"Коста и христианство"
статья (8 класс)

Научная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosta_i_hristianstvo.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

 (Основным) Значительным этапом в истории осетинской литературы  является творчество выдающегося общественного деятеля, поэта,  художника, писателя и публициста Kоста Левановича Хетагурова.

Коста Хетагуров по- рыцарски непримиримо сражался всю свою жизнь острым оружием Слова с подлостью и фальшью, корыстью и лицемерием, ложью и злом. Он, обретший бессмертие в веках сын Осетии, который прожил короткую жизнь ставшую в глазах потомков символом высокого гражданского мужества и духовного подвижничества.

  Несмотря на то, что прошло много лет со дня рождения Коста, его наследие нисколько не выцвело с течением времени и ничуть не утратило своего гражданского пафоса, злободневности и остроты. Вопросы, к которым обращался Коста, на сегодняшний день так же актуальны для нас, как и столетие назад. Они получают новое животрепещущее осмысление.

   Будучи многогранно одарённым человеком, Коста Хетагуров не раз обращался к теме религии – и, в частности, к вере, поскольку понимал большое значение этих духовных вершин в жизни осетинского народа. Ведь Коста не случайно затрагивал вопросы христианства.

                               «Коста и христианство».

   Благодаря христианству, у осетин появляется письменность на основе греческого алфавита.

Христианство горцам стало приносить мир и любовь, открытие школ, развитие письменности, и, в целом, приводило всё к зарождению образования и культуры.

Христианские мотивы в творчестве Коста мне очевидны.

Дело в том, что К. Л. Хетагуров, был тесно связан со многими духовными учреждениями Владикавказской епархии. Ряд его статей, посвященных например , церковноприходским школам Осетии, женскому училищу во Владикавказе, Ардонской духовной семинарии   говорят о его огромном интересе к христианскому вопросу на его Родине.  А как художник, который расписывал христианские храмы и писал проникновенные картины на эту же тему, он делом доказывал свою причастность и горячее участие в укреплении христианской веры в осетинском обществе. Его работы будоражили сознание его современников тогда, а сегодня восхищают наше.

Что стоит написанная прекрасная икона Св. Нины - просветительницы Грузии?!

А если обратиться к росписям Собора в Алагире, в восстановлении живописи и интерьера которого, он принимал активное участие, то   можно увидеть, как ярко выраженные осетинские черты Девы Марии являются одним из подтверждений того, что роспись храма выполнена художником-осетином, а именно Коста...

Большую художественную ценность представляет роспись центральной части купола. На нём изображен "Белый голубь". Он в сиянии лучей.  Исходит от него светлый, розовато-желтый цвет на ярко-синем фоне неба с белыми облаками и золотыми звездами.

В это же время, как мне стало известно, Коста написал картину «Скорбящий ангел». Это произведение  считается одним из наиболее выразительных его полотен .Сюжет картины следующий:   Посреди полотна в натуральную величину изображен ангел в белом, почти прозрачном одеянии, перепоясанном в талии, голова его откинута назад, и на левой щеке застыла слеза. Кисть правой руки, как бы заслоняя свет, покоится на лице, образуя над глазами глубокую тень. Левая, совершенно обнаженная рука, опирается на перекладину деревянного креста, на самом верху которого прибит терновый венец, а посреди него помещен лист пергамента с четырьмя буквами.

  Картина написана художником в 29 лет, в полном расцвете творческих сил, и воспринимается возвышенно и романтически.

  Данная картина написана смелыми мазками, что вполне воспринимается, как высокая и светлая одухотворенность.

В этой картине Коста изобразил не просто скорбящего ангела, а скорее образ поэтической Музы - женщины, которую он знал лично. Это Анна Попова.

Таким образом, в таком небольшом городе, где все друг друга знали, где знали людей, стоящих близко к поэзии, к музыке и другим видам искусства, общество не могло не догадываться кто прототип данного произведения. Одно то, как он рискнул изобразить знакомое всем лицо именно в этом художественном варианте, остаётся только предполагать.  А у меня ответ такой - потому что это всё его очень волновало. Он любил, переживал разочаровывался. Отвергалась, не рассматривалась его личность как претендующая на руку женщины, и Анны Поповой в частности. Его интересовала духовная подоплёка происходящих в его жизни, и в жизни его родины событий. Поэтому я рассматриваю эту работу как самовыражение Коста художника - авангардиста того времени, попробовавшего сочетать свои чистые чувства к этой молодой девушке с чувствами к скорбящему ангелу и облачить их в ранг христианской святости .

