Рабочая программа Родной язык (русский) 5 - 9 класс
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

АЛЕКСЕЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Рабочая программа Родной язык (русский) 5 - 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_5_-_9_klassy.docx67.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения  предмета

Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

  1. Гражданского воспитания:

Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

  1. Патриотического воспитания:

Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

  1. Духовно-нравственного воспитания:

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

  1. Трудового воспитания:

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

  1. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

  1. Эстетического воспитания:

Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Обучающийся научится 

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции.
  2. Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;  опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-7 классах  должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» научатся:

  • распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
  • распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;
  • объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;
  • понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;
  • распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их;
  • распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;
  • понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.
  • характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);
  • целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;
  • регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов.
  • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
  •         соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
  • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
  • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
  •         соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
  • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
  • различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
  • различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
  • различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
  • соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;
  • соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;
  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
  • употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);
  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
  • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
  • употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);
  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
  • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание;
  • создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);
  • участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений; создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
  • анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
  • владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;
  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме.
  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
  • создавать тексты в жанре ответов разных видов;
  • уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
  • создавать тексты        как результат проектной (исследовательской) деятельности;

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 

5 КЛАСС (7 ЧАСОВ)

Раздел 1. Язык и культура.

1.1. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

Загадки. Метафоричность русской загадки.

Раздел 2. Культура речи (2 часа).

2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог

3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой.

6 КЛАСС (7 часов)

Раздел 1. Язык и культура ( 1 час)

1.1. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. 

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.

Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Раздел 2. Культура речи  (3 часа)

 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час).

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1 час)

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

2.3. Речевой этикет (1 час)

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.

Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.

Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3.  Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час)

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Итоговая аттестация – защита проекта

7 КЛАСС (7 часов)

Раздел 1. Язык и культура (1 час)

1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Раздел 2. Культура речи (3 часа)

2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час)

Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (1 час)

Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.

Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Литературный и разговорный варианты грамматической норм.

2.3. Речевой этикет (1 час)

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.

Исключение категоричности в разговоре.

Невербальный (несловесный) этикет общения.

Раздел 3.

Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)

3.1. Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы.

Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

         Итоговая аттестация – защита проекта

СОДЕРЖАНИЕ   8 КЛАСС (7 часов)

Раздел 1. Язык и культура (1 час)

1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Иноязычная лексика в русском языке. Характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние; в рамках изученного, с использованием словарей), сфере функционирования.

Раздел 2. Культура речи (3 часа)

2.1. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи (1 час)

Произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударного [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [э] в словах иностранного происхождения. Произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетаний чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

2.2. Типичные акцентологические ошибки в современной речи (1 час)

Особенности постановки ударения в диалектах русского языка.  

2.3. Особенности современного речевого этикета (1 час)

Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)

3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности (1 час)

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. 

3.2. Текст как единица языка и речи (аргументация) (1 час)

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

(Или (по выбору учителя):

3.2.  Доказательство и его структура. Виды доказательств (1 час)

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации).

Итоговая аттестация – защита проекта (1 час)

СОДЕРЖАНИЕ   9 КЛАСС (7 часов)

Раздел 1. Язык и культура (1 час)

      1.1. Развитие языка как объективный процесс.

Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (3 часа)

2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (1 час)

Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час)

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

2.3. Речевой этикет (1 час) Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3.

Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)

       3.1. Функциональные разновидности языка

3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности (1 час).

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение или  3.1. Текст как единица языка и речи (1 час).

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации (по выбору учителя).

3.2. Функциональные разновидности языка (1 час)

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта или Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Итоговая аттестация – защита проекта (1 час)

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

5 класс (7 часов)

п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1.

Раздел 1. Язык и культура

2

Русский язык-национальный язык русского народа.

1,3,4

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

1,2,5

2.

Раздел 2. Культура речи

2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1,3,6

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

2,3,4

3.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

3

Текст как единица языка и речи. Язык и речь.

Функциональные разновидности языка.

1,3,4

Виды речевой деятельности.

4,5,6

Итого

7

6 класс (7 часов)

п/п

Раздел

Количество часов

в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1.

Раздел 1. Язык и культура

1

1.1.Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

2,3,5

2.

