Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку. 5-9 кл.
календарно-тематическое планирование

Смирнова Людмила Валентиновна

Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку. 5-9 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родной язык.

Календарно – тематическое планирование. 5 класс.

№п\п

Тема урока

Дата

Примечания

план

факт

Язык и культура (5 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: научиться  рассматривать слова с точки зрения лексического значения.

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования понятий.

Предметные: формирование у учащихся деятельностных  способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: групповая и коллективная работа.

1

Русский язык – национальный язык русского народа, язык межнационального общения.

 

 

2

Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

3

Слова с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка.

4

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

5

Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.

Речь. Текст. ( 5 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  познавательного интереса; устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану;  навыков анализа,

сопоставления, сравнения. Стремление к речевому совершенствованию.  

Метапредметные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной

форме; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной

и групповой работы; проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные: научиться строить текст, различать типы речи, составлять план.

6

Как строится текст. Композиция текста: вступление, основная часть, заключение.

7

Смысловая часть и абзац.

8

Общая характеристика содержания и композиции основных типов речи: описания, повествования, рассуждения.

9

План устного ответа на уроке, план прочитанного текста.

10

Виды плана: на основе назывных предложений (практически, без акцента на понятие), вопросный, тезисный.

Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 ч)

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления

креативных способностей.

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной

и групповой работы; проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию  к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Предметные: научиться   отличать средства связи и виды связи предложений в тексте; владеть

терминологией; различать типы речи; работать с текстами.

11

Повествование как тип речи.

 

 

12

Средства связи предложений в повествовании.

13

Рассуждение, описание как типы речи (ознакомительный акцент). Виды рассуждения по коммуникативной задаче: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство (в логике выстраивания учебного ответа).

14

Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности языка.

15

Определение стилевой принадлежности текста: стилевые черты и языковые средства (художественный в т.ч. фольклорный текст).

16

Знакомство с стилевыми чертами и языковыми средствами публицистического стиля применительно к устному выступлению (как вариант – к газетной публикации). Девиз, слоган как элементы самопрезентации.

17

Р/р Комплексный анализ текста.

Родной язык.

Календарно – тематическое планирование. 6 класс.

№п\п

Тема урока

Дата

Примечания

план

факт

Язык и культура (7 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

 Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования понятий.

Предметные: формулировать собственное мнение и позицию; видеть различия между диалектной и литературной речью.

1

Краткая история русского литературного языка.

 

 

2

Диалекты как часть народной культуры.

3

Диалектизмы.

4

Общие сведения о диалектных названиях предметов быта, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре.

5

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

6

Исторические прототипы фразеологизмов.

7

Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры.

Речь. Текст. ( 5 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: формирование    познавательного интереса; устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану;  навыков анализа,

сопоставления, сравнения; стремление к речевому совершенствованию.  

Метапредметные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной

форме; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной

и групповой работы; проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные: осознавать красоту и выразительность речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

8

Текст как единица языка и речи.

9-10

Тематическое единство текста (тема, микротема, ключевые слова, позиция автора, идея текста).

11

Тексты описательного типа: определение, собственно описание, пояснение.

12

Описание внешности человека.

Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (5 ч)

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления

креативных способностей; осознают границы собственного знания и «незнания»; принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной

и групповой работы; проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию  к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Предметные: осознавать красоту и выразительность речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения

13

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения.

 

 

14

Учебно-научный стиль. Словарная статья, ее строение. Научное сообщение. Содержание и строение, структура.

15

Виды устных ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка.

16

Языковые средства в разных частях устного ответа.

17

Публицистический стиль (через специфику устного выступления и газетной заметки, очерка).

Родной язык.

Календарно – тематическое планирование. 7 класс.

№п\п

Тема урока

Дата

Примечания

план

факт

Язык и культура. Речь. Текст. (4 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека; овершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять нужную информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова.

Предметные: научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему; знать богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности, стилистические возможности изученных языковых единиц.

1

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.

 

 

2

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

3

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.

4

Лексические заимствования последних десятилетий.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Речь. Текст. ( 5 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к изучению текста, осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; освоение лексического многообразия русского языка; умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества.

Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Предметные: знать определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему.

5

Текст как единица языка и речи.

6

Основные признаки текстов. Виды абзацев.

7

Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.

8

Заголовки текстов, их типы и информативная функция.

9

Тексты аргументированного типа: рассуждение (как тезис и аргумент), доказательство, объяснение.

Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (8 ч)

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к изучению текста, осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; освоение лексического многообразия русского языка; умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания и предложения как единицы синтаксиса; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Предметные: формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознанно расширять свою речевую практику, развивать культуру использования русского языка; знать соотношение речевого этикета и вежливости; уметь употреблять в своей речи «вежливые слова».

10

Основные лексические нормы современного русского языка. Варианты грамматической нормы литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий; литературный и разговорный варианты грамматических норм.

 

 

11

Русская этикетная речевая манера обращения: умеренная громкость речи, средний темп, сдержанная артикуляция, эмоциональность, ровная интонация.

12

Запрет на употребление грубых слов, выражений.

13

Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный этикет общения).

14

Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

15

Традиции русского речевого общения.

16

Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

17

Разговорная речь. Беседа. Спор. Виды споров. Правила поведения в споре. Корректные и некорректные приемы ведения спора.

Родной язык.

Календарно – тематическое планирование. 8 класс.

№п\п

Тема урока

Дата

Примечания

план

факт

Язык и культура. (5 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; признание для себя общепринятых морально-этических норм; осознание границ собственного знания и «незнания».

Метапредметные: умеет строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умеет в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что – нет; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в учебнике; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других.

Предметные: знать ошибки в употреблении заимствованных слов; уметь применять данное правило на практике, знать особенности развития русского языка, знать общеупотребительные, устаревшие и новые слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии.

1-2

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (обще восточнославянские) слова, собственно русские слова, старославянизмы.

 

 

3-4

Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

5

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речь. Текст. ( 3 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Метапредметные: знать что такое терминологическая система; уметь доказывать, что термины всегда употребляются в системе. самостоятельно обнаруживать ошибки и вносить коррективы; умеет выводить следствия из имеющихся данных, определять последовательность действий; умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения;

Предметные: знать употребление терминов за пределами научного стиля, в публицистике и худ. литературе, связано с их переосмыслением; уметь находить терминологические сочетания, употреблённые в переносном значении.

6

Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.

7

Особенности употребления терминов в публицистике, очерк.

8

Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов.

Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (9 ч)

Планируемые результаты:

Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; признание для себя общепринятых морально-этических норм.

Метапредметные: осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников; строит понятные для партнера монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные: знать прямые и косвенные доказательства; способы опровержения доводов оппонента.

Уметь: находить аргументы для доказательства.

9

Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

 

 

10-11

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

12-13

Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура.

14-15

Прямые и косвенные доказательства (ознакомительно). Виды косвенных доказательств.

16-17

Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Родной язык.

Календарно – тематическое планирование. 9 класс.

№п\п

Тема урока

Дата

Примечания

план

факт

Язык и культура. (5 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России.

Метапредметные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 

Предметные: понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы; понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;

1

Примеры ключевых слов русской культуры, их национально-историческая значимость.

 

 

2

Крылатые слова и выражения из кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

3

«Неологический бум» - рождение новых слов.

4

«Неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.

5

Активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Речь. Текст. ( 3 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: участвуют в коммуникативных тренингах, редактируют собственные тексты; учатся распознавать лексические ошибки и устранять их; знакомятся с понятиями речевых штампов, клише, канцеляризмов.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Предметные: овладение основными лексическими нормами; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики.

6

Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.

7

Лексическая сочетаемость слова и точность.

8

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.

Культура речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. (9 ч)

Планируемые результаты:

Личностные: работают с разными источниками информации, конспектируют, готовят презентации и устные выступления; составляют тексты разных жанров.

Метапредметные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности: приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения.

Предметные: создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

9

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки.

 

 

10

Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

11

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

12

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистанционное общение.

13

Официально-деловой стиль.

14

Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

15

Уместность разговорных элементов в официально-деловом стиле (шутка, анекдот).

16

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Виды очерков.

17

Публицистический стиль. Виды очерков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по родному (русскому ) языку в 5 классе

Рабочая программа по родному русскому языку на основе методических рекомендация и учебника "Слово" Л.Г. Саяховой)...

Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку в 7 классе

Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку  в 7 классе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку для 9 класса по учебному пособию под редакцией О.М. Александровой и др.

Рабочая программа и КТП по родному (русскому) языку для 9 класса по учебному пособию под редакцией О.М. Александровой и др....

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 9 класс

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 9 класс (17 часов)...

Календарно-тематическое планирование по Родному русскому языку 9 класс

Календарно-тематическое планирование по Родному русскому языку 9 класс...

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку

Планирование по родному (русскому) языку составлено к учебнику Александровой, рассчитано на 0,5 часов в неделю (1 урок в 2 недели)Планирование составлено для 7 и 8 класса...