Рабочая программа по родной (татарской) лит
рабочая программа

Трофимова Гулнур Газизяновна

Примерная образовательная программа учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 5-9 классов основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

. На татарском языке в основной школе в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» преподается родная литература, которая призвана развивать интеллектуально-познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические способности учащихся, формировать важнейшие нравственно-этические представления, приобщать личность к родной национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_rodn_tat_lit.zip79.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан  

Муниципальный район Бакалинский район

                                                                                      МОБУ ООШ с. Старое Азмеево

 

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педсоветом МОБУ ООШ

с. Старое Азмеево

Заместитель директора по УВР

Директор МОБУ ООШ с.Старое Азмеево

______________Тимофеева С.Ш.

______________Сафина Л.Н.

______________Тимофеева С.Ш.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №55

от "30" августа  2022 г.

от "30" августа   2022 г.

от "30" августа  2022 г.

Рабочая программа

основного общего образования

Учебного предмета

«Родная литература (татарская)»

(для 5 – 9 классов образовательных организаций)

с.Старое Азмеево 2022

1. Пояснительная записка

Родная литература – один из основных предметов гуманитарного образования, определяющий уровень интеллектуального и нравственно-эстетического развития личности. Литературное образование способствует воспитанию квалифицированного читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества

Рабочая программа реализует федеральные и республиканские законы:

  • Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации»;
  • «Закон об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан»;
  • «Закон об образовании в Республике Башкортостан»;
  • «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».

Примерная образовательная программа учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 5-9 классов основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

. На татарском языке в основной школе в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» преподается родная литература, которая призвана развивать интеллектуально-познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические способности учащихся, формировать важнейшие нравственно-этические представления, приобщать личность к родной национальной культуре.

Общая характеристика учебного предмета «Родная литература (татарская)»

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессе воспитания личности, ее нравственных качеств и творческих способностей, содействует познанию и усвоению жизненной философии татарского народа, сохранению и развитию национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Основной целью учебного предмета «Родная (татарская) литература» является воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной (татарской) литературы, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием; развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении литературных произведений.

Реализации цели способствует решение следующих задач:

  • формирование умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • приобщение учащихся к родной (татарской) литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  • знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с историей народа;
  • формирование коммуникативных умений учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся на родном (татарском) языке (диалогической и монологической);
  • воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора;
  • формирование нравственных и эстетических чувств учащихся;
  • развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском) языке;
  • овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

При изучении родной литературы у учащихся происходит формирование следующих компетенций:

Читательская компетенция подразумевает знание татарских авторов и их произведений в рамках учебного курса, умение работать с текстом; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, определять общую цель и назначение текста; определять назначение разных видов текста; находить в тексте требуемую информацию; умение интерпретировать текст; умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; умение выражать собственные мысли в письменном ответе. Читательские умения направлены на умение работать с книгой, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, пользоваться библиотекой, проявлять читательскую самостоятельность, писать на основе прочитанного собственные тексты.

Коммуникативная компетенция предполагает способность и практическую готовность обучающихся к общению в соответствии с целями, сферами и ситуациями возможного общения обучающегося. Она подразумевает владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, умение задать вопрос, корректно вести диалог и пр.).

Литературоведческая компетенция проявляется в совокупности знаний о родной (татарской) литературе, ее темах и жанрах, историческом развитии, понимании художественного значения литературного произведения, способности высказать оценочные суждения о художественном своеобразии произведений и творчестве писателя, осуществить литературоведческий анализ произведения.

Информационная компетенция включает в себя владение навыками работы с различными источниками информации – книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии.

Культуроведческая компетенция связана с осознанием родной (татарской) литературы как части национальной культуры, взаимосвязи ее с историей татарского народа, уместным использованием правил татарского речевого этикета и культуры межнационального общения, способностью объяснять значения отдельных слов с национально-культурным компонентом.

Ценностно-смысловая компетенция предусматривает формирование собственных ценностных ориентиров для своих действий и поступков; способов самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; принятие решения, осуществление действия и поступок на основе выбранных целевых и смысловых установок.

Обучение родной (татарской) литературе в основной общеобразовательной школе обеспечивает постижение учащимися произведений татарской литературы, их чтение и анализ, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания; создание условий для развития национального самосознания, осознания этнической принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре, мировоззрении, менталитете, философии своего народа.

Содержание учебного предмета «Родная (татарская) литература» представлено в программе разделами устное народное творчество, литература татарского народа, теория литературы, которые ориентируются на достижение метапредметных и предметных результатов и охватывают формирование различных компетенций.

Родная (татарская) литература как учебный предмет в общеобразовательных учреждениях основного общего образования с обучением на русском языке направлена на познание мира посредством произведений искусства слова, освоение обучающимися общекультурных навыков чтения, восприятие и понимание ими произведений родной (татарской) литературы. Изучение данного учебного предмета в школах с русским языком обучения имеет много общего с литературным образованием обучающихся татарских школ, имея в то же время, ряд особенностей в количестве часов, отводимых на его освоение, планируемых предметных результатах, в содержании учебного предмета, а также в объеме и уровне сложности учебного материала.

Учебный предмет «Родная (татарская) литература» на этапе основного общего образования подразумевает понимание учащимися ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора, предусматривает изучение таких произведений устного народного творчества как сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных), мифы, предания, легенды, малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы и поговорки), татарские народные песни, баиты. Материалы по татарскому фольклору представлены в 5-7 классах. Основным в этих классах является рассмотрение проблемы рода и жанров литературы, посредством наблюдения учащимися за неразрывной связью между временем и формами искусства. В частности, в центре внимания учащихся 5 класса оказываются сведения о литературных родах, на примере отдельных произведений изучаются особенности прозы, лирики и драмы. В 6 классе рассматриваются приемы создания образности в произведениях лирики, в жанре рассказа и повести, лиро-эпических, драматических произведениях,

а также в произведениях фантастического, автобиографического характера. В 7 классе учащиеся познают жанровые характеристики рассказа, повести, романа, драмы, лирических и лиро-эпических произведений.

