Задания с ответами по родной литературе
материал (11 класс)

Винокуров Андрей Анатольевич

Задания с ответами по родной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_s_otvetami_po_rodnoy_literature.docx44.14 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1

1. Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):

а) Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена;

б) Житие Сергия Радонежского;

в) Житие Александра Невского.

Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.

Ответ:

Каноны - это нормы и правила, характерные для житийного жанра, определяющие его структуру. Это некая схема-модель построения жития. Выполнение этой схемы обязательно, и все жития имеют стандартную сюжетную структуру. Рассмотрим ее на примере «Жития Сергия Радонежского».

В первую очередь, это, конечно же, вступление или предисловие. Помимо самобичевания автора и его сомнений, оно содержит восхваление Бога, «еже дарова нам такого старца святан».

Само житие начинается с описания благочестивых родителей Сергия - Марии и Кирилла. Святой обязательно должен родиться у родителей праведных: «не бе лепо такому детищу от неправедных родителей, ниже иным, сиречь неправедным родителем, таковаго не бе лепо родити детище».

Чудеса, сопровождающие жизнь святого - необходимая черта жанра жития, ведь показать нужно личность исключительную, а исключительность ее достигается, прежде всего, верой в Бога. Человек верующий и служащий Богу становится ему подобным. (Отсюда и Преподобный: Сергий через самоотречение, физический труд и борьбу с внутренними страстями, смог приблизиться к Богу. «Житием чистым, и богоугодным, и добродетельным», молитвами, постом и трудами, Сергий всю свою праведную жизнь стремился быть ближе к Богу.)

Явление такого светила, конечно же, предречено: еще в утробе матери, когда та была в церкви на службе, Сергий прокричал. Это было чудом и знамением, что младенец этот - богоизбранный сосуд. Будучи младенцем, отказывался сосать грудь по средам и пятницам - с самого своего рождения он начал поститься. Соблюдение поста во младенчестве - также классический пример традиционного житийного мотива.

Еще одно чудо - уразумение отроком Варфоломеем грамоты, которая, несмотря на все его прилежание, не давалась ему. Тогда ему явился черноризец и дал просфору, сказав «тебе дается знамение благодати Божиа и разума Святаго писания». И получилось так, что «от Бога книжное учение  ему, а не от человек». Сергию был передан дар от Бога, и он понял грамоту.

Сергий отказывается от брака - то есть соблюдает телесную чистоту. В отрочестве и юности продолжает он стремиться к Богу, тело и дух содержа в чистоте. После смерти родителей, получив от них благословение, ушел в пустынь «въ чащах леса». На том месте и была построена келья. Уход в пустынь, а в данном случае, основание своего собственного монастыря - так же канонический житийный сюжет, как обязателен и отказ от брака и телесная чистота - святой думает, как угодить Богу, а не жене.

Во время своего уединения Сергию приходилось бороться с бесами. Дьявол страшился того, что на этом месте будет воздвигнута обитель Божия, поэтому посылал всяческие страшные испытания. Человеку, имеющему Бога в сердце своем и на устах своих, не страшен дьявол - дух его крепок, вера его непоколебима, он их изгонит молитвой святой. Борьба с бесами - стандартный эпизод в житийном жанре, необходим для того, чтобы изобразить борьбу с внутренними страстями и искушениями.

Около двух лет Сергий жил в одиночестве, проводя время в трудах и молитвах. Затем следует традиционное описание того, как в его скромную обитель приходит братия 12 человек, которую он с радостью великой принимает, предупреждая их о трудностях монашеской жизни. В этом невозможно не увидеть символизм - братия его сравнивается с апостолами, а он сам уподобляется Иисусу Христу.

Следующее чудо было таким. Как-то закончилась вся еда, и не только Сергий, но и братия его голодала около четырех дней. И когда взроптали они, Сергий сказал им: «Тако бо верую, яко не оставит Бог места сего и живущих в нем». И в тот же момент постучали к ним воротам, и принесли им хлеба. Когда же они хотели позвать к столу тех, кто принес этот хлеб, за воротами уже никого не было. Необычайно приятный вкус хлеба и его необъяснимое появление позволяет предполагать, что это манна небесная, посланная Богом нуждающемуся Сергию и его братии.

Также описываются в житии такие чудеса, как сотворение источника чистой воды, воскрешении отрока молитвами святого, избавление вельможи от беса, жившего в нем.

Одним из самых значительных чудес является видение ангела. Ученики во время службы увидели ангела рядом с Сергием, и спросили его, кто это. На это преподобный ответил с присущей ему скоромностью, что это ангел, который всегда служит вместе с ним. Второе значительно чудо - видение божественного огня. Ученик Сергия Симон увидел огонь, ходящий по жертвеннику и осеняющий алтарь. И когда святой хотел причаститься, этот огонь вошел в чашу. Это была благодать Святого Духа. Третье чудо - видение Богородицы, которому так же был свидетель - ученик Сергия. Обо всех этих чудесах скромный Сергий просил никому не рассказывать.

