"Традиции русского речевого этикета"
план-конспект урока (8 класс)

Конспект урока родного (русского) языка в 8 классе поможет провести урок познавательно и интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rodnogo_yazyka_8_kl.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

        

8 класс. Родной язык (русский).

Учебник Русский родной язык» (Авторы: О.М.Александрова и др.)

Раздел «Язык и культура»

Тема: «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности».

«Общаясь, люди создают друг друга»

Лихачев Д.С.

Цели и задачи:

1) формировать понятие о правилах речевого этикета с учетом традиций русского народа;

2)научить использовать этикетные формулы и правила общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией; учить работать с текстами разных типов;  отрабатывать умение выделять главное; работать  над формированием читательской грамотности;

3) воспитывать культуру речевого поведения, прививать интерес к изучению родного (русского) языка, желание самостоятельно добывать нужную информацию.

Оборудование:

 словарь синонимов

толковый словарь русского языка

компьютер, проектор

Формы работы: групповая, коллективная

                                                                Ход урока

1.Оргмомент.

2.Словарная работа в парах: работа с толковым и этимологическим  словарями (Этикет, нравственность)

3.Этап мотивации: упр.35 стр.29 (русские пословицы)

Беседа: 1)Какие правила речевого общения и речевого поведения отражены в этих пословицах? О каких нравственных качествах человека говорится в пословицах? Запишите названия этих качеств.

2)Какие еще русские пословицы, отражающие речевое поведение, вы знаете? Запишите их.

4.Работа по теме урока. Слово учителя. Эпиграф.

5.Составление таблицы «Главные правила русского  речевого общения» (по тексту упр.38)

                         Высказывание

          да

      нет

Речевой этикет-это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми.

Вежливость и этикет - очень близкие понятия.

Правила речевого поведения не регулируются речевым этикетом.

Все словесные и несловесные проявления вежливости- это знаки этикета.

6. Задание: записать в тетрадь ведущие тезисы: а) центральные нравственные категории и главные понятия речевого этикета в любой национальной культуре – вежливость и уважительное отношение к собеседнику;

б) Особенности русского речевого этикета - доброжелательность и сдержанность.

7. Тренировочные упр.

а) Работа с текстом упр.37

Задание: прочитайте фрагменты старинных русских книг:1) «Поучение  Владимира Мономаха» (12 век); 2) «Домострой» (16 век).

-О каких нравственных законах речевого поведения говорится в приведенных отрывках? Сформулируйте эти законы и запишите их. Как вы думаете, устарели ли эти правила?

- Выпишите из текста 2 слова и словосочетания, относящиеся к тематической группе «Доброжелательность».

Подготовка к ОГЭ:

- Подберите три-пять синонимов к слову доброжелательность в современном русском языке ( в случае затруднения обращайтесь к толковому словарю или словарю синонимов). Запишите их значения и стилистические пометы.

Задание: Закончите данные высказывания предложениями из текста.

1.Ибо как Василий учил, собрав юношей…

2. Не пропустите человека…

3. В слове к людям приветлив будь…

4.Если случится приветить приезжих людей…

Ответ:

1.Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу светлую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдать слово Господне.

2. Не пропустите человека, не поприветствовав его.

3. В слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь.

4. Если случится приветить приезжих людей, то хозяину или хозяйке следует быть приветливыми.

б). Упр.39. Задание: проанализируйте фрагменты словарных статей из «Словаря русского речевого этикета» А.Г.Балакая.

В каких ситуациях могут использоваться речевые формулы приветствия, представленные в словаре. Дополните своими примерами.

8.Закрепление изученной темы. Задания, направленные на развитие функциональной грамотности обучающихся

Работа с текстом. Упр. 45 стр.35

Задание: 1) Прочитайте отрывок из стихотворения В.А.Солоухина. О чем в нем говорится?

Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках (даже сзади крест-накрест).
Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
— Здравствуйте! —
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте! —
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

2) Как бы вы озаглавили этот   текст?

3)Что, на ваш взгляд, хотел сказать автор? Сформулируйте основную мысль  и проблему анализируемого  текста, запишите ее.

4) Вы заметили   особенности в форме этого лирического стихотворения? Подумайте, чем оно отличается от произведений, написанных в традиционной поэтической форме?

5) Сопоставьте данный текст с полным текстом стихотворения. О каком «утраченном обычае» говорит автор? Свой ответ подтвердите словами стихотворения.

                                 Здравствуйте

Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках (даже сзади крест-накрест).
Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
— Здравствуйте! —
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте! —
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
— Здравствуйте! — был ведь когда-то обычай такой.
Мы его в городах потеряли,
Потому что нельзя ж перекланяться всем,
Кто ходит по улице Горького,
В ГУМе толпится
И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.
— Здравствуйте! —
Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя бы совсем незнакомы)
И «здравствуйте» тихо сказать.

«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,
Это — главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и вы человек —
Мы люди на этой земле.—
Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим
(Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено).
— Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!

6) Найдите строки стихотворения, содержащие наказ  автора  нам, живущим сегодня людям? Прокомментируйте эти строки.

7).Объясните, почему одно слово может добавить в мире «капельку солнца» и «капельку счастья». Как это связано с особенностями русского речевого этикета? Оформите свой ответ в виде  сочинения-рассуждения.  Возможная тема сочинения-миниатюры: «Слово «здравствуйте» и русский речевой этикет».

9.Рефлексия  «Мой сосед»: выберите 1-2  фразы для оценки работа соседа по парте:

-Ты молодец!

-Я доволен твоей работой на уроке!

-Ты мог бы работать лучше!

-Ты многое узнал и успел сделать на уроке!

10 Итоги урока. Оценки.

11.Домашнее задание: напишите скетч (5-7 предложений) на тему: « Актуален ли в современном обществе  вопрос сохранения русской речевой культуры?»

 12. Заключительное слово учителя:

    Современный речевой этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от  древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

 Хочется верить, что  правила речевого поведения, о которых мы говорили сегодня на уроке, останутся в ваших сердцах на всю жизнь, помогут вам в трудную минуту, сделают вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей светлее, добрее, радостнее.

  В заключение обратимся к эпиграфу нашего урока - высказыванию  выдающегося ученого-исследователя древнерусской литературы   Д. С. Лихачева: «Общаясь, люди создают друг друга». Помните об этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции русского военного этикета. Воинские ритуалы

материал для проведения внеклассной работы...

Учебное пособие "Русский речевой этикет"

Учебное пособие написано в соответствии с образовательной программой для средних учебных заведений. Оно включает теоретический и практический материал, посвященный общению,  его видам и  пра...

Интегрированный урок "Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"

Интегрированный урок "Речевой зтикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО

Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...

Урок русского родного языка в 8 классе основной школы на тему «Основные особенности русского речевого этикета»

Главное предназначение  учебного предмета «Русский родной язык» - формирование познавательного интереса  и уважительного отношения  к родному языку, к родной культуре, к све...