Рабочая программа по предмету “Русский родной язык” и задания ИРТ "Skysmart", 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Варава Елена Александровна

Поурочное планирование по учебному предмету “Русский родной язык” и использованием заданий ИРТ "Skysmart", 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету “Русский родной язык”, 5 класс

 (рабочая программа - 17 ч.: 1 час в неделю, в месяц - 4 часа).

                                Е.А.Варава, учитель русского языка и литературы

                                            МБОУ “СОШ №1” п.Пуровск Пуровского района ЯНАО

УМК:

1.О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов, Л.А.Вербицкая, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина, А.Г.Нарушевич, Е.И.Казакова, И.П.Васильевых. Русский родной язык. 5 класс.Учебное пособие для  общеобразовательных организаций. Москва, Просвещение, 2019.

2.О.М.Александрова,О.В.Загоровская,Ю.Н.Гостева,И.Н.Добротина,  А.Г.Наруше-

вич, И.П.Ваcильевых. Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие. Москва, Учебная литература, 2019.

Раздел 1. Язык и культура.

Урок №1. Наш родной русский язык.

Цели урока: расширять представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры народа, о роли русского родного языка в современном мире, в жизни общества, государства и в жизни человека; мотивировать к развитию познавательной деятельности, обогащению словарного запаса.

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка и значимости в жизни человека; стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД: целеполагание, самоанализ.

Познавательные УУД: извлечение информации из учебного текста.

Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности.

Ход урока.

I.     Организационный момент.

Гимн русскому языку Г.Гладкова:

Русских слов глубокое теченье

Дарит силу песенной строке.

Ах, какое это наслажденье —

Говорить на русском языке!....

II.  Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

1. Знакомство с учебником: структура (раздел, параграф, рубрики), условные обозначения, художественное оформление.

2. Групповая работа. Определение учащимися темы урока по представленным  ключевым словам и словосочетаниям: культура народа, история народа, ценность, речь, родной язык,  национальный язык, государственный язык, общение, мысли и чувства.

3. Индивидуальная работа. Мастерская слова.

  1. Ассоциативные иллюстрации к слову “родной”  (запись /зарисовки  в тетради)
  2. Продолжите фразу: “Родной язык – это…” (запись в тетради).

 III.   Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.

1. Фронтально-групповая работа с учебником.

1.1. Анализ рубрики «Лингвистические заметки» (с.5,6 учебника).

1.2.Словарная работа: родной язык, национальный язык, межнациональное общение, государственный язык, Российская Федерация (с.5,6;);

1.3.Чтение статьи 68 из Конституции Российской Федерации (упр.1).

2.Работа с текстом:  фрагмент книги Д.С.Лихачёва «Земля родная» (упр.7, с.9):

-     о чём рассуждает автор?

-      данный фрагмент не имеет заключения; как можно закончить текст?

3.ИРТ “Skysmart”.  https://edu.skysmart.ru/student/darakivupa

Индивидуальная работа.  Практикум “Высказывания и пословицы о языке” (рабочая тетрадь, ч.1., УМК Л.М.Рыбченковой, 5 класс.  Язык и языкознание (стр.6) №3

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Какую информацию получили на уроке? Как будем использовать новые знания?

2. Синквейн-творчество. Алгоритм составления: название - имя существительное; признаки - 2 прилагательных; действие - 3 глагола; фраза из четырёх слов, иллюстрирующая отношение к рассмотренному материалу; синоним - раскрытие главной мысли темы.

V. Домашнее задание: материал §1; подобрать небольшое стихотворение о русском языке и подготовиться к письму по памяти.

Урок №2.

Из истории русской письменности.

Цели урока: расширять представления учащихся об основных фактах из истории русской письменности и создания славянского алфавита, ориентировать  на уважительное отношение к русскому языку как основе русской культуры и литература; продолжить формирование умений читать и анализировать лингвистический текст, мотивировать к развитию познавательной деятельности и обогащению словарного запаса.

Личностные УУД: саморазвитие, интерес к творческой деятельности.

Регулятивные УУД: планирование действий в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: поиск и отбор необходимого материала в учебной и справочной литературе.

Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности; умение работать в группе.

Ход урока.

I.     Организационный момент.

II.  Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

ИРТ “Skysmart” : https://edu.skysmart.ru/student/nuvodepeme 

Групповая практическая работа“Язык и его функции” (Skysmart.Русский язык. 5 класс. Язык и общение.).

 III.   Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.

  1. Просмотр информационно-обучающего фильма “Возникновение письмен- ности на Руси” (https://www.youtube.com/watch?v=drAhbnB0RsE).

