Конспект урока в 5 классе «Средства выразительности устной речи».
план-конспект урока (5 класс)

Тема: «Средства выразительности устной речи».

Класс: 5.

Предмет: родной (русский) язык.

Учебник: Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — 3-е изд. — М. :Просвещение, 2019. — 176 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Средства выразительности устной речи».

Цели урока: дать представление об отличительных чертах устной и письменной речи; дать понятие об интонации и её роли в речи; дать понятие о логическом ударении и тоне; показать роль средств выразительности русской речи; развивать умение выразительно читать и анализировать текст, произносить скороговорки, добиваясь чистоты речи; добывать необходимую информацию, развивать орфографические и пунктуационные навыки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

– Что представляет собой устная речь?

– Какова роль средств выразительности в речи?

– С какими средствами выразительности вы уже знакомы?

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Устная речь первична, она возникла на заре человечества. Она может быть не совсем правильной, скомканной. При непосредственном общении нам помогут интонация, мимика, жесты. Они могут заменить какие-то слова и даже целые фразы. Достаточно сказать «Туда!» и кивнуть в нужную сторону, и собеседник поймёт, куда ему надо идти.

Письменная речь этих средств лишена. Поэтому она более развёрнутая, подробная, её правила и нормы более жёсткие. Она требует соблюдения логики, последовательности изложения, должна иметь чёткую структуру.

Если в устной речи есть возможность переспросить, уточнить, повторить что-то, то восприятие письменной речи зависит от опыта, знаний читателя, его настроения и т. д. Устная речь индивидуальна, она отражает характер человека, его интересы, эмоциональное состояние.

Устная речь изменчива, подвижна, зависит от реакции собеседника. Если об устной речи народ говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», то письменную речь хорошо характеризует пословица: «Что написано пером, не вырубишь топором».

Недавно появилась особая форма письменной речи – обмен сообщениями, переданными с помощью мобильного телефона и Интернета. Такие сжатые сообщения ближе к диалогу, но лишены интонации, поэтому часто возникает недопонимание. Вы вспомнили про смайлики? Но разнообразия человеческих эмоций и состояний даже сотни разных смайликов заменить не смогут.

Интонация играет очень важную роль в устной речи. С помощью одной только интонации можно изменить смысл высказывания на прямо противоположный. Произнесите хотя бы слово «молодец» с разной интонацией. Наверное, все сталкивались с тем, что этим словом, в зависимости от интонации, вас и хвалили, и не одобряли.

Итак, интонация – одно из главных средств выразительности устной речи.

2. Работа по учебнику

Упр. 159 (с. 127) – выразительное чтение, обсуждение задания.

Чтение текста рубрики «Моя Россия» и теоретических сведений (с. 127).

Упр. 160 (с. 127).

Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 128).

Закрепление изученного материала

Упр. 161, задание 1 (с. 128) – выразительное чтение, обсуждение вопросов.

Чтение теоретических сведений (с. 128–129).

Упр. 162 (с. 129) – выразительное чтение, выполнение заданий и ответы на вопросы.

Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 129).

Упр. 163 (с. 129) – чтение скороговорок, выполнение заданий.

  1. Итоговый этап. Рефлексия   

Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

– Чем отличается устная речь от письменной?

– Какова роль интонации в устной речи?

– Что такое логическое ударение? Какую роль оно играет в устной речи?

– Каким может быть тон в речи?

– Какова интонация в повествовательных и вопросительных предложениях?

  1. Домашнее задание: § 17, упр. 166.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Car Culture". Развитие навыков устной речи.

Урок по УМК "Opportunities Intermediate". Используется прием анализа цитаты, законы Мерфи....

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...

Конспект урока по теме "Appearance". Обучение устной речи

Тема урока: «Appearance»Цель урока: обучение устной речиЗадачи урока: 1) закрепление и повторение ранее изученных лексических единиц;2) тренировка контекстуального использования ранее изученных лексич...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....

Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"

Это первый урок при изучении темы....

Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи

Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...

Конспект урока 6 класс чтение и развитие речи М.Ножкин "Россия"

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс специальной 9коррекционной) школы:«Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. М.Ножкин «Россия»...