В основной общеобразовательной школе подразумевается рассмотрение литературного произведения как самостоятельного произведения искусства и как одного из звеньев в сложном литературном процессе. Материал для изучения в 8-9 классах определяет границы и пропорции этапов литературного процесса. Изучение родной (татарской) литературы предполагается в соответствии с этапами развития литературы, начиная со средневековой литературы, литературы XVIII века, XIX-XX веков и заканчивая современной татарской литературой. Наблюдения за воспроизведением исторических событий в литературе дают возможность расширить представления о литературе как искусстве слова и ее роли в историческом процессе.

Теоретико-литературные понятия, как основные понятия, требующие освоения рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Формы учета воспитания

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор

соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных

постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Родная (татарская) литература» отводится 1 час в неделю во всех классах основного общего образования (5-9 классы). Общее количество времени на пять лет обучения с 5 по 9 классы ориентировочно составляет 169 часов, по 34 часов в каждом классе.

Для интенсивного и более углубленного изучения учебного предмета «Родная (татарская) литература» образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Содержание учебного предмета

Программой предусмотрено формирование общеучебного навыка чтения и умение работать с текстом на родном татарском языке, который пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках татарского литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Значимое место в программе отводится темам: « Устное народное творчество» «Литература начала VII века»,

«Литература начала VIII века», «Литература начала IX века»,«Литература начала XX века», «Литература XX годов»,

«Литература в годы ВОВ», «Литература после ВОВ», «История татарской литературы», «Перевод введения ислама в тюркскую литература», «Период золотой орды в тюрко- татарской литератур», «Тюрко- татарская литература XVII- XVIII веков”, «Переводы», «Драматургия», «Лирика XX век», «Юмористический» «Родина”, «Национальные традиции и праздники» «Повторение и систематизации изученного материала»

5 класс Введение.

Чтение и обсуждение произведения Ибрагима Гази про книгу «Үзе бер могҗиза”. Знакомство со структурой учебника (обложка, титульный лист, форзац, условные обозначения, содержание, составители учебника (авторы, художник, редакторы, корректоры и т.д.).

Пословицы, загадки, интересная информация о книге.

Устное народное творчество.

Фольклор – устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Повторение детского фольклора (загадка, частушка, считалка, басня и т.д.).

Теория литературы. Устное народное творчество. Фольклор.

Татарские народные сказки.

Сказка как вид устного народного творчества. Волшебные, бытовые,        сказки про животных. На примере героев сказки воспитание милосердия, сострадания.

«Ак байтал» - волшебная сказка. Пословицы про лошадь.

Поэтика волшебных сказок. Фантастические элементы в волшебных сказках.

«Үги кыз» – бытовая сказка. Отношение меңду людьми. Возвращение к себе совершенных хороших и плохих поступков. Победа добра над злом, победа ущемленного сироты. Пожинание плодов милосердия, сострадания.

«Хәйләкәр төлке» - сказка про животных.

Определение видов сказок «Солдат боткасы», «Өч каләм», «Камыр батыр», «Кәтән Иваныч» и выяснение, по каким признакам можно  сделать классификацию данных сказок. Помощники в сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Структура сказки. Эпитеты. Понятие о гиперболе. Сравнения.

Вариативность народных сказок.

Вдохновение народным творчеством.

Созвучные басни Г.Тукая и А.Исхака, Г.Тукая и И.Крылова, Г.Тукая и Г.Шамукова, написанные на основе произведений народного творчества. Общие и отличительные особенности. Выразительное чтение басен.

Теория литературы. Жанр басни, сюжет, структура. Мораль в баснях. Писатели, творящие в этом жанре. Общие стороны басен и пословиц.

Достояние. Образцы древней литературы.

Кул Гали. Дошедшее до наших дней знаменитое произведение «Кыйссаи Йосыф». Чтение отрывков из поэмы. Сюжет произведения. Ученые, изучавшие произведение. Либретто и пьеса, написанная на основе «Кыйссаи Йосыф». Понятие о других писателях, которые написали свои произведения, следуя за жанром дастан.

Стихотворение Шауката Галиева, посвященное Кул Гали.

Образцы литературы Казанского ханства.

Мухамадьяр. Чтение отрывка из поэмы «Нуры содур». Повествование о хороших поступках, которые потом возвращаются.

Литература XIX века.

Ознакомление с жизнью и творчеством Каюма Насыйри. Произведения «Патша белән карт», «Бай һәм хезмәтче», «Аңгыралык бәласы», написанные на основе устного народного творчества.

Теория литературы. Кыйсса. Объяснение отличительных сторон.

«Әбугалисина». Значение получения знания. Абугалисина, который совешал добрые поступки и Абельхарис, который стремился к знаниям. Причины разветвления путей в их жизни.

Музей Каюма Насыри.

Татарская литература начала XX века.

Габдулла Тукай. Слово о жизненном пути писателя. Углубление полученных знаний в начальных классах о писателе. Произведения «Су анасы», «Эш беткәч уйнарга ярый». Описание детской психологии. Выяснение общих и отличительных сторон стихотворений Г.Тукая и писателя Бари Рахмата (стихотворение «Эш беткәч»). Высказывания писателей о великом поэте.

Теория литературы. Понятие о поэме. Поэма-сказка. Его общие и отличительные стороны при сопоставлении со сказкой и поэмой.

Музей Тукая в Кырлае.

Татарская литература XX века.

Галимджан Ибрагимов. Слово о жизненном пути писателя. «Яз башы», «Фагыйлә» рассказы. Красота природы родного края, восхищение этой природой. Поднятие и художественное решение данных тем.

