Тема «Законы доброты и милосердия в художественной литературе»
проект (6 класс)

Основные задачи данной работы:

- Исследовать произведения, поднимающие нравственные проблемы.

- Выяснить, по каким нравственным законам живут герои исследуемых произведений.

- Осмыслить нравственные уроки, которые преподали нам авторы исследуемых материалов.

-Обобщить результаты исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Законы доброты и милосердия в художественной литературе»

Содержание:

#1042;ведение.

#1054;сновная часть:

  1. Этапы реализации исследования.
  2. Проблема доброты и милосердия в художественной литературе 20 века.
  3. Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».
  4. Повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе».
  5. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

3. Выводы.

4. Список используемых источников и литературы.

Введение

Не секрет, что люди, устав от проблем, становятся равнодушными, теряют чувство сострадания к ближнему и не стремятся понять тех, кто рядом с ними. К сожалению, в современном мире произошел раскол в обществе – появились богатые и бедные люди, обеспеченные и остро нуждающиеся. Самыми незащищенными слоями населения стали пожилые люди, дети, малоимущие, инвалиды, многодетные. Экономический кризис изменил взгляды людей на жизнь. Сейчас престижно быть, успешным, богатым, но никак не добрым. Всё реже мы встречаем людей, готовых бескорыстно помочь другому человеку. Доброта, МИЛОСЕРДИЕ – качества, редко встречаемые в современном обществе. Поэтому проблема доброты и милосердия так актуальна в наши дни.

Гипотеза

Подтвердятся ли слова, сказанные Монахом Симеоном Афонским: «Чтобы помочь человеку, не обязательно быть сильным и богатым, - достаточно быть добрым…»

Монах Симеон Афонский (иеромонах Симон Безкровный) начал свой путь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, долгое время подвизался в горах Кавказа. В настоящее время проживает в одном из скитов на Святой Афонской Горе. Взял псевдоним в память своего отца, монаха Симеона, почившего на Афоне.

Цель исследования:

Подтвердить или опровергнуть гипотезу ,выраженную в словах Симеона Афонского.

Задачи:

- Исследовать произведения, поднимающие нравственные проблемы.

- Выяснить, по каким нравственным законам живут герои исследуемых произведений.

- Осмыслить нравственные уроки, которые преподали нам авторы исследуемых материалов.

-Обобщить результаты исследования.

-Подготовить презентацию проекта.

Методы исследования:

- анализ

- сравнение,

Объект исследования:

художественная литература

Предмет исследования:

Доброта и милосердие в художественной литературе и в современном мире

#1054;сновная часть.

Ценность человека определяется его добрыми делами. Доброта и милосердие делают человека Человеком. Подтверждение этой мысли мы нашли и в художественной литературе 20 века, взяв для сравнения 3 произведения: два из них изучали в пятом классе - это рассказ В.Г.Короленко «В дурном обществе», рассказ «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого и «Чудесный доктор» Александра Ивановича Куприна, изученный на предыдущих уроках.

Жизнь людей не бывает всегда безоблачной. Разные проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них - это безработица, болезни, невозможность помочь самым близким, дорогим людям. Человеком овладевает отчаяние. В таком положении оказался Мерцалов, герой рассказа Александра Куприна «Чудесный доктор». Не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасает больного ребёнка и всё семейство. Чудесный доктор своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но, даже не считая, что должен их выслушать: "Вот ещё пустяки выдумали!.."

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но встречается оно так редко, что считается чудом.

Позиция автора однозначна. Он считает, что проявление доброты, милосердия, сострадания, сочувствия ближнему является одним из важнейших показателей нравственности человека.

Социальное неравенство – проблема, которую рассматривали многие великие писатели. Эта тема довольно сложная и неоднозначная. Но от неравноправия, которое установили взрослые, страдают безвинные дети. Смягчить жестокость может лишь милосердие и сострадание – чувства, которым посвятил Короленко свое произведение «В дурном обществе».

Автор изображает тяжелую жизнь городской бедноты в царской России, с нежностью и любовью пишет о детях, которые в условиях бесправия и нищеты умеют ценить дружбу и человеческую отзывчивость.
Вася - главный герой, рассказчик повести В. Г. Короленко "В дурном обществе". Он проявляет милосердие и заботу к "детям подземелья".

Сострадание, умение быть заботливым другом, проявились в начале общения Васи с Валиком и Марусей. Вася посочувствовал им, их нищете.
И в истории с куклой проявилась доброта Васи. Он так сильно проявил заботу, что даже пожертвовал куклой Сони, которую ей подарила мать. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества мальчика. История, рассказанная В. Г. Короленко - урок милосердия, любви к людям.

События рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого происходят на Кавказе. Замечательный образ татарской девочки Дины. Оказалось, что Дина - очень добрая девочка. Она жалела пленного офицера, старалась принести ему хорошей еды, предупредила его об опасности и помогла бежать из плена. Дина спасла Жилину жизнь, не думая о себе. Ведь неизвестно, что было бы с девочкой, если бы её отец узнал, кто помог бежать пленному. Я думаю, что Жилин всегда будет помнить Дину, ведь она спасла ему жизнь.

Мы тоже считаем, что доброта и милосердие являются главным достоинством человеческой натуры и что мы, во что бы то ни стало, должны сохранить их в наших сердцах.

Выводы:

Работая над исследованием, мы выяснили, что

#1048;стинная ценность человека заключается в его добрых делах и в поступках.

#1052;илосердие и истинное добро не требуют награды, они бескорыстны.

#1055;оступать по законам милосердия и доброты - это почетно, потому что такие дела и поступки живут в веках.

4. Если есть в человеке доброта, милосердие, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Следовательно, гипотеза, выраженная в словах, сказанных Монахом Симеоном Афонским: «Чтобы помочь человеку, не обязательно быть сильным и богатым, - достаточно быть добрым…», подтверждается. В этом нет сомнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

Внеклассное мероприятие по теме: "События Великой Отечественной войны в художественной литературе, музыке и искусстве".

Цель: вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны пробудить уважение к истории войны.Задачи:      1. Знакомство с поэзией, музыкой и искусством времен Великой О...

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...