Рабочая программа по родному (татарскому) языку
рабочая программа

Трофимова Гулнур Газизяновна

Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной язык (татарский)» для 5-9 классов основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом основных идей и положений программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования и для обеспечения сохранения и развития языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.

Рабочая программа реализует федеральные и республиканские законы:

  • Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации»;
  • «Закон об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан»;
  • «Закон об образовании в Республике Башкортостан»;
  • «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».

 

 

Учебный предмет «Родной язык (татарский)» является одним из основных элементов образовательной системы основного общего образования, формирующим компетенции в сфере языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами филологической направленности.

Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально- этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Кроме того, системный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma.zip89.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан  

Муниципальный район Бакалинский район

МОБУ ООШ с. Старое Азмеево

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педсоветом МОБУ ООШ

с. Старое Азмеево

Заместитель директора по УВР

Директор МОБУ ООШ с.Старое Азмеево

______________Тимофеева С.Ш.

______________Сафина Л.Н.

______________Тимофеева С.Ш.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №55

от "30" августа  2022 г.

от "30" августа   2022 г.

от "30" августа  2022 г.

 

Рабочая программа

основного общего образования

Учебного предмета

«Родной язык (татарский)»

(для 5 – 9 классов образовательных организаций)

с.Старое Азмеево 2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной язык (татарский)» для 5-9 классов основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом основных идей и положений программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования и для обеспечения сохранения и развития языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.

Рабочая программа реализует федеральные и республиканские законы:

  • Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации»;
  • «Закон об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан»;
  • «Закон об образовании в Республике Башкортостан»;
  • «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Родной язык (татарский)» является одним из основных элементов образовательной системы основного общего образования, формирующим компетенции в сфере языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами филологической направленности.

Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально- этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Кроме того, системный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной школы.

Изучение предмета направлено на достижение следующей цели:

− развитие у обучающихся культуры владения родным языком (татарским) во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского литературного языка, правилами татарского речевого этикета; обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, сохранения и развития языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации.

Изучение предмета направлено на решение следующих задач:

  • овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств;
  • развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме;
  • приобщение к культурному наследию татарского народа, формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения;
  • уважительное отношение к языковому наследию народов, проживающих в Российской Федерации.

Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных сферах и ситуациях.

Языковая компетенция предполагает владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи, а также способность с помощью этих знаний понимать и правильно интерпретировать мысли другого человека и выражать собственные мысли в устной и письменной форме.

Социокультурная компетенция представляет собой совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, которые формируются в процессе языковой подготовки к межкультурной коммуникации.

Содержательная линия «общие сведения о языке, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика)» включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц.

Формы учета воспитания

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной

деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Родной (татарский) язык» в общеобразовательных организациях отводится 1 час в неделю во всех классах основного общего образования, по 34 часов в год. Общее количество времени на пять лет обучения с 5 по 9 классы ориентировочно 169 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

Звук как основная кратчайшая единица фонетической системы.

Акустическая (по звучанию), артикуляционная (по способу производства, произношению) и функциональная (по значимости) характеристика звуков.

Фонема как кратчайшая единица фонологической системы татарского языка, ее смыслоразличительная роль. Сильная и слабая позиции фонем. Соотношение фонемы и звука.

Фонетические законы в области гласных (редукция, влияние соседних мягких согласных). Фонетические законы в области согласных (оглушение звонких в конце слова, перед глухими согласными), ассимиляции (уподобление по глухости-звонкости, по твердости-мягкости).

Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы татарского языка. Ударение (словесное, фразовое, синтагматическое, логическое). Ударение и ритмика слова.

Интонация (смысловая и эмоциональная). Средства создания смысловой интонации (завершенность - незавершенность мысли, коммуни- кативная установка и задача речи).

Письмо как важнейшее открытие человечества. Виды письма. Звукобуквенное письмо. Алфавит.

Графические средства языка.

