Технологическая карта урока по теме; "Прилагательной нэм"
методическая разработка

Серасхова Эльвира Прокопьевна

Обобщить знания о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках в хантыйском языке, совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте на родном языке, выделять из него словосочетание «существительное + прилагательное», развивать орфографическую зоркость, внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilag_rya_4.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Родной (ханты) язык

Ф.И.О. учителя: Серасхова Э.П.

Класс: 4 класс

Дата: 17 января 2021г.

Тема урока: Прилагательной нэм

Место и роль занятия в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цели:

- обобщить знания о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках;

- совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте на родном языке, выделять из него словосочетание «существительное + прилагательное»;

 - развивать орфографическую зоркость, внимание.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания по теме «Прилагательной нэм» на родном языке
  2. Зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные коммуникативные компетентности: умение анализировать, систематизировать,  делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формировать речь.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к родному языку через показ выразительных возможностей прилагательных.
  2. Воспитывать умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, учителем.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  •    узнавать животных  на картинках, по описанию;
  • применять  знания в практической деятельности при общении со сверстниками и учителем родного языка;

Личностные результаты:

  • уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;
  • формирование чувства гордости за свою малую родину, родной язык;

        

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составления плана и последовательности, учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • общеучебные универсальные действия (находить ответы на вопросы);
  • логические универсальные действия (делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь учителя и сверстников;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

Оборудование: Презентация к уроку, картинки, текст сценки «Шовар па ланки» на две группы, словари.

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

2

Организует мотивирование к учебной деятельности.

Няврэмат!!! Уща улаты!

Проверим вашу готовность к занятию

Сэмлув муй верлат?

Паллув муй верлат?

Охев муй верал?

Там урокан яма рупитлув па оша паятлэв!

Подготовка класса к уроку

Дети отвечают на вопросы учителя о подготовке к уроку.

1.ватлат

2.хулатлат

3.нумасалат

Яма рупитты питлув!

Личностные: самоопределение

умение правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

слушать и понимать речь педагога

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(проверка усвоения знаний прошлого урока)

3

Выявляет уровень знаний обучающихся.

- Давайте вспомним зимние месяцы

(Слайд №1)

Ван хатлат тылащ

Ялап тал тылащ

Вотас тылащ

Тылащ – муй ? Существительной.

Щит муй тылщат? (Это какие месяцы?)

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Проговаривают название каждого месяца.

Ван хатлат тылащ – декабрь

Ялап тал тылащ – январь

Вотас тылащ – февраль

Тылащ – щит существительной.

Щит тал тылщат. (это зимние месяцы)

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися;

оформлять свои мысли в устной  форме (на уровне предложения );

слушать и понимать речь других;

познавательные: анализ объектов с целью выделения ведущих признаков;

находить ответы на вопросы;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Личностные: самоопределение; умение правильно вести себя в классе, в коллективе

3.Постановка учебной цели и задач

(проблемная ситуация, подготовка к восприятию нового, восприятие нового)

5

Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию

-Посмотрите на экран и прочитайте текст и отгадайте тему нашего занятия?  Слайд №3

Муй пора элты олан ханшам? (тал пора)

Муй пора элты кимет ханшам? (тал пора)

Чем отличается первый текст от второго (наличие имен прилагательных)

Вывод: Имя прилагательные нужны для точности описания

- Да, правильно, вы догадались, тема нашего занятия «Прилагательной нэм».

-Что вы узнаете на занятии? Мы узнает об….

Вопросы: Муйсыр? Муй хорпи?, Муй ловат? (правило стр.43)

Усвоение новых слов (по картинкам) упр. 87

Работа со словарем

Дети читают текст делают перевод и сравнивают тексты о чем идет речь. (о зиме).

Во втором тексте есть имена прилагательные, они нужны для красоты описания

Тема урока: Прилагательной нэм.

Дети вспоминают вопросы прилагательного на русском языке:

Какой? Какая? Какие?

Дети читают правило на стр.43 перевод.

Работа с картинками: дети учатся задавать вопрос: Хот (муй хорпи?) ун, Лов (муй ловат?) ай, …

Работают со словарем.

Регулятивные: целеполагание; определение и формулирование  цели деятельности  с помощью текста  и учителя;  

познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока,

находить ответы на  вопросы;

логические: формулирование проблемы

предметные: узнавать животных  на картинках, по описанию;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной  форме;

Личностные: самоопределение; умение правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

4. Первичное закрепление

5. Физминутка

10

2

А теперь поиграем в игру «Тамиты яста» с прилагательными.

Хошм-, нави-, хув-, рув-, ун -, так-,  хатл-.

Составте предложения: сущ.+прилаг.

Хотите узнать разговор двух животных?

- А какие это животные вы узнаете, если разгадаете загадки:

Тал нови, лунан хопшат.

Лунан вурты, талн хопшат.

Найдите прилагательные в этих загадках?

Активизация навыков аудирования.

Сценка.

- Нан па иса рупитлан?

- Иса щи ма рупитлам. Толх юха тахарсам, нохр ищи акатсам. Нан па, шоврые?

- Ма па вот хорпи! Хот манем ат мосл, летот ищи ар ат мосл, юх кар еша порлам, хошамты – ки мосл, сора сора манлам.

