Рабочая программа по бурятской литературе 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_buryaad_literatura_5_klass.docx72.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ /Захарова Н.Ф./

Протокол  № ___

от «___» августа 2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Нижне-Иволгинская

СОШ

________/Банзаракцаева С.М./

«___» августа 2022 г.

«Утверждено»

Директор МОУ Нижне-Иволгинская СОШ

________ /Галданов С.С./

Приказ №71/14 от «01» сентября 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Буряад литература»

Класс: 5-А,В

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый 

Срок реализации программы: 2022/2023 учебный год

Количество учебных часов по предмету: 2ч/неделю, всего-68ч/год

Рабочую программу составил Лыгденова Д.Д., учитель бурятского языка и литературы, б/к

Нижняя Иволга

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Бурятская литература» составлена в соответствии со следующими правовыми и нормативными документами:

1)  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции на 02.07.2021 г.);

2) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3) Примерная программы воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20.

4) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03. 2022 г. № 1/22).

5) Конституция Республики Бурятия (принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г.);

6) Закон Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 10 июня 1992 года N 221-XII;

7) Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года N 240-V;

8) Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС-2021, Приказ №45/3 от 19 мая 2022 года.

 

Цели и задачи изучения учебного предмета «Бурятская литература»

Цели изучения учебного предмета:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;

- приобщение обучающихся к литературному наследию своего народа, формирование у них потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

Задачи изучения учебного предмета «Бурятская литература»:

- формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа и особому способу познания жизни;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения лучших произведений литературы своего народа;

- осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое досуговое чтение;

- формирование их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизация отношений человека и общества;

- воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, освоение подходами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, сопоставлять с произведениями других видов искусства, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровне;

- воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

- воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов.

Место  учебного предмета «Бурятская литература» в учебном плане

На изучение предмета «Бурятский язык» в школе по учебному плану выделено 68  ч. – 2 часа в неделю при 34 учебных неделях, в т.ч. на развитие речи – 12 ч., внеклассное чтение – 8 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БУРЯТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Введение – 1 ч

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Учебник родной (бурятской) литературы и работа с ним. Роль литературы в воспитании и образовании человека.

Устное народное творчество – 8 ч

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Вымысел в фольклорном произведении. Нравственный идеал бурятского фольклора. Бурятский фольклор и его основные жанры. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.  Скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры – считалки, дискуссии.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Бурятские народные сказки – 11 ч

Сказки как вид устного народного творчества. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Композиция, сюжет сказки. Нравоучительный характер сказок. Бурятские сказители и улигершины: А.А.  Тороев, Е.И. Сороковиков-Магай и др. (обзор)

«Шоргоолзон»/ «Муравей». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных. Животные как герои сказок. Иносказательный смысл сказки.

«Зол Шор хоёр»/ «Зол и Шор». Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

«Сэсэн хүүхэн»/ «Умная девушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ умной невесты-спасительницы как идеала человека, выходца из народа. Тема мирного труда и защиты родной земли.  

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Сюжет (начальные представления). Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сравнение. Сказочные формулы.

Духовная литература – 1 ч

Краткие сведения о дидактической литературе. Духовно-нравственные заповеди «десять черных грехов, десять белых добродетелей» в произведениях «Алтан үдэтэ хун шубуун»/ «Лебедица с золотым перышком», «Хоёр толгойтой бүргэд»/ «Двуглавый орёл», «Юртэмсын заршам»/ «Уклад вселенной», «Хорото жаданууд»/ «Ядовитые копья».

Теория литературы. Дидактическое произведение (начальные представления)

Литературная сказка – 5 ч

Литературная сказка как авторское произведение. Фольклорная и литературная сказка. Художественный вымысел.  

Ш.Н. Нимбуев. Краткий рассказ о писателе. «Тархайн хүбүүн Зархай»/ «Тархай сын Зархая».

