Школьный уровень всероссийской олимпиады школьников по литературе в 7 классе (задания и ответы)
олимпиадные задания по литературе (7 класс)
олимпиада
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 878.35 КБ | |
| 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРА. 2024–2025 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС
Задание 1. Дайте определение термину басня. (2 балла).
Задание 2. Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки (6 баллов).
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Задание 3. Ответьте на вопрос (2 баллов).
Как называется вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей?
Задание 4. Узнайте произведение А.П. Чехова по началу (2 балла).
«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов…»
Задание 5. Назовите автора жанр произведений (6 баллов).
«Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
Задание 6. Продолжите предложение: «Образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём – это ____________ (2 баллов).
Задание 7. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его имя, отчество, фамилию. (15 баллов).
1. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.
2. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».
3. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание его сочинений составляет 90 томов.
4. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли
5. Значительную часть жизни служил библиотекарем в Императорской публичной библиотеке; был академиком Российской академии наук; на постаменте памятника этому человеку изображены разные животные.
Задание 8. Соотнесите портреты авторов и иллюстрации к их повестям и рассказам (5 баллов)
Портреты: | Иллюстрации: | ||
А | 1 | ||
Б | 2 | ||
В | 3 | ||
Г | 4 | ||
Д | 5 |
Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
Задание 9. Соберите фрагменты сонета У. Шекспира в переводе А. Штыпеля в единый целый текст. (укажите порядок цифрами) (10 баллов) | |||||||||||||||||||||
|
Задание 10. Решите кроссворд. (10 баллов)
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | 5 | ||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
По вертикали:
1. Повтор в начале стихотворных строк или предложений.
3. Образное определение.
5. Автор книги рассказов о крестьянах и помещиках, вышедшей в середине
XIX века.
- Скрытое сравнение («булки фонарей и пышки крыш»).
- Стихотворный размер: стопа из двух слогов с ударением на первом.
По горизонтали:
2. Описание природы.
4. Описание внешности персонажа.
- Автор повести о несчастных детях и сыне судьи.
- Русский поэт, часто писавший о деревне.
10. Бог солнца в греческой мифологии.
Задание 11. (1задание – 30 баллов) Прочитайте русскую народную сказку. Перечислите кратко, какие особенности этой сказки говорят о том, что она является народной, фольклорной, а не литературной, авторской.
ЧЕРТ И МУЖИК
В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь.
Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит:
— Год года хуже! Год года хуже!
Надоело это мужику — он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.
Вот наступила полночь, выходит из воды черт. Сел на берег, поджал ноги под себя и ну кричать:
— Год года хуже! Год года хуже!
А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной черта по затылку, тот только и крикнул:
— Хуже не будет!
И скрылся в воде.
Больше с той поры черт не выходил на берег. (Из сборника В.Н. Серебренникова)
Задание 12. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы 12.1-12.7.. (10 баллов)
Борис Пастернак
* * *
Зима приближается. Сызнова
Какой-нибудь угол медвежий
Под слёзы ребёнка капризного
Исчезнет в грязи непроезжей.
Домишки в озёрах очутятся,
Над ними закурятся трубы.
В холодных объятьях распутицы
Сойдутся к огню жизнелюбы.
Обители севера строгого,
Накрытые небом, как крышей!
На вас, захолустные логова,
Написано: сим победиши.
Люблю вас, далёкие пристани
В провинции или деревне.
Чем книга чернее и листанней,
Тем прелесть её задушевней.
Обозы тяжёлые двигая,
Раскинувши нив алфавиты,
Вы с детства любимою книгою
Как бы посредине открыты.
И вдруг она пишется заново
Ближайшею первой метелью,
Вся в росчерках полоза санного
И белая, как рукоделье.
Октябрь серебристо-ореховый.
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана
.
12.1. Укажите стихотворный размер.
- трёхстопный ямб
- пятистопный хорей
- четырёхстопный дактиль
- трёхстопный амфибрахий
- четырёхстопный анапест
12.2 .Рифмы в стихотворении
- мужские и женские
- дактилические и женские
- мужские и дактилические
- только женские
- только мужские
12.3. Выберите все верные утверждения.
- Стихотворение написано трёхстопным анапестом.
- В стихотворении нет гиперболы.
- В стихотворении нет эпитетов.
- В стихотворении есть развёрнутая метафора.
- Третья строфа содержит олицетворение.
- В стихотворении перекрёстная рифмовка.
12.4. Выберите синоним из текста к фразеологическому сочетанию «медвежий угол».
- грязь непроезжая
- далёкие пристани
- блеск заморозков
- захолустные логова
- обители севера
12.5.Напишите номер строки, которая содержит фразу на церковнославянском языке.
12.6.Напишите номер строки, которая содержит неправильную (в норме не образующуюся) словоформу.