- Всё работаешь, хозяйка? Белку спрашивает зайка.

Да, без дела не скучаю, - белка зайке отвечает – на сучках грибы сушу, свежий мох в

дупло ношу.

Ну, а ты! – А я как ветер! – зайка весело ответил. Жить под крышей не люблю и продукты не коплю. Я коры поесть  могу, а согреюсь на бегу!)

Команды друг другу задают вопросы.

1) Ланки муй хорпи? Ланки муй лэл?

2) Шовр талн муй хорпи? Шовр талн муй лэл?

Физминутка

- Вы наверное,  устали. Давайте проведём        

физминутку про зайца и медведя на ханты языке.

Игра «Скажи наоборот» По слайду

Составляют предложения сущ.+прилаг.

Дети отгадывают загадки на родном языке, находят прилагательные делают перевод. Слайды животных

Дети инсценируют сценку, отрабатывая навыки произношения «Ланки па шовар»

 Активизация навыков аудирования.

Сценка.

Шовар - Нан па иса рупитлан?

Ланки - Иса щи ма рупитлам. Толх юха тахарсам, нохр ищи акатсам. Нан па, шоврые?

Шовар - Ма па вот хорпи! Хот манем ат мосл, летот ищи ар ат мосл, юх кар еша порлам, хошамты – ки мосл, сора сора манлам.

Дети описывают животных (зайца и белку) задавая вопросы:

Шовар муй хорпи?

Ланки муй хорпи?

Идет работа по группам

Дети выполняют Физминутку проговаривая потешку на родном языке:

Мойпар шики хотал ун,

Шоварлэнки хотал ай.

Мойпар шики унта манал,

Шоварлэнки лув юпелан!

 Выполняют движения соответственно потешке.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

познавательные: построение логической цети рассуждений

общеучебные –выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание;

личностные: смыслообразование

уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

 

6. Самостоятельная работа.

10

А теперь для закрепления прилагательных выполним упражнение 88,  на стр. 43.

Самостоятельная работа. Стр.43, упражнение 88. Списать, перевести прилагательные на родной язык, поставить вопрос.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:  

личностные: смыслообразование

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка своего действия

умение осознанно и правильно строить речевое высказывание,

7. Подведение итогов самостоятельной работы

5

Проверка самостоятельной работы.

Учитель следит над правильным произношением хантыйских слов.

Няврэмат ястаты муй там хатл мун утыллтасув?

Муй вопросат прилагательной нэм таял?

Хоты нын моштаслан?

Дети читают предложения на родном языке, делают перевод.

Коммуникативные

управление своего поведения – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Личностные: смыслообразование,

уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

Рефлексия

3

Сэмлув муй версат?

Паллув муй версат?

Охев муй версат?

Шек ям, няврэмат, пумасиба ошана  рупитсаты!

Пояснения учителя о домашнем задании

Дети отвечают

1.ватсат

2.хулатсат

3.нумассат

Записывают домашнее задание Стр.43, упражнение 89

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные – контроль, коррекция, оценка действий,  умение осознанно и правильно строить речевое высказывание,

Сценка.

Шовар  - Нан па иса рупитлан?

Ланки - Иса щи ма рупитлам. Эплан толх юха тахарсам, нохр ищи акатсам. Нан па, шоврые?

Шовар - Ма па так  вот хорпи! Хот манем ат мосл, лэтот ищи ар ат мосл, юх кар еша порлам, хошамты – ки мосл, сора сора наварлам.

- Всё работаешь, хозяйка? Белку спрашивает зайка.

Да, без дела не скучаю, - белка зайке отвечает – на сучках вкусные грибы сушу, орешки в дупло ношу.

Ну, а ты! – А я как быстрый ветер! – зайка весело ответил. Жить под крышей не люблю и продукты не коплю. Я коры поесть  могу, ну а греюсь на бегу!)

Вопросы:

1) Ланки муй хорпи? Ланки муй лэл?

2) Шовр талн муй хорпи? Шовр талн муй лэл?

Сценка.

Шовар  - Нан па иса рупитлан?

Ланки - Иса щи ма рупитлам. Эплан толх юха тахарсам, нохр ищи акатсам. Нан па, шоврые?

Шовар - Ма па так  вот хорпи! Хот манем ат мосл, лэтот ищи ар ат мосл, юх кар еша порлам, хошамты – ки мосл, сора сора наварлам.

- Всё работаешь, хозяйка? Белку спрашивает зайка.

Да, без дела не скучаю, - белка зайке отвечает – на сучках вкусные грибы сушу, орешки в дупло ношу.

Ну, а ты! – А я как быстрый ветер! – зайка весело ответил. Жить под крышей не люблю и продукты не коплю. Я коры поесть  могу, ну а греюсь на бегу!)

Вопросы:

1) Ланки муй хорпи? Ланки муй лэл?

2) Шовр талн муй хорпи? Шовр талн муй лэл?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологические карты уроков в 8 кл по теме "Прилагательные far/near: степени сравнения"

Технологическая карта составлена по грамматической теме "Прилагательные far/near: степени сравнения" в 8 кл по УМК " Радужный английский" Афанасьевой О.В., Михеевой И.В....