Приёмы работы с текстом на уроках родного русского языка
методическая разработка (8, 9, 10 класс)

Федорченко Светлана Юрьевна

Материал, помогающий в работе по развитию навыков смыслового чтения текста, развитию монологической и диалогической речи учеников на уроках родного русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_raboty_s_tekstom_-_kopiya.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с текстом на уроках родного русского языка Составитель: Федорченко С.Ю.

Слайд 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Элемент метода обучения, при помощи которого достигается решение частных педагогических задач, входящих в общую цель применения соответствующего метода обучения. В обучении методы и методические приемы используются в различных сочетаниях, они взаимно дополняют друг друга и меняются местами в своих функциях. Педагогика. Словарь системы основных понятий. Новиков А.М.

Слайд 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ 1. Составление глоссария. 2. Инфографика . 3. Интеллект карта. 4. Функционально-смысловые таблицы Е.И. Пассова . Развивают навыки смыслового чтения текста, диалогической и монологической речи на основе текста.

Слайд 5

В.И. Даль. Флот, медицина, языки и другие интересы Владимир Даль вырос в Николаеве, в то время — главном городе Черноморского флота. Его отец был датчанином и служил главным лекарем на Черноморском флоте, а до того, как стать врачом, заведовал придворной библиотекой у Екатерины II. Его родители владели несколькими языками, в доме была хорошая библиотека. Дети получили блестящее домашнее образование. Не удивительно, что старший сын Владимир уже во взрослой жизни демонстрировал удивительно пытливый ум и широчайшую сферу интересов. Подростками Владимира с братом отправили в морской кадетский корпус, потом они несколько лет служили на флоте. Тогда же юный Даль начал сочинять стихи и прозу, понемногу собирать редкие слова, народные прибаутки и присказки, случайно услышанные то от матроса, то от лавочника, то от ремесленника. Первое удивившее его слово он записал себе на память в 18 лет, услышав от ямщика: «Замолаживает» — Что-что? — переспросил Даль. — Пасмурнеет , — объяснил ямщик. Никакой практической пользы в коллекционировании редких народных слов Даль не искал — это было просто увлечение, его восхищала простонародная речь. Кстати, свободно владея (кроме русского) немецким, французским, английским и украинским языками, Даль выучил за свою жизнь ещё несколько языков (включая татарский и казахский). Родным языком Даль всю жизнь считал русский, думал на нём, любил его и глубоко его чувствовал. Данию Даль навестил лишь однажды, но «зова крови» там не ощутил. В 24 года Даль оставил флот и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Врачевание казалось ему по-настоящему полезным делом. После учёбы Даль в 1829 году отправился в действующую армию военным лекарем. Шла Русско-турецкая война. Только она закончилась — началась Польская военная кампания, и Даль снова оказался на фронте. Именно во время военных походов страсть Даля к сбору редких народных слов, пословиц, поговорок и сказок проявилась в полную мощь. Солдаты были из разных уголков России, все — со своими особенностями языка, с региональными словечками, редкими оборотами речи, присказками и прибаутками. Даль любил подсесть к ним вечером у костра, прислушаться к разговорам, расспросить. Чтобы ничего не забыть, делал записи. Так появились первые материалы для будущего словаря. После военных походов Даль ненадолго осел в Петербурге, продолжая работать врачом в госпитале. В это время ему было уже тридцать. Кем бы Даль в жизни своей ни работал, к делу он всегда подходил педантично серьёзно. Медицина же его ещё и искренне увлекала. Даля-врача высоко ценил сам Николай Пирогов. Про свои увлечения Даль тоже не забывал. Росла его известность как писателя (публиковался он как под своим именем, так и под псевдонимом «казак Луганский»). Даль часто бывал в столичных литературных салонах, познакомился с Жуковским и Пушкиным. С Александром Сергеевичем Даля сразу связало общее влечение к старинным русским сказкам, песням и вообще к настоящей, исконно русской народной речи. Именно Пушкин помог Далю поверить в то, что сбор драгоценных крупиц живого языка не просто любопытен, а крайне важен как для изучения языка, так и для сохранения его самобытности среди засилья иностранных слов. Это ведь была та эпоха, когда дворяне родного языка почти и не знали, предпочитая общаться по-французски. «Толковый словарь живого великорусского языка» — явле­ние не только русской, но и мировой культуры. Сам Даль сказал о нем так: «Писал его не учитель, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился».

Слайд 6

Составление глоссария. Вывод: В. И. Даль – человек многогранный и преданный делу. ФЛОТ, АРМИЯ МЕДИЦИНА Черноморский флот Кадетский корпус Русско-турецкая война (1828-1829гг) Польская военная кампания (1830-1831гг) Врачевание Лекарь Педантично Н. И. Пирогов (1810-1881гг) ЛИНГВИСТИКА СЛОВАРЬ Прибаутка Присказка Пословица Поговорка Сказка А. С. Пушкин (1799-1837гг) В. А. Жуковский (1783-1852гг) Язык Родной язык Оборот речи Коллекционирование Толковый словарь

Слайд 7

Инфографика В. И. Даль – человек разносторонних увлечений; внёс большой вклад в развитие разных отраслей отечественной науки и культуры.

Слайд 8

Интеллект карта В.И. Даль обладал пытливым умом и широчайшей сферой интересов.

Слайд 9

Функционально-смысловые таблицы Е.И.Пассова В. И. Даль – человек универсальных способностей, патриот своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ

ull;Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ   на вопрос: о чём этот текст?)• Озаглавьте прочитанный текст.•Определите стиль текста. Докажите своё мнен...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"

Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....

Дистанционный урок родного (русского) языка в 6 классе "Этапы работы с текстом"

Дистанционный урок родного (русского) языка в 6 классе "Этапы работы с текстом"...

Приёмы работы с текстом на уроке английского языка.

Приёмы и примеры работы с текстами на уроках чтения по английскому языку....

статья "Некоторые приёмы работы с текстом на уроках английского языка в 5-9 классах"

в статье автор писывает эффективные приемы работы с художественными текстами на анлийском языке...

Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»

В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною  7 декабря...