Литературная обработка фольклорных сюжетов. Герой в литературной и фольклорной сказках. Литературные приемы создания сказочной ситуации. Народный юмор, красочность и яркость языка.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

Рассказ – 14 ч

Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

Х.Н. Намсараев. Краткий рассказ о писателе. «Үри нэхэбэри»/ «Взыскание долга». Повествование о жизни народа, полной классовых противоречий, глубокой социальной несправедливости, в дореволюционное время. Жестокий характер местного богача Цэрэна Улегчинова, светлая душа Бүнжэд, ум и смелость Цэбүүдэя.

Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. «Хилээмэн»/ «Хлеб»  Быль как форма повествования. Герой и сюжет рассказа. Нравственные ценности в рассказе.

Б.-Б.Н. Намсарайн. Краткий рассказ о педагоге, писателе. «Алтаргана»/ «Золотарник» Взаимоотношения детей и взрослых. Приобщение любви к родной природе.

Б.Н.Ябжанов «Танил дуун»/«Знакомая песня». Биография и творчество писателя. Сюжет рассказа. Мир природы и человека в рассказе через противостояние добра и зла. Выразительно-изобразительные средства, использованные автором. Сила доброты в произведении.

Теория литературы. Пейзаж (начальные представления), эпитет,  олицетворение (начальные представления).

Повесть – 14 ч

Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.

Ц.-Б.Б. Бадмаев. Краткий рассказ о писателе. «Будамшуугай орон нютагаар Серёжын аяншалга»/ «Сережа в стране Будамшуу». Отражение бурятских традиций и обычаев в произведении. Дружба народов, толерантность в повести.

Теория литературы. Начальное понятие о повести.

Лирические жанры – 7 ч

Ц.Д. Зарбуев. Слово о поэте. «Буряад орон»/ «Бурятия». Чувство радости и любви к родному краю в стихотворении. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре. Ритм, рифма, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Ч.Ц. Цыдендамбаев. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Ургыхан»/ «Подснежник», «Сэсэгхэн»/ «Цветочек». Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.

Теория литературы. Ритм и интонация в стихе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Эпитет, метафора, олицетворение (развитие представлений).

А.Ж. Жамбалон. Слово о поэте. «Талын хүнби»/ «Человек степи». Мир и человек в лирическом произведении.

Теория литературы. Ритм в фольклоре и литературе (начальные представления).

Басня - 2 ч

Басня как эпический жанр.   Басенный стих. Истоки басенного жанра в 1920-30-х годах, баснописцы: Б.Д. Абидуев, Б.Б. Базарон, Ш.Н. Нимбуев, Д.Н. Мадасон(обзор).

Г.Г. Чимитов. Краткий рассказ о поэте. «Эрэ тахяа»/ «Петух».  Герои басни. Осмеяние пороков - неблагодарности, хладнокровного отношения к родной матери в басне. Поучительный характер басни.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления).

Драматические жанры – 5 ч

Специфика драматических произведений. Автор в драме.  Драма и читатель.

Из современной родной (бурятской) литературы.

 Э.Ч.Дугаров. Слово о писателе. «Сэгнэлтэнүүд»/ «Оценки». Художественное своеобразие произведения. Определение средств изображения и выражение чувств героев. Образы детей. Проблемы воспитания детей.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БУРЯТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по бурятской литературе для основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

- представление о способах противодействия коррупции;

- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы, активное участие в школьном самоуправлении;

- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней);

патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений родной (бурятской) и русской литературы, а также литератур народов РФ;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, в особенности, бурятского народа, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе;

духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

- готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

- умение принимать себя и других, не осуждая;

- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

трудового воспитания:

- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений  фольклора и литературы;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики школьного литературного образования;

- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

- способность действовать в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- навык выявления и связывания образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

- оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты

В результате изучения предмета «Бурятская литература» в 5-9 классах обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования;

- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях;

работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

- оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

В результате изучения предмета «Бурятская литература» в 5-9 классах обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

совместная деятельность:

- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Предметные результаты

5 класс

- иметь начальные представления об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности  литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

- понимать образную природу словесного искусства и  содержание изученных литературных произведений;

- различать основные жанры фольклора и художественной литературы;

- выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать  и оценивать прочитанные произведения;

