Рабочая программа по Родному русскому языку для 11 класса (1 час)
рабочая программа (11 класс)

Посметьева Анастасия Васильевна

Рабочая  программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в предметную область «Родной язык и родная литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnomurusskiy_yazyku_11_klass.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»      

        

  Рекомендована                          Согласовано                                      Утверждаю

ШМО  «Перспектива »              Зам.директора по УВР                       Директор школы

Протокол №1     от                       _______  Трофимова Е.В           ______Смолина Ю.А

«28» августа  2023г.                            «29» августа  2023г.                 «29» августа 2023г.                                              

Рабочая программа

по        Родному  русскому языку             для           11      класса

(наименование учебного предмета, курса, для какого класса)

2023-2024учебный год

 (срок  реализации программы)

Составлена на основе  примерной программы

Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

 (наименование программы)                                   (автор программы)  

Посметьева Анастасия Васильевна

(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую   программу)

с. Орджоникидзевское, 2023г

Пояснительная записка

Рабочая  программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в предметную область «Родной язык и родная литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении среднего общего образования составляют:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона 185-ФЗ).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
  4. Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

Таким образом, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП СОО.

 Общая характеристика учебного предмета «Родной (русский) язык»

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах

Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути, характером курса.

Обучение родному русскому языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией»1.

В соответствии с этим в курсе родного (русского) языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место предмета в учебном плане

В 11 классе на изучение родного русского языка выделяется 34 часа (1 час в неделю) из обязательной части учебного плана.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, хотя, безусловно, связано с ним, а в большей степени к вопросам реализации языковой системы в речи' внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность, т.е. курс направлен на решение просветительских и развивающих задач.

На основании методических рекомендаций о разработке программ по курсу родного (русского) языка на ступени среднего общего образования при тематическом планировании учебного предмета выделены блоки: «Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке» и «Речь, речевое общение и культура речи». 

11 класс

1. Русский язык в кругу других языков

Общие сведения об истории и происхождении русского языка. Русский язык в кругу славянских языков. Русский язык в кругу других индоевропейских языков. Русский язык в современном мире.

Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

2. Структура русского национального языка

Общее представление о структуре русского языка. Литературная и нелитературные формы. Функциональные стили как разновидности литературной формы русского языка. Язык художественной литературы. Просторечие. Территориальные и социальные диалекты. Лексическое и грамматическое богатство и выразительные возможности русского языка в свете структурного разнообразия его форм.

3. Общие сведения из истории русского языка

История создания русской письменности. Кириллица и глаголица. Отражение в славянской письменности духовной и материальной культуры славян. Краткая история развития русского языка и русского литературного языка.

Роль церковнославянского языка в истории русского языка. Церковнославянизмы и их выразительные возможности. Роль заимствованных слов в истории формирования словарного богатства русского языка.

4. Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь

Общее представление о типологических характеристиках русского языка в сравнении с языками другого строя.

Ярусы русского языка и разделы науки о языке. Взаимосвязь фонетики, орфоэпии и графики; морфемики и словообразования; морфемики, словообразования и морфологии; морфемики, словообразования и лексики; словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса, синтаксиса и пунктуации.

5. Фонетика. Орфоэпия. Графика

Фонетический строй русского языка. Особенности русского ударения. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.

История возникновения произносительной нормы современного русского литературного языка.

6. Морфемика и лексика

Словообразовательные возможности русского языка для формирования его лексического богатства. Морфемы-синонимы и омонимы. Лексическая сочетаемость слова и точность. Паронимы и их различение.

Нарушение лексических и словообразовательных норм как прием. Лексические и словообразовательные ошибки в детской речи как иллюстрация освоения словообразовательной системы и словаря русского языка.

Нарушение лексических и словообразовательных норм как художественный прием.

7. Морфология и словообразование

Типичные ошибки в образовании грамматических форм. Смысловые и стилистические варианты грамматических форм.

Общие сведения из истории возникновения отдельных грамматических форм, частей речи, грамматических категорий.

8. Морфология и орфография

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как основополагающий принцип русской орфографии.

Краткие сведения из истории формирования русской орфографии.

9. Морфология и синтаксис

Типичные ошибки в словосочетания по типу управления, нагромождение одних и тех же падежных форм. Типичные ошибки в построении простых и сложных предложений. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

Стилистические варианты синтаксических конструкций.

Интересные факты из истории русского синтаксиса.

10. Синтаксис и пунктуация

Принципы и функции русской пунктуации. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации.

Основные сведения из истории формирования русской пунктуации.

11. Стилистика русского языка Стилистика как раздел науки о языке

Стилистическое богатство русского языка.

Источники формирования стилистических вариантов в лексике, морфологии, синтаксисе.

Лексическая стилистика. Фоника. Стилистика словообразования.

Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика.

12. Функциональные стили русского литературного языка

Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный, официально-деловой, публицистический стили и их подстили. Разговорная речь и разговорный стиль. Художественный стиль и язык художественной литературы.