Орфография. Принципы татарской орфографии - Фонематический, морфологический; традиционные (исторические), фонетические и диф- ференцирующие (по значению) написания. Понятие орфограммы, основные типы орфограмм. Орфографические нормы Методы усвоения орфографии: на осознаваемой основе, с помощью крупноблочной подачи правил, осмысление принципов орфографии, связи написаний со словообразовательной структурой слова , его грамматических признаков (правописание существительных, глаголов, наречий и других частей речи), этимологии, значения слова; обогащение словаря и усвоение орфографии методом ассоциативных полей и тематических групп на неосознаваемой основе (зрительной, слуховой, двигательной памяти.

Умения и навыки:

  • характеризовать звуки по способу образования, по звучанию и смыслоразличительной роли;
  • совершенствовать навыки орфоэпического произношения гласных и согласных в потоке речи;

  • уметь сопоставлять звуковые системы татарского языка;

  • овладеть навыками правильного интонирования речи: смыслового и эмоционального; Умения и навыки:
  • осознание принципов татарской орфографии, умение видеть в слове орфограмму;

  • различать непроизносимые и произносимые основы, производить морфемный анализ;

  • осознавать правила татарской орфографии, их связи с фонетикой, составом слова и словообразованием, частями речи;

  • владеть способами действий по усвоению орфографии.

Лексикология и фразеология.

  1. Понятие о лексике. Слово как основная единица лексической системы языка.

  1. Представление о богатстве лексической системы татарского языка. Умение пользоваться учебными словарями.

Умение определять лексическое и грамматическое значения слова. Знакомство со способами раскрытия значения слов (с помощью рисунков, показа предметов, путем перевода, толкования). Нахождение в словаре однозначных и многозначных слов. Умение определять значение многозначного слова в контексте.

Обогащение словаря учащихся синонимами, антонимами. Умение употреблять в речи однозначные и многозначные слова в прямом и переносном значении.

Основные признаки фразеологизма как единицы фразеологии (устойчивость, воспроизводимость, целостность значения, идиоматичность).

Характеристика фразеологизмов по степени спаянности состава: фразеологические сращения , фразеологические единства , фразеологические сочетания).

Синтаксическая роль фразеологизмов в предложении. Многозначность, системные связи (синонимы, антонимы), стилистическая окраска фразеологических единиц.

Умения и навыки.

  • понимание особенностей лексической системы языка, связи ее с другими разделами языка: фонетикой, словообразованием, морфо- логией;
  • усвоение значения слова и системных связей слов по значению;

  • овладение новыми словами и значениями слов;

  • умение различать исконно татарские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, находить в тексте диалектные, специальные и стилистически окрашенные слова;
  • владеть навыками работы со словарями различного типа;

  • различать фразеологические и свободные словосочетания;

  • объяснять фразеологические сочетания, единства, сращения; подбирать синонимичные и антонимичные фразеологические единицы.

Состав слова, словообразование

I. Морфемы как значимые части слова: корень, суффикс, основа, окончание. Понятие о словоизменении и словообразовании (род- ственные слова). Формы слова и однокоренные слова. Изменение в формах слова грамматического значения, выраженного в окончаниях. Изменение в родственных словах лексического значения слова. Окончание как значимая часть слова, служащая для образования грамматических форм слова и как средство связи слов в словосочетании и предложении. Корень как главная значимая часть слова.

П. Умение выделять в слове окончание и основу. Умение выделять корень, суффикс как значимые части слова. Умение определять лексическое и грамматическое значение слов по их значимым частям. Умение производить анализ слов по составу. Умение составлять словосочетания и предложения однокоренными словами.

Совершенствование умений и навыков анализа слов по составу.

6класс

Родной язык (татарский)

Повторение пройденного материала в 5 классе

I.Слово как часть речи — предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Основания для разграничения частей речи: общее морфологическое значение, грамматические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль в предложении.

, Последовательность умственных действий при усвоении частей речи:

  1. Восприятие частей речи в предложении и связном тексте.

  1. Умение узнавать часть речи; в тексте.

  1. Умение определять начальную форму слова.

  1. Умение определять общее грамматическое значение части речи по вопросам.

  1. Умение определять разряды и морфологические признаки данной части речи. Умение изменять часть речи.

