Рабочая программа по бурятскому языку как государственный, 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Будаева Дарима Аюшеевна

Основной образовательной программой школы и обеспечена следующим УМК: С.Ц. Содномов, В.А.Найданова «Алтаргана» для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. Учебник имеет гриф «Одобрено Министерством образования и науки РБ» Улан-Удэ. ГКУ РЦ «Бэлиг», 2011, 2017гг.

Изменения характера национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Национальные языки становятся действенным фактором национально- культурного развития общества.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

      Изучение бурятского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bur_yaz_gos_7_kl.docx532.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изучению бурятского языка как второго (государственного) для учащихся 7 класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.08.2020 № 442;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • Устава  МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х. Намсараева»;
  • Рабочей  программы воспитания МБОУ «КСОШ им. Х. Намсараева».

Основной образовательной программой школы и обеспечена следующим УМК: С.Ц. Содномов, В.А.Найданова «Алтаргана» для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. Учебник имеет гриф «Одобрено Министерством образования и науки РБ» Улан-Удэ. ГКУ РЦ «Бэлиг», 2011, 2017гг.

Изменения характера национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Национальные языки становятся действенным фактором национально- культурного развития общества.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

      Изучение бурятского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие коммуникативной компетенции в  совокупности ее составляющих, а именно:

- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка, разных способах выражения мысли;

- социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям бурят в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять республику, ее культуру в условиях межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языка и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала бурятского языка:

- формирование у учащихся потребности изучения бурятского языка и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в полиэтническом регионе на основе осознания важности изучения бурятского языка как средства общения;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

- развитие стремления к овладению основами культуры монголоязычных народов средствами бурятского языка;

- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

 Говорение

1.Диалогическая речь:

Уметь вести:

- диалоги этикетного характера,

- диалог- расспрос,

- диалог- побуждение к действию,

- диалог - обмен мнениями,

- комбинированные диалоги.

Объём диалога - от 4-7 реплик со стороны каждого учащегося.

2. Монологическая речь

Уметь пользоваться:

- основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.

Объем монологического высказывания - от 6-10 фраз.

 Аудирование

 Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические, художественные.

Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.

Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся и имеют образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью или частично знакомом учащимся языковом материале.

Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.

Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию.

Чтение

Уметь:

- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Письменная речь

Уметь:

- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30-40 слов, включая адрес);

-   писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма - около 80слов, включая адрес;

- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НАВЫКИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ

 

Орфография

Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме 1200 единиц (включая 500усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру бурят.

Основные способы словообразования:

  1. суффиксальный (морин – моришон)
  2. семантический  (гэрэл (зеркало), гэрэл (свет))
  3. словосложение  (мүнөөдэр, үглөөдэр, үсэгэлдэр)

Распознавание и использование интернациональных слов (футбол).

Использование заимствованных слов перешедших в бурятский язык и произносится позаконом произношения бурятского языка (пулаад, сүүмхэ)

Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

 Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.

- личные и неличные имена существительные;

- склонение имен существительных:  простое и притяжательное склонения;

- имена прилагательные;

- глаголы:

 времена глагола;

 вспомогательный глагол - байна,

- местоимения:  личные, указательные,

- частицы: утвердительная частица  юм; отрицательная частица – гүй.

- послелоги, отражающие отношения по месту, времени, направлению;

- нераспространённые и распространённые простые предложения;

- сочинительные союзы:  

соединительные союзы: ба, болон;

противительные союзы: аад, теэд, харин,

разделительные союзы: гү, али

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях бурят, полученные на уроках бурятского языка. Это предполагает овладение:

- сведениями о социокультурном портрете республики, символике и культурном наследии;

- употребительной фоновой лексикой и реалиями бурятского языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);

- представлением о сходстве и различиях в традициях бурят; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы;

- умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);

- умением представлять республику и культуру на бурятском языке; оказывать помощь гостям в нашей республике в ситуациях повседневного общения.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ

Совершенствуются умения:

- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

- использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;

- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ

 Формируются и совершенствуются умения:

- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии;

- работать с прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

- работать с разными источниками на бурятском языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

 СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ

 Формируются и совершенствуются умения:

- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

- семантизировать слова на основе языковой догадки;

- осуществлять словообразовательный анализ;

- выборочно использовать перевод;

- пользоваться двуязычным и толковым словарями;

- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.

 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен иметь представление о:

1. значимости владения бурятским языком в современном мире как средстве межличностного и межкультурного общения, как средстве приобщения к знаниям в различных областях, в том числе в области выбранной профессии;

2.социокультурном портрете региона, говорящего на бурятском языке (на примере Республики Бурятия): территория, население, географические и природные условия, административное деление (районы и др.), государственный флаг, государственный герб, столица, крупные города;

3.культурном наследии региона и России: всемирно известных национальных центрах и памятниках (Бурятский государственный драматический академический театр, Бурятский государственный академический театр оперы и балета, Русский драматический театр им. Н. Бестужева, Детский театр «Улигер», Молодежный театр, музей декабристов, музей имени Ц. Сампилова, музей Природы, Музей Истории Бурятии, Этнографический музей и др.), выдающихся ученых (Д.Банзаров);

Знать:

1. основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

2. особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;

3. признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов существительных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);

4. основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в бурятском языке;

5. роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа.

