Программа спецкурса "За страницами текста"
рабочая программа (10 класс)

Мантрова Татьяна Николаевна

Данный курс по подготовке к итоговому сочинению предполагает опору на знания, приобретенные  учащимися на уроках литературы. На занятиях курса в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с текстами художественных произведений, анализом эпизодов, важных для понимания основной проблемы произведения.  Материал будет полезен и при подготовке к олимпиаде по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_za_stranitsami_teksta.docx72.11 КБ

Предварительный просмотр:

Эмблема А3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ № 16 «Интерес» 

муниципального образования городской округ Люберцы  Московской области 

                 (МОУ  гимназия № 16 «Интерес»)

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании  МК

(протокол № ___ от «01»  марта 2023 г.

Руководитель предметной кафедры

____________________(____________)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ гимназии № 16 «Интерес»

____________ И.В. Снегирёва

Приказ  №____  от  «15» марта 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса «За страницами текста»

Учитель Мантрова Татьяна Николаевна

                             

2023 г.

Настоящая Программа разработана в соответствии с:

  1. Конвенцией о правах ребёнка;
  2. Конституцией РФ;
  3. Законом «Об образовании в РФ» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г.  
  4. Приказом Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
  5. СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
  6. Уставом МОУ гимназии № 16 «Интерес».

При составлении программы учитывались возможности гимназии, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы обучающихся и родителей.

        Настоящая программа ориентирована на обучающихся 10 классов (15-16 лет).

Цели программы: формирование у школьников познавательного интереса к литературе,  помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе.

Связь с основной программой по предмету: курс по подготовке к итоговому сочинению предполагает опору на знания, приобретенные  учащимися на уроках литературы. На занятиях курса в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с текстами художественных произведений, анализом эпизодов, важных для понимания основной проблемы произведения.  Материал будет полезен и при подготовке к олимпиаде по литературе

В результате изучения данного спецкурса учащиеся: 

освоят более сложный уровень знаний по предмету;

научатся

-рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;

-использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для

аргументации своей позиции;

-моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;

-точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические

конструкции;

-оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.

овладеют практическими умениями при работе с ИКТ;

углубят и систематизируют свои знания о  писателях и их произведениях.

План проведения спецкурса: «За страницами текста»

№ п\п

Тема занятия

Используемые образовательные технологии

Используемое оборудование

Темы (навыки), которые углубляются, расширяются, развиваются

1.

 

Итоговое сочинение

Вступительное занятие

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приѐм «Слово-магнит»

приѐм «облако мыслей»

Компьютер, проектор, интерактивная доска, словари, справочники

 Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.

Теоретико-литературные понятия  и литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

Аргументация

толкование философских понятий ( дружба, благородство, преданность, смелость…), самопроверка и взаимопроверка по словарям разного типа: толковый, философский, энциклопедический.

2.

Лаборатория текстов по проблеме

«Становление личности»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо 

Практическая работа в группах

Компьютер, проектор, интерактивная доска,  тексты произведений,

 

«Стать личностью означает определить себя во времени и пространстве, выйти из толпы, не выходя из нее» - Б. Васильев.

Обсуждение цитаты . Поиск ответа на проблемные вопросы :

Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?  Какого человека можно назвать сложившейся личностью? Когда человек становится личностью? 

Привлечение литературного материала

1.А.С.Грибоедов «Горе от ума»,

2.А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

3.Л.Н.Толстой «Война и мир» и др.

3.

 Мастерская текста по проблеме

«Родительский дом – источник нравственности»

Здоровьесберегающая

Мозговая атака

Компьютер, проектор, интерактивная доска, словари, справочники

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой)

Что дом может рассказать о своём хозяине?  

Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

Может ли человек прожить без Дома?
Какие нравственные ценности укрепляют семью?
Что в доме самое главное?

Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?

В какой дом хочется приходить снова и снова?

Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?

Привлечение литературного материала

Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
И.А. Гончаров «Обломов».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.И. Солженицын «Матрёнин двор» и др.

3.

 Семинар по проблеме

«Связь поколений

«Век нынешний и век минувший»

ИКТ   виртуальная экскурсия

Компьютер, проектор, интерактивная доска,  

 Обсуждение проблемных вопросов:

1.Чем может быть ценен для детей опыт отцов?  