  1. Усвоение правописания частей речи.

  1. Умение пользоваться частями речи для формирования и выражения мыслей и чувств, для решения коммуникативных задач.

  1. Усвоение стилистических возможностей частей речи, использование их в разных стилях речи, типах и жанрах текстов

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. II.Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное

  1. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Качественные и относительные прилагательные. Переход имен прилагательных в существительные. Степени прилагательных.Способы образования имен прилагательных

  1. Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Наречие

  1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
  2. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Имя числительное

  1. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

  1. Умение употреблять числительные для обозначения дат.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.

  1. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом

Местоимение

  1. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль место имений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Текстообразующая роль местоимений.

Образование неопределенных местоимений.

. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

  1. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста!
  1. класс

Родной язык(татарский) Имя существительное

  1. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

  1. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

  1. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Качественные и относительные прилагательные. Переход имен прилагательных в существительные. Степени прилагательных.Способы образования имен прилагательных

II. Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Наречие

  1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
  2. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Имя числительное

  1. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

  1. Умение употреблять числительные для обозначения дат.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.

  1. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

  1. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль место имений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Текстообразующая роль местоимений.

Образование неопределенных местоимений.

. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

  1. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

Глагол. Залоги глаголов. Спрягаемые глаголы. Причастие

Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Роль причастий в речи. Книжная стилистическая окраска причастий.

Причастный оборот. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.

Словообразование причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Их правописание. Переход причастий в другие части речи.

Деепричастие

Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Роль деепричастий в речи. Деепричастный оборот. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений.

Словообразование деепричастий. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. Правописание деепричастий.

Служебные части речи

Понятие о служебных частях речи. Роль служебных частей речи в предложении и тексте.

Предлог

Понятие о предлоге. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.

Союз

Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.

Частица

Понятие о частице. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению.

Междометие

Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи.

  1. класс

Родной язык (татарский )

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VII КЛАССЕ СИНТАКСИС.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Повторение пройденного о словосочетании в 7 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении; уметь использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Главные члены предложения

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Уметь пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. Уметь писать публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное

определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. Использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Обособленные члены предложения

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах

предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Публичное выступление на общественно значимую тему. Интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Однородные члены предложения

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Рассуждение на основе литературного произведения(в том числе дискуссионного характера). Интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Простое предложение)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая(предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Выделять с помощью логического ударения и порядка слов

наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения; уметь описать архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно- личные, безличные) и подлежащим (назывные).Распрастраненные и неспрастраненные предложения.Утвердительные и отрицательные предложения.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами; пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Прямая и косвенная речь

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.Выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь

  1. класс

Родной язык(татарский)

Повторение изученного в 8 классе материала. Синтаксис простого предложения. Прямая и косвенная речь.Сложное предложение. Общее понятие о сложном предложении. Средства связи простых предложений. Сложносочиненное предложение. ССП, связанные при помощи сочинительных союзов и знаки препинания при них. Бессоюзная связь в ССП. Синтаксический анализ ССП.Сложноподчиненное

предложение. СПП с аналитическим придаточным предложением. Знаки препинания в СПП с аналитическим придаточным. Знаки препинания в синтетических придаточных предложениях. Виды СПП по значению придаточного предложения. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели, условия и уступки. Придаточные вводные предложения. Сложные конструкции. Многокомпонентное ССП и СПП. Многокомпонентные смешанные предложения.

Понятие о тексте. Стилистика и культура речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России);
  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • уважительное отношение к родному татарскому языку, гордость за него; сохранение чистоты татарского языка как явления национальной культуры;
  • потребность в изучении татарского языка и овладении им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире;
  • национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей культуры.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой мотивации изучения татарского языка, интереса к культуре татарского и других народов России.

Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Выпускник получит возможность научиться:

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; на основе сравнения предметов и явлений;
  • овладевать приемами отбора и систематизации материала  по определенной  теме, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную на татарском языке в результате чтения или слушания;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста;
  • участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
  • решать проблемы творческого и поискового характера;
  • самостоятельно проводить мини-исследование. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом ситуаций общения;
  • точно выражать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами татарского языка;
  • владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов на татарском языке разных стилей и жанров;
  • определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать устные и письменные тексты на заданную тему;
  • выражать свои мысли в устной и письменной форме на татарском языке;
  • оценивать свою речь с точки зрения его содержания, языкового оформления;
  • находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
  • сопоставлять различные точки зрения.

Предметные результаты

Коммуникативная компетенция в следующих видах речевой деятельности

Говорение

Выпускник научится:

  • владеть различными видами диалога (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог);
  • самостоятельно составлять тексты в разных стилях;
  • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения;
  • передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
  • составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно составлять тексты в разных стилях;
  • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, объяснять свое отношение к прочитанному/прослушанному;
  • кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;
  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке.

Слушание

Выпускник научится:

  • понимать информацию устного и письменного сообщения на татарском языке (цель, основную и дополнительную тему, явную и скрытую информацию);
  • понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения;
  • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аудио- и видеотексты, выделяя нужную информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов;
  • игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста;
  • отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных.

Чтение

Выпускник научится:

  • соблюдать основные правила чтения;
  • читать и понимать основное содержание текстов, содержащих некоторое количество неизученного языкового материала;
  • читать и находить нужную информацию в текстах;
  • читать тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, выборочный перевод, словарь;

Выпускник получит возможность научиться:

  • читать и полностью понимать содержание прочитанных текстов;
  • выражать свое мнение о прочитанном.

Письмо

Выпускник научится:

  • владеть правилами орфографии при написании часто употребляемых слов;
  • письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;
  • делать краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях;
  • подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста;
  • создавать тексты с опорой на картину, произведение искусства;
  • составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять план устного или письменного сообщения на татарском языке;
  • создавать тексты без опоры;
  • использовать в собственном сочинении элементы рассуждения.

Языковая компетенция

Выпускник научится:

  • определять роль органов речи в образовании звуков; место образования звуков;
  • различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;
  • давать полную характеристику гласным и согласным звукам;
  • делать сопоставительный анализ гласных звуков в татарском и русском языках;
  • делать сопоставительный анализ согласных звуков в татарском и русском языках;
  • определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в рамках изученного);
  • выявлять аккомодацию;
  • распознавать виды гармонии гласных;
  • правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);
  • различать звуки [w], [в], [ф], обозначаемые на письме буквой в;
  • знать правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я;
  • знать правописание букв ъ и ь;
  • знать закон сингармонизма: различать негубную и губную гармонию;
  • различать ударный слог, логическое ударение;
  • ставить ударение в заимствованных словах;
  • знать особенности словесного ударения в татарском языке;
  • закрепить произношение звуков и сочетаний звуков, постановку ударения в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;
  • проводить фонетический разбор слова;
  • использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;
  • правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
  • использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов;
  • определять лексическое значение слова;
  • различать арабско-персидские, европейские, русские заимствованния;
  • присоединять окончания к заимствованиям;
  • определять профессионализмы в татарском языке;
  • использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
  • выявлять синонимы в синонимических цепочках;
  • использовать словарь синонимов и антонимов;
  • работать с толковым словарем татарского языка;
  • выявлять диалектные слова;
  • распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
  • распознавать устаревшие слова, неологизмы;
  • проводить лексический анализ слова;
  • выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;
  • различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
  • различать способы словообразования в татарском языке;
  • образовывать однокоренные слова;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • определять части речи: самостоятельные и служебные;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
  • знать категорию падежа и принадлежности в именах существительных;
  • склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
  • образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;
  • понимать субстантивацию прилагательных;
  • изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;
  • склонять личные местоимения по падежам;
  • распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные, неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции числительных;
  • распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);
  • иметь общее представление о склонении количественных числительных по падежам;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глаголов;
  • образовывать временные формы глагола;
  • распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение);
  • различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;
  • определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонения глагола;
  • различать неспрягаемые неличные формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);
  • правильно употреблять в речи вспомогательные глаголы;
  • определять общее грамматическое значение наречий, объяснять употребление их в речи;
  • образовывать разряды наречий, степени сравнения наречий;
  • выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
  • употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы;
  • распознавать предикативные слова;
  • различать послелоги и послеложные слова;
  • употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
  • распознавать союзы и союзные слова;
  • знать правописание частиц;
  • проводить морфологический анализ изученных частей речи;
  • находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения;
  • находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);
  • находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
  • находить вводные слова, обращения, определять употребление их в речи;
  • ставить знаки препинания в простом предложении;
  • давать понятие о сложном предложении;
  • формировать понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении;
  • различать и правильно строить простое и сложное предложение с сочинительными союзами;
  • распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
  • определять односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего;
  • проводить синтаксический анализ простого предложения;
  • выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения;
  • определять синтетическое сложноподчиненное предложение, синтетические средства связи;
  • распознавать аналитическое сложноподчиненное предложение, аналитические средства связи;
  • выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);
  • ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
  • знать способы передачи чужой речи;
  • распознавать прямую и косвенную речь;
  • знать строение предложений с прямой речью;
  • преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
  • определять орфографические ошибки и исправлять их;
  • правильно выбирать знаки препинания при оформлении прямой речи;
  • сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского языков;
  • выявлять синтаксические синонимы;
  • определять роль синтаксических синонимов в развитии культуры речи и совершенствовании стиля;
  • понимать синонимию словосочетаний и предложений;
  • определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический).