Уметь:

в области говорения:

6. начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;

7. расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

8. рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике;

9. делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

10. использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

           В области аудирования:

11. понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию;

12. понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

13. использовать переспрос, просьбу повторить;

В области чтения:

14. ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;

15. читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

16. читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

17. читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

В области письма:

18. заполнять анкеты и формуляры;

19. писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

 Наименование раздела,  тема урока

Количество часов

1

Амарсайн, буряад хэлэн!

1

2

Амарсайн, буряад хэлэн!

1

3

6-дахи  класста  үзэҺэнөө дабталга

1

4

6-дахи  класста үзэҺэнөө дабталга

1

5

6-дахи  класста үзэҺэнөө дабталга

1

6

Урок контроля знаний по теме

«Амар сайн, буряад хэлэн»

1

7

Түрэлхид. Родственники

1

8

Түрэлхид. Родственники

1

9

Минии дүү.

1

10

Падежи бурятского языка

1

11

Моя родословная

1

12

Угайтүүхэ. История моей родословной

1

13

Эрдэни Дугаров. Түрэлхидни

1

14

Цокто Номтоев. О писателе

1

15

Из традиции и обычаев бурят

1

16

Урок контроля знаний по теме «Тγрэлхид»

1

17

Урок анализа контрольных работ

1

18

Энхэ элүүр байдал.

Здоровый образ жизни

1

19

Энхэ элүүр байдал.

Здоровый образ жизни

1

20

Энхэ элүүр байдал. Заимствованные слова

1

21

Олимпиин нааданай түүхэ.

 История олимпийских игр

1

22

Зуб эдеэ хоол. Правильное питание.  Времена глагола

1

23

Виды спорта

1

24

Развитие устной речи  по теме

«Здоровый образ жизни»

1

25

Цырен-Базар Бадмаев

1

26

Обобщение  по теме «Здоровый образ жизни»

1

27

Минии нүхэд. Мои друзья

1

28

Минии хобби

1

29

Минии hургуулиин нүхэд.

Мои школьные друзья

1

30

Гунга Чимитов. Стихотворения

1

31

Урок контроля знаний по теме

 «Мои друзья»

1

32

Һуралсал. Учеба

1

33

Һуралсал. Учеба

1

34

Минии хүндэтэ hургуули.

 Моя дорогая школа

1

35

Хоёр гэhэн сэгнэлтэ. Оценка

1

36

Хоца Намсараев

1

37

Хоца Намсараев. Үри нүхэбэри

1

38

Урок контроля знаний по теме «Учеба»

1

39

Заншалта һайндэрнүүд.

Традиционные праздники

1

40

Сагаалган-заншалта hайндэр

1

41

Жэлнүүдэй нэрэ. 12 годов

1

42

Сурхарбаан

1

43

Жан  Зимин. Р/р

1

44

Урок контроля знаний по теме «Традиционные праздники»

1

45

Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. Средства массовой информации

1

46

Газеты и журналы

1

47

Радио, телевидение, интернет

1

48

Бадма-Базар Намсарайн

1

49

Обобщение по теме средства массовой информации

1

50

Обобщение  знаний по теме

 «Средства массовой информации»

1

51

Знаменитые люди района.

1

52

Доржи Банзаров

1

53

Матвей Чойбонов, Галина Раднаева

1

54

Мэргэжэл. Профессия

1

55

Моя будущая профессия

1

56

Чимит Цыдендамбаев

1

57

Урок контроля знаний по теме «Профессия»

1

58

Буряад орон. Бурятия

1

59

Государственная символика Бурятии: герб, гимн, флаг

1

60

Родная Бурятия- территория, население, границы, климат

1

61

Природа Бурятии

1

62

Улан-Удэ- столица Бурятии.

Главная улица города.

1

63

Музеи, заводы и фабрики

1

64

ЖамсоТумунов

1

65

Обобщение по теме

«Буряад орон»

1

66

Работа по картине

1

67

Годовая контрольная работа

1

68

Жэл со оүзэһэнөө дабталга.

Обобщение за год

1

68 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА   УМК  7 класс.  ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ

1. Амар сайн, буряад хэлэн.  Бурятский язык в семье алтайских языков. Литературный бурятский язык и диалекты бурятского языка.

2. 6-дахи класста үзэһэнөө дабталга. Повторение изученного в 6 классе. Введение в мир бурятского языка.

3. Түрэхид. Новые слова: аша, зээ, хуряахай, абгайхан, хүрьгэн, бэри. Мои родственники. Гостеприимство бурят. Моя родословная. Составление родословного древа. Почитание старших – символ мудрости и доброты.