Теория литературы. Понятие о рассказе, литературном образе.

Муса Джалиль. Слово о жизненном пути и творчестве поэта. Арии из либретто «Алтынчәч». Чтение отрывков из либретто.

Теория литературы. Ария, либретто, строфа.

Литература военного периода.

Муса Джалиль. Стихотворения «Кызыл ромашка», «Җырларым», «Бүреләр», написанные в военные годы.

Трагедия, которую принесла война. Вера в победу. Бессмертие.

Теория литературы. Жанр баллады.

Картина Хариса Якупова «Хөкем алдыннан».

Музеи Мусы Джалиля.

Рассказ Рафаэля Мустафина “Балыкчы Муса» о детских годах поэта.Мнения писателей о Джалиле.

Фатих Карим. Слово о жизненном пути поэта. Стихотворения «Кыр казы», «Ватаным өчен», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...». Подвиг солдата, который воюет за свободу своей Родины. Отражение чувства тоски.

Сказка-поэма «Гармунчы Аю белән җырчы Маймыл». Отражение в сказке образа животных. Юмор. Слово писателей про Фатиха Карима.

Гадель Кутуй. Слово о жизненном пути писателя. Проза в стихах «Сагыну». Образ солдата, участвовавший в освобождении своей страны. Тоска по Родине, любовь к своей Родине, вера в победу.

Теория литературы. Понятие о прозе в стихах (нәсер).

Абдулла Алиш. Слово о жизненном пути писателя. Рассказ «Килделәр». Ненависть к фашистам людей, спрятавшихся во время войны в погребе. Отражение детской психологии.

Сибгат Хаким. Слово о жизненном пути писателя. Стихотворение «Колын». Трагедия для животных, которую приносит война.

Мнения писателей о Сибгате Хакиме. Музей Сибгата Хакима.

Картина А.Пластова «Фашист очып үтте». Стихотворение Л.Лерона «Фашист очып үтте». Единство искусства и литературы.

Литература послевоенных годов.

Ренат Харис. Стихотворение «Ветеран дәфтәрләр». Записи, воспоминания военных лет. Их значение на сегодняшний день.

Фатих Хусни. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Рассказ «Чыбыркы». Проблема выбора профессии. Труд жителей деревни. Отношение между отцом и ребенком, соседями, мальчиками. Формирование характера ребенка.

Роберт Ахматджанов. Слово о жизненном пути поэта. Стихотворение «Солдатлар». Незабываемые раны войны.

Вечный огонь как песнь славы. Превращение в песню писателей с глубокой душой.

Наби Даули. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Стихотворение «Бәхет кайда була?». Нахождение счастья трудолюбивым человеком. Рассказ «Кар нинди җылы». Отношение между детьми и взрослыми. Для обретения счастья нужна не только мать, но и нужен отец. Отражение детской психологии.

Фанис Яруллин. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Сказка «Зәңгәр күлдә ай коена». Ответ на доброту добрыми поступками. Победа внутренней красоты над внешней красотой. Стихотворение «Бөтенесе кирәк». Мы – дети природы. Таинственная красота природы. Ответственностҗ человека за природу.

Резеда Валиева. Стихотворение «Бәхет». Понтие счастья. Его многогранность. Учеба, работа в родной стране – это настоящее счастье.

Родная страна, Родина

Наки Исанбет. Слово о жизненном пути писателя. Стихотворение «Туган ил». Картины про родную страну.

Нажип Мадьяров. Слово о жизненном пути. Стихотворение «Сиңа кайттым, гүзәл туган җирем».

Сибгат Хаким. Стихотворения «Бер горурлык хисе», «Башка берни дә кирәкми». Воспитание любви к родной земле.

Фуат Садриев. Рассказ «Тургай ни дип җырлый?». Грусть и радость

Творчество М.Карима.

Жизнь и творчество Н. Мадьярова. Стихотворение «Сина кайттым гүзәл туган җирем»

С.Хаким. Стихотворения «Бер горурлык хисе», «Башка берни дә кирәкми».

Ф.Садиев. Произведение «Тургай ни дип җырлый?».

Переведенные произведения А.Патонов. Произведение «Ягъфәр бабай».

Дж. Родари. Рассказ «Әбинең кошчыклары».

А.Экзюпери. Произведение «Нәни принц».

Юмор в творчестве поэтов и писателей.

Рассказы А.Гимадиева.

Стихотворения Ш.Галиева. Юмор в творчестве Р.Миннуллина.

  1. класс

Устное народное творчество. Народные песни. Мнение писателей о народных песнях.Татарские народные песни. Пословицы, поговорки, загадки о песнях.Творчество Юсуфа Баласагунлы.

Литература VIII века. Жизнь и творчество Габдеряхима Утыз Имяни.

Литература IX века. Жизнь и творчество Г. Кандалый.

Литература XX века. Жизнь и творчество Г. Тукая. Стихи Г. Тукая.Г. Тукай. Поэма "Шурале".Г. Тукай. Рассказ "Воспоминания".Г. Тукай. Рассказ "Воспоминания".Вн. чт. Жизнь и творчество Г. Исхакый. Рассказ "Кожаные

сапоги".Жизнь и творчество М. Гафури. Стихи М. Гафури.Жизнь и творчество Хади Такташа. Лирика Хади Такташа.Жизнь и творчество И. Гази. Рассказ "Незабываемые годы". Лена Шагыйрьжан "Спасибо хлеборобу

Литература в годы ВОВ.        Стихи М. Джалиля.Н. Даули "Отомстите врагу".Жизнь и творчество Х. Можай. Х. Можай "Подарок".Г. Исхак "Перед боем".Жизнь и творчество Ш. Маннур. Ш. Маннур "Прощальная песня", "Татарская

девушка", Цветы и снаряды". Жизнь и творчество М. Махдиева. М. Махдиев "ФронтовикиК. Латыйп "Парад победы". Р. Валиев "Любовь и ненависть". Баллады Ш. Галиева.Жизнь и творчество Ш. Маннапова. Ш. Маннапов "Глухие звуки", "Говорят был у солдата". Р. Акъегет "На площади Э. Шарифуллина "Родина". Ф. Яруллин "Человеку нужна

Родина".Жизнь и творчество А. Еники. Рассказ "Красота".М. Мирза "Воспоминания детства". Жизнь и творчество Г. Баширова. Г. Баширов "Сабантуй Работа над ошибками.Д. Гайнетдинова "Ласточка каменного берега".