2.Что такое семейные традиции и зачем они нужны?  

3.Почему «отцы и дети» – вечная тема ?
4.Какую роль в становлении личности могут играть старшие?

5.Важно ли человеку получить родительское напутствие?
6.В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь

Привлечение литературного материала

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

А.С. Грибедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский»

А.Н. Островский   «Гроза», «Бесприданница»

И.А.Гончаров «Обломов»

 К.Г.Паустовский «Телеграмма»

4.

 Исследовательская  мастерская по проблеме

«Верность традициям»

Обучение в сотрудничестве

Технология личностно-ориентированного обучения

Компьютер, проектор, интерактивная доска,  

 «Не надобно другого образца. Когда в глазах пример отца» (А. С. Грибоедов)

Обсуждение цитаты . Поиск ответа на проблемные вопросы :

Надо ли хранить верность традициям?  
Какой должна быть родительская любовь?  

Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей?
Чем полезен детям родительский опыт?

Чему «отцы» могут поучиться у «детей»?
Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?  

Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
Что может стать основой взаимопонимания между людьми разных поколений

Привлечение литературного материала

Н.С.Лесков «Левша»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов «Песня о купце Калашникове»

5.

Эвристический диалог по проблеме

Не сотвори себе кумира

Интегрированная, групповая дискуссия

Компьютер, проектор, интерактивная доска,  

Поиск ответа на проблемный вопрос:

Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?  

 Можно ли судить о поколении по его кумирам?  
Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?  

 Какие черты моего поколения я считаю положительными?    С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?  

Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Блок тем, связанных с понятием «гордость» и «гордыня»

Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?

Должен ли человек смирять свою гордость?

Можно ли считать гордость недостатком?

Как победить в себе гордыню?

Привлечение литературного материала

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»,

Л.Н. Толстой «Война и мир».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание 

6.

Семинар по проблеме

«Человек и общество»

Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

ИКТ   - виртуальная экскурсия)

Технология личностно-ориентированного обучения.

Компьютер, проектор, интерактивная доска, словари, справочники

Взгляд на человека как на представителя социума, народа, поколения, эпохи

 Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов)  

Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?  
Хорош ли принцип «моя хата с краю»?  
Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
Может ли один человек противостоять окружающему обществу? Можно ли быть независимым от общественного мнения?
506. Может ли человек ставить себя выше общества?

Что значит быть авторитетным человеком в обществе?    Всегда ли общество ценит достойных людей?  

 Может ли один человек изменить общество ?

 Что такое репутация человека в обществе?  

Привлечение литературного материала

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Л. Н. Толстой, «После бала».

М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

М. А. Шолохов, «Они сражались за Родину»

7.

Диалогическая лаборатория по теме

«Размышления об общественном благополучии,   о личном и общественном вкладе в общественный прогресс»

 

 

Обучение в сотрудничестве

Технология личностно-ориентированного обучения

Поиск ответа на проблемные вопросы :

Как связаны понятия «дом» и «отечество»?  
Война и дом.  
Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»?  

 Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?  
Каким я вижу своё место в жизни страны?
Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен?»
Что из прошлого Вы хотели бы перенести в будущее?  
К чему стремятся мои сверстники?  
Люди, опередившие своё время, какие они?  

 Привлечение литературного материала

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

 А.С. Грибоедов «Горе от ума»

 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы

А.П. Чехов «Ионыч»

М.А. Шолохова «Тихий Дон»

8.

Вопросы исторического времени, сохранения исторической памяти, гражданских идеалов

Технология личностно-ориентированного обучения. Проектная.

Компьютер, проектор, интерактивная доска, словари, справочники

 Поиск ответа на проблемные вопросы :  

 Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

Какие испытания несет человеку война?
Есть ли место гуманизму на войне?

Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»?

 История и современность: нужен ли взгляд назад?

 Почему время называют лучшим лекарем?

Когда человек забывает о времени?

 Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?

Что такое нравственные уроки истории?

Существует ли что-то, неподвластное времени?
Временное и вечное в нашей жизни.
Забвение прошлого губительно для человека?

Что такое «связь времён»?

В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
Привлечение литературного материала

М.А. Булгаков Мастер и Маргарита»

М.А. Шолохов «Судьба человека» «Тихий Дон». «Слово о полку Игореве». 

Борис Васильев «Завтра была война»