Преподобный предчувствует свою кончину и умирает благочестивой смертью, передав игуменство Никону и завещав ему хранить монастырские уставы и предания.

Заканчивается житие традиционным похвальным словом Сергию Радонежскому, написанным самим Епифанием Премудрым.

Как мы видим в данном житии соблюдаются все каноны. Можно предположить, что они были составлены для того, чтобы сделать текст жития как можно более обобщенным, а обобщенность нужна была для большей понятности и восприимчивости. Текст жития, можно так сказать, «наглядное пособие для того, как нужно жить». Читатель воспринимает житие как практическую заповедь или наставление.

Житие имеет классическую композицию. Начинается повествование с детства и юности героя. В этих главах раскрывается божественное предназначение младенца еще до появления его на свет. Во время церковной службы ребенок, находясь в утробе матери, трижды прокричал. Чистая, богопочитаемая натура проявляется в мальчике с первых минут жизни. Он отказывается от молока матери, которая ела мясо, не питается по средам и пятницам, строго соблюдая пост. Здесь же идет речь о том, как мальчик научился читать. Это тоже было божественное провидение, так как никто не мог научить ребенка читать. И только святой старец свершил чудо, после которого Варфоломей овладел тайной чтения.

Центральные главы постепенно передают путь становления Сергия, его нравственные принципы и идеалы. Постоянно, в каждой главе, говорится о том, что инок почитал Бога и хотел приблизиться к нему. Он молился и вел аскетичный образ жизни. Каждый отдельный эпизод оформлен как отдельная глава, которая может быть совершенно разной по объему. Значимые события расписываются подробно. Одно из таких — разговор Дмитрия Донского и Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Из беседы понятно, что князь сомневается в победе и не решается наступать. Старец же видит будущее и убеждает Дмитрия начать сражение. Действительно, Дмитрий Донской побеждает и в честь этого возводит новый монастырь.

Третья часть композиции — финал, который описывает смерть Сергия Радонежского. Это одна из самых больших по объему глав. В ней подробно рассказывается о подготовке старца в мир иной. Затем сама смерть и погребение.
Послесловие характеризует святого с самой лучшей стороны. Опять говорится о его кротости, смирении, доброте, провидении. В тексте появляются эпизоды, в которых проявляются посмертные чудеса Сергия. Много глав посвящено основанию монастырей и назначению в них игуменов. Всего Сергием Радонежским и его учениками было построено 40 монастырей, главами которых становились лучшие люди того времени.

Можно отметить высокую художественную ценность произведения. При описании Сергия, его качеств, чувствуется особый лиризм, музыкальность. Автор как будто сплетает слова в узоры, используя повторы слов, единое начало предложений, контекстные синонимы.

«Житие Преподобного Сергия Радонежского» — уникальный памятник древнерусской литературы, построенный по классическим канонам жизнеописания святых.

Задание 2 

Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану:

1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.

2. Опишите цель создания эпиграммы.

3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

-     О книге, самостоятельно мной прочитанной.

-     О новом фильме.

-     О взаимоотношениях наших одноклассников.

-     Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану:

-     В. К. Тредиаковский «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы»;

-     П. Сумароков «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...»;

-     И. Ф. Богданович «Вкус возраста»;

-     В. В. Капнист «Ты под ручной заклад...»;

-     И. И. Дмитриев «Он врал — теперь не врет».

Ответ:

Эпиграмма, как небольшое стихотворное произведение, высмеивающее какие-либо черты человека, явления, предмета, очень часто имеет глубокий философский смысл. Актуальность этого жанра в современной поэзии не заканчивается, потому что в них авторы выражают свои чувства, отношения к чему-то или кому-то. Из современных авторов мне очень нравятся эпиграммы, написанные заслуженным артистом России Валентином Гафтом, с которыми меня познакомила мама.

Для анализа я выбрала эпиграмму Ипполита Федоровича Богдановича «Вкус возраста», написанную в 1763 году:

Игрушки свойственны во время первых лет,
И свойственно любить, когда любить прилично,
А умными тогда бываем мы обычно,
Как свет оставит нас и мы оставим свет.