Переводы. (А. Чехов "Анюта". Х. Кристиан Андерсен "Принцесса на горошине". К. Паустовский "Медный перстень".

Юмористические рассказы. Р. Фаизов "Герой сказал". Г. Мухамматшин "Гусиная каша".И. Гази "Почему засмеялась Маулия?" Г. Афзал "Усы кручу". Г. Рахим "Шуба А-ля-шэр".

Родной край .Жизнь и творчество Х. Туфана. Стихи Х. Туфана. Осень в родном краю. Н.Акмал "Смотря на людей"Н. Нажми "Татарский язык". Р. Файзуллин "Мой язык". Ш Галиев "Родной язык".Жизнь и творчество Р. Миннуллина.

Стихотворение "Родному языку". Р. Харис "Родная сторона".

  1. класс

Устное народное творчество

Былина. Былина о возникновении Казани. Былина "Волшебница".Легенды: "Как летучая мышь сохранила вселенную?", "Планета Венера". Исторические песни периода Казанского ханства. Башкирские праздники и песни.Эпическая поэма "Жик Марган". Пословицы и поговоркиР.р. Сочинение "Кто много читает - тот много знает". Работа над ошибками.С. Сараи "Сухейль и Гульдурсун".

Литература VIII века. Рассказ о Мажмагул Проектная работа.

Литература IX века. З. Хади "Безвинный".

Литература XX века. Жизнь и творчество Г. Тукая. Г. Тукай "Национальные мотивы". М. Хусаен "Тукай - наш поэтический утёс". Виртуальная экскурсия в музей Г. Тукая. Г. Тукай "Поэт". "Поэт, задевающий за душу народаРабота над ошибками.А. Файзи. Отрывки из романа "Тукай".Дардеманд "Колыбель", "Прощание". Н. Ахмадиев "ДардемандГ.

Ибрагимов "Дети природы". ПейзажХ. Такташ. Поэма "Алсу".

Литература в годы ВОВ. Ф. Карим "У нас весна …", "Звонкая зелёная гармонь. Беседа о Ф. Кариме. Г. Кутуй "Художник". Жизнь и творчество Г. Апсалямова. Г. Апсалямов "Мне было 19". Жизнь и творчество С. Хакима. С. Хаким "Садоводы". Г. Баширов "Вот тебе на!"Жизнь и творчество А. Еники. А. Еники "Кто спел?", "Цветок мака". И. Гази "Звездочёт". Р. Низами "Память о блокаде Проектная работа М. Махдиев "Мы дети сорок первого", "Один майор", "Спать хочется". МетонимияМ. Махдиев "Колаямбу", "Свистят телеграфные провода". Т. Миннуллин "Здесь родились - здесь выросли

Переводы. А. Пушкин "Зимний вечер", "Я вас полюбил". М. Лермонтов "Тучи".

Фантастика. А. Тимергалин "На секретной планете". Р.Фаизов "Одна бабочка". Г. Гыйльманов "История двух друзей и Деда Мороза".

  1. класс

Устное народное творчество. Жанр баит. Баит "Сююмбика.Баит о бестолковой снохе. Баит о русско - французской войне. Равил Файзуллин "Баит о пароходе".Монажаты. Монажаты Э. Шарифуллиной, Л. Шагыйрьжан.

Литература VII века. Сайяди "Эпос Бабахана". Портрет. Переходность в литературе. Система стихосложения. Стихи Р. Гаташа, М. Мирзы.

История литературы XVIII века. Жизнь и творчество Т. Ялчыгол.

Литература XIX века. Жизнь и творчество Акмуллы. М. Агламов "Телега Акмуллы", "Баит Акмуллы". Ф. Карими "Дочь мурзы Фатима". Ф. Тарханова "Я человек XIX века". Стихи Г.Рахима и Р.Гаташа.Песни о маме. Стихи Р.Мингалима, Р.Миннуллина, Р.Валиева, М.Галиева, Л.Шагыйрьжан.М. Валиев "Луг". Р.Зайдулла "Смотрю на мою Казань".Ф.Латыйфи " Несчастье. А.Гаффар "Аист".Ф.Шафигуллин "Голубой каток", "Лужайка на пригорке".Р.Мухаммадиев "Глаза души".

Н.Гыйматдинов "Царь полей". Г.Гыйльманов. Новелла " Зелёный попугай".Д.Гайнетдинова "Звук души.» Л.Шагырьжан" Хлеб". Жизнь и творчество Ф. Садриева. Отрывок из трилогии "Радость несчастных".Стихи Р. Хариса. Буинский музей Р. Хариса. Драма "Любовные сны Тукая".

Драматургия. Жизнь и творчество М. Файзи. Драма "Галиябану". Музей М. Файзи в Балтачском районе. работа над ошибками.Жизнь и творчество Т. Миннуллина. Драма "Мелодичная песня"

Лирика XX века. История татарской лирики. Короткие стихи. Особенности национальных праздников

Башкортостана. Стихи Г.Рахима и Р.Гаташа.Песни о маме. Стихи Р.Мингалима, Р.Миннуллина, Р.Валиева, М.Галиева, Л.Шагыйрьжан.М. Валиев "Луг". Р.Зайдулла "Смотрю на мою Казань".Ф.Латыйфи " Несчастье. А.Гаффар

"Аист".Ф.Шафигуллин "Голубой каток", "Лужайка на пригорке". Р.Мухаммадиев "Глаза души". Н.Гыйматдинов "Царь полей". Г.Гыйльманов. Новелла " Зелёный попугай".Д.Гайнетдинова "Звук души.» Л.Шагырьжан" Хлеб".

