Рабочая программа. Родной язык (русский). 5-9 классы.
рабочая программа (5 класс)

Плотникова Марина Николаевна

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» и на основе рекомендаций ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» для общеобразовательных организаций о преподавании предметной линии «Родной язык и родная литература»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._rodnoy_yazyk_russkiy._5-9_klassy.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык»

Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

- Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 25.10.1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12. 2015 г. № 1577).

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» и на основе рекомендаций ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» для общеобразовательных организаций о преподавании предметной линии «Родной язык и родная литература» ( письмо от 23.10.2019 г.)

В учебном плане для основного общего образования на изучение предмета «Родной язык (русский)» в 5-9 классах отводится 17 часов (первое полугодие).

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

В программе выделяются следующие блоки:

1 блок- «Язык и культура»

В этом блоке представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

2 блок- «Культура речи»

Этот блок ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

3 блок- «Речь. Речевая деятельность. Текст»

В данном блоке представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Планируемые результаты

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

- осознание роли русского родного языка в жизни человека;

- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующимзначением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор,народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.

- понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- понимание и истолкование значения пословиц и поговорок,крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание ролистарославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

- понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

- понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;определение значения современныхнеологизмов,характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

- осознание измененийв языке как объективного процесса;понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление обактивных процессах в современном русском языке;

- соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

- использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов,словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

- анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

- осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий;произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных,прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

- различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

- различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

- употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

- понимание активных процессов в области произношения и ударения;

-соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

- различение стилистических вариантов лексической нормы;

- употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

- употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

- различение типичных речевых ошибок;

- редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

-соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов опоизс в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

- определение типичныхграмматических ошибок в речи;

- различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

- различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

- правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с  учётом вариантов грамматической нормы;

- правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

- выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

-соблюдение основных норм русского речевого этикета:этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

- соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов  этикетного  общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

- соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

- использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

- использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

- соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

- понимание активных процессов в русском речевом этикете;

-соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка(в рамках изученного в основном курсе);

-соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки(в рамках изученного в основном курсе);

- использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

- использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

- использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимовдля уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

- использованиеграмматических словарейи справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

- использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

- владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

- умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

- проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

- владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

- владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

- уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

- участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

- умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

- владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

- создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;

- создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

- создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

- чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров(девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);

- чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;

- создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;

- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

Тематическое планирование

Пятый класс

Раздел из УМК по предмету «Русский язык»

Содержание уроков по предмету «Родной язык (русский)», изучение которого обеспечено УМК по предмету «Русский язык»

Повторение изученного в начальной школе

  1. Роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека.
  2. Тема и основная мысль текста. Определение способов выражения основной мысли текста.

Синтаксис и пунктуация

  1. Употребление в речи сказуемых, выраженных разными частями речи.
  2. Анализ определений-эпитетов и распространение предложений определениями-эпитетами.
  3. Употребление однородных членов в речи.
  4. Письмо и употребление в нём обращений.

Фонетика

  1. Орфоэпические нормы.
  2. Звуковые средства речевой выразительности.

Лексика

  1. Переносные значения слов и метафора.

Морфемика

  1. Однокоренные слова: ошибки в их подборе и употреблении.

Имя существительное

  1. Трудности, связанные с определением рода имён существительных.
  2. Трудности в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных.

Имя прилагательное

  1. Роль прилагательных в создании описания.
  2. Ошибки, связанные с употреблением краткой формы у имени прилагательного.

Глагол

  1. Рассказ от первого лица.

Повторение изученного

  1. Переносное употребление времени.
  2. Разделы науки о языке и речь.

Шестой класс

Раздел из УМК по предмету «Русский язык»

Содержание уроков по предмету «Родной язык (русский)», изучение которого обеспечено УМК по предмету «Русский язык»

Язык. Речь. Общение

  1. Связь русского языка с культурой и историей России и мира.
  2. Компоненты ситуации общения. Характеристика диалогов по наличию компонентов речевой ситуации. Разница между выражением и передачей точной информации.

Текст

  1. Текст с точки зрения его темы, основной мысли, ключевых слов.
  2. Текст с точки зрения последовательности изложения.
  3. Текст и стили речи.

Лексика. Фразеология

  1. Употребление диалектизмов в речи.
  2. Употребление устаревших слов в речи.
  3. Употребление фразеологизмов в речи.

Словообразование

  1. Этимология слова.

Имя существительное

  1. Трудные случаи определения рода имён существительных. Систематизация материала.

Имя прилагательное

  1. Ошибки в образовании степеней сравнения имён прилагательных.

Имя числительное

  1. Трудные случаи формообразования имён числительных. Систематизация материала.

