Технологическая карта урока родной (татарской) литературы в 8А классе
план-конспект урока (8 класс)

Тема урока: «Поэты родного края...»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  родной (татарской) литературы в 8А классе

Дата: 13. 12. 2023

Тема урока: «Поэты родного края...»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: владеть знаниями о жизни и творчестве поэтов родного края: Энвера Давыдова, Рустама Мингалима; находить в поэтическом тексте яркие изобразительно-выразительные средства; делать устный анализ стихотворения; понимать настроения и чувства поэтов.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, развивать стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:

познавательные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой; регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Дидактические методы: проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Образовательные ресурсы и оборудование: презентация, репродукции картин художников Айрата Гайфуллина, Бакыя Урманчы; портреты Энвера Давыдова; аудиозапись  Рустама Мингалима  «Йолдызым Камышлым», ресурсы Интернет.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

организации

взаимодействия

Формируемые УУД

1) Организационный

момент

Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание школьников

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: формирование положительного отношения к уроку

2) Целеполагание

Тему урока я предлагаю вам сформулировать самим. В этом нам помогут картины художников и музыка

Таслима Низами (Демонстрируется презентация.)

  • Что мы увидели на картинах великих художников?
  • Как называются картины, изображающие природу?
  • От слова пейзаж произошло название поэтического жанра - пейзажная лирика. Поэты вдохновенно описывают природу, используя образное слово.

-А сейчас давайте сформулируем тему нашего урока. (Тема родной природы в стихотворениях  поэтов родного края)

  • Какие вопросы мы можем поставить к нашей теме? Это и будут цели урока.
  1. Почему многие поэты обращаются к теме природы?
  2. Какой они её изображают?
  3. Что значит для поэтов чувство любви к природе?

Слушают музыку, рассматривают репродукции картин. Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели урока. Записывают в тетрадь дату, тему урока.

Фронтальная

Познавательные: осознают учебную задачу. Регулятивные:

целеполагание, высказывают свое предположение на основе работы с учебным материалом.

Планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия.

3) Постановка учебной задачи

- Наш урок будет проходить в форме групповой исследовательской работы. Каждая группа будет анализировать одно стихотворение и представлять результаты своей работы.

1 группа -  Энвер Давыдов «Туган авылыма»

2 группа – Рустам Мингалим «Йолдызым Камышлым»  .»

3 группа – Энвер Давыдов  «Ташу»

Слушают задания учителя

Фронтальная.

Регулятивные: принятие познавательной цели, сохранение её при выполнении учебной деятельности.

4) Самостоятельная работа в группах

Организует работу в группах, осуществляет консультативную помощь.

Анализируют стихотворения по плану:

  1. Определите тему стихотворения.
  2. Какие картины вы представили, прочитав стихотворение?
  3. Какие краски использует поэт?
  4. Найдите яркие изобразительновыразительные средства.
  5. Каково настроение лирического героя?
  6. Определите идею (главную мысль) стихотворения.

Индивидуальная,

групповая

Познавательные: называют и определяют объекты в соответствии с их содержанием. Регулятивные: применяют метод информационного поиска.

Коммуникативные: формируются навыки коллективного взаимодействия. Личностные: развиваются навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи.

5) Динамическая пауза

- В мае начинают летать шмели. Сейчас мы под музыку

  совершим полёт.

Звучит музыка Таслимы Низами Учащийся-ведущий у доски демонстрирует движения, остальные учащиеся повторяют за ним.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: развиваются умения применять в учебном процессе способы снятия напряжения,

концентрации внимания.

6) Этап контроля

Учитель во время выступления учащихся организует активное слушание, предлагает ученикам других групп делать опорные записи в тетради, задавать вопросы.

От каждой группы выступают два представителя. Первый выступает с кратким сообщением о жизни и творчестве поэта. Звучит стихотворение в актёрском исполнении. Затем другой ученик делится результатами исследования.

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: понимание и интегрирование информации, её преобразование и воспроизведение с учётом решаемых задач. Коммуникативные: умение строить монолог, умение формулировать и отстаивать своё мнение, учитывать различные точки зрения.

7) Работа с художественным текстом. Анализ стихотворения  Энвера Давыдова «Туган авылыма».

Словарная работа.

Бормалы юл- извилистая дорога

Учитель выразительно читает стихотворение.

Анализ стихотворения по вопросам:

  1. Какие картины вы представили, прослушав это стихотворение?
  2. Поэту так дорог родной край. Горы, леса,поля для поэта самое ценное. Камышлу он называет центром земли
  3. Что общего в стихотворениях .Энвера Давыдова и Рустама Мингалима

Работают с художественным тестом, вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, делают выводы.

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в поэтическом тексте, сравнивают и делают выводы.

Коммуникативные: используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

8) Подведение итогов урока

  •  «Вот так связано у нас в России - наша природа, наша душа . Вот где родина - едина
  • Подведём итоги урока.
  • Почему многие поэты обращались к теме природы? (Природа неразрывно связана с жизнью человека. Восприятие природы поэтом всегда согласуется с его настроением.) -Какой изображают природу поэты (Поэты передают красоту природы и многообразие окружающего мира.) -Что значит для поэтов чувство любви к природе? ( Любовь к природе перерастает в чувство любви к Родине.)
  • Таким образом, мы увидели, что поэтов объединяет способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от равнодушного взгляда. Стихотворения  поэтов

 открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: перерабатывают информацию, отвечают на вопросы, сравнивают и делают выводы. Коммуникативные: выражают свои мысли, оформляют речевое высказывание.

9) Этап рефлексии

-Что нового открыли для себя на сегодняшнем уроке?

  • Чем полезен был наш урок?
  • Какое стихотворение вам особенно понравилось?

Выставление оценок.

Отвечают на вопросы, выражают своё отношение к уроку.

Фронтальная

Регулятивные: оценивают качество и уровень усвоения учебного материала.

10) Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:

  1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.
  2. Сочинить стихотворение о природе родного края.
  3. Задание «Совершенствуем свою речь» (с.105). По одной из пословиц подготовьте устное или письменное сочинение.

Выбирают вид домашнего задания и записывают его в дневник.

Метапредметные: умение определять объём и содержание домашней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по татарскому языку во 2 классе

Технологическая карта урока по ФГОС во 2классе по татарскому языку "Алсу -пөхтә кыз"(русскоязычная группа)....

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока. Родная (татарская) литература. 5 класс. Л. Кассиль. «Мэнгелек хэтер».

Урок построен с использованием национально-регионального компонента - о подвиге Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича....

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...