Раздел 2 Культура речи

3

2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

4,5,6

2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1,3,6

2.3. Речевой этикет

2,3,5

3.

Раздел 3.

Речь. Речевая деятельность. Текст

1

3.1.Функциональные разновидности языка

3,4,6

4.

Защита проекта

2

  1. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека.
  2. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
  3. Этимология обозначений имен прилагательных, обозначающих цвет, в русском языке.
  4. Названия денежных единиц в русском языке.
  5. Этикетные формы обращения.
  6. Межнациональные различия невербального общения.
  7. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
  8. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель: общее и различное.
  9. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках.

Словарь одного слова.

1,4,5

Итого

7

7 класс (7 часов)

п/п

Раздел

Количество часов

в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1.

Раздел 1. Язык и культура

1

1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.

1,2

2.

Раздел 2 Культура речи

3

2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

2,4,6

2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1,3,4,6

2.3. Речевой этикет

2,4

3.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

2

3.1.Функциональные разновидности языка

3,5,6

4.

Защита проекта

2

  1. Примерные темы проектных и исследовательских работ
  2. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
  3. Типы устаревших слов в русском языке.
  4. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности.
  5. Этикетные формы обращения.
  6. Являются ли жесты универсальным языком человечества?
  7. Межнациональные различия невербального общения.
  8. Как быть вежливым?
  9. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
  10. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
  11. Этикет приветствия в русском и иностранных языках.
  12. Анализ типов заголовков в современных СМИ.
  13. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации.
  14. Подготовка сборника притч.
  15. Разработка личной странички для школьного портала.
  16. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и
  17. эффективный» и т. п.
  18. Язык современной рекламы.
  19.  Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре»

1,3,4,5

Итого

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  8  класс

п/п

Раздел

Количество часов

в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1.

Раздел 1. Язык и культура

1

1.1. Иноязычная лексика в русском языке.

2,3,5

2.

Раздел 2 Культура речи

3

2.1. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

4,5,6

2.2. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

2.3. Особенности современного речевого этикета.

3.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

2

3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности.

3,4,6

3.2. Текст как единица языка и речи (аргументация)

или

3.2. Доказательство и его структура. Виды доказательств

(по выбору учителя)

4.

Защита проекта

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

  1. О происхождении фразеологизмов.
  2. Источники фразеологизмов в русском языке.
  3. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
  4. Сборник правил ведения корректной дискуссии.
  5. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору».
  6. Разработка рекомендаций «Как избегать речевой агрессии».
  7. Новые слова-заимствования в дисплейных текстах.
  8. Словарный бум в русском языке новейшего периода.
  9. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло?

1,4,5

Итого

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  9  класс

п/п

Раздел

Количество часов

в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1.

Раздел 1. Язык и культура

1

1.1. Развитие языка как объективный процесс.

2,3,5

2.

Раздел 2 Культура речи

3

2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

4,5,6

2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

2.3. Речевой этикет.

3.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

2

3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности  

или

3.1. Текст как единица языка и речи (по выбору учителя).

3,4,6

3.2. Функциональные разновидности языка.

Учебно-научный стиль.

или

Язык художественной литературы.

4.

Защита проекта

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

  1. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
  2. Названия денежных единиц в русском языке.
  3. Интернет-сленг.
  4. Язык и юмор.
  5. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
  6. Прецедентные тексты в заголовках интернет-публикаций.
  7. Подготовка сборника стилизаций.

1,4,5

Итого

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Родной язык (русский). 5-9 классы.

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общ...

Рабочая программа "Родной язык (русский)"

Планирование к учебнику "Русский родной язык", автор О. М. Александрова, издательство "Просвещение"...

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...

Рабочая программа Родной язык (русский) 8 класс

Пояснительная записка.I.Место предмета в учебном планеВ соответствии с ФГОС ООО предусматривается обязательное изучение родного языка (русского) на базовом уровне основного общего образования в 8-ых к...

Рабочая программа. Родной язык (русский). 10 класс

  Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным...

Рабочая программа "Родной язык (русский)

Рабочая программа для 10 класса по "Родному языку (русскому)"...

Рабочая программа "Родной язык (русский)" 9 класс

Рабочая программа "Родной язык (русский)" 9 класс. 17 часов...