Русский язык и чтение 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Кузькина Людмила Евграфовна

Программа по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx77.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                       

Рабочая программа

на 2022-2023 учебный год

Русский язык и чтение

6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

 Учебный план образовательной организации. При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просещение, 2018. – 230 с.;

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019.

Целью изучения русского языка в 6 классе является развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:  формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;

 формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;

 использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

 научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 развитие положительных качеств и свойств личности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов:

  методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

 методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

 методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

 методов исследования (наблюдение, анкетирование);

 метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).

Общая характеристика учебного предмета в системе образования обучающихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа по русскому языку в 6 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности. Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач. Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.

Программа по русскому языку в 6 классе включает следующие разделы:

1. Звуки и буквы. Текст.

2. Предложение. Текст.

3. Слово. Текст. 

4. Повторение. 

5. Связная речь.

В области фонетики в 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу.

Раздел «Звуки и буквы. Текст» направлен на повторение материала. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов, для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.

 В области морфологии, изучая раздел «Слово», обучающиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Обучающиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, признак, действие. Внимание обучающихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Обучающихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте. Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в разделе «Предложение». В 6 классе особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Обучающиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) пятиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты.

Через все разделы программы проходит идея ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения обучающиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

У обучающихся 6-х классов формируются следующие умения:

- определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

- выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

- выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

 - с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.

Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках. Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для большего приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений обучающихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Место учебного предмета в учебном плане в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                                                      Содержание учебной программы по русскому языку 6 класса

Дата

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Содержание работы

1 четверть

Звуки и буквы. Текст.

1

выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; находить необходимую информацию в учебнике, словаре; -

Гласные и согласные. Их различие

1

оперировать терминами «звук», «буква», «гласный», «согласный», «орфограмма»;

Безударные гласные в словах.

1

ставить ударения в словах, различать ударные и безударные гласные

Сомнительные звонке и глухие согласные в словах.

1

Наблюдение; повторение правила; выполнение упражнений по тем ,сл.работа.

Сомнительные гласные  согласные в словах.

1

Наблюдение; повторение правила; выполнение упражнений по тем ,сл.работа.

Текст. Части текста. Красная строка.

1

различать текст и несколько отдельных предложений; - читать текст; - определять тему текста; - озаглавливать текст; - выделять основную мысль текста; - делить текст на части; - списывать текст;

Непроверяемые гласные и согласные в словах.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;- осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Контрольные вопросы и задания

1

- изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне; - связывать слова в предложении при помощи изменения окончаний; - подбирать проверочные слова;

Предложение. Текст. Деление текста на предложения.

1

- выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Выделение главных и второстепенных  членов предложения

1

Определение главных членов предложения.

(словарь-подлежащее, сказуемое)

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

- выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Распространение предложений с помощью рисунков.

1

распространять предложения; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста;

Распространение предложений с помощью вопросов.

1

распространять предложения; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста;

Однородные члены предложения.

1

Составление предложений с однородными членами.(словарь-хозяин)

Предложение. Закрепление знаний.

1

- распространять предложения; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста;

Контрольные вопросы и задания.

1

- выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Состав слова. Текст. Корень и однокоренные слова.

1

- находить части слова, знать что входит в состав слова.

Корень и однокоренные слова.

1

Подбор однокоренных слов, составление предложений

Окончание как изменяемая часть слова.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний.

1

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое»; - оперировать терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «восклицательное предложение»;

Однородные члены предложения.

1

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре; -

Приставка как часть слова.

1

Образование слов с помощью приставок.

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

Повторение правила; выполнение упражнений по теме; словарная работа.

Суффикс как часть слова.

1

Образование слов с помощью суффиксов.

Разбор слова по составу.

1

Выполнение заданий по учебнику.

Подготовка к контрольной работе.

1

Повторение.

Контрольная работа.

1

Уметь самостоятельно выполнять задания к тексту.

Работа над ошибками.

1

Анализ работы

Правописание безударных гласных в корне. Написание гласных в корне однокоренных слов.

1

Повторение изученного материала

Проверяемые и проверочные слова.

1

Повторение изученного материала

2 четверть

Проверка безударных гласных в корне.

1

Наблюдение; повторение правила; выполнение упражнений по тем ,сл.работа.

Проверка безударных гласных в корне.

1

Наблюдение; повторение правила; выполнение упражнений по тем ,сл.работа.

Правописание звонких и глухих согласных в корне. Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.