Региональный компонент. Особенности национальных праздников Башкортостана

  1. класс

ИСТОРИЯ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы разделения тюрко- татарской литературы на этапы.Воспоминания уйгурской письменности.

ПЕРИОД ВВЕДЕНИЯ ИСЛАМА В ТЮРКСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Махмуд Кашгари «Словарь тюркских наречий».Творчества А.Ясави и С.Бакыргани. История жанра ода

ПЕРИОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ТЮРКО-ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Дастан Золотоордынского периода «Идегяй». Трагедия.Литературная критика. «Идегяй» - пример жанра эпоса-дастана.

«Идегяй» и национально- этнические традиции.

ТЮРКО-ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВЕКОВ.

Творчество писателя XVII века Мавлы Кулыя. Хикметы. Суфийская литература

Турекменский поэт Махтумколый Фираги. Его газели в переводе Р.Миннуллина. Философия древнего поэта.Чтение афоризмов из стихов поэтов А.Каргалыя, Х.Салихова, Г. Кандалыя, Г.Чокрыя, Акмуллы, Г.Самитовой. Проникновение в философию поэтов

ПРОЗА XIX ВЕКА.

Муса Акъегетзадэ. Биография писателя. Чтение романа «Хисаметдин менла».

Риза Фахретдинов. Биография писателя. Чтение романа «Асма, или Деяние и наказание». Музей Р.Фахретдинова.Захир Бигиев. Биография писателя. Чтение романа «Тысячи, или Красавица Хадича».Шакир Мухамедов. Чтение повести

«Японская война, или Доброволец Батыргали». Выражение сатиры. Мнимый патриотизм.

РАЗВИТИЕ ЖАНРА ДРАМЫ.

Габдрахман Ильяси. Чтение пьесы «Бедная девушка».

ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

История театра. Галиасгар Камал. Биография драматурга. Чтение комедии «Первый театр». Комедия.

Трагикомедия.Шариф Хусаинов. Чтение драмы «Белое платье матери (Мама приехала)».Габдулла Тукай. Литературное

наследие поэта. Чтение и анализ стихотворения «Молитва матери». Чтение материала «Татарский кодекс Тукая». Разил Валиев «Человек»

ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. ПРОЗА.

Фатих Амирхан. Чтение и анализ повести «Хаят».Жизнь и творчество Галимзяня Ибрагимова. Отрывок из произведения Г.Ибрагимова«Любовь – это счастьеАмирхан Еники. Чтение и анализ повести «Невысказанное завещание».Габдрахман

Абсалямов. Отрывк из романа «Белые цветы».Жизнь и творчество Аяза Гилязева. Отрывок из произведения Аяза Гилязева

««В пятницу, вечером».«Татарский национальный звон». Знакомство с трудами Миляуши Хабатдиновой.Жизнь и творчество Рустема Мингалима. Чтение и анализ рассказа «Желтая-прежелтая осень».Фанис Яруллин. Сатирический рассказ на тему

«Желанный жених».Миргазиян Юныс. Чтение и обсуждение очерка «Рассказ о Воде, Земле и Небе».Стихи Рустема Мингалима. Персонификация. Стихи Гамила Афзала. Стихи Рашита Ахматзянова.

ПЕРЕВОДЫ. А.Пушкин. Чтение стихотворения «Пророк». Г.Тукай. Чтение стихотворения «Пророк»А.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Харрас Эюп. «Книга держа в руках…»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. Особенности национальных праздников Башкортостана

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация        данной        программы        обеспечивает        достижение        выпускниками        основной        школы        определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

  • осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, любовь и уважение, чувство гордости за свою Родину), осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование системы нравственных понятий и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование эстетических представлений через освоение художественного и культурного наследия народов Башкортостана.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • знания гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • целостного        мировоззрения,        соответствующего        современному        уровню        развития        науки        и        общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • знания основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, использовать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • планировать алгоритм ответа;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • развивать способности к регуляции учебной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
  • применять логические действия сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
  • производить анализ, синтез, сравнение, классификацию;
  • определять основную идею изучаемого текста;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации по родной (татарской) литературе как части общечеловеческой и национальной культуры с привлечением электронных ресурсов библиотек и контролируемом пространстве сети Интернет;
  • развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • читать и понимать суть текста, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
  • строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;
  • владеть монологической и диалогической речью; вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию;
  • использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя) в рамках коммуникации как сотрудничества;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • понимать место и роль татарской литературы едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей своего народа;
  • осознавать значимость чтения и изучения татарской литературы для своего дальнейшего развития;
  • понимать        образную        природу литературы        как        явления словесного искусства;        эстетически        воспринимать произведения литературы;
  • уметь читать тексты различных стилей и жанров; использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • уметь аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; участвовать в обсуждении прочитанного;
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;
  • понимать ключевые проблемы изученных произведений фольклора и художественной литературы;
  • устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
  • понимать слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
  • работать с периодической печатью, перечислять названия журналов и газет на татарском языке, пересказывать их основное содержание;
  • владеть техникой написания творческих работ, учебных проектов, сочинений по личным впечатлениям, на основе литературных произведений, сочинений по картине.