Выпускник получит возможность научиться:

  • уточнять написание слова по орфографическому словарю;
  • находить орфографические ошибки в предложенном тексте;
  • опираться на языковую догадку в процессе чтения и слушания (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам);
  • пользоваться словообразовательными моделями;
  • широко использовать в речи простые и сложные предложения, предложения с прямой и косвенной речью.

Социокультурная компетенция

Выпускник научится:

  • употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета;
  • представлять родную страну и культуру на татарском языке;
  • понимать социокультурные реалии при чтении и слушании в рамках изученного материала.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
  • участвовать в диалоге, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные результаты к концу 5 класса

Предметные результаты должны отражать сформированность умений:

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;
  • понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке;
  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;
  • владеть видами устной и письменной речи;
  • различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалог и монолог;
  • знать закон сингармонизма: различать небную и губную гармонию;
  • знать правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я;
  • различать ударный слог, логическое ударение;
  • правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
  • закрепить произношение звуков и сочетаний звуков, постановку ударения в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;
  • проводить фонетический анализ слова;
  • использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;
  • определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
  • распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
  • различать арабско-персидские, европейские, русские заимствования;
  • выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;
  • различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • определять части речи: самостоятельные и служебные;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
  • знать категорию падежа и принадлежности в именах существительных;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
  • образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;
  • склонять личные местоимения по падежам;
  • распознавать указательные местоимения;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных;
  • иметь общее представление о склонении количественных числительных по падежам;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи;
  • образовывать временные формы глагола;
  • различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;
  • проводить морфологический анализ изученных частей речи;
  • различать послелоги и послеложные слова;
  • употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
  • распознавать частицы;
  • распознавать союзы;
  • находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения;
  • распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
  • определять орфографические ошибки и исправлять их;
  • формулировать понятие о культуре речи; речевом этикете татарского языка;
  • соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
  • соблюдать интонацию, осуществлять адекватный выбор и организацию языковых средств, и самоконтроль своей речи.