1

Чтение правила; выполнение упражнений по теме; сл.работа.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

1

Чтение правила; выполнение упражнений по теме; сл.работа.

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.

1

выполнение упражнений по теме;

Контрольные вопросы и задания

1

Повторение изученного материала

Правописание приставок. Приставка и предлог.

1

Учиться различать понятия «приставка» и «предлог»

Различение приставки и предлога.

1

Учиться различать понятия «приставка» и «предлог»

Наблюдение за правописанием гласных в приставках.

1

Выполнение упражнений по теме;

Правописание гласных в приставках.

1

 Образовывать слова с новым значением при помощи приставки

Правописание безударных гласных в корне и приставке.

1

Чтение правила; выполнение упражнений по теме;

Текст. Деление текста на части  по данному плану.

1

Наблюдение за правописанием согласных в приставках.

1

Чтение правила; выполнение упражнений по теме;

Правописание приставок на согласную.

1

Чтение правила; выполнение упражнений по теме;

Разделительный твердый знак в словах с приставками.

1

Чтение правила; выполнение упражнений по теме;

Различение написания слов с разделительным твердым знаком (ъ) и без него.

1

Чтение правила; выполнение упражнений по теме;

Состав слова. Закрепление знаний.

1

Повторение пройденного материала.

Контрольные вопросы и задания.

1

Повторение пройденного материала

Подготовка к контрольной работе.

1

Повторение пройденного материала

Контрольная работа.

1

Уметь самостоятельно выполнять задания к тексту.

Работа над ошибками.

1

Анализ работы

Части речи. Текст. Существительное, прилагательное, глагол.

1

Повторение признаков частей речи; выполнение упражнений по теме; словарная работа.

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.

1

Повторение признаков частей речи; выполнение упражнений по теме; словарная работа.

Имя существительное..Значение существительных в речи.

1

Устно составить предложения с именами существительными

Существительные, обозначающие явления природы.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Существительные ,называющие один  тот же предмет по-разному.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Существительные противоположные по значению.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Род и число существительных. Различение существительных по родам.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Изменение существительных по числам.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Правописание имен собственных. Существительные собственные и нарицательные.

1

Разбор существительного, как части речи; Основные грамматические признаки имени существительного

Большая буква в именах собственных.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Кавычки в именах собственных.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

3 четверть

Различение написаний существительных собственных и нарицательных.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - оперировать терминами «часть речи»,  

Имя существительное. Закрепление знаний.

1

выполнять задания по образцу; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «часть речи», «имя прилагательное»,

Повторение .Контрольные вопросы и задания.

1

- выполнять задания по образцу; - - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «часть речи», «имя существительное»,

Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении.

1

Распределение имен существительных по склонениям; выполнение упражнений по теме; сл. работа.

Определение падежей существительных по вопросам.

1

Повторение изученного материала

Именительный падеж -кто? что?

1

Склонять существительные по падежам в единственном числе; падежные окончания существительных

Родительный падеж -кого? чего?

1

Склонять существительные по падежам в единственном числе; падежные окончания существительных

Дательный падеж-кому?чему?с.127,№171

1

Склонять существительные по падежам в единственном числе; падежные окончания существительных

Винительный падеж -кого? что?

1

Склонять существительные по падежам в единственном числе; падежные окончания существительных

Творительный падеж -кем? чем?

1

Склонять существительные по падежам в единственном числе; падежные окончания существительных

Предложный падеж -о ком? о чем?

1

Склонять существительные по падежам в единственном числе; падежные окончания существительных

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.

1

Работа с текстом.

Понятие о начальной форме.

1

- ставить имена существительные в начальную форму; - определять падеж имен существительных; - различать имена существительные мужского, женского и среднего рода;

Постановка существительных в начальную форму.

1

- ставить имена существительные в начальную форму; - определять падеж имен существительных; - различать имена существительные мужского, женского и среднего рода;

Изменение существительных по падежам.

1

- определять падеж имен существительных; - различать имена существительные мужского, женского и среднего рода;

Контрольные вопросы и задания.

1

Повторение пройденного материала.

Имя прилагательное..Значение прилагательных в речи.

1

Находить в тексте прилагательные, дополнять в учебнике правила; Запись словосочетаний, упражнения в учебнике, дидактический материал.

Описание явлений природы с помощью прилагательных.

1

Научиться подбирать прилагательные для более точного описания.

Описание человека, животных  с помощью прилагательных.

1

Научиться подбирать прилагательные для более точного описания.