- определять тематику и проблематику, элементы композиции, изобразительно-выразительные средства изученных произведений;  характеризовать героев – персонажей;

- понимать и использовать при анализе произведения теоретико-литературные понятия: фольклор, жанры фольклора;   литературные роды и жанры;  дидактическое произведение; тема, идея, проблематика, сюжет, композиция;  пейзаж; эпитет, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

- воспринимать на слух и осмысленно читать литературные произведения разных жанров;

- выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

- вести диалог на материале прочитанного произведения;

- сопоставлять литературу и фольклор;

- создавать устные и письменные высказывания разных жанров;

- планировать с помощью учителя свое досуговое чтение, расширять свой круг чтения;

- владеть начальными умениями пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

кол-во

часов

Дата

Основные виды деятельности

Информация об электронных (цифровых) образовательных ресурсах, которые можно использовать при изучении каждой темы

Домашнее задание

План

Факт

1

Литература-уран үгын искусство

1

02.09

Индивидуальна хүдэлмэри- уншалга.

Бүлэгѳѳр хүдэлмэри – литературын шэнжэнүүдые шүүмжэлхэ.

«Зунай амаралтын һонин ушар» найруулга бэшэхэ

Арадай аман зохеол – 8 ч-

2

Уран зохёолой нюусанууд.

Литературын түлэбүүд ба жанрнууд

1

03.09

Бүлэгѳѳр хүдэлмэри –сугтаа ажаллаха.

http://nomoihan.com/

Донидой нюурһаа зохеол бэшэхэ

3

х/х. Творческо хүдэлмэри

1

09.09

Индивидуальна хүдэлмэри- зохёолго бэшэхэ.

Дабтаха

4

Фольклор тухай ойлгосо. Тоолуурнууд, буряад нааданууд

1

10.09

Фронтальна –асуудалда харюу

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

Тоолуур сээжэлдэхэ

5

Сэсэ буляалдаан.

1

16.09

Фронтальна –асуудалда харюу

Индивидуальна- текст дээрэ ажал Бүлэгөөр-диалог уншаха 

Наадангаа харуулха

6

Жороо үгэнүүд.

1

17.09

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Бүлэгөөр- бэе бэеэ шалгалга

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

сээжэлдэхэ

7

Таабаринууд.

1

23.09

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Бүлэгөөр- бэе бэеэ шалгалга Фронтальна-таабаринуудые тааха

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

сээжэлдэхэ

8

Оньhон ба хошоо үгэнүүд

1

24.09

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Бүлэгөөр- бэе бэеэ шалгалга Фронтальна-оньһон үгын удха тайлбарилха

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

сээжэлдэхэ

9

х/х Творческо хүдэлмэри

1

30.09

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Дабтаха

Арадай онтохонууд – 11 ч

10,

11

Сэсэн хүүхэн

2

01.10

07.10

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Бүлэгөөр -  удха тайлбарилха

http://nomoihan.com/

Амитад тухай онтохо уншаха

12

Зохеолой анализ

1

08.10

Тест дүүргэхэ

13

Үнэгэн, буга, хирээ гурбан

1

14.10

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Бүлэгөөр -  удха тайлбарилха

http://nomoihan.com/

Онтохонуудые уншаха

14,

15

Зол Шор хоер

2

15.10

21.10

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Бүлэгөөр -  удха тайлбарилха

Онтохон тухай элидхэл бэлдэхэ

16

х/х Онтохоной орондо

1

22.10

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Дабтаха

17,

18

Буряад арадай онтохошод ба үльгэршэд. Ондоо арадай онтохонууд.

2

28.10

29.10

Бүлэгөөр- текст дээрэ ажал

Фронтальна- удха тайлбарилха

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

Өөһэдөө онтохо зохеохо

19

к.г.у. «Алтан үндэгэн»

1

11.11

Бүлэгөөр- текст дээрэ ажал

Уншаха

20

х/х Творческо хүдэлмэри

1

12.11

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Дабтаха

Буддын шажанай зохеолнууд -1 ч

21

Буддын шажанай зохеолнууд

1

18.11

Фронтальна-зохёолнуудай  удха тайлбарилха

http://nomoihan.com/

10 хара нүгэл, 10 сагаан буянда юун ородог бэ бэшэхэ

Литературна онтохонууд – 5 ч

22,

23

Ш.Нимбуев «Тархайн хүбүүн Зархай»

2

19.11

25.11

Бүлэгөөр- текст янза бүреэр уншаха.

