Рабочая программа по родному (русскому) языку в 5 - 9 классах
рабочая программа

Курилова Ирина Юрьевна

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 5 - 9 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты - Мансийского района

«Средняя  общеобразовательная  школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»

C:\Users\Альбина\Desktop\На титульник ООП ООО.png        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ

ДЛЯ 5 - 9 КЛАССОВ

СОСТАВИТЕЛЬ:

Курилова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы

2021/2022 учебный год

Данная программа разработана на основании следующих нормативных документов:

-  Примерная образовательная программа по русскому языку;

- Авторская программа по русскому языку: «Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы.(М.Т. Баранов. Т.А. Ладыженская. Н.М. Шанскнй н др.) - М: Просвещение, 2016г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык»

Личностные результаты

- понимание русского языка как одной нз основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности: его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение i; родному языку, гордость занеге: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию:

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1. владение всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации),

- владение разными видами чтения [поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным.ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию нз различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения ресурсы Интернета,

- свободно пользоваться словарями различных типов: справочной литературой, в тем числе к на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей н использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действии оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров сучетам замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность: последовательность, связность, соответствие теме н др.): адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному: услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос: диалог-побуждение: диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических стилистических норм современного русского литературного языка: соблюдение основные правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений н навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы н др.);

3.коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого- либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального н неформального межличностного и
межкультурного общения.

Предметными результатами являются:

1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2.понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом,

3.усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней н единиц;

4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык н речь: речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы: жанры научного, публистического, официально- делового стилей  и  разговорной  речи;   функционально-смысловые  типы  речи(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка: их признаки и особенности употребления в речи;

5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категории языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2. Содержание учебного предмета «Родной русский язык»

Содержание учебного предмета, курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целен обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенцияпредполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах н ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииформируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе н общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах н базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенцияпредполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка н истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностныйподход,предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Речь иречевое общение

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная н письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

Осознание основных особенностей устной н письменной речи: анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения.

Речевая деятельность

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух.

Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом нлн развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными вндамн чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видамиаудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказывании разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.

Текст

Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложении и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели.темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык;
функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой;
язык художественной литературы.

Сфера употребления; типичные ситуации речевого общения, задачи речи языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной
литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевыхвысказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность,
заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.

Содержание, обеспечивающее    формирование    языковой    и лингвистической (языковедческой) компетенции

Общие сведения о языке

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка них использование в речи. Лингвистика, как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Осознание важности коммуникативных умении в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение функциональных разновидностей   современного   русского   языка.   Осознание   красоты, богатства, выразительности русского языка. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики.Звук как единица языка. Система гласных звуков.

Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Основные выразительные средства фонетики

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Осознание смыслоразличительной функции звука в слове Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение фонетико-орфоэпических знании и умении в собственной речевой практике.

Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики: в художественной речи.

Графика

Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии
письменности.Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение
звука и буквы. Обозначение на письме твердости имягкости согласных.
Способы обозначения [J']. Прописные и строчные буквы.

Осознание значения письма в истории развития человечества.
Сопоставление звукового ибуквенного состава слова. Овладение звуковым
и буквенным анализом слова. Использования знания алфавита при поиске
информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистки. Морфема как минимальная
значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не вводящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка: суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменении в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистки. Исходная (производящая) основа н словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный: бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли
морфем в процессах форме- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.

Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике прав с писания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные в многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов н антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русскиеи заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точкизрения ее активного и пассивного запаса.Архаизмы,историзмы,   неологизмы.   Словари устаревших слов инеологизмов.

Лексика русскогоязыка с точки зрения сферы ее  употребления Общеупотребительные    слова.    Диалектные    слова.    Термины    и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.

Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности, происхождения.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой н ситуацией общения. Оценка своей н чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.

Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Части  речи  как  лексико-грамматические  разряды   слов.   Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные   (знаменательные)   части  речи.   Общекатегориальное значение,    морфологические    и    синтаксические    свойства    имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Распознавание    частей    речи     по     грамматическому     значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение   морфологического   разбора   слов   разных   частей  речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложении: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложенья осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обращение, вводные конструкции.

Классификация сложных предложении. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные.

Способы передачи чужой речи.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкт ни. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные   нормы   русского   литературного   языка:   орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.

Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.

Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложненном предложении.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки   препинания   в  сложном   предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном.

Знаки препинания при прямой речи и в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно - словообразовательный морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Календарно-тематическое планирование в 5 классе

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Речь и речевое общение

1

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

1

Речевая деятельность

2

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

1

Текст

3

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

1

Функциональные разновидности языка.

4

Функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой,язык художественной литературы. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи

1

Общие сведения о языке

5

Основные изобразительные средства русского языка них использование в речи.

1

Фонетика

6

Фонетика как раздел лингвистики. Система гласных звуков. Система согласных звуков.

1

Графика

7

Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы.

1

Морфемика и словообразование

8

Морфема как минимальная значимая единица языка.Корень. Однокоренные слова.

1

9

Приставка: суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова.

1

Лексикология и фразеология

10

Слово как единица языка. Однозначные в многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

1

11

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов н антонимов русского языка.

1

Морфология

12

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные   (знаменательные) части  речи. Распознавание    частей    речи  по  грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.

1

13

Проведение   морфологического   разбора   имени существительного, прилагательного и глагола.

1

Синтаксис

14

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании

1

15

Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Однородные члены предложения, обращение, вводные конструкции.

1

Правописание: орфография и пунктуация

16

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.

1

17

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Культура речи

18

Основные   нормы   русского   литературного   языка:   орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные.

Итого:  18 часов

Календарно-тематическое планирование в 6 классе

№ урока

Тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

Речь и речевое общение

1

Речь и речевое общение. Речевая ситуация.

Речевая деятельность

2

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Текст

3

Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Функциональные разновидности языка

4

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный. публицистический. официально-деловой;

Общие сведения о языке

5

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

6

Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].

Морфемика и словообразование

7

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не вводящие в основу морфемы.

8

Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы

Лексикология и фразеология

9

Лексикология как раздел лингвистики.

10

Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.

Морфология

11

Морфология как раздел грамматики.

12

Части  речи  как  лексико-грамматические  разряды   слов.   Принципы классификации частей речи.

13

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные   (знаменательные)   части  речи.  

14

Общекатегориальное значение, морфологические    и    синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Синтаксис

15

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Правописание: пунктуация и орфография

16

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

17

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

18

Правописание Ъ и Ь.

Итого:  18 часов

Календарно-тематическое планирование в 7 классе

урока

Тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

Речь и речевое общение.

1

Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога).

Речевая деятельность

2

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Текст

3

Средства связи предложении и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста.

4

План текста.

Функциональные разновидности языка

5

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой язык художественной литературы.

Общие сведения о языке

6

Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков

Морфемика и словообразование  

7

Морфемика как раздел лингвистки. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование как раздел лингвистки. Исходная (производящая) основа н словообразующая морфема.

8

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный: бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Лексикология и фразеология  

9

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и  антонимов русского языка.

10

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Морфология  

11

Части  речи  как  лексико-грамматические  разряды   слов. Части    речи     по     грамматическому     значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.

12

Морфологический   разбора   слов   разных   частей   речи.

Синтаксис

13

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании

14

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения,

Правописание: пунктуация и орфография

15

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.

16

Слитные, дефисные и раздельные написания.

17

Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

18

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции.

Итого: 18 часов

Календарно-тематическое планирование в 8 классе

урока

Тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

Речь и речевое  общение  

1

Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

2

Основные особенности устной и письменной речи: образцы устной и письменной речи. Диалогическая и монологическая речь. Различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога).

Речевая деятельность

3

Основные виды речевой деятельности.

Текст

4

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста.

5

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

6

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи

Функциональные разновидности языка

7

Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Общие сведения о языке

8

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Морфология

9

Морфологические  знания и умения в практике правописания. Средства  морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Синтаксис

10

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

11

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

12

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

13

Структурные типы простых предложении: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложенья осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные.

Правописание: пунктуация и орфография

14

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.

15

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

16

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

17

Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

18

Знаки препинания при прямой речи и в диалоге.

Итого: 18 часов

Календарно-тематическое планирование в 9 классе

№ урока

Название раздела,  тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

Язык  и  культура

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

Ключевые  слова  русской культуры.

2

Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского

языка как закономерный процесс.

3

Основные тенденции развития современного русского языка. Новые

иноязычные заимствования в современном русском языке.

 4

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

Переосмысление значений слов в современном русском языке.

 5

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.

Проверочная работа  № 1

Культура речи

 6

Основные орфоэпические нормы современного русского

литературного языка.

7-8

Основные лексические нормы современного русского

литературного языка. Паронимы  и точность  речи.

  9

Основные грамматические нормы современного русского

литературного языка.

   10

Основные грамматические нормы современного русского

литературного языка.

   11

Проверочная  работа №2

Речь. Речевая деятельность. Текст

   12

Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов.

Разговорная речь.  Анекдот, шутка.

13

Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный  подстиль.  Доклад, сообщение

14-15

Публицистический  стиль.  Проблемный очерк

16

Язык  художественной литературы.

17

Проверочная  работа №3

   18

Итоговый урок.

Итого: 18 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...

рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...