Учебная стратегия «Бортовой журнал»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Учебная стратегия «Бортовой журнал»
Стратегия лекционной формы «Бортовой журнал», описанная у К.Берк, позволяет не только использовать возможности письма для развития мышления учащихся, но и совершенствовать их умения фиксировать информацию, используя разнообразные графические органайзеры. Формы визуального отображения помогают сделать процесс познания наглядным, зримым, может даже на время застывшим. Эта процедура позволяет школьнику, с одной стороны, оценить слабые и сильные стороны понимания проблемы, а, с другой – педагог может получить адекватную обратную связь о степени усвоения темы учащимся.
Используя стратегию проведения лекции «Бортовой журнал», учащиеся развивают качества, необходимые для развития критического мышления, и следующие умения:
- определять неисследованные (неизвестные ему) области в теме;
- самостоятельно определять направление в изучении темы;
- самостоятельно обобщать и систематизировать потоки информации;
- задавать вопросы;
- письменно формулировать свое отношение к теме, оценивать и анализировать материал;
- сопоставлять различные точки зрения между собой;
- обосновывать свою точку зрения.
Схема использования стратегии «Бортовой журнал»
Подготовительная часть. При подготовке к проведению лекции с использованием данной стратегии педагогу необходимо сделать следующее:
· поделить лекционный материал на две примерно равные части;
· продумать, каким образом в течение пяти минут описать сущность и актуальность предлагаемой темы;
· продумать темы небольших заключительных сочинений по окончании лекции (исходя из тех обучающих и развивающих целей, которые ставит перед собой лектор);
· подумать, смогут ли все ученики выделить до начала лекции какие-то смысловые блоки и не будет ли их слишком много;
· предложить школьникам как можно больше вариантов графического отображения материала, чтобы у них был выбор;
· решить, планируете ли вы проводить письменную работу на занятии или они будут ее делать дома (с этим связан расчет времени).
Проведение лекции. 1. Педагог в течение пяти минут знакомит учащихся с темой предстоящей лекции.
2. После этого он предлагает ученикам высказать свои представления о том, какие понятия должны быть отображены в лекции, чтобы раскрыть данную тему, какие проблемы могут возникнуть при изучении и т.д. (Варианты работы: в парах, малых группах, перед всей аудиторией).
3. На основании обсуждения учащиеся составляют список понятий (в виде небольшого плана), дающих основные ориентиры в изучении темы.
4. Педагог предлагает ученикам выбрать одну из возможных тем небольшого сочинения (эссе, письмо и др.), которое они могли бы написать, изучив указанную тему. Стоит напомнить ребятам, что они могут ориентировочно выбрать больше, чем одну тему, а в процессе работы – определиться. Разумеется, по ходу лекции они смогут уточнить тему или изменить ее.
5. После того, как учащиеся определились с темой, педагог просит обсудить их в группах по 3–4 человека (в зависимости от возможностей аудитории – до 6 человек) и составить список тех понятий, терминов, которые обязательно должны быть раскрыты на лекции, чтобы все смогли написать работу. Для этого можно воспользоваться, например, ключевыми словами, предложенными Сандрой Каплан (приведенными ниже) или составить свой:
Ключевые слова для исследования темы
структура взаимодействия
свойства воздействие
функция влияние
виды развитие
цель условие
отношение смысл
связь значение
6. Педагог объявляет, что работа над лекцией будет состоять из двух частей. Сначала мы будем слушать лекцию, дополняя свой список и накапливая таким образом необходимую для сочинения информацию. Затем – выполним небольшое задание, обобщим результаты лекции и продолжим работу.
7. Учащиеся воспринимают первую часть лекции (фильма, экскурсии) и дополняют свои записи новыми понятиями. Например, если кто-то забыл включить при изучении темы «Двигатели» понятие «Перспективы развития двигателей», то после прослушивания лекции это понятие может появиться. Что-то может уточняться. Например, было просто записано «Детство М.В.Ломоносова», а после прослушивания первой части занятия эта тема стала более дробной, частной. Умение выделять главное и воспроизводить содержание по ключевым словам – это и является одним из качеств ученика-исследователя! И стратегия «Бортовой журнал» содействует этому.
8. После окончания первой части лекции (спустя 10–20 минут), учитель предлагает учащимся поработать с первоначальным списком – что-то добавить, уточнить, изменить – а затем поделиться результатами своего труда с одноклассниками. Младшим школьникам это сделать будет непросто, поэтому здесь педагог работает поэтапно. Сначала: «Что вы узнали такого, что поможет вам написать красивую работу?», «Говорится ли что-то об этом в тех пунктах, которые мы написали в начале урока?», «Как нам сформулировать это короче?». Для маленьких детей список Сандры Каплан – темный лес, хотя некоторые слова им вполне по силам использовать и понять. Начиная с 5-го класса, уже можно работать по полной схеме, без «разжевывания».