Выпускник получит возможность научиться:

  • интерпретировать художественное произведение, опираясь на знания по истории, теории литературы;
  • обеспечивать культурную самоидентификацию; осознавать коммуникативно-эстетические возможности татарского языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  • владеть навыками сопоставления произведений татарской литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определять линии сопоставления; выбирать аспект для самостоятельного анализа.

Предметные результаты к концу пятого класса

Обучающийся научится:

  • выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы (правильно передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);
  • различать основные жанры фольклора и художественной литературы (фольклорная и литературная сказка, загадка, пословица, поговорка, предание, легенда, баит, дастан, басня, рассказ, повесть, лирическое стихотворение, пьеса); отличать прозаические тексты от поэтических;
  • эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;
  • определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы по содержанию произведений;
  • участвовать в обсуждении прочитанного;
  • обосновывать свои суждения с опорой на текст;
  • характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;
  • пересказывать художественный текст (подробно, сжато);
  • составлять простой план художественного произведения;
  • использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (образ, эпос, лирика, драма, тема, идея, юмор и др.);
  • создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 20-30 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения; сопоставлять эпизоды внутри произведения;
  • характеризовать эмоциональную составляющую художественного текста.

Предметные результаты к концу шестого класса

Обучающийся научится:

  • выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы;
  • определять и формулировать тему, идею, проблематику прочитанных произведений;
  • характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей;
  • сопоставлять персонажей одного произведения по сходству и контрасту;
  • формулировать свою точку зрения и понимать смысл других суждений;
  • пересказывать художественный текст, используя разные виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный, творческий);
  • составлять простой план художественного произведения, в том числе цитатный;
  • использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (образ автора, лирическое «я», проблема, пейзаж, психологизм, характер, тип, метафора и др.);
  • писать сочинение по личным впечатлениям, по картине, по предложенной тематике.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения;
  • выявлять художественную функцию пейзажа в произведении.

Предметные результаты к концу седьмого класса

Обучающийся научится:

  • выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы;
  • определять и формулировать проблему прочитанных произведений;
  • соотносить содержание и проблематику художественных произведений;
  • характеризовать литературного героя, его внешность и внутренние качества, поступки и отношения с другими героями;
  • анализировать произведение, используя изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (рассказ, повесть, роман, жанры лирики, комедия, драма, сюжет, диалог, монолог, композиция, художественное время и пространство и др.);
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выявлять характер конфликта в произведении;
  • писать сочинения по предложенной литературной тематике (с опорой на одно произведение).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять роль художественной детали, выявлять ее художественную функцию;
  • формулировать вопросы, связанные с содержанием и формой прочитанного произведения.

Предметные результаты к концу восьмого класса

Обучающийся научится:

  • характеризовать факты из биографии писателя и сведения об историко-культурном контексте его творчества;
  • определять и формулировать тематику, проблематику и идейное содержание прочитанных произведений;
  • анализировать литературное произведение; определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы; характеризовать в произведениях конфликт (внешний и внутренний);
  • характеризовать        особенности        строения        сюжета        и        композиции;        определять        стадии        развития        действия        в художественных произведениях;
  • определять роль художественной детали, выявлять ее художественную функцию, определять роль пейзажа и интерьера в произведении;
  • выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте художественные средства и характеризовать их роль в литературном произведении;
  • участвовать в дискуссии о прочитанном, формулировать свою точку зрения, аргументированно ее отстаивать, понимать смысл других суждений;
  • использовать        изученные        теоретико-литературные        понятия        при        анализе        художественного        текста (просветительский реализм, реалистическая проза, символ и др.);
  • писать сочинение по предложенной литературной тематике (с опорой на одно произведение или несколько произведений одного писателя).

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять основные этапы историко-литературного процесса;

  • отличать художественный текст от научного, делового, публицистического.

Предметные результаты к концу девятого класса

Обучающийся научится:

  • соотносить        содержание        и        проблематику        художественных        произведений        со        временем        их        написания        и отображенной в них эпохой; выделять основные этапы историко-литературного процесса;
  • характеризовать особенности строения сюжета и композиции, конфликта;
  • выявлять в художественном произведении и различать позиции героев, повествователей;
  • воспринимать литературное произведение как художественное высказывание автора, выявлять авторскую позицию;
  • использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (хронотоп, эпиграф, авторская позиция, образы-вещи, собирательный образ, портрет и др.);
  • писать сочинение по предложенной литературной тематике (с опорой на одно или несколько произведений одного писателя, произведения разных писателей).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить исследования, ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, необходимую для написания работы, использовать необходимую литературоведческую литературу, ссылаясь на источники.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1.  Устное народное творчество

1.1

1.2

1.3

Развитие речи Сказки

Басни

1

1

1

0

0

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

6

0

0

Раздел 2. История древней литературы

2.1

Кул Гали

1

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

http://www.tatarhistory.ru/

Итого по разделу

1

0

0

Раздел 3 Литература XIX века

3.1

Система образования у татар

2

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

http://www.tatarhistory.ru

/

Итого по разделу

2

0

0

Раздел 4 Литература XX века

4.1

Литература XX века

3

1

0

http://shigriyat.ru http://gabdullatukay.ru

Итого по разделу

3

1

0

Раздел 5. Литература в годы ВОВ

5.1

За Родину

5

0

0

http://www.tatknigafund.ru

Итого по разделу

5

0

0

Раздел 6. Литература после ВОВ

6.1

Где живет счастье?

4

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

4

0

0

Раздел 7 Родной край.

7.1

7.2

7.3

Родина Красота лесов

У себя на Родине

1

1

1

0

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

7

0

0

Раздел 8. Переводы

8.1

Переводы

1

1

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

1

1

0

Раздел 8. Юмористические рассказы

8.1

Юмор

3

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

3

0

Раздел 9 Обобщение

1

8.1

Итого по разделу

34

2

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Устное народное творчество

1.1

Песни

3

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

3

0

0

Раздел 2. Литература XVIII века

2.1

Жизнь и творчество Утыз Имани

2

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

http://www.tatarhistory.ru/

Итого по разделу

2

0

0

Раздел 3 Литература XIX века

3.1

Жизнь и творчество Г. Кандалый

1

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

http://www.tatarhistory.ru

/

Итого по разделу

1

0

0

Раздел 4 Литература XX века

4.1

4.2

4.3.