Индивидуална- өөрыгөө шалгаха

Фронтальна- удха тайлбарилха

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

Уншаха, сюжедээр хөөрөө бэлдэхэ

24

Зохеолой сюжет ба композици. Шалгалта

1

26.11

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Дабтаха

25

к.г.у. Литературна наадан

1

02.12

Бүлэгөөр- текст янза бүреэр уншаха.

Уншаха

26

х/х Онтохо зохеолго

1

03.12

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Дабтаха

Үргэлжэлһэн зохеолнууд

Хөөрөөн – 14 ч

27,

28

Б-Б.Н. Намсарайн «Алтаргана». Зохеолой анализ

2

09.12

10.12

Фронтальна- удха тайлбарилха

http://nomoihan.com/

Зохеолой уран аргануудые олохо

29,

30

Х.Н. Намсараев «Үри нэхэбэри».

Зохеолой байгуулга

2

16.12

17.12

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

Зураг зураха

31

х/х

1

23.12

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Дабтаха

32

к.г.у. Классһаа гадуур уншаха хөөрөөнүүд

1

24.12

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Уншаха

33,

34

Д.Н. Сультимов «Өөрыгөө хэһээбэ»

2

13.01

14.01

http://nomoihan.com/

Асуудалда харюусаха

35-38

Ц.Н. Номтоев «Хилээмэн»

4

20.01

21.01

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

Тест дүүргэхэ

39

х/х «Хилээмэн хаанаһаа ерэдэг бэ?»

1

27.01

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Дабтаха

40

х/х Минии түрүүшын хөөрөөн

1

28.01

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Дабтаха

Туужа -14

41,

42

Ц-Б.Б. Бадмаев «Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалһан тухай»

2

03.02

04.02

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

Уншаха, элидхэл бэлдэхэ

43

Буряад арадай еһо заншал

1

10.02

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Уншаха

44,

45

Ц-Б.Б. Бадмаев «Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалһан тухай» - үргэлжэлэл

2

11.02

17.02

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Уншаха

46

Ц-Б.Б. Бадмаевай геройнууд – манай үеын хүбүүд

1

18.02

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Уншаха

47

Даага дэллээн

1

25.02

Фронтальна-зохёолнуудай  удха тайлбарилха

Зураг зураха

48,

49

Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалжа, хаража, мэдэжэ абаһан юумэн

2

03.03

04.03

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Уншаха

50

Ц-Б.Б. Бадмаев – үхибүүдэй дуратай зохеолшон

1

10.03

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Найруулга бэшэхэ

51

Сюжет, зохеолой анализ

1

11.03

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Уншаха

52

х/х Зохеол уншаад байхадаа

1

17.03

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Дабтаха

53,

54

к.г.у.Классһаа гадуур үгтэһэн туужанууд

2

18.03

24.03

Фронтальна-зохёолнуудай  удха тайлбарилха

Дабтаха

Шүлэглэмэл зохеолнууд – 7ч

55

Ирагуу шүлэгэй жанр тухай ойлгосо

1

25.03

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Асуудалда харюусаха

56

Шүлэглэмэл зохеолнуудай нюусанууд

1

07.04

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Уншаха

57

Ч.Ц. Цыдендамбаев «Сэсэгхэн»

1

08.04

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

http://nomoihan.com/

сээжэлдэхэ

58

Ц.Зарбуев «Буряад орон»

1

14.04

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Зураг зураха

59

А.Ж.Жамбалон «Талын хүнби»

1

15.04

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

http://nomoihan.com/

Уран уншалга бэлдэхэ

60

к.г.у. Классһаа гадуур үгтэһэн шүлэгүүд

1

21.04

Фронтальна-зохёолнуудай  удха тайлбарилха

Дабтаха

61

х/х Минии туршалга

1

22.04

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Дабтаха

Басни – 2 ч

62

Г.Г. Чимитов «Эрэ тахяа»

1

28.04

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха

Аудиобиблиотека бурятской литературы.

