Рабочая программа по бурятскому языку как государственный, 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Будаева Дарима Аюшеевна

Рабочая программа по изучению бурятского языка как второго (государственного) для учащихся 8 класса. УМК: С.Ц. Содномов, А.А.Надагурова  «Алтаргана» для 8 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. Учебник имеет гриф «Одобрено Министерством образования и науки РБ»Данная рабочая программа учитывает национально-региональный компонент, современные требования к учебно-воспитательному процессу и характеризуется дифференцированным подходом обучения, продиктованного возрастными, умственными, психологическими факторами учащихся. Обучение языку ведется в процессе непосредственного устного общения, в условиях максимальной интеллектуальной и эмоциональной речевой активности, направленной на выявление и мобилизацию творческого потенциала устной и письменной речей учащихся. Программа по бурятскому языку общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bur_yaz_gos_8kl.docx517.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изучению бурятского языка как второго (государственного) для учащихся 8 класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.08.2020 № 442;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • Устава  МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х. Намсараева»;
  • Рабочей  программы воспитания МБОУ «КСОШ им. Х. Намсараева».

Основной образовательной программой школы и обеспечена следующим УМК: С.Ц. Содномов, А.А.Надагурова  «Алтаргана» для 8 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. Учебник имеет гриф «Одобрено Министерством образования и науки РБ» Улан-Удэ. ГКУ РЦ «Бэлиг», 2011, 2017гг.

Программа по бурятскому языку общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ.

Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа - носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, воспитания, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания.

Обучение данному предмету также содействует формированию культуры общения, предполагающей, в частности, умение слушать собеседника, терпимость и вежливость по отношению к партнерам по общению.

Кроме того, изучение языковых учебных предметов в целом содействует общему речевому развитию учащихся, проявляясь в следующих двух направлениях: во-первых, в совершенствовании умения планировать свое речевое поведение, соотнося цели каждого речевого поступка с содержанием, выстраиваемого языковыми средствами, имеющимися у обучаемого, во-вторых, в повышении уровня практического владения языком, что выражается в стимулировании школьников более внимательно относиться к способам выражения мыслей, к речевому этикету.

Данная рабочая программа учитывает национально-региональный компонент, современные требования к учебно-воспитательному процессу и характеризуется дифференцированным подходом обучения, продиктованного возрастными, умственными, психологическими факторами учащихся. Обучение языку ведется в процессе непосредственного устного общения, в условиях максимальной интеллектуальной и эмоциональной речевой активности, направленной на выявление и мобилизацию творческого потенциала устной и письменной речей учащихся.

Цели обучения бурятскому языку в  8 классе:

  • Развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция – развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме;

языковая компетенция – накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;

социокультурная компетенция – осуществляется приобщение к культуре бурятского народа в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 8 класса, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать бурятский язык в реальном общении;

компенсаторная компетенция – развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифразы, употребления жестов, мимики и т.д.;

учебно-познавательная компетенция – развиваются желание и умение самостоятельного изучения бурятского языка доступными для учащихся способами (выполнение проектов, использование справочников, материалов Интернета и т.п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями и т.д.), умение пользоваться современными информационными технологиями.

  • Воспитание школьников средствами предмета «Бурятский язык как государственный»: понимание учащимися роли изучения языков в современном поликультурном мире, ценностей бурятского языка как элементов национальной культуры; осознание важности бурятского языка как средства социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.

Задачи:

Обучения:

-формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей учащихся: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

-освоение новых языковых средств, обеспечивающих возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой.

Развития:

-развитие сформированных в предыдущих классах коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме;

-развитие способности и готовности детей использовать бурятский язык в реальном общении;

-развитие специальных учебных умений (использование словарей); желания и умения самостоятельного изучения бурятского языка доступными для учащихся способами (выполнение проектов, использование справочников, материалов Интернета и т.д.)

Воспитания:

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к бурятскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности;

-приобщение детей к культуре бурятского народа в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 8-х классов, соответствующих их психологическим особенностям;

-формировать общую культуру личности;

-формирование уважения моральных устоев, традиций, обычаев бурятского народа;

-воспитание культуры межнациональных отношений.

Валеологические:

- создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);

- адаптировать личность к жизни в обществе.

- правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)

-включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

- соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

Программа по бурятскому языку в 8 классе содержит систему понятий из области фонетики, лексики, грамматики, правил орфографии и чтения; произносительные, лексические, грамматические, каллиграфические, орфографические навыки, умения в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), сферы общения, темы, ситуации

В основу программы положены общедидактические принципы (системности, научности,  доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, прочности, активности, учета первого языка ) и методические принципы (коммуникативной направленности, устной основы, устного опережения, принципа параллельного обучения, дифференцированного обучения, принципа диалога культур).