4.4

4.5

Г. Тукай Г. Исхаки М. Гафури

Х. Такташ И. Гази

3

1

1

1

1

1

0

http://shigriyat.ru http://gabdullatukay.ru

Итого по разделу

8

1

0

Раздел 5. Литература в годы ВОВ

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

М. Джалиль Н. Даули

Х. Можай Ш. Маннур М. Махдиев А.Еники

2

1

1

1

2

1

0

0

http://www.tatknigafund.ru

Итого по разделу

13

0

0

Раздел 6. Переводы

6.1

А. Чехов

1

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

1

0

0

Раздел 7. Юмористические рассказы

7.1

. Сатира.

2

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

3

0

0

Раздел 8. Родной край

8.1

8.2

8.3

Х. Туфан

Р. Миннуллин

Ш. Галиев

1

1

1

1

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

3

1

0

Итого по разделу

34

2

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Народ правдив

1.1

Народ правдив

5

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

5

0

0

Раздел 2. Слово мудрецов.

2.1

Слово мудрецов.

5

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

http://www.tatarhistory.ru/

Итого по разделу

5

0

0

Раздел3 Судьба страны в надѐжных руках.

3.1

Судьба страны в надѐжных руках.

7

1

0

http://kitaphane.tatar.ru

http://www.tatarhistory.ru

/

Итого по разделу

7

1

0

Раздел 4 Герой своего времени.

4.1

Герой своего времени.

4

0

0

http://shigriyat.ru http://gabdullatukay.ru

Итого по разделу

4

0

0

Раздел 5. Тема Родины.

5.1

Тема Родины.

4

0

0

http://www.tatknigafund.ru

Итого по разделу

4

0

0

Раздел 6. Добро побеждает.

6.1

Добро побеждает.

4

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

4

0

0

Раздел 7 . Природе нужен доктор

7.1

Природе нужен доктор

3

1

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

3

1

0

Итого по разделу

34

2

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Память о прошлом.

1.1

Память о прошлом.

4

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

4

0

0

Раздел 2. Следы в истории

2.1

Следы в истории

6

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

http://www.tatarhistory.ru/

Итого по разделу

6

0

0

Раздел 3 Незабываемые годы.

3.1

Незабываемые годы.

5

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

http://www.tatarhistory.ru

Итого по разделу

5

0

0

Раздел 4 Рано повзрослели.

4.1

Рано повзрослели.

3

1

0

http://shigriyat.ru http://gabdullatukay.ru

Итого по разделу

3

1

0

Раздел 5. Образ матерей в литературе.

5.1

Образ матерей в литературе.

6

0

0

http://www.tatknigafund.ru

Итого по разделу

6

0

0

Раздел 6. Юмор

6.1

Юмор

3

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

3

0

0

Раздел 7 . Великие дети народа.

7.1

. Великие дети народа.

3

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

3

0

0

Раздел 8. Природа одушевленная.

8.1

Природа одушевленная.

5

1

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

5

1

0

Итого

34

2

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. ИСТОРИЯ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1

Принципы разделения тюрко- татарской литературы на этапы.

1

0

0

http://adiplar.narod.ru

1.2

Воспоминания уйгурской письменности

1

Итого по разделу

2

0

0

Раздел 2. ПЕРИОД ВВЕДЕНИЯ ИСЛАМА В ТЮРКСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

2.1

Махмуд Кашгари «Словарь тюркских наречий».

1

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

2.2

Творчества А.Ясави и С.Бакыргани. История жанра ода

1

http://www.tatarhistory.ru/

Итого по разделу

2

0

0

Раздел 3 ПЕРИОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ТЮРКО-ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

3.1

Дастан        Золотоордынского        периода        «Идегяй».        Трагедия.

1

0

0

http://kitaphane.tatar.ru

3.2

Литературная критика.

1

http://www.tatarhistory.ru

Итого по разделу

2

0

0

Раздел 4 ТЮРКО-ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВЕКОВ.

4.1

4.2

4.3

Творчество        писателя        XVII        века        Мавлы        Кулыя.        Хикметы. Суфийская литература

Турекменский поэт Махтумколый Фираги.

1

1

1

1

0

http://shigriyat.ru http://gabdullatukay.ru

Итого по разделу

3

1

0

Раздел 5. Образы «целителей» в татарской литературе.

5.1

Образы «целителей» в татарской литературе.

4

0

0

http://www.tatknigafund.ru

Итого по разделу

4

0

0

Раздел 6. Учитель – это звучит гордо!

6.1

Учитель – это звучит гордо!

4

0

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

4

0

0

Раздел 7 . Изобилие профессий.

7.1

. Изобилие профессий.

5

1

0

http://adiplar.narod.ru

Итого по разделу

5

1

0

Итого по разделу

33

2

0

Методические пособия:

  1. Богданова О.Ю. Теория и и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
  2. Пранцова Г. В. Методика обучения литературе: практикум / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 272 с.
  3. Роговер Е.С. Методика преподавания литературы: Учебное пособие. Т. 2. – СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2016. –

736 с.

  1. Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография. – Иркутск: Изд-во

ВСГАО, 2016. – 307 с.

  1. Абдуллина Д.М., Мөхәрләмова Г.Н. Әдәбият дәресләрендә шәхескә        бәйле универсаль уку гамәлләрен формалаштыру: методик ярдәмлек. – Казань: изд-во ИЯЛИ, 2018. – 46 с.
  2. Заһидуллина Д.Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. – Второе издание, переработанное и дополненное. – Казань: изд-во «Магариф», 2004. – 367 с.
  3. Заһидуллина Д.Ф. Урта мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы: Методик кулланма. – Казань: изд-во

«Магариф», 2000. – 335 с.