Темой эпиграммы являются жизненные периоды и их характеристика. Эту эпиграмму нельзя назвать сатирической. Она скорее философская, ее цель - показать, порассуждать о разных периодах в жизни человека. Поэт в эпиграмме выражает чувства сожаления об уходящих годах, В детстве человек играет. Игрушки для ребенка очень важны, они имеют смысл, помогают познавать мир. В среднем возрасте (юности, молодости) человек «находит себя», встречает спутника жизни, ему очень важна любовь, отношения. А в возрасте старшем (часто называют золотым) у человека сформирован жизненный опыт, к нему приходит мудрость. Пожилые люди часто поучают молодых, не всегда понимая, что каждый проживает свою жизнь, формирует свой опыт, учится на своих ошибках. Так устроена жизнь.

4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

-     О книге, самостоятельно мной прочитанной.

-     О новом фильме.

-     О взаимоотношениях наших одноклассников.

-     Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

Ответ:

Эпиграмма на сериал «Вэнсдэй»

Девочка-вамп

Две косички, нет бантиков,

Почему не играешь ты

В куколки, фантики…

Может гложет тебя

Жажда мести сокрытая,

Оставайся ты девочкой

В платьице ситцевом.

Задание 3

Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:

1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.

2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.

3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).

4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.

5. Определите ключевые (главные) эпизоды.

6. Охарактеризуйте образ главного героя.

7. Место произведения в истории русской литературы.

8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).

9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.

Перечень произведений для анализа:

-     Ф. В. Булгарин «Димитрий Самозванец»;

-     М. Н. Загоскин «Рославлёв, или Русские в 1812 году»;

-     И. И. Лажечников «Последний Новик или Завоевание Лифляндии».

 Ответ:

Задание 4

Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений    X – XXI вв. Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста.

Ответ:

На протяжении всей своей истории наш город Энгельс был в центре литературной жизни Саратовской губернии. Энгельсская земля рождала по-настоящему талантливых людей, для которых литературная деятельность становилась не просто работой, а образом жизни. 

Моим любимым автором-земляком является Энгельсский поэт Александр Исаакович Кобылинский (1950-2021). Александр Кобылинский - Член Союза писателей и Союза журналистов России. Много лет заведовал литературным отделом Дома культуры «Ударник» и был руководителем литературно-музыкального объединения «Надежда». Александр Исаакович – кавалер Почётного знака Союза журналистов России «За заслуги перед журналистским сообществом», занесён в Книгу Почёта Энгельсского муниципального района. Он написал 10 книг поэзии, прозы, публицистики. Под его началом было издано 500 книг и сборников. Поэзия А.И. Кобылинского содержит проникновенные стихи о любви к родному краю. Поэт часто сравнивает в своих произведениях людей с птицами, вечно ищущими и зачастую покидающими свои родные края, но всегда желающие вернуться на свою родину:

«Не пугайте белых лебедей Былями о трудной жизни взрослых.

Будьте милосердней и нежней

Или помолчите, птицы, просто.

Жизнь, как жизнь!

И вешнею порой

Вновь звучит над грешным миром песня.

Значит — можно быть на „ты“ с судьбой!

Значит — это очень интересно.

Не ласкайте юных лебедей

Сказками о лёгкой жизни взрослых.

Расскажите о себе скупей

Или помолчите, птицы, просто.

Жизнь, как жизнь!

И много раз уже

Крыльями испробовано небо…

Хорошо бы в резком вираже

С песнею уйти и в быль, и в небыль».

«Счастлив ли я?» - произнес как-то Александр Исаакович. И, задумавшись, ответил: «Да, счастлив найденным, приобретенным, сохраненным. А Родина есть и будет, пока мы живы душой и телом».

Задание 5

Прочитайте фрагмент произведения А. Г. Битова «Пушкинский дом»:

«Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели.

Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой.

И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной неспешности и любовности собственных движений, подсказанной всего лишь формой и гранью этих склянок, таинственно прорывающей и останавливающей нашу суету…»

Вопросы:

1. Поясните смысл этих размышлений героя.

2. Опишите взаимосвязь размышлений героя и философской темы (существование человека) в произведении «Пушкинский дом».

Ответ:

Смысл размышлений   заключается в понимании героем сути жизни человека. Размышления о ней и о мире заставляют вспомнить своё детство и юность, поцелуй мамы, удовольствие  от прочитанной когда-то книге… Размышления героя глубоко философские. Прошлое он называет эфиром, который является тайной, который невозможно разгадать. Попытки людей познать эту тайну безуспешны. Каждый человек будет находить свои «склянки», чтобы разлить в них свой «эфир».

Задание 6

В 2003 году на экраны вышел художественный фильм «Прощание в июне» по одноименной пьесе А. В. Вампилова, режиссёр С. Ломкин.   

Представьте, что вы режиссёр, который снимает ремейк к кинофильму «Прощание в июне». Укажите основной актёрский состав, опишите характер двух главных героев. Ваш ответ представьте в виде таблицы 1.

