Урок литературы в 6 классе на тему: "А.П.Чехов «Хамелеон»
методическая разработка по литературе (6 класс)
Методическая разработка нестандартного урока литературы в 6 классе А.П.Чехов Хамелеон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе на тему: "А.П.Чехов «Хамелеон»
Сарапульцева Гульзифа Хусаиновна,учитель русского языка и литературы
Цель: создать условие для углубления знаний учеников о творческой биографии А.П. Чехова и ознакомления их с рассказом А.П. Чехова "Хамелеон».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество русского писателя-классика Антона Павловича Чехова. (Презентация 1)
А.П.Чехов по специальности был врачом, но врачевал он не только болезни тела, но и болезни духа. Сегодня мы с вами должны разобраться в одной истории болезни. В нашем распоряжении рассказ Чехова «Хамелеон» и анонимная кардиограмма, которую необходимо распознать и определить её принадлежность. (Презентация 2 слайд 2)
Перед тем как лечить болезнь, её нужно распознать, определить ее симптомы , поставить диагноз, а уж потом выписывать рецепт с наименованием лекарства.
Краткий пересказ произведения учащимися. / Уч-ся предварительно прочитали его./
Определяем симптомы болезни.
-Посмотрите на кардиограмму. Кому она может принадлежать?
У кого такие перепады в настроении? (У надзирателя Очумелова- меняет решение )
-Каковы же симптомы болезни Очумелова? / Бросает то в жар, то в холод-эпизод с шинелью. Смена интонации голоса. Правда и справедливость не имеют значения. Все решает чин /
Ставим диагноз.
-По выявленным симптомам попробуем определить диагноз. Итак, диагноз: хамелеонство.
-Почему хамелеонство? Определим значение слова / Хамелеон – порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды
Переносное значение-Человек, меняющий свои взгляды, убеждения в зависимости от обстоятельств)
Определяем носителей болезни.
-Одинок ли Очумелов в своей болезни?
-Почему в конце рассказа толпа смеется над Хрюкиным? Каков диагноз болезни Хрюкина? Докажите.
-А окружающие люди? Разве они здоровы?
Вывод учителя: Чехов был одним из первых писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, страх, порабощающий и уничтожающий человека. Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. Чехов в рассказе «Хамелеон» показывает картину нравов того времени, высмеивает чинопочитание.
Жанр произведения.
- Это юмористическое произведение или сатирическое?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем в своих тетрадях определения
сатиры и юмора. /зачитывают, отвечают/
Слово учителя: Чехов вошел в историю литературы как величайший мастер короткого рассказа. Ему принадлежит афоризм: «Краткость – сестра таланта»
Работа со словарем литературоведческих терминов:
- Зачитайте определение «афоризма», «лаконизма».
Афоризм – обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заостренной форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от нее принадлежит определенному лицу (писателю, ученому).
Лаконизм – краткость и четкость изложения.
Слово учителя: В письмах и записях Чехова встречаются такие изречения, как «искусство писать – это искусство сокращать», «умею коротко говорить о длинных вещах». В минимальный объем текста Чехов мог вместить глубокое содержание, и это мы видим на примере рассказа «Хамелеон».
Подведение итогов урока
Мы видим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из обыденной жизни и на его примере показывает человеческие отношения в целом. Чехов не просто описывал жизнь, он жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее.
За какого человека боролся Чехов в своих рассказах? Какие недостатки высмеивал? Чехов боролся за человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства, а высмеивал то, что мешает человеку стать таковым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-1026490-1584626943.jpg)
Уроклитературы 5 класс
Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
- Мне нравится (1)