Урок литературы в 6 классе на тему: "А.П.Чехов «Хамелеон»
методическая разработка по литературе (6 класс)

Сарапульцева Гульзифа Хусаиновна

Методическая разработка нестандартного урока литературы в 6 классе А.П.Чехов Хамелеон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hameleon.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 6 классе на тему: "А.П.Чехов  «Хамелеон»

Сарапульцева Гульзифа Хусаиновна,учитель русского языка и литературы

Цель: создать условие для углубления знаний учеников о творческой биографии А.П. Чехова и ознакомления их с рассказом А.П. Чехова "Хамелеон».

Ход урока

 Организационный момент

 Актуализация знаний

Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество русского писателя-классика Антона Павловича Чехова. (Презентация 1)

    А.П.Чехов по специальности был врачом, но  врачевал он не только болезни тела, но и болезни духа. Сегодня мы с вами должны разобраться в одной истории болезни. В нашем распоряжении   рассказ Чехова «Хамелеон»  и анонимная кардиограмма, которую необходимо распознать и определить её принадлежность. (Презентация 2 слайд 2)

Перед тем как лечить болезнь, её нужно распознать, определить ее симптомы , поставить диагноз, а уж потом выписывать рецепт с наименованием лекарства.

Краткий пересказ произведения учащимися. / Уч-ся предварительно прочитали его./

Определяем симптомы болезни.

-Посмотрите на кардиограмму. Кому она может принадлежать?

У кого такие перепады в настроении? (У надзирателя Очумелова- меняет решение )

-Каковы же симптомы болезни Очумелова?  / Бросает то в жар, то в холод-эпизод с шинелью. Смена интонации голоса. Правда и справедливость не имеют значения. Все решает чин /

Ставим диагноз.

-По выявленным симптомам попробуем определить диагноз. Итак, диагноз: хамелеонство.

-Почему хамелеонство? Определим значение слова / Хамелеон – порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды

Переносное значение-Человек, меняющий свои взгляды, убеждения в зависимости от обстоятельств)

Определяем носителей болезни.

-Одинок ли Очумелов в своей болезни?

-Почему в конце рассказа толпа смеется над Хрюкиным? Каков диагноз болезни Хрюкина? Докажите.

-А окружающие люди? Разве они здоровы?

Вывод учителя: Чехов был одним из первых писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, страх, порабощающий и уничтожающий человека. Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. Чехов в рассказе «Хамелеон» показывает картину нравов того времени, высмеивает чинопочитание.

 Жанр произведения.

-        Это юмористическое произведение или сатирическое?

-        Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем в своих тетрадях определения

сатиры и юмора. /зачитывают, отвечают/

Слово учителя: Чехов вошел в историю литературы как величайший мастер короткого рассказа. Ему принадлежит афоризм: «Краткость – сестра таланта»

Работа со словарем литературоведческих терминов:

-        Зачитайте определение «афоризма», «лаконизма».

Афоризм – обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заостренной форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от нее принадлежит определенному лицу (писателю, ученому).

Лаконизм – краткость и четкость изложения.

Слово учителя: В письмах и записях Чехова встречаются такие изречения, как «искусство писать – это искусство сокращать», «умею коротко говорить о длинных вещах». В минимальный объем текста Чехов мог вместить глубокое содержание, и это мы видим на примере рассказа «Хамелеон».

Подведение итогов урока

Мы видим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из обыденной жизни и на его примере показывает человеческие отношения в целом. Чехов не просто описывал жизнь, он жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее.

 За какого человека боролся Чехов в своих рассказах? Какие недостатки высмеивал? Чехов боролся за человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства, а высмеивал то, что мешает человеку стать таковым

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....