Школьный уровень всероссийской олимпиады школьников по литературе в 5-6 классах (задания и ответы)
олимпиадные задания по литературе (5, 6 класс)

Фазлитдинова Илюза Илдаровна

олимпиада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

г. Пыть-Ях                                                                                                                            

2025-2026 учебный год                                                                                                                                                                        Олимпиадные задания, 5-6 класс

Время выполнения – 90 минут

Задание 1. Соотнесите иллюстрацию к литературному произведению с отрывком из текста этого произведения.

Иллюстрации:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Отрывки текстов:

А) В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи.

Б) Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж- городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжёлого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

В) Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоём с матерью. Но люди быстро всё забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик, мать его – всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.

Г) Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за́ руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.

Д) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Е) Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

  • Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

- Отчего же! – сказала колдунья. – Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок – увидишь, что будет!

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 2.  Соотнесите название жанра с фрагментом текста.

А) литературная сказка

1) Жила-была бедная сиротка Крошечка-Хаврошечка, и попала она к чужим людям, которые её совсем на работе заморили. И то им подай, и другое принеси, и всё им делай. Хозяйка попалась ей сердитая и взыскательная, и было у ней три дочери. Старшую звали Одноглазкой, среднюю – Двуглазкой, а младшую – Триглазкой.

Б) былина

2) Вперёд! Мечом и грудью смелой

Свой путь на полночь пробивай.

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Ещё ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В неё ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей.

Тебе сказать не должен боле:

Судьба твоих грядущих дней,

Мой сын, в твоей отныне воле.

В) народная сказка

3) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Г) поэма

4) Матушка Добрынюшке говаривала, Матушка Никитичу наказывала:

«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!

Ты не езди-тко на гору сорочинскую,

Не топчи-тко там ты малыих змеёнышев…

Д) басня

5) В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Задание 3. О каком произведении идёт речь, назовите автора.

А. «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя».

Б. «Проснулся Васютка поздно, от холода, и не увидел ни озера, ни неба, ни кустов».

В. «Жил-был добрый царь Матвей;/ Жил с царицею своей Он в согласье много лет; / А детей всё нет как нет».

Г. «Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати…».

Д.  «Ай, Моська! Знать, она сильна, /Что лает на слона!»

Ответы:

А.         

Б.         

В.         

Г.         

Д.         

Задание 4. Что объединяет эти произведения? «Садко», «Маша и медведь», «Джек и бобовый стебель»  (Выберите один правильный ответ)

А) фольклорные (народные) произведения

Б) сказки

В) прозаические тексты

Г) одинаковый сюжет

Д) один автор

Задание 5. Что объединяет этих писателей? Х.К. Андерсен и А.С. Пушкин (Выберите один правильный ответ)

А) русские писатели

Б) были друзьями

В) один заимствовал сюжет произведения у другого

Г) сочиняли сказки

Д) были на Кавказе

Задание 6. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

             А.В. Кольцов (1809–1842)

Цветок

  1. Природы милое творенье,
  2. Цветок, долины украшенье,
  3. На миг взлелеянный весной,
  4. Безвестен ты в степи глухой!

  1. Скажи: зачем же так алеешь,
  2. Росой заискрясь, пламенеешь,
  3. И дышишь чем-то, как живым,
  4. Благоуханным и святым?

  1. Ты для кого в степи широкой,
  2. Ты для кого от сёл далеко?
  3. Не для крылатых ли друзей,
  4. Поющих в воздухе степей?

  1. Для них ли, в роскоши, семьями,
  2. Румяной ягодой, цветами
  3. И обаяньем для души
  4. Вы, травы, зреете в тиши?

  1. О, пой, косарь! зови певицу,
  2. Подругу, красную девицу,
  3. Пока ещё, шумя косой,
  4. Не тронул ты травы степной!

(1836)

6.1. Укажите род литературы, с которым соотносится текст.

А) эпос    Б) лирика      В) драма

6.2.Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.

А) перекрёстная     Б) кольцевая      В) парная

6.3. В какой СТРОФЕ стихотворения есть олицетворение? Выберите номер строфы. ____________________

6.4.Укажите номер строки, в которой есть сравнение. _____________________

6.5.Среди строк 13–20 найдите строку, в которой есть фольклорный эпитет. __________________

6.6.В строке 11 использована перифраза (непрямое иносказательное обозначение объекта). Какой объект имеется в виду? Ответьте одним словом в именительном падеже, множественном числе. ________________________

6.7.Укажите        строки,        в        которых        использована        анафора        (повторение слов в начале стихотворной строки). ________________________________

Задание 7. Представьте ситуацию, что вы обладаете сверхспособностями: способны, читая книгу, перенестись в любой из вымышленных книжных миров. Используйте этот шанс... Расскажите о своих приключениях в небольшом (10-15 предложений) сочинении (сказке, фэнтези).

Не забудьте указать, в какую книгу (автор, название) вы переместились и постарайтесь использовать ее стилистические особенности в своей работе. Пишите грамотно, это добавит вам баллы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

г. Пыть-Ях                                                                                                                            

2025-2026 учебный год                                                                                                                                                                        Олимпиадные задания, 5-6 класс

Время выполнения – 90 минут

Задание 1. (6 баллов) Соотнесите иллюстрацию к литературному произведению с отрывком из текста этого произведения.

Иллюстрации:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Отрывки текстов:

А) В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи.

Б) Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж- городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжёлого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

В) Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоём с матерью. Но люди быстро всё забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик, мать его – всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.

Г) Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за́ руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.

Д) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Е) Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

  • Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

- Отчего же! – сказала колдунья. – Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок – увидишь, что будет!