12.7.Что объединяет Чехова, Чайковского и Левитана?
- Они жили в одну эпоху: в конце восемнадцатого века.
- Они все художники, как и отец Б. Пастернака.
- Они жили в одну эпоху: в конце девятнадцатого века.
- Они все писатели, как и сам Б. Пастернак.
- Они жили в одну эпоху: в конце двадцатого века.
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРА. 2024–2025 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Задание 1. – 2 балла
БАСНЯ – короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель Б. – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы. В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам. Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.
Задание 2 – 6 баллов . Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная
Задание 3 – 2 балла. Экспозиция
Задание 4. – 2 балла «Хамелеон»
Задание 5 – 6 баллов Иван Сергеевич Тургенев, стихотворения в прозе
Задание 6 – 2 балла Лирический герой
Задание 7 – 15 баллов Антон Павлович Чехов, Василий Андреевич Жуковский, Лев Николаевич Толстой, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Кралов.
Задание 8 – 5 баллов а-2, б-1, в-5, г-3, д-4.
Задание 9 – 10 баллов
1 | Как мне в дороге дальней тяжело |
2 | Знать, что в итоге отдых и покой Нашепчут мне, как много миль легло, |
3 | Как много миль меж мною и тобой. |
4 | Коняге лишний груз – моя тоска, Он инстинктивно чует, чуть плетясь, |
5 | Что быстрота не тешит седока, Поскольку с другом истончает связь. |
6 | К жестокой шпоре равнодушен он, |
7 | Хоть я со злости прибегаю к ней, Ответом мне бывает только стон. |
8 | Бедняге больно – мне ещё больней. |
9 | Стон стоном отзывается в груди: |
10 | Скорбь впереди, а радость – позади. |
Задание 10 – 10 баллов
а | ||||||||||||||
н | ||||||||||||||
п | е | й | з | а | ж | |||||||||
3 | ф | 5 | ||||||||||||
4 | э | о | ||||||||||||
п | о | р | т | р | е | т | 8 9 | |||||||
и | а | у | м | х | ||||||||||
т | 6 | к | о | р | о | л | е | н | к | о | ||||
е | с | е | н | и | н | г | т | р | ||||||
т | е | а | е | |||||||||||
н | ф | й | ||||||||||||
10 | г | е | л | и | о | с | ||||||||
в | р | |||||||||||||
а | ||||||||||||||
Задание 11.- 30 баллов. Прочитайте русскую народную сказку. Перечислите кратко, какие особенности этой сказки говорят о том, что она является народной, фольклорной, а не литературной, авторской.
ЧЕРТ И МУЖИК
В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь.
Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег
- закричит:
— Год года хуже! Год года хуже!
Надоело это мужику — он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.
Вот наступила полночь, выходит из воды черт. Сел на берег, поджал ноги под себя и ну кричать:
— Год года хуже! Год года хуже!
А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной черта по затылку, тот только и крикнул:
— Хуже не будет!
И скрылся в воде.
Больше с той поры черт не выходил на берег.
Комментарий к заданию
Данное задание проверяет знание школьниками особенностей фольклорных сказочных текстов и их отличий от литературных и одновременно позволяет продемонстрировать детям свои творческие способности – умение создавать собственные сказки с использованием определенных художественных приемов и ходов. Предполагается, что в данной сказке ученики должны отметить следующие особенности, говорящие о ее фольклорной природе:
- автор анонимен (5 б.);
- действие разворачивается в условном, сказочном времени и пространстве (5 б.);
- герои типичны для народных сказок, лишены характеров, наделены только функциями (5 б.);
- используются устойчивые формулы и эпитеты (5 б.).
Задание 12
12.1 Ответ: 4. 1 балл. 12.2. Ответ: 2. 1 балл.
12.3. Ответ: 2, 4, 6. (3 балла) 12.4. Ответ: 4. 1 балл.
12.5. Ответ: 12. 1 балл. 12.6. Ответ: 15. 2 балла. 12.7. Ответ: 3. 1 балл.
Всего 100 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
Задания с ответами и рекомендациями...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (разработаны по заказу Управления образования мэрии г. Магадана)
Задания, разработанные М. Б. Тикуновой по заказу Управления образования мэрии г. Магадана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году...
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)...
всероссийская олимпиада школьников по мхк 11 класс задания и ответы
Материал олимпиады содержит задания и ответы школьного тура по мхк для 11 класса. Задания составлены в соответствии с методическими требованиями на 2016-2017 учебный год....

Школьный уровень всероссийской олимпиады школьников по литературе в 5-6 классах (задания и ответы)
олимпиада...
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 8 класс 2025-2026 учебный год
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 8 класс...















