Рабочая программа по родной русской литературе 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Антонива Наталья Ивановна

Рабочая программа по родной русской литературе 8 класс в 2022-2023 уч. году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_8_klass.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15» г. Лиски

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______________ /________/

Протокол №

от «__» ________20 ___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

Асадчих Т.Н../________/

«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ №15»

Симакина Л.В./________/

«_____» _________20 ____ г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Родная литература (русская)»

для обучающихся 8 «В» класса

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Антонива Н.И.

2022/2023

1. Пояснительная записка.

1.1. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)»  для 5 класса общеобразовательной школы составлена  на основе федерального  государственного  образовательного стандарта  основного общего образования (Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. №1987), примерной  программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» ФГОС второго поколения (разработчики: Н.В. Беляева, М.А. Аристова, Ж.Н. Критарова),  основной образовательной программы МКОУ «СОШ №15».

1.2. Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися   программы основного общего образования по родной русской литературе, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по  формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ  учебно-исследовательской и проектной деятельности, освоения   смыслового чтения и работы с текстом.

1.3. Общие цели изучения предмета «Родная литература (русская)»:

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с  отечественной историей, формирование представлений  о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
  • В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ «СОШ №15». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 8 классе – 17 часов из расчета 0,5 часов в неделю.

2. Планируемые предметные результаты.

Ученик научится:

•        развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

•        развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

•        развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

•        развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

•          создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения.

3. Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ (5 ч)

Преданья старины глубокой (2 ч)

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин

C.        Н. Марков. «Сусанин».

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка.» П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

Города земли русской (1 ч)

По Золотому кольцу

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный.» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке.» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

B.        А. Степанов. «Золотое кольцо».

Родные просторы (2 ч)

Волга - русская река

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).

Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры...» (из поэмы «Горе старого Наума»).

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».

B.        В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)

Праздники русского мира (2 ч)

Троица

И. А. Бунин. «Троица».

C.        А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон.»

Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов.» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». Тепло родного дома (4 ч)

Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША (7 ч)

Не до ордена - была бы Родина (1 ч)

Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы). Загадки русской души (2 ч)

Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». О ваших ровесниках (2 ч)

Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

Лишь слову жизнь дана (2 ч)

Язык поэзии

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

и тем уроков

Всего часов

Дата

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Россия – Родина моя  

Преданья старины глубокой

1

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:

С. Н. Марков. «Сусанин»

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка»

1

2.09

2

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа)

1

9.09

Города земли русской

3

По Золотому кольцу:

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»

В. А. Степанов. «Золотое кольцо»

1

16.09

Родные просторы

4

Волга — русская река:

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»

(русская народная песня).

Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры...» (из поэмы «Горе старого Наума»)

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге» В. В. Розанов. «Русский Нил»

1

23.09

5

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

4.11

18/11-1 урок с 10

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

6

Троица:

И. А. Бунин. «Троица»

С. А. Есенин. «Троицыно утро,

утренний канон...»

Н. И. Рыленков. «Возможно ль

высказать без слов...»

1

30.09

7

Троица:

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»

1

7.10

Тепло родного дома

8

Родство душ:

Ф. А. Абрамов. «Валенки»

1

.14.10

8

Родство душ:

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)

1

21.10

9

Родство душ:

А. В. Жвалевский,

Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»

1

11.11

10

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

18.11

Раздел 3. Русский характер – русская душа

Не до ордена – была бы Родина

11

Дети на войне:

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)

1

25.11

Загадки русской души

12

Сеятель твой и хранитель:

И. С. Тургенев. «Сфинкс»

1

2.12

13

Сеятель твой и хранитель:

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» 

1

9.12

О ваших ровесниках

14

Пора взросления:

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

1

16.12

1 ур

15

Пора взросления:

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

1

16.12

ок

Лишь слову жизнь дана

16

Язык поэзии:

Дон Аминадо. «Наука стихосложения»

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»

1

23.12

1 ур

17

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

23.12

ок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...