Внеурочная деятельность
элективный курс (5, 6, 7, 8 класс)

Сультимова Сэндэма Цырендоржиевна

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности “Юный краевед”

“Тоонто нютагаа түүрээе”

5-6 класс (34+34=68 часов)

Пояснительная записка

Программа реализует духовно-нравственное развитие  учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.         

 Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений.

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Кижингинская СОШ  им.Х.Намсараева» и предназначен для учащихся 5-6 классов и рассчитан на 2 года, 68 учебных часа.

Цель курса: создание условий, способствующих выявлению творческих, исследовательских способностей и воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край,  его традиции, памятники природы, истории и культуры.

Основные задачи курса:

Задачи курса:

1) расширять и углублять знания детей о своей малой Родине. Изучать  историю, культуру, природу, географические особенности родного края.

2) формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;

3)  способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.

4) формировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • Научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • Систематичности и последовательности  - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Обучение проводится в двух направлениях:

1) усвоение теоретических знаний;

2) формирование практических навыков.

Теоретическая часть - раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций.

Практическая часть включает исследовательские работы, написание рецензии, выпуск буклетов, брошюр и т.д. Реализация целей и задач курса осуществляется в исследовательской деятельности учащихся. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словарир, интернет - ресурсы и другие базы данных.

Ожидаемые результаты :

  • учащиеся приобретут знания по родному краю;
  • повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

-историю и традиции своей семьи;

- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;

- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;

-историю образования своего села, района;

- символику района;

- выдающихся людей – уроженцев села, района;

- историко-культурные достопримечательности села, района;

- историю и традиции родной школы;

Уметь:

- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;

- делиться собранной информацией с друзьями;

- обобщать собранный материал;

- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.

Итоги реализации программы могут быть представлены через исследовательские работы, презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.

Содержание  программы

5 класс

1. Введение  - 2 ч.

Знакомство с целями и задачами занятий внеурочной деятельности «Юный краевед».

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.

2. «Наша школа»- 10 часов

Моя школа, мой класс.  Экскурсия в музей школы. История школы. Какой была школа много лет назад. Фотографии многое расскажут. Традиции школы.  Мои родители учились в этой школе….   Почему мои родители гордятся школой.

3. «Моя малая родина» - 18 ч.

Моё любимое село. Географическое положение. Природа родного края. Знакомство с символами родного края.  Предприятия села. О чем шепчут названия улиц родного села.

4. «Мой край на карте Родины» – 4 ч.

Республика Бурятия – частица России.

Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. г.Улан- Удэ – столица республики.

6 класс

5. «Я и моя семья» - 8 ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.

Семейный альбом. Семейные реликвии. Традиции семьи. Составление генеалогического древа.

6. «История села» - 7 ч.

Легенды и предания. Юбилей нашего района.

Исследование:  Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.

7. «Культура и быт родного края» - 4 ч.

Население района, села. Изучение народных традиций и обычаев. Национальный костюм.

Народные праздники.

8.«Достопримечательности моего села» - 7 ч.

Священные места  села. «Ступа Джарун Хашор», Кижингинский дацан. Памятники.

9.«Деятели культуры моего края» – 6 часа.

Писатели,  поэты, музыканты, художники Кижингинского района.

10. обобщение – 3 ч.

Тематический план

Тема занятия

Содержание занятий

Дата

теория

практика

5 класс (34 ч)

Введение – 2 ч.

1

Краеведение – наука о родном крае

1

2

Экскурсия «Природа - наш общий дом»

1

«Наша школа»- 10 часов

3

Я  - ученик. Права и обязанности ученика

1

4

Экскурсия по школе

1

5

Знакомство с историей школы. Экскурсия в музей школы

1

6

Моя любимая школа.

П/р   Сочинение: «Школа моей мечты» - “Ерээдүй минии һургуули”

1

7

Конкурс сочинений

1

8

Школьный архив. Судьбы выпускников

1

9

Традиции моей школы

1

10

Мои родители – выпускники школы? (исследование)

1

11

Обработка и оформление результатов исследования

1

12

Защита проекта

1

«Моя малая родина» - 18 ч.

13

Моя малая родина

1

14

Кижингинский район.

1

15

Географическое положение района. Встреча с автором  книги «География Кижинги» Дампиловым Е.-Ж.З.

1

16

Природа родного края.

Особенности зимы в нашем крае. Наблюдение за погодой

0,5

0,5

17

Конкурс рисунков: « Зимушка-зима» - Шэнэ жэлэй зурагууд

1

18

Знакомство с символами родного края.  

1

19

Встреча с интересными людьми:       автор герба Кижинги – Гомбоев Г.Г.

1

20 21

 О чем шепчут названия улиц родного села. Проектная работа: «Моя улица»

1

1

22

Защита проекта «Моя улица»

1

23

Промышленность и сельское хозяйство района

1

24-29

Экскурсии  в учреждения села:

-почта

-библиотека

- больница,  торговые центры

-центр детского творчества, музыкальная школа

5

30

Обобщающее занятие

1

«Мой край на карте Родины» – 4 ч.

31

Республика Бурятия – частица России.

1

32

Флаг, герб, гимн Республики Бурятия.

1

33

г.Улан- Удэ – столица республики. Виртуальная экскурсия

1

34

Обобщающее занятие. Викторина

1

6 класс (34 ч)

«Я и моя семья» - 8 ч.

35

Я и мое имя

1

36

Мои родители

1

37

Семейный архив

1

38

Традиции моей семьи

1

39 40

Моя родословная.

П/р. Составление генеалогического древа

“Угаа уһанда хаяхагүй...”

1

1

41 42

Зашита проекта

2

«История села» - 7 ч.

43

Исторические корни нашего села

1

44

Легенды и предания

1

45

История  района.

1

46-47

Исследование:  Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.

1

1

48 49

Защита проекта

2

4«Культура и быт родного края» - 4 ч.

50

Изучение народных традиций и обычаев

1

51

Национальный костюм

1

52

П/р.  Бурятские узоры

1

53

Национальный праздник «Сагаалган».

Просмотр презентации

1

«Достопримечательности моего села» - 7 ч.

54

Священные места села

1

55

Наши земляки в ВОВ

1

56

Экскурсия на Аллею Памяти

1

57

Экскурсия: «Ступа Джарун Хашор»

1

58 59

Экскурсия в Кижингинский дацан

1

59

Проектная работа: выпуск буклета

1

1

«Деятели культуры моего края» – 6 часа.

60

Писатели, поэты моего села

1        

61

Музыканты моего края

1

62

Кижингинский народный театр.

Посещение РДК

1

64

Школьный образцовый ансамбль песни и танца «Наран залаа»

1

65

Литературная студия “Зүрхэнэй дуунууд”                    Посещение занятия кружка

1

1

Обобщение – 3 ч.

66-67

Творческий проект: «Мое село в будущем» - “Тоонто нютаг”

2

68

Праздник «Мой край – мой дом родной»

1

Список литературы.

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности        гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.    

2.   Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.   

3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников:  пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.

5. Кижинга - «Времен связующая нить», посвящается 70-летию образования Кижингинского аймака,  г. Улан-Удэ, 2011 г.

5. География Кижинги/Дампилов Е.-Ж.З., с.Кижинга, 2007

6. Учебное пособие «Моя малая Родина Кижинга», с.Кижинга, 2013 г.



Предварительный просмотр:

Программа спецкурса

по организации исследовательской деятельности

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений обучения и воспитания в нашей школе является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческих возможностей предоставляет учащимся школы возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности. Поэтому была разработана программа спецкурса, направленная на развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов и способствует отработке элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением.

Цель программы: создать условия для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации и самоопределения; воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию.

Задачи курса:

  1. Познакомить с методами научного исследования, работы с источниками информации, отбора материала, оформления работы.
  2. Развивать устные коммуникативные компетенции учащихся:

а) умения вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;

б) умения составлять самостоятельно вопросник на тему, которая может стать впоследствии темой доклада, статьи;

в) умения участвовать в обсуждении материала и доложить о результатах интервью;

г) умения участвовать в работе семинара;

д) умения участвовать в работе конференции, чтений.

  1. Формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:

а) умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

б) умения сбора и оформления полевого материала;

в) умения работать в каталоге библиотеки над литературным обзором;

г) овладения терминами в научной области знания, в которой проводится исследование;

    д) овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;

   е) умения оформлять статью, доклад.