Предметные результаты к концу 6 класса

Предметные результаты должны отражать сформированность умений:

  • участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;
  • подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;
  • воспринимать на слух и понимать основное содержание аудио- и видеотекстов;
  • читать и находить нужную информацию в текстах;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • писать тексты с опорой на картину, произведение искусства;
  • составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
  • различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;
  • давать полную характеристику гласным звукам;
  • определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в рамках изученного);
  • распознавать виды гармонии гласных;
  • правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);
  • определять качественные характеристики согласных звуков;
  • различать звуки [w], [в], [ф], обозначаемые на письме буквой в;
  • знать
  • правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков; букв ъ и ь;
  • использовать словарь синонимов и антонимов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • образовывать однокоренные слова;
  • склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;
  • распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные местоимения;
  • распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);
  • распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение);
  • определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонений глагола;
  • употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы;
  • определять односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего;
  • находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
  • находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);
  • находить вводные слова, обращения, определять употребление их в речи;
  • проводить синтаксический анализ простого предложения;
  • ставить знаки препинания в простом предложении;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность, а также коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение татарским языком в разных ситуациях;
  • соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы татарского литературного

языка.

Предметные результаты к концу 7 класса

Предметные результаты должны отражать сформированность умений:

  • передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
  • понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения;
  • давать развернутые ответы на вопросы;
  • владеть правилами орфографии при написании часто употребляемых слов;
  • делать сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского языков;
  • выявлять аккомодацию;
  • делать сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского языков;
  • ставить ударение в заимствованных словах;
  • работать с толковым словарем татарского языка;
  • выявлять синонимы в синонимических цепочках;
  • распознавать неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;
  • определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);
  • распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени, сравнения, места, времени, цели),
  • выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
  • знать способы передачи чужой речи;
  • распознавать прямую и косвенную речь;
  • знать строение предложений с прямой речью;
  • преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
  • знать строение диалога в татарском языке;
  • давать понятие о сложном предложении;
  • различать и правильно строить простое и сложное предложение с сочинительными союзами;
  • избегать засорения речи;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность, а также коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение татарским языком в разных ситуациях.

Предметные результаты к концу 8 класса

Предметные результаты должны отражать сформированность умений:

  • кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;
  • определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа;
  • писать собственные тексты по заданным заглавиям;
  • делать краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях;
  • использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов;
  • знать особенности словесного ударения в татарском языке;
  • присоединять окончания к заимствованиям;
  • понимать субстантивацию прилагательных;
  • изменять имена прилагательные по падежам;
  • иметь представление о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении;
  • выделять главную и придаточную часть сложноподчиненного предложения;
  • определять синтетическое сложноподчиненное предложение, синтетические средства связи;
  • распознавать аналитическое сложноподчиненное предложение, аналитические средства связи;
  • выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);
  • ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
  • применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
  • представлять родную страну и культуру на татарском языке;
  • понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи.

Предметные результаты к концу 9 класса

Предметные результаты должны отражать сформированность умений:

  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке;
  • извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензию);
  • работать с книгой, статьями из газет и журналов, Интернет ресурсами;
  • использовать в речи диалектизмы;
  • определять профессиональную лексику;
  • выявлять устаревшие слова;
  • распознавать неологизмы;
  • знать способы словообразования в татарском языке (корневые, производные, составные, парные слова);
  • определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;
  • распознавать предикативные слова;
  • выявлять синтаксические синонимы;
  • определять роль синтаксических синонимов в развитии культуры речи и совершенствовании стиля;
  • понимать синонимию словосочетаний и предложений;
  • определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический);
  • сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского языков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Повторение изученного в 4 классе

1.1

1.2

Повторение изученного в 4 классе Части речи. Предложение.

2

0

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

2

0

0

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Гласные и согласные звуки

Слог. Ударение. Интонация.

Фонетический разбор

17

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

17

1

0

Раздел 3 Лексикология

3.1

3.2

3.3

3.4

Лексикология

Однозначные, многозначные слова Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологические единицы

8

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

8

1

0

Раздел 4 Состав слова и словообразование

4.1

Состав слова и словообразование

6

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/

4.2

Корень и окончание

http://tatar.com.ru/

4.3

Образование слов разными способами

Итого по разделу

6

1

0

Раздел 5 Обобщение

5.1

Обобщение

1

0

0

http://tatarca-text.narod.ru

Итого

34

3

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Повторение изученного в 5 классе

1.1

Повторение изученного в 5 классе

1

0

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

1

0

0

Раздел 2. Морфология.