Посвящение Анне .Я.Поповой.

Да, я уж стар…Ты смотришь боязливо

                                 На впалые глаза, глубокие морщины.

Мой горб рисуется в рубище некрасиво,

На плечи падают лохмотьями седины…

                                Да, я уж стар!

   Другой вариант - если этот ангел похож на эту девушку, то это тоже по своему высвечивает нам Коста как очень тонкого человека, выразившего свою любовь в святом образе.

      Прошло больше века и мы, осетины, воспринимаем эту работу не как   изображённую Анну Попову, или напоминающую Анну Попову, а именно как очень красивую работу Коста, в которой он отразил свое уважение к вере христианской. Ведь он не взял за основу и не создал канонический   образ девы Марии.  Коста написал нам вольный, не канонический, но всё же храмовый образ ангела.  Он не сделал из него святого с именем. Он представил ангела, и этот ангел женщина, живое существо спустившееся с небес на какое- то мгновение, принесшее с собой частичку национального осетинского колорита и христианский оттенок.  

Являясь приверженцем христианства, Коста заинтересовался переводом "Евангелие" на осетинский язык. Он выразил надежду, что с переизданием Евангелие, раз и навсегда будет установлен осетинский алфавит, «который по своей простоте и изяществу, несомненно, даст возможность читать "Священное писание бегло и удобопонятно».

Христианские мотивы нашли свое отражение не только в живописи Коста, но и в его поэзии. Почитание Коста религии было связано с тем, что он с самого рождения находился в религиозной обстановке, где обращение к Богу было естественным жизненным явлением. Об этом говорит стихотворение «Воспоминание».

В данном случае христианские идеалы тесно переплетаются   с

образом старой няни, которая «то ласкала меня, то молилась, то

чутко дремала, когда я дремал…».

 Прототипом для создания образа заботливой сиделки стала Чендзе  Дзапарова-Туаева, кормилица Хетагурова, в доме которой он провел свое

детство. Нежная забота, сострадание, любовь, проявляемые   по

отношению к заболевшему маленькому Коста, неотделимы от веры в Господа, на которого уповала женщина в своих стараниях облегчить страдания больного. Для нее Христос – неизменный спутник не только   в

 испытаниях, но и в радости.

 

   Я стал поправляться… С цветущей весною

   Настал и канун воскресенья Христа…

   Счастливая няня сидела со мною

   И все осенялась знаменьем креста

Ведь Коста Хетагуров, как  известно, рожденный в яслях, в хлеву, почти как Христос,  в каком- то смысле встретил Мир и Мир встретил его сразу по - простому; по  любви; по - людски..., и даже матерей их звали одинаково. Это духовное родство особенно ощутимо во время Херсонской ссылки и жизни в Пятигорске.  Именно тогда, Коста проникается великой любовью к Иисусу Христу и буквально на себе ощущает его страдания. Это отражено и в стихотворении «Страстная неделя», и в рисунке - "Христос".

     В этих произведениях и в сознании Хетагурова Христос присутствует как высшая ценность, как идеал. Он олицетворяет собой всепрощение и любовь к людям, ко всему человечеству.

Каждое обращение к образу Иисуса Христа проникнуто у поэта пониманием огромной ценности принесенной жертвы. Описанию последних дней земной жизни Христа посвящена поэма Хетагурова «Се человек» (1895). Здесь Иисус предстает перед читателем гордым и мужественным, абсолютно осознанно и спокойно принимающим свой жребий.

       Одним из излюбленных религиозных мотивов поэзии Хетагурова можно считать пасхальный мотив. Этот великий праздник занимал в жизни поэта значительное место.

      В кругу передовой интеллигенции   пасха   широко праздновалась и воспринималась как начало новой жизни, возвеличивание братского единения и любви, торжество цветения и солнечного света. Все эти высшие ценности выразились в чаянья Коста Хетагурова, и вылились в народный лозунг "Свобода. Равенство. Братство."                    