Прилагательные, противоположное по значению

1

Подбор прилагательных противоположных по значению.

Изменение прилагательных по родам.

1

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам;

Окончание прилагательных мужского рода.

1

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам;

Окончания прилагательных женского рода.

1

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам;

Окончания прилагательных среднего рода.

1

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным;

Определение родовых окончаний прилагательных

1

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам;

Изменение прилагательных по числам.

1

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам;

Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний.

1

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам и числам;

Понятие о склонении прилагательных.

1

- задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам;

Постановка вопросов к прилагательных косвенных падежей.

1

Повторении изученного материала

Подготовка к контрольной работе.

1

Повторение пройденного материала.

Контрольная работа.

1

Выполнение заданий самостоятельно

Работа над ошибками.

1

Анализ работы.

Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Знать правило проверки окончаний прилагательных м. и ср. рода в именительном падеже вопросом,  

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Знать правило проверки окончаний прилагательных м. и ср. рода в родительном падеже вопросом,  

Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Знать правило проверки окончаний прилагательных м. и ср. рода в дательном падеже вопросом,  

Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Знать правило проверки окончаний прилагательных м. и ср. рода в винительном падеже вопросом,  

Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Знать правило проверки окончаний прилагательных м. и ср. рода в творительном  падеже вопросом,  

Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Знать правило проверки окончаний прилагательных м. и ср. рода в предложном падеже вопросом,  

Составить план изложении, устно составить рассказ , разобрать непонятные слова. Текст изложения. Запись в тетрадях. Знать основные правила написания изложения. Уметь кратко изложить свои мысли в изложении. Писать текст без ошибок.

Составить план изложении, устно составить рассказ , разобрать непонятные слова. Текст изложения. Запись в тетрадях. Знать основные правила написания изложения. Уметь кратко изложить свои мысли в изложении. Писать текст без ошибок.

Составить план изложении, устно составить рассказ , разобрать непонятные слова. Текст изложения. Запись в тетрадях. Знать основные правила написания изложения. Уметь кратко изложить свои мысли в изложении. Писать текст без ошибок.

 

Текст изложения. Запись в тетрадях.

Знать основные правила написания изложения.

Уметь кратко изложить свои мысли в изложении. Писать текст без ошибок.

Закрепление знаний. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

1

Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы и задания.

1

Повторение изученного материала

4 четверть

Глагол. Значение глагола в речи.

1

Находить в тексте глаголы

Глаголы. Противоположные по значению.

1

Уметь подбирать глаголы противоположные по значению.

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.

1

Уметь различать части речи в предложении.

Предложение. Текст.

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

1

Научиться определять время глагола по вопросам.

Прошедшее время глаголов.

1

Научиться определять время глагола по вопросам

Будущее время глаголов.

1

Научиться определять время глагола по вопросам

Различение глаголов по временам.

1

Повторение пройденного материала.

Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов настоящего времени.

1

Научиться изменять глаголы по числам в настоящем времени.

Единственное и множественное число глаголов будущего времени.

1

Научиться изменять глаголы по числам в будущем времени.

Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени.

1

Научиться изменять глаголы по числам в прошедшем времени.

Текст. Связь частей в тексте.

1

находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Глагол. Закрепление знаний.

1

Повторение изученного материала

Контрольные вопросы и задания.

1

Повторение изученного материала

Подготовка к контрольной работе.

1

Повторение изученного материала

Контрольная работа.

1

Выполнение заданий самостоятельно

Повторение.

Работа над ошибками.

1

Анализ работы.

Различение повествовательных ,вопросительных и восклицательных предложений.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Определение однородных членов предложения.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Определение однородных членов предложения.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Однородные члены предложения без союзов.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Однородные члены предложения с союзом и.

1

- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу;

Однородные члены предложения с союзом и.

1

выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.

1

Повторение изученного материала

Знакомство с обращением.

1

Повторение изученного материала

Место обращения в предложении.

1

Повторение изученного материала

Место обращения в предложении.

1

Повторение изученного материала

Предложение. Закрепление знаний.

1

Повторение изученного материала

Состав слова.

1

Повторение изученного материала

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1

Повторение изученного материала

Имя существительное.

1

Повторение изученного материала

Имя прилагательное.

1

Повторение изученного материала

Глагол.

1

Повторение изученного материала

Методическое обеспечение программы

1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.

6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.

7. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. 9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Чтение

Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Чтение» разработана на основе АООП общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе следующих документов

  • Закон РФ от 29. 12. 2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе, реализующей Оcновную Адаптированную Общеобразовательную Программу. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса обучения.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

Цель: совершенствовать навык полноценного выразительного, осмысленного чтения и умения воспринимать литературное произведение в единстве его содержательной и языковой стороны.

Задачи:

Образовательные:

Знакомить с произведениями УНТ: сказками, загадками, былинами, песнями, пословицами, поговорками, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской литературы.

Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающих со знаками препинания).

Отрабатывать умение выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступкам, подтверждая выводы отрывками из текста; составлять характеристики героев с помощью учителя.

Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения. Различать оттенки слов в тексте.

Закреплять умение подробно и кратко пересказывать прочитанное.

Учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.

Закреплять навыки заучивания наизусть.

Коррекционно-развивающие:

Осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать систематизации знаний в области русской и современной литературы.

Формировать правильное произношение, регулировать темп чтения.

Обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор, объём эмоциональной и оценочной лексики.

Развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание и т.д.)

Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства ( в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников. Защитников Отечества и его врагов и т.д.)

Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т.д.

Развивать и корректировать память и логическое мышление.

Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству.

Воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости).

Осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины).

Осуществлять гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства ответственности за судьбу страны).

Проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться).

Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к самостоятельности.

Формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, пр.).

От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением.

При реализации программы используются следующие технологии обучения:

  • Технология проблемного диалога;
  • Технология оценивания образовательных достижений;
  • Здоровье сберегающие технологии обучения;
  • Игровые технологии;
  • Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
  • Технология развития критического мышления.

Типы урока:

• урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

• урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

• урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

• урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и

навыками.

• комбинированный урок, урок-беседа, повторение – обобщающий урок, урок развития речи

Методы и приёмы обучения:

словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой)

наглядный (наблюдение, демонстрация) ,

практический.

Формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности обучающихся основаны на переработке устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-продолжение текста;

-выразительное чтение;

-чтение наизусть;

-чтение по ролям;

Контроль за знаниями осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы.

- Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.- Итоговый контроль - за четверть и по итогам года.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные учебные действия:

1. Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм

2.Положительно относиться к учебному труду

3.Воспринимать произведения искусств

4.Сформировать понятия «Трудовая деятельность и люди труда».

5. Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

6.Сформировать понятия культурного наследия родного края.

Познавательные учебные действия:

1.Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с доступной по содержанию и структуре информацией (схема, таблица, текст, изображение)

2. Использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания

3. Делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале и доступном вербальном материале, формирование представлений об анализе, синтезе в соответствии с индивидуальными возможностями.

Коммуникативные учебные действия:

1.Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в соц.ситуациях.

2.Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.

3.Иметь представление о различных источниках и средствах получения информации

Регулятивные учебные действия:

1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, произвольно включаться в деятельность.

2. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, иметь представление о различных видах инструкций для выполнения задач.

3.Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оценивать друг друга по предложенным критериям; определять успешность своей деятельности в диалоге с учителем.

4. Осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев.

5. Принимать оценку своей деятельности, корректировать её с учетом выявленных ошибок.

Личностные результаты

1. Положительно относиться к учебному труду.

2. Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

3. Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм.

4. Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в социальных ситуациях.

5. Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.

6. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.

7. Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев

Предметные:

Минимальный уровень:

- Уметь правильно, осознанно читать доступные по содержанию тексты (после предварительной подготовки);

- Определять темы произведения (под руководством учителя);

- Отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

- Уметь пересказывать текст по вопросам с помощью учителя.

Достаточный уровень:

- Правильно, осознанно читать вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

- Отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

- Уметь определять темы художественного произведения;

- Различать главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

- Определять собственное отношение к поступкам героев (героя);

- Сравнивать собственное отношение и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

- Пересказывать текст по плану;

- Находить в тексте непонятные слова и выражения;

- Самостоятельно читать художественную литературу;

- Знать наизусть 7-9 стихотворений.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Учебным планом на изучение предмета «Чтение» в 6 классе отводится 136 часов (по 4 часа в неделю, 34 учебные недели). Часы отводятся за счёт обязательной части учебного плана.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                                                      Содержание учебной программы по чтению 6 класса

Дата

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Примечание

1 четверть

Родина

Родина. Отечетво. По В.Пескову

1

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

Россия. М.Ножкин

1

Развивать память, внимание, мышление

Моя Родина.М.Пришвин.

1

Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

Осень. Природа и человек

Осень. Природа и человек.Сентябрь.В.Бианки.