 Ответ:

Таблица 1 – Актёрский состав к фильму «Диссертация совести» 

(придумайте и впишите название фильма)

№ п/п

Исполнитель роли (актёр)

 Особенности характера актёра, внешности,

манеры игры

1.

Николай Колесов

(Иван    Колесников)

Стройный, высокий юноша, спортивно сложенный, с копной вьющихся волос. Характер содержит черты юношеского максимализма. Говорит ярко, с запалом. Экспрессивен.

2.

  Татьяна Репникова

  (Анастасия Захарова)

Красавица с классической русской красотой: длинные волосы, стать, полуулыбка на лице. Шатенка. Манера игры сродни характеру героини: степенна, нетороплива. Речь вдумчиво выверенная.

3.

Владимир Алексеевич     Репников

  (Олег Меньшиков)

С виду рафинированный интеллигент: в очках, всегда в костюме и при галстуке. Изредка носит нашейный платок. Подчеркнуто вежлив с коллегами. Дома тоже играет роль правильного папаши и мужа.

4.

  Степан Николаевич    Павленко

  (Михаил Пореченков)

  С виду простачок, небольшого роста, коренаст, вечно куда-то спешит. Одевается просто. Обычно это брюки и пуловер. Такой неприметный среднестатистический научный сотрудник. Чаще молчит,  однако в нем есть харизма, он проникнут честью, честностью и порядочностью.

5.

Распекаев Илья Ефимович

  (Дмитрий Нагиев)

 Грубоватый начальник, выходец из девяностых, когда-то прихватизировал два крупных строительных предприятия города. По привычке действует не по закону, а по понятиям, прикрываясь демократическими лозунгами. С виду «свой парень». Одевается чаще в джинсы и спортивную куртку. Волос налысо подстрижен. Речист.Говорит много, но суть речи непонятна.

  и др.

 

События моего фильма переносят его героев из нулевых годов 21 века в 2020-е годы. Николай Колесов – студент университета.

Ректор учебного заведения Владимир Алексеевич повязан  коррупционной схемой с мэром города Распекаевым. Они «проталкивают» промышленный проект, реализация которого может существенно навредить экологии города. Большие бюджетные деньги, выделенные на проект, планируют «распилить».

Понимая, что проект нецелесообразен, выпускник универа Колесов, занимаясь в лаборатории экологических проблем, хорошо понял суть сделки, потому что собирался готовить кандидатскую диссертацию по экологии родного города. Он пошел на открытый конфликт с ректором, несмотря на то, что любил его дочь Татьяну.

Коля планировал жениться на Тане и продолжить научные изыскания в аспирантуре. Владимир Алексеевич, приложил максимум усилий. чтобы планы Николая не реализовались.

Однако нашелся честный человек на кафедре Степан Николаевич Павленко, который отстоял право Коли заниматься наукой и добился приглашения независимой комиссии из Москвы с целью провести экологическую и финансовую экспертизу проекта.

Мой фильм о самопожертвовании и об умении жить честно, по совести.

Задание 7

Литературная премия — поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов, выбирая одного или нескольких призёров из списка кандидатов.

Представьте, что вы учредитель литературной премии «Брависсимо!». Лауреатами премии в разных номинациях стали:

-          Б. А. Ахмадулина

-          И. А. Бродский

-          А. А. Вознесенский

-          В. С. Высоцкий

-          Е. А. Евтушенко

-          Н. А. Заболоцкий

-          Б. Ш. Окуджава

-          Н. М. Рубцов

-          А. А. Галич

Вопросы:

1.  Опишите литературные достижения, за которые присуждается данная литературная премия.

2.  Составьте текст одной номинации (название номинации указать самостоятельно). Объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

 Ответ:

Литературную премию «Брависсимо!» я присуждаю советскому русскому поэту Николаю Рубцову. Премия присуждена за глубоко прочувствованные, прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразились поэтические размышления автора о красоте русской природы.

        Н.Рубцов – победитель в номинации «Душа моя - Россия». Номинация присуждается поэтам, авторам стихотворений о природе родной земли, о любви к ней. Н. Рубцова называют певцом русского севера. Абсолютное большинство его произведений содержат лирические строки о красоте архангельского края и вологодской земли, тех самых мест откуда пошла изначальная Русь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Олимпиадные задания и ответы по литературе для учащихся 9 класса

Задания и ответы по литературе для учащихся 9 класса...

олимпиадные задания и ответы по русскому языку и литературе

материал содержит олимпиадные задания и ответы по русскому языку и литературе с 5 по 11 класс...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе с ответами.

Задания составлены для проведения муниципальной олимпиады для учителей по русскому языку и литературе...

Родная литература (русская). 5 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")

Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...

9. Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами...

Задания и ответы для РЭ олимпиады по литературе 9 класс

Задания и ответы для РЭ олимпиады по литературе 9 класс...