9. Затем педагог знакомит учеников с возможными формами графического отображения материала и предлагает изобразить пройденный в первой части материал в одной из форм (см. приложение). Не у всех это получится сразу. Но если к концу учебного года вы поможете хотя бы некоторым детям сформировать привычку к самостоятельному использованию графических форм при работе с информацией, это будет одним из самых ценных образовательных результатов!
10. Школьники изображают содержание первой части лекции в форме рисунков, схем или таблиц (лучше делать это индивидуально). Определяют основные ключевые моменты лекции и задают уточняющие вопросы ведущему. Затем – выборочно – представляют результаты своей работы для всей группы. Учитель высказывает свои суждения об адекватности использования тех или иных графических форм. Эти суждения должны быть максимально корректны на уровне: «О чем говорит эта линия?».
11. Учитель просит учеников сопоставить какие-то моменты лекции со своим жизненным опытом. Спрашивает, что они вспоминали, когда работали на лекции. Может быть, сведения из каких-то уроков, поездок или встреч.
12. Дальше ребятам предлагается соотнести те ключевые термины лекции, которые они выделили, со своими познавательными запросами. «Какие вопросы остались без ответа? Сформулируйте их еще раз».
13. На некоторые вопросы лектор может ответить сразу, на другие – ребята получат ответы по ходу работы над второй частью лекции.
14. Школьники совершенствуют и дополняют схему, иллюстрирующую материал, список терминов и соотносят их с предоставляемой информацией.
15. После лекции учащиеся обсуждают результаты своей работы. Педагог может задавать вопросы, наподобие: «Что изменилось в вашем представлении о сущности явления после работы над лекцией?», «Какое из заданий было выполнять легче, а при выполнении какого возникали трудности?», «Какие моменты лекции были наиболее важны для вас?», «Какие достоинства и недостатки в исследовании этой темы вы заметили?» и т.д. Ясно, что формулировки должны быть соотнесены с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
16. После того, как школьники определят, выборочно представят и обоснуют ключевые понятия, на основании которых они предполагают писать свою заключительную работу, педагог просит их сопоставить понятия, которые они вычленили как ключевые, с тем, что они уже знают о предмете изучения. На основе собранных материалов ребята пишут небольшое сочинение, тему которого некоторые из них определили еще в начале занятия. Но могут они уточняться и в процессе работы.
17. Время для письменной работы определяет преподаватель. Это может быть один час, а может – месяц. Очень важно представление результатов. Желательно, чтобы выступили все. Могут быть разные варианты: кто-то перед всем классом, другие – в малых группах. Что касается оценки деятельности ученика, работавшего в режиме «Бортовой журнал», то об этом необходимо поговорить отдельно. Взгляните на типовой бланк «Бортового журнала», предложенный К.Берк в ее книге «Оценка качества обучения».
Бортовой журнал (см. cхему)
В графу «Время работы» записывается то время, которое ребенок планирует потратить и фактически потратил на выполнение не только письменного задания, но и всей сопутствующей деятельности: оформление схемы занятия, установление связей (ассоциаций) со своей жизнью, опытом. В «Оставшиеся вопросы» ученик записывает то, что ему не удалось выяснить. Что касается критериев оценки, то в начальной школе и среднем звене эту оценку осуществляет учитель (объясняя, тем не менее, детям, на чем она основывается). Начиная с 7-го класса, оценивать работу (свою и другого) по предложенной схеме могут и сами учащиеся. При такой взаимооценке у него появляется возможность что-то изменить, уточнить.
Учитель сам определяет, сколько баллов за каждый из четырех аспектов он ставит и по каким критериям. Это не обязательно должна быть пятибалльная система.
Три фазы в стратегии «Бортовой журнал»
Схема анализа занятия
Не обязательно фаза вызова должна реализовываться в начале занятия, а фаза рефлексии – в конце. Они могут сменять друг друга несколько раз в течение лекции или семинара.
I. Фаза вызова
1. Пробуждение познавательного интереса к теме занятия осуществляется тогда, когда учащиеся планируют тему будущего сочинения и определяют список основных терминов. Задавая вопросы, они также формируют у себя ожидания, которые будут реализовываться в процессе работы над лекцией.