2.1

2.2

2.3

Морфология. Имя существительное

Изменение существительных по падежам Категория принадлежности

4

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

4

1

0

Раздел 3 Имя прилагательное

3.1

3.2

3.3

Имя прилагательное Степени прилагательных

Морфологический разбор прилагательных

8

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

8

1

0

Раздел 4 Имя числительное

4.1

Имя числительное

7

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/

4.2

Правописание числительных

http://tatar.com.ru/

4.3

Разряды числительных

Итого по разделу

7

1

0

Раздел 5. Наречие.

5.1

Наречие.

6

0

0

http://tatarca-text.narod.ru/

5.2

Разряды наречий

http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

6

0

0

Раздел 6. Местоимение

6.1

Местоимение

4

0

0

http://tatarca-text.narod.ru/

6.2

Разряды местоимений

http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

4

0

0

Раздел 7. Глагол

7.1

Глагол

3

0

0

http://tatarca-

7.2

Разряды глаголов

text.narod.ru/

7.3

Образование глаголов

http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

3

0

0

Раздел 8. Обобщение

8.1

Повторение пройденного материала

1

Итого

34

3

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Повторение изученного в 6 классе

1.1

Повторение изученного в 6 классе

1

0

0

http://tatarca- text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

1

0

0

Раздел 2. Части речи

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Имя существительное Имя прилагательное Местоимение

Нарчие

Глагол. Спрягаемые глаголы. Неспрягаемые глаголы. Время глагола. Вспомогательные глаголы

23

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

23

1

0

Раздел 3 Служебные части речи.

3.1

3.2

3.3

Звукоподражательные слова. Предикативные слова.

Предлоги.

9

1

0

http://tatarca- text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

3.4

3.5

Частицы.

Междометия

Раздел 4 Обобщение

7.1

Обобщение

1

1

0

http://tatarca- text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

1

1

0

34

3

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Повторение изученного в 7 классе

1.1

Повторение изученного в 7 классе

2

0

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

2

0

0

Раздел 2. Синтаксис. Связь слов в предложении

2.1

2.2

Синтаксис простого предложения и пунктуация. Однородные члены предложения.

4

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

4

1

0

Раздел 3 Главные члены предложения

3.1

Главные члены предложения Простое и сложное предложение

2

0

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

2

0

0

Раздел 4 Второстепенные члены предложения

4.1

4.2

4.3

4.4

Второстепенные члены предложения Определение

Дополнение

Обстоятельство

7

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

7

1

0

Раздел 5. Модальные члены предложения

5.1

5.2

Модальные члены предложения Обращение

Вводные слова

6

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

6

1

0

Раздел 6. Простое предложение

6.1

6.2

6.3

6.4

Простое предложение

Предложения по цели высказывания

Односоставные и двусоставные предложения Полные и неполные предложения

12

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

12

1

0

Раздел 7 Обобщение

1

0

0

Итого по разделу

1

0

0

Итого

34

4

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные

п/п

(цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Повторение синтаксиса простого предложения.

1.1

Повторение синтаксиса простого предложения.

1

0

0

http://tatarca- text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

1

0

0

Раздел 2. Понятие о сложном предложении.

2.1

Понятие о сложном предложении.

19

1

0

http://tatarca-text.narod.ru/

2.2

Сложносочинённые предложения

http://tatar.com.ru/

2.3

Сложноподчинённые предложения

2.4

Виды придаточных предложений

Итого по разделу

19

1

0

Раздел 5 Синтаксис текста.

5.1

Синтаксис текста.

5

1

0

http://tatarca-

text.narod.ru/

5.2

Прямая и косвенная речь

http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

5

1

0

Раздел 6 Стилистика и культура речи

6.1

Стилистика.