Ведущим принципом обучения бурятскому языку является принцип коммуникативности, который определяет речевую направленность учебно-воспитательного процесса, основное содержание которого составляет решение разнообразных задач, реализующих информативную, регулятивную, эмоционально-оценочную и этикетную функции общения.

Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей  Структура среднего этапа неоднородна. Это обусловлено динамикой психического и физического развития. В 7-8-х классах  круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и склонностей.

Для реализации программы в школе созданы: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет бурятского языка, температурный и световой  режим в соответствии с нормами Сан ПиН.

При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля:  аудирование: умение понимать прослушанное сообщение говорение: умение продолжить или начать диалог по данной реплике, составить диалог по предложенной учителем ситуации, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче; чтение: с целью извлечения полной информации чтение про себя впервые предъявляемых текстов, построенных на программном языковом материале и включающих до 3-5% незнакомых слов, понимаемых по догадке или с помощью бурятско-русского словаря; письмо  диктант 30-50 слов.

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть следующими ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Социально-трудовые компетенции.

6. Компетенции личностного самосовершенствования.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую бурятский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения бурятского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (базовыми умениями и навыками использования языка в ситуациях общения на бурятском языке), интеллектуальные (сравнение и сопоставление двух языков, соотнесение, синтез, обобщение,), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Предполагаемый результат — формирование навыков и умений

активного речевого поведения; овладение лексическим минимумом, основными навыками и знаниями грамматического и фонетического строя бурятского языка

Специальными целями преподавания бурятского  языка в 8 классе являются: формирование языковой, коммуникативной и социокультурной  компетенции учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения бурятскому языку в восьмом классе ученик должен:

знать/понимать:

  • Основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
  • особенности структуры простых предложений, интонацию основных типов предложений;
  • признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);
  • роль владения вторым языком в регионе, сходство и различия в традициях своего и бурятского народов.

уметь:

в области аудирования:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов; уметь определять тему текста;

в области говорения:

  • участвовать в этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие);
  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом
  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей республике;
  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о  школе, о семье);

в области чтения:

  • читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

в области письма и письменной речи:

  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщить то же самое о себе, выражать благодарность, употребляя нормы речевого этикета, принятые в бурятском языке;
  • правильно списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом.

Содержание учебного предмета

Учебный план.

Наименование раздела или темы

Количество часов

Количество часов по РР

Контрольные работы

Всего

1

Амар сайн, буряад хэлэн! Здравствуй, бурятский  язык.

1

1

2

Түрэл һайхан буряадни! Моя Бурятия

8

1

9

3

Энхэ элүүр байдал. Здоровый образ жизни

10

10

4

Һонирхол. Мои увлечения

9

1

1

11

5

Заншалта һайндэрнүүд. Традиционные праздники

10

1

11

6

Эхэ байгаалияа гамная!Берегите родную природу

15

1

1

17

Мэргэжэл. Профессии

3

1

1

5

Итого

60

4

4

68

Тематическое планирование по бурятскому языку (госуд) 8 класс

Раздел

Количество часов

1

Раздел 1. Амар сайн, буряад хэлэн! Здравствуй, бурятский  язык.

1

Раздел 2. Турэл hайхан Буряадни! Моя Бурятия.Районы Бурятии

8

2

Түрэл һайхан Буряадни!  Моя Бурятия. Районы Бурятии

1

3

Улаан-Үдэ тухай юу мэдэхэбта? Улан-Удэ- столица республики.  Причастия однократные и многократные

1

4

Гайхамшаг баян түүхэтэй хото Кяхта. Временные причастия. Причастия будущего времени

1

5

Гусиноозерск хото тухай юу мэдэхэбта?  Гусиноозерск прошедшего времени. Причастия. прошедшего времени

1

6

Бабушкин хото тухай юу мэдэхэбта?  Утвердительная частица юм

1

7

Захаамин хотын түүхэһээ. Закаменск.  Причастия давно прошедшего времени

1

8

Северобайкальск хото. Причастия завершенного прошедшего времени

1

9

Контрольная работа1

1

Раздел 3. Элүүр энхэбайдал.Здоровый образ жизни

10

10

Нүхэр, унаган нүхэр, анда нүхэр.

1

11

Муу ябадалнууд.Вредные привычки Разделительное причастие.