 

Христос воскрес!

Умолкли ненависть и злоба,

Цепей бряцанье, звон оков!..

Развейся, мрак холодный гроба,

Безумье варварских веков …

Прочь, скорбь, печали и сомненья,

Свершилось чудо из чудес:

Из мрака суеты и тленья

Христос воскрес, Христос воскрес!

 

Получив образование в России, во многом усвоив и приняв русскую культурную традицию, Коста в то же время сохранил свое этническое самосознание, не утратил глубокую духовную связь со своим народом. Вся его деятельность была направлена на возрождение и развитие национальной культуры. При этом он ясно осознавал тесную исторически сложившуюся взаимосвязь русской и осетинской культур, и оттенял важность русского влияния на Кавказ. Его творчество стало своеобразным синтезом христианских образов, православных традиций и элементов осетинского фольклора, прежде всего Нартского эпоса, а также прогрессивных гуманистических идей и глубокого уважения к обычаям народа.

Заключение

Так как Северная Осетия является многонациональной республикой, жители которой придерживаются разных конфессий, Коста, как никто другой, понимал необходимость развития дружеских отношений между представителями различных народов. В своих произведениях он развивал чувства любви к человеку, братства народов и свободы; поддерживал идею прогресса в общественных отношениях. Это делает его творчество особенно актуальным в наши дни. Ведь, несмотря на многовековой опыт прошлых войн, в XXI в.  некоторые вопросы даже на межгосударственном уровне решаются не мирным путем, а с помощью угроз и открытой агрессии.  И здесь христианская вера играет огромнейшую роль в наши дни!

    Коста Леванович Хетагуров был человеком своей эпохи, но в то же время он далеко опередил ее. В то неспокойное время ему удалось увидеть правильный путь развития. Он верил в прогресс и в то, что человечество само выбирает свой путь развития, в то, что мы в силах изменить свое будущее в лучшую сторону. Современники не всегда понимали его при жизни. Лишь с годами стал осознаваться тот великий вклад, который внес Коста в мировую культуру и в поддержке христианства, в частности.   Его творчество звучит по новому своей актуальностью в наши дни, ведь проблемы, с которыми он боролся, идеи, которые он воплощал, результаты своей борьбы, которые он осмысливал и страдал наказываемый властями, свойственны и современному обществу. Наиболее полно, силу творческого гения Коста определил известный осетинский ученый XX века Василий Иванович Абаев.  Он говорил: «Истинно великие люди имеют ту особенность, что их величие с течением времени не только не тускнеет, но становится все ярче, убедительнее, зримее...                                                                 Только теперь образ Коста, его историческое значение встают во весь исполинский рост».

   

 

Список используемой литературы:

1.М.Краснов " Историческая записка о ставропольской гимназии" М. Краснов. Ставрополь- Кавказский, 1887. - 32 с.

2.Сергей Мальцев сборник «Духовная поэзия». Владикавказ,2005.-19 с.1 том.        

3.Мальцев С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия (Текст)/с. Мальцев.-Владикавказ: Проект

Пресс,2005.-32 с.

4.Князева В. Н. Христианские ценности в поэзии К.Л. Хетагурова // Дарьял. 2007.№6. С.34-42.

5.Хетагуров К. Л. Полное собрание сочинение.

6.Дзагурти  Губади.  Осетинская литература // литературная энциклопедия, т. 8,1934.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»

Разработка урока «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей» с презентацией....

Урок по биологии в 8 классе на тему "Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей."

На этом уроке рассмотривается  строение скелета, изучается строение и состав костей, соединение костей. ...

Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».

2 урок в разделе «Опора и движение»соответствует  программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы...

Презентация урока: "Типы соединения костей" с лабораторной работой "Внешнее строение кости"

Презентация к уроку "Типы соединения костей". Красочная презентация с четкими понятными рисунками...

Коста вершин,Коста долин...

...Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег ... И пишу я не для того , чтобы писать и печатать, потому что и многие другие это делают.Нет! Ни лавр...

Мероприятие по биологии "Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей"

Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей...

Конспект урока. «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей».

Цель урока: учить описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа, называть отделы позвоночника и части позвонка, раскрывать значение частей позвонка, объяснять связь между строением и...