Ответ: (За каждый правильный ответ 1 балл – всего 6 баллов)

А

Б

В

Г

Д

Е

3

5

4

1

2

6

Задание 2.  (5 баллов) Соотнесите название жанра с фрагментом текста.

А) литературная сказка

1) Жила-была бедная сиротка Крошечка-Хаврошечка, и попала она к чужим людям, которые её совсем на работе заморили. И то им подай, и другое принеси, и всё им делай. Хозяйка попалась ей сердитая и взыскательная, и было у ней три дочери. Старшую звали Одноглазкой, среднюю – Двуглазкой, а младшую – Триглазкой.

Б) былина

2) Вперёд! Мечом и грудью смелой

Свой путь на полночь пробивай.

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Ещё ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В неё ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей.

Тебе сказать не должен боле:

Судьба твоих грядущих дней,

Мой сын, в твоей отныне воле.

В) народная сказка

3) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Г) поэма

4) Матушка Добрынюшке говаривала, Матушка Никитичу наказывала:

«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!

Ты не езди-тко на гору сорочинскую,

Не топчи-тко там ты малыих змеёнышев…

Д) басня

5) В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. 

Ответ: (за каждый правильный ответ 1 балл – всего 5 баллов)

А

Б

В

Г

Д

5

4

1

2

3

Задание 3. (10 баллов) О каком произведении идёт речь, назовите автора.

А. «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя».

Б. «Проснулся Васютка поздно, от холода, и не увидел ни озера, ни неба, ни кустов».

В. «Жил-был добрый царь Матвей;/ Жил с царицею своей Он в согласье много лет; / А детей всё нет как нет».

Г. «Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати…».

Д.  «Ай, Моська! Знать, она сильна, /Что лает на слона!»

Ответы: ( 1 балл за название произведения, 1 балл за писателя – всего 10 баллов)

А. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб)

Б. В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

В. В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Г. И.С.Тургенев «Муму»

Д. И.А.Крылов «Слон и Моська»

Задание 4. (1 балл) Что объединяет эти произведения? «Садко», «Маша и медведь», «Джек и бобовый стебель»  (Выберите один правильный ответ)

А) фольклорные (народные) произведения

Б) сказки

В) прозаические тексты

Г) одинаковый сюжет

Д) один автор

Ответ: А (1 балл)

Задание 5. (1 балл) Что объединяет этих писателей? Х.К. Андерсен и А.С. Пушкин (Выберите один правильный ответ)

А) русские писатели

Б) были друзьями

В) один заимствовал сюжет произведения у другого

Г) сочиняли сказки

Д) были на Кавказе

Ответ: Г (1 балл)

Задание 6. (7 баллов) Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

             А.В. Кольцов (1809–1842)

Цветок

  1. Природы милое творенье,
  2. Цветок, долины украшенье,
  3. На миг взлелеянный весной,
  4. Безвестен ты в степи глухой!

  1. Скажи: зачем же так алеешь,
  2. Росой заискрясь, пламенеешь,
  3. И дышишь чем-то, как живым,
  4. Благоуханным и святым?

  1. Ты для кого в степи широкой,
  2. Ты для кого от сёл далеко?
  3. Не для крылатых ли друзей,
  4. Поющих в воздухе степей?

  1. Для них ли, в роскоши, семьями,
  2. Румяной ягодой, цветами
  3. И обаяньем для души
  4. Вы, травы, зреете в тиши?

  1. О, пой, косарь! зови певицу,
  2. Подругу, красную девицу,
  3. Пока ещё, шумя косой,
  4. Не тронул ты травы степной!

(1836)

6.1. Укажите род литературы, с которым соотносится текст.

А) эпос    Б) лирика      В) драма

Ответ: Б (1 балл)

6.2.Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.

А) перекрёстная     Б) кольцевая      В) парная

Ответ: В (1 балл)

6.3. В какой СТРОФЕ стихотворения есть олицетворение? Выберите номер строфы. ____________________

Ответ: 2 (1 балл)

6.4.Укажите номер строки, в которой есть сравнение. _____________________

Ответ: 7 (1 балл)

6.5.Среди строк 13–20 найдите строку, в которой есть фольклорный эпитет. __________________

Ответ: 18 (1 балл)

6.6.В строке 11 использована перифраза (непрямое иносказательное обозначение объекта). Какой объект имеется в виду? Ответьте одним словом в именительном падеже, множественном числе. ________________________

Ответ: птицы (1 балл)

6.7.Укажите        строки,        в        которых        использована        анафора        (повторение слов в начале стихотворной строки). ________________________________

Ответ: 9, 10 (1 балл)

Задание 7. (20 баллов) Представьте ситуацию, что вы обладаете сверхспособностями: способны, читая книгу, перенестись в любой из вымышленных книжных миров. Используйте этот шанс... Расскажите о своих приключениях в небольшом (10-15 предложений) сочинении (сказке, фэнтези).

Оценивается соответствие содержания заданной теме, жанру (5 баллов); логичность и последовательность изложения (5 баллов), ясность, точность, образность языка, единство стиля, оригинальность (5 баллов)

Не забудьте указать, в какую книгу (автор, название) вы переместились и постарайтесь использовать ее стилистические особенности в своей работе (5 баллов). Пишите грамотно, это добавит вам баллы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итого: 50 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии для 8 - 11 класса.

Задания предназначены для учеников 8 -11 классов. Все задания дифференцированы по уровню сложности и составлены с учётом требований к олдимпиадным задачам. Задания для 8 класса составлены в  форм...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (разработаны по заказу Управления образования мэрии г. Магадана)

Задания, разработанные М. Б. Тикуновой по заказу Управления образования мэрии г. Магадана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году...

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)...

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 8 класс 2025-2026 учебный год

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе   8 класс...