2. Актуализация уже имеющихся знаний по теме лекции осуществляется как перед чтением её первой части, так и во время работы между первой и второй частями. Школьники соотносят материал лекции со своим жизненным опытом и составляют список терминов, которые могут быть использованы в данном исследовании.
3. Направление в изучении темы учащиеся задают самостоятельно, когда формулируют вопросы, составляют план исследования, обсуждают его с коллегами.
II. Фаза осмысления
1. Учащиеся активно воспринимают информацию, когда соотносят материал лекции с тем планом, который они составили вначале, и тогда, когда задают вопросы.
2. Соотнесение нового и старого знаний осуществляется неоднократно: когда школьники обсуждают результаты своей работы после первой части лекции и после всего занятия; когда учащиеся дополняют схему и список терминов; и когда они анализируют свою работу в сочинениях.
III. Фаза рефлексии (размышления)
1. Учащиеся самостоятельно обобщают и систематизируют информацию, когда изображают материал в графической форме, и когда пишут сочинение.
2. Определение направлений дальнейшего изучения темы также происходит не единожды: на этапе вопросов, в промежутке между частями лекции и на этапе освоения новых понятий, которые учащиеся формулируют для последующей работы.
Ограничения стратегии «Бортовой журнал»
- Если материал лекции переполнен информацией «на запоминание» (факты, даты), то лучше использовать другую стратегию.
- «Бортовой журнал» лучше всего годится для лекций, посвященных рассмотрению основных моментов, механизмов или концепций. Например, занятия, посвященные теме «Двигатели», подразумевают возможность самостоятельного вычленения общих закономерностей, процессов, механизмов, а, например, тема «Деепричастие» меньше подходит для этой стратегии.
Достоинства стратегии «Бортовой журнал»
- Учащиеся прямо на лекции прорабатывают материал в активной форме.
- Педагог может отследить развитие у учащихся, например, умение обобщать материал в различных формах (в графической, в ключевых словах, в виде письменного текста) и определять направление для исследования.
- На лекции осуществляется диалог между педагогом и школьниками.
- Результаты такой работы позволяют вернуться к ним через некоторое время, чтобы достаточно быстро актуализировать их для других семинаров или лекций.
Поведение учителя, использующего стратегию
«Бортовой журнал»
· Педагогу необходимо основательно продумать инструкции для составления учащимися списков терминов-ориентиров и написания заключительной работы. Нужно ясно себе представить, как примерно будут отвечать учащиеся, насколько интересно и легко им будет это сделать.
· Некоторые рисунки, схемы могут быть недостаточно адекватно и грамотно выполнены. Ведущему следует уметь предоставить таким учащимся позитивную обратную связь. Например, это можно сделать в форме уточняющих вопросов: «Вы расположили эти окружности в такой последовательности, с какой целью?». После двух-трех подобных вопросов учащимся можно предложить пересмотреть результаты своей работы, воспользовавшись опытом одноклассников.
· Читать такую лекцию нужно в обычном для вас темпе, используя комментарии и вопросы, следить, чтобы ученики успевали что-то записывать.
Желательно, чтобы педагог тоже написал небольшое сочинение по данной теме и представил его ученикам. Это очень важно, чтобы работа была действительно общей и реализовывалась идея сотрудничества.
Итак, мы подробно рассмотрели две учебных стратегии, которые помогут учащимся стать исследователями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие автономии учащихся через формирование учебных стратегий
Общество, в котором мы живем, постоянно развивается, меняется и предъявляет новые требования к членам этого общества. При переходе от индустриального общества к информационному, ценным становится не к...
Бортовой журнал
Форма Бортового журнала (бланк), используется как средство развития критического мышления у учащегося....
Бортовой журнал на корабле дистанционного обучения
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ НА КОРАБЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯЗаполнение бортового журнала заключается в следующем. Обучающимся сообщается тема статьи, видеофрагмента и т.д. Обучающиеся заполняют графу "Что мне и...
Бортовой журнал к уроку русского языка в 6 классе
Пытливый учитель найдёт немало статей с описанием технологии критического мышления. Однако при изложении тех или иных приёмов данной технологии всегда возникает ощущение недосказанности в о...
Бортовой журнал участия в месячнике оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Фотоотчет класса, занявшего 3 место (среди 22 команд) в общем зачете месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы....
Развитие эффективных учебных стратегий при обучении аудированию на уроках немецкого языка
Аудирование – это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Оно даёт возможность овладевать звуковой с...
Методическая разработка "Бортовой журнал"
Методическая разработка Бортовой журнал...