7

1

0

http://tatarca-

6.2

Стили речи

text.narod.ru/

http://tatar.com.ru/

Итого по разделу

7

1

0

Раздел 7 Обобщение

Обобщение

1

0

0

Итого

33

3

0

Информационно-ресурсное обеспечение

  1. Библиотека художественных произведений на татарском языке // URL: http:// Kitapxane.at.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  2. Единое окно доступа к информационным ресурсам // URL: http://window.edu.ru (дата обращения: 02.02.2020).
  3. Институт развития образования РТ // URL: http://www.irort.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  4. Министерство просвещения Российской Федерации // URL: http:// https://edu.gov.ru (дата обращения: 02.02.2020).
  5. Министерство образования и науки РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 02.02.2020).
  6. Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL: http://www.edu. kzn.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  7. Портал татарского образования // URL: belem.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  8. Словари и самоучители татарскому языку // URL: http:// Tatar.com.ru (дата обращения: 10.02.2019).
  9. Татарско-русский on-line словарь // URL: http:// suzlek.ru (дата обращения: 10.02.2019).
  10. Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 17.10.2019).
  11. Тексты на татарском языке // URL: http:// Tatarca.boom.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  12. УМК «Сэлам!» // URL: http://selam.tatar (дата обращения: 20.11.2019).
  13. Федеральный портал «Российское образование» // URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 02.02.2020).
  14. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 07.04.2020).
  15. Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // URL: http://www.tatarmultfilm.ru (дата обращения: 24.07.2019).
  16. Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru (дата обращения: 07.04.2020).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

5 КЛАСС

Шамсутдинова Р.Р. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 5 класс. – Казань: «Магариф-Вакыт», 2019 – 175 с.

6 КЛАСС

Р.К. Сагдиева, Р.М. Гарапшина, Г.И. Хайруллина. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной)6 класс.-Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-191с.

  1. КЛАСС

Р.К. Сагдиева, Р.М. Гарапшина, Г.И. Хайруллина.        Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной)7 класс.- Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-215с.

  1. КЛАСС

Р.К. Сагдиева, Г.И. Хайруллина. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 8 класс.- Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-223с.

  1. КЛАСС

Р.К. Сагдиева, Э.Х. Кадирова. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной)9 класс.- Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-143с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

5 КЛАСС

  • Хасанова Ф.Ф. Татарская литература: методическое пособие для преподавателей общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). 5 класс. - Казань: «Магариф-Вакыт», 2015–175 с.
  • Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
  • Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
  • Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
  • Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
  • Казань: ТКИ, 2004г.
  • Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа:        «Китап», 2003.
  • Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
  • Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
  • Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
  • Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
  • Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010. 6 КЛАСС
  • Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
  • Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
  • Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
  • Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
  • Казань: ТКИ, 2004г.
  • Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа:        «Китап», 2003.
  • Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
  • Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
  • Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
  • Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
  • Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010.

7 КЛАСС

  • Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
  • Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
  • Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
  • Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
  • Казань: ТКИ, 2004г.
  • Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа:        «Китап», 2003.
  • Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
  • Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
  • Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
  • Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
  • Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010. 8 КЛАСС
  • Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
  • Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
  • Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
  • Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
  • Казань: ТКИ, 2004г.
  • Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа:        «Китап», 2003.
  • Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
  • Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
  • Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
  • Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
  • Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010.

9 КЛАСС

  • Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
  • Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
  • Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
  • Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
  • Казань: ТКИ, 2004г.
  • Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа:        «Китап», 2003.
  • Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
  • Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
  • Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
  • Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
  • Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экранно-звуковые пособия
  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
  • Видеофильмы, соответствующие тематике программы по татарскому языку
  • Слайды, соответствующие тематике программы по татарскому языку

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному ( татарскому) языку

Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 4 класса создана на основе:•       Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку. 3 класс

3  нче сыйныф өчен туган телдән эш программасы түбәндәге  документларга нигезләнеп төзелде: МБГБУ “Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гомуми белемнең төп белем...

рабочая программа по родному (татарскому языку) для 5-го класса

Курсның эчтәлегеЯлгызлык һәм уртаклык исемнәре.Тартым һәм килеш белән төрләнгән исемнәрнең берлек һәм күплек сандагы кушымчаларын аера белү.Тамыр, кушма парлы, тезмә исемнәрнең ясалышы, аларның сөйләм...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...

Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9  классы...

Рабочие программы по родному(татарскому) языку и литературе

Рабочие программы по родному языку и литературе составлены на основе Образовательной программы  МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого», учебного плана МАОУ «Аромашевская СОШ ...