. А важность его, как источника знаний, неоспорима. Ученик сможет с гордостью говорить: « Я это сделал сам» только в том случае, когда его направляла мудрая рука учителя.

Если учитель в полной мере использует свой потенциал, следует стандартам образования, способен меняться под действием быстро меняющегося общества и его запросов, выдавать результат, то его с уверенностью можно считать Мастером своего дела.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...