1

Развивать память, внимание, мышление

"Лес ,точно терем расписной.." И.Бунин.

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

"Грабитель" Ю.Качаев

1

Корригировать навык чтения целыми

словами, без ошибок,  выразительно.

"Белый домик" Б.Житков

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

"Белый домик" Б.Житков

1

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

Звонкие ключи. А. Белорусец.

1

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

Звонкие ключи. А. Белорусец.

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

Звонкие ключи. А. Белорусец.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Обобщение по теме.

1

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

Заячьи лапы. К. Паустовский.

1

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

Заячьи лапы. К. Паустовский.

1

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

Заячьи лапы. К. Паустовский.

1

Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

Заячьи лапы. К. Паустовский.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев.

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

Хитрюга. Е. Носов

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Хитрюга. Е. Носов

1

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

Обобщение по теме.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Октябрь. В. Бианки.

1

Будь человеком. С. Михалков.

1

Соблюдение пунктуации. Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

Петя мечтает. Б. Заходер

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

Слон и муравей. (Сказка.) По Д. Биссету.

1

Развивать связную речь.

Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету.

1

Расширять словарный запас.

«Как один мальчик играл с палкой». Дж. Родари.

1

Соблюдение пунктуации.

«Как один мальчик играл с палкой». Дж. Родари.

1

Развивать познавательную деятельность.

«Пуговкин домик». Дж. Родари

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

«Пуговкин домик». Дж. Родари

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

«Пуговкин домик». Дж. Родари

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Обобщение по теме.

1

Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.)

1

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

2 четверть

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.)

1

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка.

1

Расширять словарный запас. Заучивать загадки.

Ноябрь. В. Бианки.

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

«Без Нарвы не видать моря». По С. Алексееву

1

Развивать познавательную деятельность.

На берегу Невы. По С. Алексееву.

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

На берегу Невы. По С. Алексееву.

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву.

1

Соблюдение пунктуации.

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой.

1

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой.

1

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

Природа. Зима. Взаимоотношения человека и природы.

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

«Как Незнайка сочинял стихи». По Н. Носову.

1

Развивать познавательную деятельность.

«Как Незнайка сочинял стихи». По Н. Носову.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

«Тайна цены». (Сказка.) Е. Пермяк.

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

«Тайна цены». (Сказка.) Е. Пермяк.

1

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

«Здравствуйте!» (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

«Здравствуйте!» (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной

1

Развивать познавательную деятельность

Декабрь. В. Бианки.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Новогодние загадки. Е. Благинина.

1

Развивать связную речь через пересказ.

Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин.

1

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

Тёплый снег. А. Дорохов.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

«Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин.

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

«Пушкин». Д. Хармс

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

Январь. В. Бианки.

1

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

Ель. (Сказка.) Х.-К. Андерсен.

1

Ель. (Сказка.) Х.-К. Андерсен.

1

Развивать связную речь через пересказ.

Ель. (Сказка.) Х.-К. Андерсен.

1

Развивать познавательную деятельность

"Ванька" А.Чехов

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Природа. Весна. Взаимоотношения человека и природы.

"Ванька" А.Чехов

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

«Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин.

1

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

«Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И. Суриков.

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.

3 четверть

«Лёля и Минька». М. Зощенко.

1

Совершенствовать словесную систему мышления.

«Лёля и Минька». М. Зощенко.

1

Развивать связную речь через заучивание.

Пурга. Ю. Рытхэу.

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Пурга. Ю. Рытхэу.

1

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

"Таинственный ночной гость" Ю.Дмитриев

1

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

"Таинственный ночной гость" Ю.Дмитриев

1

Развивать познавательную деятельность

Февраль. В. Бианки

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

"Двенадцать месяцев" (отрывки) С.Маршак.

1

Развивать связную речь.

"Двенадцать месяцев" (отрывки) С.Маршак.

1

Расширять словарный запас.

"Двенадцать месяцев" (отрывки) С.Маршак.

1

Развивать артикуляционный аппарат.

"Двенадцать месяцев" (отрывки) С.Маршак.

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Снежная королева" (сказка) По Х.-К.Андерсену

1

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

"Снежная королева" (сказка) По Х.-К.Андерсену

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.

"Снежная королева" (сказка) По Х.-К.Андерсену

1

Совершенствовать словесную систему мышления.