Если нет возможности просмотра фильма, предлагается работа с фрагментом книги М.Альбедиль “Кто придумал алфавит”: “Кирилл и Мефодий”.

  1. Фронтальная беседа - осмысление информации:
  • первые шаги на Руси к созданию письменности;
  • знаки-символы и их назначение;
  • как появилось выражение “Заруби на носу”и значение фразеологизма;
  • почему славяне испытывали трудности в чтении богослужебных книг?
  • почему братьев, святых равноапостольных  Кирилла и Мефодия, называют просветителями славян, учителями словенскими?
  • как обучались в старину дети?
  • как появилась “красная” строка?
  • почему День славянской письменности отмечается 24 мая?
  • как вы понимаете высказывание “Развитие письменной культуры?”
  1. Групповая работа. Развитие аналитических умений.

3.1. Сравнение представленных в таблице букв Кириллицы и букв греческого алфавита (с.15-17). Какую информацию о буквах[ можно узнать? Почему одни буквы Кириллицы обозначены знаком* , другие знаком**?

3.2.Решение лингвистических задач.

Группа №1.  Переписать поговорки из сборника XVIII века, заменяя арха- ичные (устаревшие) написания современными (из энциклопедии для детей “Языкознание. Русский язык”; в учебнике - с.17, упр.14).

Группа №2. Продолжить слоговую цепочку (задания из сборника С.И.Льво- вой “Русский язык. Лингвистические игры. 5-9 классы”).

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

     1.  Блиц-опрос “Русская письменность”:

  • почему люди до сих пор почитают Кирилла и Мефодия?
  • сколько букв было в старинном алфавите?
  • как возникло слово “азбука”?
  • как вы понимаете выражения “мастер печатного дела”, “тиражирование книги”, датированная книга”?

2.Мастерская букв (при наличии времени). Аппликации понравившихся графических изображений букв.

V. Домашнее задание: материал §2; упр.15 (разделить текст на смысловые части и записать ключевые слова и словосочетания).

Урок №3.

Образность русской речи: метафора, олицетворение.

Цели урока: учить учащихся пониманию национального своеобразия  общеязы- ковых и художественных метафор, народных и поэтических образов-символов; совершенствовать умения правильного употребления образных слов в современных ситуациях речевого общения; мотивировать к развитию умений оценивания собственной и чужой речи с точки зрения правильного, выразительного слово- употребления и интонирования.

Личностные УУД: саморазвитие, стремление к речевому самосовершен- ствованию.

Регулятивные УУД: саморегуляция, контроль за результатами деятельности и их оценка.

Познавательные УУД: вычитывание, сопоставление и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности; умение работать в команде, умение вести диалог.

Ход урока.

I.     Организационный момент.

II.  Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

1.  Запишите слова: тайна, секрет, загадка. Что их объединяет, по вашему мнению?

(Синонимы, т.к. близки по значению.)  Всегда ли легко разгадать загадку? А почему?  Использование каких средств может помочь? Обратите внимание на выставочный столик: краски, кисти, бумага, карандаши, поэтические сборники, музыкальные инструменты… А что, по вашему мнению, будем самым ярким средством? Безусловно, слово, образное слово!..

III.   Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.

1. Звучит мелодия песни “Во поле берёза стояла…”. Отгадку проиллюстри-

руйте, пожалуйста. Итак,  речь о символе России - берёзе.

2. Групповая работа. На интерактивной доске демонстрируется небольшой текст.

     Лё...кие, п...учие, словно девушки, - по две, по три - выб...жали б...рё...ки на омытую дождём л...сную п..ляну. Солнечные лучи л...скают их бело-розовые, круглящиеся под т...нкой к...рой ств...лы.

  • Прежде, чем мы будем находить  в тексте  средства выразительности, необходимо поработать над орфографией. (напоминание о значении термина “орфография”).
  • С помощью каких средств автор  рисует словесную  картину “Берёзы”?
  • Перекликается ли данное описание с картиной А.И.Куинджи “Берёзовая роща”? (дополняют друг друга)
  • Выпишите слова или словосочетания, которые наиболее ярко и образно раскрывают  (подчёркивают, передают) красоту русской берёзы.

3. Работа с учебником:

  • теоретический материал  (с.41,42)6
  • выполнение упр. 41: Какое слово необходимо добавить  схему?  С чем сравнивается явление, обозначенное словом свет?

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Сравните прямое и переносное (метафорическое) значение слова. В чём сходство предметов и явлений, обозначенных словами в прямом и переносном значениях:

Сладкая конфетка - сладкая улыбка; крыло птицы - крыло самолёта; женская шляпка - шляпка гриба; рано проснулся - проснулась совесть.

