Статья "Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на занятиях русского языка и литературы"
статья

Мамонова Евгения Анатольевна

В статье подробно рассмотрена работа с эпитетами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epitet.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на занятиях русского языка и литературы

Любому человеку необходимо научиться строить свою речь правильно, чётко, эмоционально. Во взрослой жизни от этого зависит успех во многих профессиях.

Я стараюсь строить работу так, чтобы ребнок был активным участником процесса обучения.

В работе над развитием творческих способностей обучающихся я использую различные средства выразительности речи.

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Аллегория

лекс.

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где 
льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) 
                                                   (А. Пушкин)

Аллитерация

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В 
шёлковом шелесте снежного шума...
                                                 (С.Есенин)

Антитеза

синт.

Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления

"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Гипербола

лекс.

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация

синт.

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.                                                (Н.Заболоцкий)

Ирония

лекс.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

                   Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел 
бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)

Литота

лекс.

Художественное преуменьшение

"мальчик с пальчик"

Метафора

лекс.

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Олицетворение

лекс.

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль, 
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

Перифраз

лекс.

Замена слова (словосочетания) описательным оборотом

"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

Ряды, парное соединение однородных членов

синт.

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

...Удивительное сочетание простоты и сложностипрозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)

Сарказм

лекс.

Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Сравнение

лекс.

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.                                                   (А.Твардовский)

Умолчание

синт.

Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)

Эпитет

лекс.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, 
чудно смешанный шум... 
(Н.Некрасов)

Подробнее рассмотрим работу с эпитетами.

Эпитет – это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовывать предмет;
  • создаватьть атмосферу, настроение;
  • передавать отношение автора к характеризуемом предмету;
  • совмещать все функции в равных долях.

В работе по развитию умения пользоваться эпитетами я использую следующие задания:

  1. Продолжи ряд.
  2. Найди эпитеты в произведении и выпиши их в словарик «царственных» слов.
  3. Определите время года по его свойствам.
  4. Подумайте какую роль играют эпитеты в тексте.
  5. Описание картины по плану.
  6. Определите к какому виду относится эпитет.
  7. Игра «Соревнование с поэтом»: в стихотворениенадо ввести эпитеты, которые помогут представить нарисованную автором картину.

Рассмотрим пример:игра «Соревнование с поэтом».

Задание:

Введите эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором.

        _____        ________ картина,

Какты мне родна:

___________      равнина,

______________     луна.

Свет небес ___________,

И  ______________ снег,

И саней ______________

_________________ бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых обучающимися эпитетов. Или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе.Среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

(Чудная) картина, Как ты мне родна: (Белая) равнина, (Полная) луна.

Свет небес (высоких) И (блестящий) снег, И саней (далёких) (Одинокий) бег.

На практике у меня получились следующие результаты:

При выполнении заданий в первый раз затруднения испытывали:

  • задание № 1 – 32% обучающихся;
  • задание № 2 – 10% обучающихся;
  • задание № 3 – 3% обучающихся;
  • задание № 4 – 5% обучающихся;
  • задание № 5 – 38% обучающихся;
  • задание № 6 – 3% обучающихся;
  • задание № 7 – 17% обучающихся.

При выполнении заданий через три недели работы затруднения испытывали:

  • задание № 1 – 24% обучающихся;
  • задание № 2 – 4% обучающихся;
  • задание № 3 – 2% обучающихся;
  • задание № 4 – 2% обучающихся;
  • задание № 5 – 27% обучающихся;
  • задание № 6 – 1% обучающихся;
  • задание № 7 – 12% обучающихся.

Таким образом, видим, что меньше затруднений вызывают задания, основанные на теоретических знаниях обучающихся, и больше – задания творческого характера.

 Работа с эпитетами помогает детям «вслушиваться» и «всмативаться»в литературные произведения и, как следствие, в окужающий мир.

Используя приведенные выше виды заданий, я достигла следующих результатов:

  1. Учащиеся могут находить эпитеты и определять их роль в тексте.
  2. Дети могут грамотно подбирать эпитеты к словам-образам.
  3. Учащиеся более вдумчиво читают литературное произведение.
  4. Дети хорошо отличают эпитеты от грамматических определений.
  5. Произведение вызывает у детей эмоциональный отклик.
  6. Дети стремятся к самостоятельному литературному творчеству.

Таким образом, на основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников можно сделать вывод, что использование различных приёмов и методов в работе способствует развитию творческих способностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы

Подготовка молодёжи к будущему заключается не только  в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже ...

Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы

Рассматриваются понятия: интеграция, интегральные технологии. Рассказывается об организации интегрированных занятий....

Средства выразительности на уроках русского языка и литературы

Лекция по теме:"Средства выразительности русской речи"...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

Комплект оценочных средств предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов по дисциплине  Русский язык и литература. Литература. Оценка проводится методом сопостав...

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...