2

12

Бэеынгээ тамир һайжаруулая! Здоровый образ жизни

1

13

Нүхэсэл гэжэ юуб? Дружба.

1

14

Соединительное деепричастие.

1

15

Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар һуури эзэлнэб?

1

16

Олондо мэдээсэл тарааха арганууд.  СМИ и мы.

1

17

Танилсагты! Д.А. Улзытуев

1

18

Контрольная работа2

1

Раздел 4.Һонирхол. Мои увлечения

9

19

МинииҺонирхол.Мое хобби

1

20

Ч..Цыдендамбаев“Дархан болохош”.«Будешь мастером»

1

21

Тамир. Спорт . Бадмаева «Соревнование»

2

22

Предварительное, последовательное деепричастие

1

23

Искусство

1

24

Деепричастие предела

1

25

Контрольная работа3

1

26

Танилсагты! Р.Шоймарданов

1

Раздел 5. ЗаншалтаҺайндэрнууд

Традиционные праздники

12

27

Буряад арадай заншалта һайндэрнүүд тухай юу мэдэхэбта?

1

28

Сагаалганай ёһонууд тухай.

2

29

Г-Д.Дамбаев “Харгымнай эхин”

1

30

Буряад арадай нааданууд

1

31

Хүн ахатай, дэгэл ахатай.

2

32

Сурхарбаан Масленица

1

33

Танилсагты! Ц.Цырендоржиев. Аршаанда болоһон ушар

1

34

Сабантуй. Больдер.

1

35

Песня «Эжыдээ»

1

36

Контрольная работа 5

1

Раздел 6. Эхэ байгаалияа гамная. Берегите родную природу

12

37

Манай байгаали. Природа Бурятии

2

38

Окончания возвратного притяжения винительного падежа

2

39

Байгаалияа гамная! Берегите  природу!

2

40

Буряад ороной ой тухай. Леса Бурятии

2

41

Обобщительные местоимения

1

42

Шубууд. Птицы Бурятии

2

43

Контрольная работа 6

1

44

Раздел 7.Байгал – дэлхэйн баялиг. Озеро Байкал

6

45

Байгал – дэлхэйн баялиг. Озеро Байкал

2

46

Как появился Байкал? Байгал далай хэды наһатайб?

2

47

Танилсагты! Е.Бильтрикова. Мой край у Байкала

1

48

Контрольная работа 6

1

Раздел 8. Мэргэжэл. Профессии

6

49

Мэргэжэл. Профессии

2

50

Ямар мэргэжэл шэлээ һаа һайн гээшэб?

1

51

Ямармэргэжэл аюултайб?

1

52

Буряадай мэдээжэ хүнүүд. Известные люди Бурятии

2

53

Танилсагты! А.Лыгденов “Морин хуур”

1

54

Дуун “Тоонто нютаг”

1

55

Контрольная работа 8

1

56

Жэлэйдун

1

68 ч

Литература для учащихся 8 класса

  1. С. Ц. Содномов, А. А. Надагурова.Алтаргана.  - У-У.: Бэлиг,  2013.

Литература для учителя

Основная литература

  1. С. Ц. Содномов, А. А. Надагурова. Алтаргана. - У-У.: Бэлиг,  2013
  2. О.Г.Макарова. Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию

навыков устной речи.-Улан-Удэ:  Бэлиг.2005

Дополнительная литература

1. Электронный учебник бурятского языка, 2006.

2. Б.Б.Батоев. Основы методики правописания бурятского языка в средней школе.- Улан-Удэ, 1974.

3. Б.Б.Батоев. Методика пунктуации бурятского языка в школе.- Улан-Удэ, 1983.

4. Г.А.Китайгородская. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.- Москва: Изд-во МГУ, 1986.

5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М., 1989.

6. Правила орфографии и пунктуации бурятского языка под ред.Л.Д.Шагдарова.-Улан-Удэ: Бэлиг. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному 5 класс

Рабочая программа по бурятскому языку для 5 класса по УМК "Алтаргана" Содномов С.Ц., Содномова Б.Д....

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному 6, 7, 8 классы

Рабочая прграмма по бурятскому языку как государственному 6-8 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному 5-8 классы

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному 5-8 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 7 класса

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 7 класса...

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному, 2 класс

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному предназначена для учащихся 2 класса....

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному, 5 класс

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному  предназначена для учащихся 5 класса....

Рабочая программа по бурятскому языку как государственный, 6 класс

Рабочая программа по изучению бурятского языка как второго (государственного) для учащихся 6 класса составлена на основе:Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...