2. На чём основаны метафора и олицетворение? Приведите примеры, используя фрагменты стихотворений С.А.Есенина (с.47- 48, упр.46)..

3.Оцените, пожалуйста,  свой уровень знаний по данной теме с помощью цветного знака препинания: восклицательный – «отлично, всё понятно», вопросительный – «есть вопросы», «надо ещё поработать». Чем были вызваны ваши затруднения?

V. Домашнее задание: материал §6; задания по индивидуальной ссылке ИРТ“Skysmart”: https://edu.skysmart.ru/student/dixesehaze

(Skysmart.Русский язык. 5 класс. Лексика и культура речи. Прямое и переносное значение слов. Метафора. Олицетворение).

Урок №4.

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы поговорки.

Цели урока: учить учащихся  распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, развивать умение понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять меткие слова в современных ситуациях речевого общения; мотивировать к обогащению словарного запаса.

Личностные УУД: интерес к изучению языка, к расширению лексического запаса.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование результатов деятельности.

Познавательные УУД: анализ объектов и их сопоставление, построение рассуждений.

Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности, умение отстаивать свою точку зрения.

Ход урока.

 I.     Организационный момент.

II.  Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

  1. Внимание учащихся обращается на демонстрационную (интерактивную) доску:

Язык есть исповедь народа:

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной...

              П.Вяземский, русский поэт, историк, публицист

  1. Как  вы понимаете, ребята, слово “исповедь” ?

В древнерусском языке было слово “ведати” – «знать, иметь». От него возникло поведать, то есть  «сообщить, рассказать».  Таким образом,  исповедь – “откровенный рассказ обо всём, что есть, в том числе и самом тайном”. Пётр Андреевич в слове “исповедь” подчеркнул, что язык открывает нам все свои тайники, потому что в словах и их значениях отразились и дошли до наших дней отзвуки далеких времён: быт, заповеди, обычаи и культура народа.

III.   Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.

  1. Сообщение темы урока. Славится  русская речь меткими образными  словами. Что значит “меткими”? Да, действительно “меткое слово” - точное слово, дающее исчерпывающее описание предмета, явления или действия.

Народное словесное искусство создало в обилии пословицы и поговорки, пополнило русскую речь яркими выражениями, которые принято называть “крылатыми”. Обратимся к материалу учебника на с.60 и узнаем, почему слова и даже целые высказывания называются “крылатыми”.

  1. Чтобы наше путешествие  слово было увлекательным, предлагаю лингвистическую игру “Исследователь” Исследовать - значит изучать...Эдуард Арамаисович Вартаньян давно серьёзно изучает жизнь слов, помогает открывать тайны многих крылатых слов и выражений. Каждому из вас представлены на парте фрагменты книги Э.Вартаньяна “Из жизни слов”. Итак, отправляемся в путешествие…
  2. Групповая работа. Анализ предложенных статей-фрагментов (принцип распределения - алфавитный).

Группа №1. Выражения “Бирюком жить”,”Высечь море”, “Горе луковое”.

Группа №2. Выражения “Душа  пятки ушла”, “Затрапезный вид”, “Иван, родства не помнящий”.

Группа №3. Выражения “Красного петуха пустить”, “После дождичка в четверг”, ”Умыть руки”.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Практикум  с использованием заданий  ИРТ“Skysmart” по ссылке

.https://edu.skysmart.ru/student/vabihehine

(Skysmart.Русский язык. 5 класс. Лексика и культура речи. Соотнеси синонимичные фразеологизмы и их значение).

2. Лингвистическая игра “Продолжи фразу”:

  • “Поди туда - …” (не знаю куда);
  • “Скоро сказка сказывается ….” (да не скоро дело делается);
  • “Это всё присказка, не сказка - …” (сказка будет впереди).

V. Домашнее задание: материал § 8; подготовить сообщение “Из жизни слов”: используя материал сайтов “Русский язык и литература”, “Грамота.ру”, “Национальный корпус”, подготовить рассказ о понравившемся крылатом выражении (иллюстрирование приветствуется!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Русский (родной) язык на 17 часов, 5 класс и КТП

Предлагаю программу, составленную по примерной И КТП к ней....

Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" 9 класс

Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (пре...

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 5 класс.

Составлена на основе "Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык»  для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования"...

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 7 класс.

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык»  для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования....

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 8 класс.

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык»  для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Учеб...

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 6 класс.

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; планируемые метапредметные и предметные результаты, содер...