ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
статья
В статье раскрывается общее и специфическое в методике обучения русскому языку многонационального контингента учащихся в рамках одного класса, коммуникативная направленность обучения языку, ориентированность на достижение практического результата в обучении и особенности технологии сотрудничества при обучении русскому языку. Предлагаются коррективы рабочей программы по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
Калина В. Г.1
Калина Виктория Геннадьевна - учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Село Чкаловское Приморского края
Аннотация: в статье раскрывается общее и специфическое в методике обучения русскому языку многонационального контингента учащихся в рамках одного класса, коммуникативная направленность обучения языку, ориентированность на достижение практического результата в обучении и особенности технологии сотрудничества при обучении русскому языку. Предлагаются коррективы рабочей программы по русскому языку.
Ключевые слова: школа, учителя, многонациональный контингент учащихся, речевая среда, виды деятельности, учебное сотрудничество, преподавание.
Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах
школы – одна из сложных проблем современности, имеющая не только
образовательное, но и социальное значение. Школа - важнейший институт
формирования культуры межнациональных отношений в обществе.
Методика обучения неродному (второму) языку разрабатывалась таким
образом, что приоритетной считалась цель – обучить школьников речи, научить их разговаривать, а потом уже читать и писать на этом языке. Однако
обучение русскому языку в многонациональных классах именно таким образом невозможно, так как:
- учащиеся и учитель работают по программе «Русский язык как родной», и
требования к уровню подготовленности учащихся на каком-то этапе обучения
(для конкретных детей этапы разные) начинают предъявляться одни и те же;
- работая с многонациональным контингентом, учитель русского языка решает задачу «выравнивания» и развития учащихся с целью их социализации в
российском обществе и подготовки к итоговой аттестации на общих (с русскими выпускниками) основаниях.
Дети и из классов выравнивания, и из классов с многонациональным контингентом плохо читают, у них бедный словарь, они не воспринимают переносного значения слов, не могут своими словами пересказать текст. Учащиеся, для которых русский язык является неродным, не владеют перечисленными обще учебными умениями в силу слабого владения русским языком. Однако минимум содержания по русскому языку ими должен быть усвоен в полной мере для дальнейшего успешного обучения.
Обучаясь в российской национальной школе, дети должны продемонстрировать знания в соответствии с российским образовательным стандартом, и учитель преподаёт свой предмет именно с этой целью.
При этом методика обучения не предполагает наличия в классе учащихся,
слабо владеющих русским языком. Таким образом, учитель вынужден вести занятия, ориентируясь и на носителей русского языка, и на нерусскоязычных школьников, слабо владеющих языком, одновременно или игнорируя последних. В обоих случаях возникает ряд методических, психологических и этических проблем.
Поэтому необходимо формирование представления о самобытности этнических культур, а также о механизмах, обеспечивающих взаимопонимание,
необходимое при взаимодействии представителей различных этнических
общностей. Среди задач, служащих достижению этой цели, — необходимо
научить пользоваться данными этнолингвистических исследований в
практике преподавания русского языка как неродного.
Для детей, воспитанных в инокультурной языковой среде, имеющих
другой уровень знания языка, требуются специальные программы, методики,
учебники.
Преподавание русского языка в школе, в том числе - в школе с многонациональным контингентом, требует от учителя постоянного поиска, умения анализировать, находить и постоянно совершенствовать эффективные способы формирования компетенций школьников. Учитель русского языка моделирование своей деятельности основывает на понимании того, что в преподавании русского языка как родного и как неродного система изучаемого языка имеет разную степень важности. В преподавании русского языка как родного речь идет не столько о формировании, сколько о совершенствовании и развитии языковой компетенции школьника. При обучении русскому языку как неродному учащиеся осваивают новую для себя знаковую систему, овладевают новыми языковыми средствами.
В школах с мононациональным контингентом учащихся обучение русскому языку предполагает прежде всего формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.
Реализация культуроведческого аспекта в обучении русскому языку проходит по двум направлениям:
– обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;
– познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в сопоставлении с другими культурами и языками.
Список литературы
- Арипова У. А. Ситуативные упражнения как средство развития устной речи учащихся национальной школы: дис. ... канд. пед. наук, М., 1988. 190 с.
- Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя. М.: Русское слово, 2008. 176 с.Гутов А. Г. Классическая и современная литература в школе //Литература в школе. 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-184034-1358699090.jpg)
Особенности обучения русскому языку в условии двуязычия
В школах появляется все больше детей, для которых русский язык не является родным, и часто он не был даже языком обучения, в лучшем случае изучался как предмет. Конечно, уровень владения русским языко...
Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."
В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....
Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе.
Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-982322-1551016184.jpg)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159967-1354904430.jpg)
Особенности обучения английскому языку учащихся с ОВЗ.
В статье рассказывается об особенностях обучения английскому языку учащихся с ОВЗ, даются практические советы (из опыта работы). Материал будет полезен педагогам, работающим с учащимися с ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-1175702-1571147732.jpg)
Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом
Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-244170-1366185149.jpg)
«Особенности обучения русскому языку детей с нарушениями слуха».
Уроки русского языка в школе-интернате...