"Снежная королева" (сказка) По Х.-К.Андерсену

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

"Снежная королева" (сказка) По Х.-К.Андерсену

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

"Снежная королева" (сказка) По Х.-К.Андерсену

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

"Снежная королева" (сказка) По Х.-К.Андерсену

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Снежная королева" (сказка) По Х.-К.Андерсену

1

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

Первые приметы. С. Смирнов.

1

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

Первые приметы. С. Смирнов.

1

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

Март. В. Бианки.

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

Март. В. Бианки.

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

Весна идёт. По В. Пескову.

1

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

Весна идёт. По В. Пескову.

1

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

"Жаркий час" М.Пришвин

1

Развивать связную речь через пересказ.

"Жаркий час" М.Пришвин

1

Развивать связную речь через пересказ.

"Весенняя песня" (Сказка) Г.Скребицкий

1

Развивать познавательную деятельность

"Весенняя песня" (Сказка) Г.Скребицкий

1

Развивать познавательную деятельность

"Весенняя песня" (Сказка) Г.Скребицкий

1

Развивать познавательную деятельность

"Жаворонок" В.Жуковский

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности

"Жаворонок" В.Жуковский

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности

"Детство Никиты" (Отрывок) А.Толстой

1

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно

"Детство Никиты" (Отрывок) А.Толстой

1

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно

«Как после мартовских метелей…». А. Твардовский.

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.

«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев.

1

Совершенствовать словесную систему мышления

«Апрель». В. Бианки.

1

Развивать связную речь через заучивание

«Стальное колечко». (Сказка.) К. Паустовский.

1

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

«Стальное колечко». (Сказка.) К. Паустовский.

1

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

"Стальное колечко".(Сказка) К.Паустовский

1

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

4 четверть

"Стальное колечко".(Сказка) К.Паустовский

1

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

"Злодейка" по В.Астафьеву

1

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

"Злодейка" по В.Астафьеву

1

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

Рассказы про зверей. По Е. Барониной.

1

Развивать познавательную деятельность

Рассказы про зверей. По Е. Барониной.

1

Развивать познавательную деятельность

"Кот в сапогах" В.Драгунский

1

Развивать связную речь.

«Кот в сапогах». В. Драгунский.

1

Развивать связную речь.

"Заяц и еж" Д.Хармс

1

Расширять словарный запас.

"Заяц и еж" Д.Хармс

1

Расширять словарный запас.

И.Крылов "Зеркало и обезьяна"(Басня)

1

Развивать артикуляционный аппарат

"Рикк-Тикки-Тави" По Р.Киплингу

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Рикк-Тикки-Тави" По Р.Киплингу

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Рикк-Тикки-Тави" По Р.Киплингу

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Рикк-Тикки-Тави" По Р.Киплингу

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Рикк-Тикки-Тави" По Р.Киплингу

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Рикк-Тикки-Тави" По Р.Киплингу

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Рикк-Тикки-Тави" По Р.Киплингу

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Дождь пролетел и сгорел на лету.." В.Набоков

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.

"Май" В.Бианки

1

Совершенствовать словесную систему мышления.

"Наши песни спеты на войне".(В сокращении) М.Дудин

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

Звездолет "Брунька"(Сказка) В.Медведев

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

Звездолет "Брунька"(Сказка) В.Медведев

1

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

"Корзина с еловыми шишками" По К.Паустовскому

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

"Корзина с еловыми шишками" По К.Паустовскому

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

"Корзина с еловыми шишками" По К.Паустовскому

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

"Корзина с еловыми шишками" По К.Паустовскому

1

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

"Маленький принц" По А. де Сент-Зкзюпери

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Маленький принц" По А. де Сент-Зкзюпери

1

Развивать связную речь через заучивание.

"Зоркина песня" В.Астафьев

1

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

"Ныче вечер как мальчишка,весел.." Н.Рыленков

1

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

Обобщение по теме.

1

Повторение пройденного материала

Итоговый урок

1

Повторение пройденного материала

К концу года учащиеся 6 класса должны уметь:

читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных     случаях — целым словом;

• читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

 делить текст на части под руководством учителя;

•пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

•определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

•выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);

•отвечать на вопросы учителя;

•пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;

•оценивать поступки героев (с помощью учителя);

Учащиеся должны знать:

наизусть 8 стихотворений (И.Бунин «Лес точно терем расписной…», С.Михалков «Будь человеком», Е.Благинина «Новогодние загадки», А.Дорохов «Теплый снег»,  А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», И.Никитин  «Весело сияет месяц над селом…», И.Суриков «Белый снег пушистый…», А.Твардовский «Как после мартовских метелей…»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...