Местоимение

  1. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
  2. Раграничение союзов и относительных местоимений.

Глагол

  1. Употребление в речи наклонений.
  2. Употребление в речи безличных глаголов.

Повторение изученного

  1. Речь и морфология.

Седьмой класс

Раздел из УМК по предмету «Русский язык»

Содержание уроков по предмету «Родной язык (русский)», изучение которого обеспечено УМК по предмету «Русский язык»

Введение

  1. Русский язык как развивающееся явление.

Повторение изученного в 5-6 классах

  1. Текст и его деление на абзацы.
  2. Диалог и его виды.
  3. Стили литературного языка. Обзор.

Причастие

  1. Ошибки в употреблении причастных оборотов.
  2. Образование причастий (систематизация изученного).
  3. Ошибки в образовании причастий.

Деепричастие

  1. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
  2. Образование деепричастий (систематизация изученного). Ошибки в образовании деепричастий

Наречие

  1. Употребление наречий, относящихся к разным смысловым группам.
  2. Учебно-научная речь. Отзыв.
  3. Учебный доклад и его структура.

Категория состояния

  1. Употребление слов категории состояния в речи.

Предлог

  1. Трудные случаи употребления предлогов.

Союз

  1. Разграничение подчинительных союзов и союзных слов.

Частица

  1. Употребление частиц в речи.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

  1. Писатели о русском языке.

Восьмой класс

Раздел из УМК по предмету «Русский язык»

Содержание уроков по предмету «Родной язык (русский)», изучение которого обеспечено УМК по предмету «Русский язык»

Введение

  1. Фукнции русского языка в современном мире.

Повторение изученного

  1. Синонимия фразеологизмов. Ошибки в их употреблении.
  2. Строение текста.
  3. Определение стилевой принадлежности текста.

Словосочетание

  1. Трудные случаи управления. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение

  1. Порядок слов в предложении. Инверсия.

Двусоставные предложения

  1. Синонимия сказуемых разных видов.
  2. Употребление определений в текстах, относящихся к разным типам речи и стилям.
  3. Ошибки в употреблении приложений.

Односоставные предложения

  1. Синонимия двусоставных и односоставных предложений; разных видов односоставных предложений.
  2. Употребление в речи односоставных предложений разных видов.

Предложения с однородными членами

  1. Употребление однородных членов в речи.

Предложения с обособленными членами

  1. Ошибки в употреблении обособленных членов предложения.
  2. Употребление обособленных членов предложения в разных стилях речи.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

  1. Употребление обращений в речи.
  2. Употребление вводных и вставных конструкций в разных стилях речи.

Повторение изученного в 8 классе

  1. Синтаксис простого предложения и речь.

Девятый класс

Раздел из УМК по предмету «Русский язык»

Содержание уроков по предмету «Родной язык (русский)», изучение которого обеспечено УМК по предмету «Русский язык»

Введение

  1. Международное значение русского языка. Понятие о литературном языке.

Повторение изученного в 5-8 классах

  1. Орфоэпические нормы.
  2. Лексико-фразеологические нормы.
  3. Морфологические нормы.
  4. Синтаксические нормы: уровни словосочетания и простого предложения.

Сложное предложение

  1. Способы сжатого изложения текста. Тезисы.
  2. Конспект.

Сложносочинённые предложения

  1. Рецензия.

Сложноподчинённые предложения

  1. Синтаксическая синонимия придаточных определительных и обособленных определений.
  2. Синтаксическая синонимия придаточных обстоятельственных и обособленных обстоятельств.
  3. Ошибки, связанные с употреблением сложноподчинённых предложений.

Бессоюзные сложные предложения

  1. Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений. Систематизация изученного..

Сложные предложения с различными видами связи

  1. Авторские знаки препинания.

Общие сведения о языке

  1. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.
  2. Русский литературный язык и его стили.
  3. Язык художественной литературы.
  4. Язык и речь. Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родной язык (русский)"

Планирование к учебнику "Русский родной язык", автор О. М. Александрова, издательство "Просвещение"...

Рабочая программа Родной язык (русский) 8 класс

Пояснительная записка.I.Место предмета в учебном планеВ соответствии с ФГОС ООО предусматривается обязательное изучение родного языка (русского) на базовом уровне основного общего образования в 8-ых к...

Рабочая программа. Родной язык (русский). 10 класс

  Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным...

Рабочая программа "Родной язык (русский)

Рабочая программа для 10 класса по "Родному языку (русскому)"...

Рабочая программа "Родной язык (русский)" 9 класс

Рабочая программа "Родной язык (русский)" 9 класс. 17 часов...

Рабочая программа Родной язык (русский) 5 - 9 класс

Рабочая программа Родной язык (русский) 5 - 9 класс...

Рабочая программа Родная литература (русская) 5 - 9 класс

Рабочая программа Родная литература (русская) 5 - 9 класс...