  Механизм реализации программы:

  1. Сбор и обработка краеведческого материала.
  2. Оформление сборников, этнографических очерков, брошюр
  3. Оформление и защита мультимедиа презентаций.
  4. Участие в научно-практических конференциях.

Ожидаемые результаты:

- развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;

- формирование нравственной личности гражданина и патриота через изучение  истории и культуры родного края;

- развитие творческих способностей детей;

- развитие коммуникативных умений и навыков

Содержание программы предусматривает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть составляет 5 часов, практическая – 12 часов. Всего часов по программе – 17.

Деятельность школьников определяется тематическими блоками: «Летопись родных мест», «Родословие», «Военные события», «Природное и культурное наследие», «Этнография и фольклор», «Ономастика». Основные направления исследовательской работы – сбор материалов и фактов о жизни и обычаях бурят, ведение поисковой и исследовательской работы по историческому, литературному, лингвистическому краеведению.

Формы проведения занятий: лекционно-семинарские, практикум, экскурсия, творческий отчет.

Исследовательская работа проводится как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований зависит от желания и заинтересованности учащихся.

Программа спецкурса обеспечена учебным пособием, разработанным автором программы (рабочая тетрадь «Я учусь исследовать»).

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Данная программа составлена для учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Содержание программы

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Вопросы для рассмотрения

1

Вводное занятие «Я – исследователь». Что такое исследование. Выбор тематического блока.

1

Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема)

Знакомство с понятиями. Корректировка представлений о том, что понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

2

Обзор исследовательских работ предыдущего года. Как выбрать тему исследования. Определение и формулирование темы исследовательской работы.

1

Тема исследования.

Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования.

3

Определение актуальности исследуемого вопроса, новизна, постановка проблемы, целей и задач исследования

2

Актуальность, новизна, проблема, цель, задача

Уточнение представлений о понятиях: актуальность, новизна, проблема. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.).

Практические задания: формулирование актуальности, новизны и постановка проблемы. Составление модели (цель зачем?), тренировка в определении целей и задач исследований.

4

Определение методов исследования

1

Метод исследования

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Самостоятельное составление вопросника на тему исследовательской работы.

5

План исследования. Структура доклада

1

План, введение, основная часть, заключение

Что такое план работы. Какова структура доклада. Практические задания: планируем собственное исследование.

6

Работа с библиотечным каталогом. Подбор теоретического материала

1

Каталог

Как работать с библиотечным каталогом. Оформление листа запроса.

7

Анализ собранной информации, выявление нового. Организация интервью

3

Интервью

Как организовать интервью. Правила беседы с интервьюируемым. Составление вопросов для проведения интервью.

8

Обработка результатов теоретического исследования, полевых материалов. Оформление доклада

5

Введение, оглавление, основная часть, заключение

Требования к оформлению доклада, презентации или стендовой защиты.

9

Оформление библиографического списка согласно требованиям ГОСТ

1

Библиография

Знакомство с требованиями ГОСТ. Практическая работа.

10

Защита доклада. Подведение итогов работы

1

Публичная защита. Рефлексия.

Контроль и фиксация результата

Форма предъявления результата

Форма контроля

Критерии оценивания

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию

  • умение выделить проблему;
  • умение поставить цель исследования;
  • умение сформулировать гипотезу;
  • умение выделить объект исследования;
  • умение определить предмет исследования;
  • умение описать параметры и критерии предмета исследования;

Сообщение-доклад

Проведенное исследование

  • умение подобрать соответствующие методы исследований;
  • умение подобрать инструментарий;
  • умение запустить исследование;
  • умение осуществить анализ результатов;
  • умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;

Публичное выступление

Конференция

  • познавательная ценность темы;
  • оригинальность и ценность собранного материала;
  • исследовательское мастерство;
  • структура и логика работы;
  •  язык и стиль изложения, ответы на вопросы;

Список использованной литературы

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. - М., 2001.
  2. Ивочкина Т.И., Ливерц И.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. // Народное образование //.- 2000.- №3. - С.137.
  3. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.
  5. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.
  6. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...