Общие сведения из истории формирования функциональных стилей и их жанров.

Практикум по анализу и написанию текстов различных жанров.

13. Русский речевой этикет

Правила русского речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в бытовом общении.

Функциональные стили и этикет. Особенности русских этикетных традиций в устных и письменных жанрах научного и официально-делового стилей.

Речевой этикет в электронной среде общения. Речевое поведение в Интернете.

14. Культура русской речи и эффективность общения

Общее представление о принципах и стратегиях эффективного общения. Культура русской речи и эффективность общения. Выбор речевых средств для достижения коммуникативных целей.

15. Публичное выступление

Основы ораторского искусства. Подготовка к публичному выступлению. Публичное выступление и речевой этикет. Публичное выступление в разных ситуациях официального общения, в разных жанрах в рамках научного, публицистического и официально-делового стилей.

История русской риторики. Мастера русского слова и знаменитые ораторы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ учебного предмета «Родной (русский) язык»

Программа изучения предметной области «Родной язык и родная литература» обеспечивает достижение выпускниками средней школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • формирование уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • развитие компетенций сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • искать и находить обобщенные способы решения задач;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и
  • диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности;
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения и аудирования;
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам

Планируемые предметные результаты освоения ООП

Выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные   нормативные   словари   и   справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык». 11-й класс

Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке - 20 ч.

Речь, речевое общение и культура речи - 14 ч.

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Язык, общие сведенья о языке, разделы науки о языке

20

Русский язык в кругу других языков

1

Структура русского национального языка

1

Общие сведения из истории русского языка

2

Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

2

Морфемика и лексика

2

Морфология и словообразование

2

Морфология и орфография

3

Морфология и синтаксис

2

Синтаксис и пунктуация

3

Речь, речевое общение и культура речи

14

Стилистика русского языка

1

Функциональные стили русского литературного языка

3

Русский речевой этикет

2

Культура русской речи и эффективность общения

2

Публичное выступление

6

итого

34

Поурочное планирование 11 класс

Тема

Содержание

Часы

Дата изучения

1.Русский язык в кругу других языков

1.1

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении

1

2.Структура русского национального языка

2.1

Русский литературный язык и его стили. Роль церковнославянского языка в развитии русского языка.

1

3.Общие сведения из истории русского языка

Роль языка в жизни общества.

1

Язык как исторически развивающееся явление

1

4. Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь

Представление о системе и единицах языка,

2

понятие уровня языка.

5.Фонетика. Орфоэпия. Графика

Фонетические понятия. Чтение поэтических текстов.

2

 Краткая история русского литературного языка.

6.Морфемика и словообразование

Морфемика и словообразование

1

 основные принципы.

1

7.Фразеология и

лексика

Сведения в области лексикологии, фразеологии

1

Примеры ключевых слов русской культуры, их национально- историческая значимость.

1

8.Морфология и орфография

Морфология и орфография.

1

Самостоятельные части речи

1

 Служебные части речи.

1

9.Морфология и синтаксис

Морфология и синтаксис.

1

Самостоятельные и служебные части речи.

1

10.Синтаксис и пунктуация

Основные синтаксические понятия,

1

 порядок синтаксического разбора.

2

11.Стилистика русского языка

Особенности стилистики русского языка.

1

12.Функциональные стили русского литературного языка

Стилистика русского языка

3

13.Русский речевой этикет

Особенности и правила русского этикета

2

14. Культура русской речи и эффективность общения

Особенности культуры речи и приемы эффективного общения.

2

15. Публичное выступление

Правила публичного выступления.

2

Написание публичного выступления

2

Практическая работа. Презентация выступлений

2

Итого

34

8. Учебно-методическое обеспечение курса

Список литературы для учителя

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. - С-Пб., 1998.
  2. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. - М., 2018.
  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М.: Дрофа, 2009.
  4. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. - СПб., 2014.
  5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочие программы по истории 5-11класс (Данилов,Косулина; Загладин)

Программы много раз проверенные с неимоверной фанатичностью завучем побуквенно! Требовалось 0% отклонения от методписьма. Возможно, кому-то понадобятся для грядущих проверок. Пожалуйста, оставляйте от...

Рабочая программа по математике 10-11класс

рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 10-11 классах...

Рабочая программа по биологии 10-11классы на 2011-2012 учебный год

Данная программа составлена в полном соответ­ствии с Федеральным компонентом государственно­го стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого приказом МОиН № 1089 от ...

Рабочая программа по математике 10-11класс профильный уровень

Рабочая программа предусматривает использование учебников :1. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа, 10 класс. Часть  1: Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный ур...

Рабочая программа по экономике для 11классов

Пояснительная запискапо экономике11 классовРабочая программа предназначена для 10 класса составлена на основе:·         Федерального компонента государственного...

Рабочие программы по информатике 7-11классы

Рабочие программы составлены на основе авторской рабочей  программы И.Г. Семакина...