ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
план-конспект

Пешкина Анастасия Владимировна

Конспект занятяия " Ф.И. Тютчев Жизнь и творчество. Любовная лирика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия106 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ № _____

Группа

Дата

Дисциплина

Литература

Тема занятия

Ф.Тютчев. Жизнь и творчество. Любовная лирика

Вид занятия

Теоретическое

Цель занятия:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
  3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
  4. Помочь учащимся почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

1. Образовательные:
а) повторить ранее изученный литературоведческий материал;
б) познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути писателя;
в) познакомить учащихся с основными идеями писателя;

2.Развивающие:
а) формировать умения оригинального мышления;
б) развивать умения грамотно высказывать собственные мысли;

3.  Воспитательные:

а) формирование самостоятельности при работе с книгой;

б) воспитание интереса к творчеству писателя;

в) развитие личностных качеств;
г) обогащение словарного запаса обучающихся.

Результат

Должны знать:

- смысл понятий

-основные этапы жизненного и творческого пути писателя;

-особенности мировоззрения писателя;

-историю создания произведения;

-особенности композиции произведения;

-особенности идейного содержания произведения

Должны уметь:

-выражать свое мнение,

-доказывать свою позицию;

-анализировать художественное произведение;

-анализировать и сопоставлять факты из жизни писателя и его творчество с содержанием романа, делать выводы.

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе;

Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования

Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

 Русский язык, история, обществознание

Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла

Средства

Компьютер, учебник, раздаточный материал, текст повести

Основная

Русская литература под ред. В.А.Чалмаева, Москва, просвещение, 1999 г.

литература

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.

Фронтальный опрос учащихся по теме «Биография Тютчева»:

1.Где родился?

2.Что вы знаете о его семье?

3.Любовные отношения Тютчева.

4. Литературная жизнь.

5.Смерть Тютчева.

15 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

      Чтение преподавателем отрывков из разных стихотворений Тютчева.  Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию отрывков. Формируют тем самым представление о Тютчеве как о поэте. Формулируют цель занятия (познакомиться с творчеством Тютчева)

10 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.

 

Слово учителя о некоторых фактах из жизни писателя. Учащиеся записывают в тетради.

Юность.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Первая любовь.

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

      Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай. (наиз. полностью)

   

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

     С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

Звучит романс

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

      Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

 «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…(наиз. До конца)

    Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

 

Ещё в полях белеет снег, 
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля…(наиз. до конца)

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора …

 

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит… 
.  

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

      Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

 

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

       За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

   

Слёзы людские, о слёзы людские, 
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые 
Неистощимые, неисчислимые, – 
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять, 
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить

Последние годы жизни.

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

35 мин

5.

Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

 Вопросы и задания:

  1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
  2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
  3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
  4. Назовите основные темы лирики Тютчева.
  5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
  6. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
  7. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
  8. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.
  9. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
  10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?

5 мин

6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Я хочу предложить вам одно из моих любимых стихотворений Тютчева  «Из края в край». Проанализируйте стихотворение.

Учащиеся самостоятельно анализируют стихотворение по предложенному плану.

10 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

  • Для меня было новым...
  • Я удивлен (-на), что...
  • Мне запомнилось...

3 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: Выучить стихотворение «Слезы людские»

7 мин

Преподаватель

(И.О. Фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПОТема занятия: Спортивная ходьбаЦель: Освоение техники спортивной ходьбыЗадачи: - Ознакомить с техникой...

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 2-го курса СПО, специальности "Полиграфическое производство". Тема занятия: Техника бега с низкого старта

Тема занятия: Техника бега с низкого стартаЦель: Освоение техники бега с низкого стартаЗадачи: - Ознакомить с техникой бега с низкого старта...

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО, тема занятия: Техника и способы подач в волейболе

Тема занятия: Техника и способы подач в волейболеЦель: Освоение техники подач в волейболеЗадачи: - Ознакомить с техникой и способами подач в волейболе....

План-конспект и технологическая карта интерактивноо занятия "Весёлые истории"

Познакомиться с детскими писателями лично, послушать их рассказы и стихи, взять автограф, играть в сочинение историй с помощью  игральных кубиков сделаных своими руками увлекательно и интересно....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

Конспект занятия на тему "Композиция публичного выступления"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

конспект занятия Лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Памятник», «Я помню чудное мгновенье…», «К Чаадаеву», «Зимнее утро», «Зимн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

Конспект занятия "Сюжетная линия и система образов в романе «Война и мир"...