Словари:

  1. Әдәбият белеме: Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге. – Казань: изд-во «Магариф», 2007. – 231 с.
  2. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1977. – Т. 1. – 476 б.
  3. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1979. – 726 б.
  4. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1981. – 832 б.
  5. Ханбикова Ш.С. Татар теленең синонимнар сүзлеге / Ш.С. Ханбикова, Ф.С. Сафиуллина. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. – 263 б.

Справочная литература:

  1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 232 с.
  2. Современная литературная теория. Антология / сост. И.В. Кабанова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 344 с.
  3. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 1 том / төз. Р.Н. Даутов, Р.Ф. Рахмани. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2009. – 750 с.
  4. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 2 том / төз. Р.Н. Даутов, Р.Ф. Рахмани. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2009. – 734 с.
  5. Закирҗанов Ә.М. Яңарыш юлыннан (Хәзерге татар әдәбият белеме мәсьәләләре). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2008. – 303 б.
  6. Заһидуллина Д.Ф. Әдәби әсәргә анализ ясау: Урта гомуми белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку йортлары студентлары өчен кулланма / Д.Ф. Заһидуллина, М.И. Ибраһимов, В.Р. Әминева. – Казань: изд-во «Магариф», 2005. – 111 с.
  7. Заһидуллина Д.Ф. Әдәби әсәр: өйрәнәбез һәм анализ ясыйбыз: Урта гомуми белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку йортлары студентлары өчен кулланма / Д.Ф. Заһидуллина, М.И. Ибраһимов, В.Р. Әминева. – Казань: изд-во «Магариф», 2007. – 112 б.
  8. Заһидуллина Д.Ф. Әдәбият кануннары һәм заман. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2000. – 271 б.
  9. Заһидуллина Д.Ф. Дөнья сурәте үзгәрү: ХХ йөз башы татар әдәбиятында фәлсәфи әсәрләр: монография. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2006. – 191 б.
  10. Заһидуллина Д.Ф. Модернизм һәм ХХ йөз башы татар прозасы. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2002. – 255 б.
  11. Исәнбәт Н.С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 1 том. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2010. – 623 с.
  12. Исәнбәт Н.С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 2 том. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. – 749 с.
  13. Исәнбәт Н.С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 3 том. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. – 799 с.
  14. Татар әдәбияты: Теория. Тарих / Д.Ф. Заһидуллина, Ә.М. Закирҗанов, Т.Ш. Гыйләҗев, Н.М. Йосыпова. – Тулыл. 2 нче басма. – Казань: изд-во «Магариф», 2006. – 319 с.
  15. Татар әдәбияты тарихы: сигез томда / [сост. Р.Ф. Рәхмани]. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2014.– Т. 1. – 2014; Т.2. – 2014; Т.3. – 2014; Т. 4. – 2016; Т. 5. – 2017; Т. 6. – 2018.
  16. Яхин Ф.З. Урта гасырлар татар әдәбияты: Татар шигъриятендә дини мистика һәм мифология. Икенче басма. – Казан: Раннур, 2003. – 416 б.

Периодические издания:

  1. Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).
  2. Литературно-художественный журнал «Идел» («Идель»).
  3. Литературно-художественный и документальный журнал «Безнең мирас» («Наше наследие»).
  4. Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Казан утлары» («Огни Казани»).
  5. Газета «Татарстан яшьләре» («Молодежь Татарстана»).
  6. Научно-методический журнал «Мәгариф» («Магариф»).

Федеральные информационные ресурсы:

  1. Единый        банк        педагогических        практик        преподавания        родных        языков        народов        России        //        http://xn-- 80aab4aibbttky.xn--p1ai/ (дата обращения: 07.03.2020).
  2. Единое окно доступа к информационным ресурсам // http://window.edu.ru resource/242/1242 (дата обращения: 07.03.2020).
  3. Реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 01.04.2020).
  4. Сайт Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации http://родныеязыки.рф (дата обращения: 07.03.2020).

Региональные информационные ресурсы:

  1. Библиотека художественных произведений на татарском языке //        http:// Kitapxane.at.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  2. Институт развития образования РТ // http://www.irort.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  3. Министерство образования и науки РТ // http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 02.02.2020).
  4. Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // http://www.edu. kzn.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  5. Портал татарского образования // belem.ru (06.04.2020).
  6. Татарский язык: большой электронный свод // http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 17.10.2019).
  7. Тексты на татарском языке // http://Tatarca.boom.ru (дата обращения: 17.10.2019).
  8. УМК «Сәлам!» // http://selam.tatar (дата обращения: 20.11.2019).
  9. Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // http://www.tatarmultfilm.ru / (дата обращения: 02.02.2020).
  10. Языки народов России в Интернете // http://www.peoples.org.ru (дата обращения: 07.04.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному ( татарскому) языку

Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 4 класса создана на основе:•       Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку. 3 класс

3  нче сыйныф өчен туган телдән эш программасы түбәндәге  документларга нигезләнеп төзелде: МБГБУ “Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гомуми белемнең төп белем...

рабочая программа по родному (татарскому языку) для 5-го класса

Курсның эчтәлегеЯлгызлык һәм уртаклык исемнәре.Тартым һәм килеш белән төрләнгән исемнәрнең берлек һәм күплек сандагы кушымчаларын аера белү.Тамыр, кушма парлы, тезмә исемнәрнең ясалышы, аларның сөйләм...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...

Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9  классы...

Рабочая программа по родной (татарской) литературе 5 - 9 класс

Рабочая программа   по родной (татарской) литературе 5 - 9 класс...