Хэһэг сээжэлдэхэ

63

х/х Зохеол уншаад байхадаа

1

29.04

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Зураг зураха

Зүжэглэмэл зохеолнууд -5 ч

64-

66

М.Ж. Батоин «Шэдитэ тулам»

3

06.05

07.05

Бүлэгөөр-удха тайлбарилха Индивидуальна- текст дээрэ ажал

http://nomoihan.com/

Уншаха

67

к.г.у. Классһаа гадуур уншаха зүжэгүүд

1

12.05

Фронтальна-зохёолнуудай  удха тайлбарилха

Дабтаха

68

х/х Сценари тухай

1

13.05

Индивидуальна- текст дээрэ ажал

Дабтаха

Учебно-методическая литература

1.С.Д.Будаев, Ц.С. Жанчипова, Д.Х. Митупова Буряад литература, 5 класс, 2-дохи хэблэл, заһагдаһан ба нэмэгдэһэн, Улаан-Үдэ «Бэлиг», 2018

2. С.Д.Будаев, Ц.С. Жанчипова, Д.Х. Митупова  Буряад литература, 5 класс Методическа дурадхалнууд, Улаан-Үдэ, «Бэлиг», 2018

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

1.Аудиобиблиотека бурятской литературы. Улан- Удэ, 2016.

2.Буряад хэлэн [Электронный ресурс]: электрон. учебник бурят. яз.: [на бур. яз.] / М-во образования и науки Респ. Бурятия. Улан-Удэ: Сансар, 2006.

3. Буряад литература: ХХ зуун жэлэй нэгэдэхи хахад [Электронный ресурс]: хрестоматия / Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т; [сост. Л. Ц. Халхарова]; рец.: С.Ж. Балданов, Г.Ц. Бадуева. Электрон. текстовые дан. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2009. Режим доступа: http://www.library.bsu.ru.

4. Буряад-монгол номой hан.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nomoihan.com/

5. Бурятика: Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buryatika.ru/jirbis2/

6. Гэсэр: бурятский героический эпос [Электронный ресурс]: справ.-библиогр. DVD / Нац. б-ка Респ. Бурятия, Информ. центр культ. туризма. Улан-Удэ: Нац. б-ка Бурятии, 2006.

7. Из золотого фонда бурятской литературы. «Серебряные капли». [Электронный ресурс]: CD. Улан-Удэ: «Сансар», 2002.

8. История бурятской книги [Электронный ресурс]: справ.-библиогр. CD / Нац. б-ка Респ. Бурятия. Улан-Удэ: [б. и.], 2009. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

9. Soyol.ru. Режим доступа: http://soyol.ru/bur/

10. XX зуун жэлэй эхин үеын буряад уран зохеол [Электронный ресурс]: хрестоматия / М-во образования и науки Респ. Бурятия; [сост. Л. Ц. Халхарова]; рец.: С.Ж. Балданов, Г.Ц. Бадуева. Электрон. текстовые дан.  Улан-Удэ: Бэлиг, 2009. Режим доступа: http://www.library.bsu.ru.

11. Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель С. П. Белокурова. 2005г. Электронная версия А. А. Белокуров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятской литературе 7 класс

Рабочая программа по бурятской литературе за 7 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по предмету....

Рабочая программа по бурятской литературе в 10 классе

Рабочая программа по бурятской литературе в 10 классе...

Рабочая программа по бурятской литературе в 11 классе

Рабочая программа по бурятской литературе в 11 классе...

Рабочая программа по бурятской литературе 5 класс

    Рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г, Закона о языках народов РФ от 24.07.1998 N 126-ФЗ (ст. 9,10,16),  Закона РБ...

рабочая программа по бурятской литературе в 7 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по бурятской литературе 5-11 классы

рабочая программа по бурятской литературе 5-11 классы...

Рабочая программа по бурятской литературе для 6 класса

Рабочая программа по бурятской литературе для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (...