"Одежды каждого времени или языковые метафоры в творчестве В.А.Захаровой"
проект (5 класс)

Баранникова Ирина Михайловна

Работа представлена на конкурс профессионального мастерства "Лучшая методическая разработка", реализуемая в рамках проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_pasport_uchebnogo_proekta.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнеилимский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Коршуновская средняя школа»

Баранникова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Методический паспорт учебного проекта

Название учебного проекта: «Одежды каждого времени года или языковые метафоры в творчестве В.А. Захаровой»

Предмет: русский родной язык

Класс: 5

Руководитель: Баранникова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

 Название образовательного учреждения и номер: МКОУ «Коршуновская СОШ»

 Год разработки учебного проекта: 2020-2021 учебный год

Место урока:7-10 уроки

Программа: Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования

Учебник: Русский родной язык 5 класс под ред. О.М.Александровой.2020

Резюме: проект направлен на формирование системы знаний учащихся по теме «Образность русской речи», обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала), развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через использование технологии проектного обучения.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, изобразительное искусство, литературное краеведение

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Форма организации деятельности детей: индивидуальная, групповая.

Ведущая деятельность: исследовательская, творческая.

Сфера применения результатов: учебная.

Используемые технологии: проектная деятельность

Фома продукта проектной деятельности: лэпбук

Актуальность проблемы: Программа предмета «Родной язык» ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература».  В соответствии с этим курс русского родного языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей:

-формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

-совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

-совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Учебный проект : «Одежды каждого времени года или языковые метафоры в творчестве В.А. Захаровой» в 5 классе полностью направлен на достижение данных целей. Кроме этого, считаю необходимым подготовку к ОГЭ начинать уже сейчас. Изучив тему: «Образность русской речи» в 5 классе на уроке родного языка, познакомившись с художественной метафорой, закрепив знания, работая с текстом художественной литературы, учащиеся смогут выполнять задание на ОГЭ, которое предполагает работу со средствами художественной выразительности. Приобретая данные знания, ребята познакомятся с творчеством удивительного человека, который проживает в нашем посёлке- В.А. Захаровой.

Цель проекта: вовлечь каждого участника в активный познавательный творческий процесс при работе над проектом; учить представлять свой труд в виде продукта своей деятельности, выбирая средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов; формировать специальные знания (подготовка к ОГЭ), умения, навыки, относящиеся к выступлению; воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи проекта:

  • расширить знания об образности русской речи (языковые метафоры); начать подготовку к ОГЭ
  • познакомиться с творчеством В.А.Захаровой- жительницы нашего посёлка; подобрать текстовые материалы по данной теме.
  • узнать, что такое художественная метафора;
  • сделать выводы, участвовать в научно-практической конференции школы

Объект исследования: рассказы и стихотворения В.А.Захаровой

Методы исследования:

  • изучение литературы;
  • поиск информации в произведениях УНТ, словарях; в произведениях В.А.Захаровой
  • собственные наблюдения;
  • анализ полученных результатов.

Основополагающий вопрос:

 «Какие образы создаёт В.А Захарова с помощью художественной метафоры?»?

Цели:

Образовательные:

обобщающее повторение по теме «Образность русской речи», закрепление полученных теоретических знаний;

Развивающие:

активизация исследовательского и логического мышления; развитие информационной культуры, коммуникативных навыков; повышение мотивации к изучению темы, предмета, творчества поэта- земляка В.А. Захаровой;

Воспитательные:

формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков командной работы; воспитание бережного отношения к русскому языку.

Количество часов: 3

Структура проекта:

Проблемный вопрос

Темы исследования

Формы работы

1.Как загадки «засекречивают» задуманный предмет?

Скрытый смысл загадки

«Загадка- отгадка»: соотнести загадку с отгадкой

Изготовление книжки- малышки

2.Прямое или переносное значение слова?

Какой признак положен в основу переносного значения?

«Конструктор»

«Найди замену»

3. Что такое языковая метафора?

Языковая метафора

Работа с толковым словарём.

Портал «Словари.ру»

4.Употребляет ли человек языковые метафоры в своей речи?

Наща речь

«Почему мы так говорим»

5. Действительно ли неживые предметы обладают такими свойствами, которые им приписывают люди?

Метафора, олицетворение

Сообщение на тему:«Переносные наименования животных и растений и особенности их употребления в речи»

6. Как художественная метафора создаётся Захаровой В.А

Творчество В.А. Захаровой

Исследовательская работа.

7. «Одежды каждого времени года или языковые метафоры в творчестве В.А. Захаровой»

Защита исследовательских работ

Этапы реализации проекта:

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Сроки реализации

Подготовка

Определение темы и целей проекта, аргументация актуальности работы

Урок

Планирование

Формулирование проблем, предмета и объекта исследования и распределение задач между членами команд

Исследование

Определение методов исследования и источников информации. Выдвижение гипотез решения проблем, разработка путей ее решения

Результаты, выводы

Анализ информации, формулирование выводов и оформление результатов исследований

Урок

Представление (отчет)

Презентация творческих работ

Урок

Оценка результатов и процесса

Коллективное обсуждение и самоанализ

Коррекция

Исправление ошибок и недочетов

Домашнее задание

Ожидаемые результаты: 

1) Практический внешний результат - лэпбук;      

2) Интеллектуальный внутренний результат- обобщение, закрепление  и присвоение    теоретических знаний по теме учебного материала (подготовка к ОГЭ в 9 классе).

3) Повышение мотивации к обучению, улучшение успеваемости, снижение уровня тревожности;

4) Повышение уровня социальных (надпредметных) навыков учащихся;

5) Разработанные творческими группами учащихся под руководством учителя учебные материалы готовы к использованию в учебной деятельности.

Стартовый уровень обученности и сформированности УУД: определять цель деятельности при решении проблемы, составлять план решения проблемы (под контролем учителя), отбирать знания, необходимые для решения проблемы определять последовательность действий для решения проблемы с помощью взрослого; осуществлять рефлексию по итогам своей и коллективной деятельности, оценку и самооценку (с помощью взрослого); проводить наблюдения и анализ, делать выводы;

Режим работы: урочный, внеурочный, внешкольный.

Материально-техническое оснащение: доступ к книжному фонду; оборудование для трудовой, изобразительной деятельности; компьютерное обеспечение, мультимедийная установка

Учебно-методическое оснащение: книжный фонд

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по учебному предмету «Английский язык» в 5 классе по теме «Одежда для разного времени года»

Презентация к уроку по учебному предмету «Английский язык» в 5 классе по теме«Одежда для разного времени года» помогает учащимся  при изучении лексического и грамматического материла по теме "Pre...

«Метафора в творчестве О. Мандельштама»

В данной научно- исследовательской работе представлен анализ творчества О. Мандельштама....

Интегрированное занятие – путешествие по теме: «Одежда разных времен».

Интегрированное занятие – путешествие по теме:«Одежда разных времен»....

Введение и первичная активизация ЛЕ по теме «Одежда на каждый случай». УМК: «Rainbow English», 6 класс, О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Дрофа, 2015г,

Введение и  первичная активизация ЛЕ по теме «Одежда на каждый случай».- введение и первичная активизация лексики по теме;- повторение и отработка грамматических структур будущего и н...

Лента времени "Уильям Шекспир. Жизнь и творчество"

Лента времени или временно-событийная линейка "Уильям Шекспир. Жизнь и творчество" предсталяет собой временную шкалу, на которую наносятся основные события жизни и творчества выдающегося бри...

Учебный проект «Одежды каждого времени года или языковые метафоры в творчестве В.А. Захаровой»

Программа: Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образо...

Метафора в творчестве современных поэтов

Метафора, как средство художественной выразительности речи, в творчестве современых поэтов: Ах Астаховой, Солы Моновой....