4. Энхэ элүүр байдал. Спорт. Тренировка. Любимые виды спорта.здоровый образ жизни. Бурятские спортсмены-олимпийцы. Из истории развития бурятского спорта.

5. Минии нүхэд. Хобби. Досуг и увлечения. Время. Режим дня. Настоящие друзья.

6. Һуралсал. Моя школа. Школьные принадлежности. Оценки. Чтение книг.

7. Заншалта һайндэрнүүд. Сагаалган - праздник Белого месяца.  Праздничные блюда. Табанхушуун мал. Сурхарбаан.

8. Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. Современные средства связи. Достоинства и недостатки различных СМИ. Теле,  радиопередачи.

9. Мэргэжэл. Люди разных профессий.

10. Буряад орон. Республика Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Малая родина – тоонто.

11. Обобщение и систематизация за год

Календарно – тематическое планирование по бурятскому языку (государ) 7 класс

Словари и разговорники

  1. Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. Буряад зоной урданай hуудал байдалай тайлбари толи. – Улан-Удэ, 2004.
  2. Бабушкин С.М. Бурятско-русский и русско-бурятский словарь. – Улан-Удэ, 2000, 2007, 2008.
  3. Бодиева Н.Ф.,  Будаев Ц.Б. Учу бурятский и английский. – Улан-Удэ, 1996.
  4. Будаев Ц.Б. Словарь русско-бурятско-монгольских названий растений.- Улан-Удэ, 2002.
  5. Будаев Ц.Б.  Шэдитэ үгэнүүд. – Улан-Удэ, 1992.
  6. Будаев Ц.Б. Самоучитель бурятского языка. – Улан-Удэ, 1993.
  7. Бурят-монгол хэлэнэй орфографическа словарь. – Улан-Удэ, 1940.
  8. Бурят-монгольско-русский словарь. – М., 1951.  
  9. Краткий русско-бурятский словарь. – М.,  1962.
  10. Раднаев Э.Р. Буряад хэлэнэй орфографическа словарь. – Улан-Удэ, 1991.
  11. Русско-бурят-монгольский словарь. – М., 1954.

 Дополнительная литература

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004.
  2. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ, 2001.
  3. Бабуев С.Д. Үреэл тогтохо болтогой! – Улан-Удэ, 1990.
  4. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ, 1987.
  5. Быт бурят в прошлом и настоящем. – Улан-Удэ, 1980.
  6. Будаев Ц.Б. Оньhон їгэ оншотой (Пословица не мимо молвится) – Улан-Удэ,1988.
  7. Буряты. Отв. редакторы: Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л. – М., 2004.
  8. Буряты: традиции и культура. Отв. редактор Цыбенова Д.С. – Улан-Удэ, 1995.
  9. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. – Улан-Удэ, 1998.
  10. Выдающиеся бурятские деятели.
  11. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очиров Г.Н. Традиционная культура бурят. – Улан-Удэ,      2000.
  12. Государственный бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева. – Улан-Удэ, 2007.
  13. Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре  бурят. – М., 2001.  
  14. Дугаржапова Л.Д. Математика монгольских народов в школе. – Улаанбаатар, 2008.
  15. Жуковская Н.Л.  Категории и символика традиционной культуры монголов. – М., 1988.
  16. Ковалевская В.Б. Конь и всадник. – М., 1977.
  17. Культура и быт народов Бурятии. – Улан-Удэ, 1965.
  18. Михайлов В.А. Войлочная и деревянная юрты бурят. – Улан-Удэ, 1993.
  19. Михайлов В.А. Числовая символика бурят и монголов // Центрально-азиатский  шаманизм: философские, исторические, религиозные  аспекты. –  Улан-Удэ, 1996.  
  20. Тугутов И.Е. Общественные игры бурят. – Улан-Удэ, 1991.
  21. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят.  – Улан-Удэ, 1958.
  22. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика Агинских бурят. – Чита, 1998.
  23. Тїмэн таабаринууд. – Улан-Удэ, 1981.
  24. Сагаалганай наадан салгидаhаар. Сборник сценариев. Составитель Мангутова У.Е. – Улан-Удэ,  2007.
  25. Улан-Удэ: история и современность. – Улан-Удэ, 2001.
  26.  Цыденжапов Г.Ц.  Бурятская кухня. – Улан-Удэ, 1991.
  27. Цырендоржиева Б-Х.Ж. Хїн болохо багаhаа. – Улан-Удэ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному 5 класс

Рабочая программа по бурятскому языку для 5 класса по УМК "Алтаргана" Содномов С.Ц., Содномова Б.Д....

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному 6, 7, 8 классы

Рабочая прграмма по бурятскому языку как государственному 6-8 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному 5-8 классы

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному 5-8 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 7 класса

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 7 класса...

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному, 2 класс

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному предназначена для учащихся 2 класса....

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному, 5 класс

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному  предназначена для учащихся 5 класса....

Рабочая программа по бурятскому языку как государственный, 6 класс

Рабочая программа по изучению бурятского языка как второго (государственного) для учащихся 6 класса составлена на основе:Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...