Любовь в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
план-конспект урока (11 класс)

Можеванова Марина Александровна

Цели урока:  поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви, показать, как писатель изображает влияние любви на человека, пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; по возможности использовать при обсуждении темы и другие литературные произведения, а также музыку, в частности, Вторую сонату Бетховена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kuprinu.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе (2 курс СПО) – 2 часа.

Тема урока:  Любовь в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Цели урока:  поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви, показать, как писатель изображает влияние любви на человека, пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; по возможности использовать при обсуждении темы и другие литературные произведения, а также музыку, в частности, Вторую сонату Бетховена.

Методические приёмы:  лекция учителя, беседа.

Ход урока.

Слово учителя. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот так писал о любви ещё в 17 веке известный драматург  Ж.-Б.Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь,

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.

Сам же Куприн так говорил: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя».

(Учащимся можно предложить и другие высказывания о любви, а также стихи поэтов разных времён. Весь этот материал записывается на доске или читается вслух. Наиболее понравившиеся высказывания о любви ученики могут записать в тетрадь, а затем обсудить в конце урока.)

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём специальную викторину. Её вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы прочитали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание и некоторые детали.

Вопросы викторины:

  1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь)
  2. Где происходят события произведения? (Причерноморский город)
  3. Как зовут главную героиню рассказа? (Вера)
  4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза – Булат – Тугановская)
  5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан)
  6. Как зовут сестру Веры? (Анна)
  7. Как зовут мужа княгини Веры? Его должность? (Василий Львович, предводитель дворянства)
  8. Какого числа были именины княгини Веры? (17 сентября)
  9. Что подарил Вере на День рождения муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы)
  10. Что подарила Вере сестра? (записную книжку «в удивительном переплёте»)
  11. Как звали знаменитую пианистку,  подругу Веры? (Женни Рейтер)
  12. Кто подарил Вере браслет с гранатами? (Желтков)
  13. С чем сравнивает Вера красные гранаты? (кровь)
  14. Кто такой Желтков? (телеграфист, влюблённый в княгиню Веру)
  15. Имя Желткова? (Георгий)
  16. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович)
  17. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая сонатам Бетховена)
  18. Кому принадлежат следующие слова: «А где же любовь? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – сильна, как смерть. Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение, - вовсе не труд, а одна радость..Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». (Аносов)

Обсуждение рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет».

1.  О чём рассказывается в произведении Куприна? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Гранатовый браслет»?

2. Какое значение для любви имеет разный социальный статус героев?

3. Критикует ли автор ту среду, к которой принадлежит княгиня?

4. Какое значение имеет первая глава рассказа и описание осеннего пейзажа?

 5. Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной?

6. Когда происходит завязка действия рассказа?

7. Что ждёт от именин героиня т что происходит в этот день?

8. Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?

9. Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь?

Работа с текстом.

- Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма? На основании прочитанного дайте герою свою характеристику.

- Как относится муж Веры к письмам Желткова? (глава 9)

- Найдите в тексте ответ на вопрос: Способен князь Василий Шеин глубоко и сильно любить? (Генерал Аносов о Васе)

- Какова, на ваш взгляд, роль генерала Аносова в рассказе? Его рассуждения о любви?

- Найдите в тексте и зачитайте портрет Желткова.

- Найдите в тексте понимание Верой всей исключительности прошедшей мимо неё любви и предчувствие скорой смерти Желткова.

- Найдите в тексте характеристику Желткова, данную генералом Аносовым, где говорится о том, что Веру «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Основные выводы.

  • Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? (Найти в тексте слова князя Шеина,которые являются ответом на поставленный вопрос)
  • Почему автор дал главному герою имя Георгий? (Имя Георгий означает «победоносец». Желтков из побеноносцев. Куприн в своём рассказе нарисовал «маленького, но великого человека»)
  • Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым? (12 глава) Как вы думаете, почему Вера заплакала? Может быть, она поняла, что мимо неё прошла большая любовь?
  • Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно Вторую сонату Бетховена? Именно это бессмертное произведение?
  • В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви? (Любовь возвышает человека, преображает его душу.  Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему громадное счастье. Свою жизнь он ограничил только этим чувством , пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах. Любовь Желткова, та, которпая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной.Именно такая любовь воспета Куприным.

Оценки за урок. Ребятам, активно работающим на уроке - за ответы на вопросы викторины, принимавшим участие в обсуждении, в работе над текстом рассказа.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет» по темам:

  1. "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
  2. «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
  3. «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
  4. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»)
  5. Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
  6. Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
  7. Любовь — сердце всего… (По рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
  8. Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
  9. Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в рассказе  А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
  10. Соединение вечного и временного  (на материале рассказов И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и  А. И. Куприна «Гранатовый браслет»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Урок в 11 классе по рассказу А.И.Куприна"Гранатовый браслет"

Для проведения урока по рассказу А.И.Куприна “ Гранатовый браслет” – рассказ о прекрасной и сильной любви” в 11-м классе учителю в современной школе необходимо иметь несколько вариантов проведения уро...

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Творческие задания помогут учащимся полнее представить содержание и главных героев рассказа, а фотографии из одноименного кинофильма повысят эмоциональность урока....

Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Предлагаемый урок литературы в 11-м классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» знакомит учащихся с творчеством замечательного русского писателя 20 века. Аналитическая беседа опирае...

Урок по рассказу А. И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет" в 11 классе. Тип урока:комбинированный...

Урок по рассказу А. И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок по литературе в 11 класса на тему "Рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет", тип урока: комбинированный...